Утром прибыли на Улан-Удэ. Встретили нас Алексей и промозглая дождливая погода. Переждали дождь и поехали в гости к Ламе. Это островок буддийской веры (Дацаны). Находится достаточно далеко от города, но на маршрутке за 20 руб. домчат. Место действительно необычное. Было промозгло! Дорожки развезло: лужи и грязь. На фоне этого не самые ухоженные строения для жизни монахов и в центре Буддийский храм. Он ярок и украшен. Только глазами Сенкевича такие видел по телевизору. Надо пройти по кругу территории, прокрутить барабаны с молитвами. Многие барабаны сделаны из консервных банок. Их поднял, повернул и поставил. А некоторые в рост человека. Под крышей и с ручками. Проходишь, прокручиваешь, кладешь приношение, можешь печенье, конфету или копеечку. Потом заходишь в храм и дальше как все. По часовой стрелке движешься, перед святыми мощами Ламы молишься и отходишь к нему спиной, не поворачиваясь. Если хочешь оставить записку за упокой или здравие, в конце пишешь сколько денег пожертвовал!? Вдоль стен полка с бутылками молока и печенье. Это прихожане оставляют для освящения, потом забирают и дают больным. Интересно все и довольно-таки необычно.

На утро следующего дня последние приготовления, покупка солнечных очков, блесен, шлепанец. В обед два микроавтобуса отправляются в путь. Цель Святой Нос – полуостров. Усть-Баргузин. Ехали на 2х «Сан-Йонгах». 5 часов пути до парома.

По пути проезжали «Бурхан» – очень почитаемое место у бурят. Приходят по праздникам «побрызгать» водкой. А за поворотом стоят гаишники и штрафуют «набрызгавшихся» водителей. Проезжали реку «Хаим». По легенде, у богатого купца упал в реку ларец с драгоценностями. Достал ларец мусульманин Хаим, трижды ныряя в ледяную воду. В честь Хаима и назвали реку.

Пообедали в кафе около «Мертвого озера». В озере вымачивали коноплю, и от огромного ее количества вся живность в реке передохла. Сейчас, увы, конопли нет, а озеро снова заселили рыбой.

Пересадка на 2 УАЗа и дальше. Весело наблюдали, как обучали молодого паромщика. Парень раза с пятого мог приблизительно зайти на «цель». Дорожки как после бомбежки. 2 часа до места. Разбивка лагеря, ужин, знакомство. Всего 13 человек.(5 ребят и 8 девушек) Поводом был День рождение одной из участниц похода. Каждый сказал, пожелание и плюс в двух словах о том, что ожидает от похода. Познавательно. Начинаешь узнавать людей, с которыми собрался в путь.

23-го. Подъем в 6 часов, завтрак, сбор байдарок, попытка упаковать вещи и продукты. Первые знакомства с веслами и управлением байдаркой. Первый переход на 18 км. Вдоль песчаной косы и остановка в прекрасном месте на песчаном берегу возле р. Безымянная. Дежурные готовят ужин, а дальше у каждого свободное время — как правило, расстановка палаток, сушка вещей и купание. Благодать, тишина! И только бурундучки возмущенно пищат, когда идешь гадить на их территорию.

24-го. Подъем и паковка вещей (выложенных накануне вечером) обратно в байдарки. Вещи пакуешь в гермомешки, по мере надобности: жесткое в центр, чтоб не выпирало, но самое нужное сверху. Мешки очень удобно ложиться вдоль борта, и тепло, и мягко, и влетать в байдарку удобно — как в перчатку. Под себя клал неопреновый коврик и пустой рюкзак в плотном пакете. Так как я сидел сзади, то ждал, пока сядут передние, и помогал натянуть гермоюбки. Неудобные у них сапоги были. Размер большой или слишком жесткие или от хим.защиты – мягкие. Влезали они долго, а вылезая иногда сапоги оставляли в байдарке. ( А если волна, и влезать быстро надо!?) Так, вот, пока всех посадишь, и сам залезешь, ноги в шлепках промерзают, т. к. вода плюс 4-6.Потом стал одевать сапоги, но на босую ногу. Все равно где-нибудь зачерпнешь. Отдельно в пакет клал треники и футболку, которые можно было переодеть при остановке. Мы с веслами имели дело в первый раз, и водой обливались все. Это потом научились грести так, что и юбку можно было не одевать вовсе. К очкам посоветую прикрепить, если не специальную трубочку, которая не тонет (3-4$), то хотя бы шнурок. В воду очки падают часто, рванешься – перевернешься. Лучше брать панаму, а не кепку. Мажем кремом от загара все, а верхушки ушей часто забываем. У меня уши обгорели до волдырей. Спать больно до сих пор.

Встретились с первой волной. И в этот момент перетерся шпагат руля. О-очень не приятные ощущения. НЕ используйте блочки и прочие приспособления. Лучше морских узлов ничего нет. Перед отъездом научитесь вязать хоть 2-3. ПРИГОДИТСЯ!

Так как силы не рассчитывали, кто-то уходил вперед, кто-то отставал, но в основном все забирали в море, и приходилось возвращаться, а это трата сил и сотни метров. Только к концу поездки я стал держаться у флагманской байдарки. Наши «старшие» были людьми опытными, измученными Нарзаном, а потому лишних метров не делали, курс всегда держали верный, да и в волну на них ориентироваться было легче. Страшно байдарку вести под углом к волне. Ставишь носом поперек и потихоньку уходишь все дальше. А так смотришь, как старшие делают, и сам подражаешь. Когда же жутковато становилось в большую волну — один взгляд на их спокойные и размеренные шлепанья веслами и становилось намного спокойнее.

Из школьного курса – кратчайшее расстояние между двумя точками прямая, так вот если плывешь от мыса до мыса, то тебя на таком расстоянии непременно снесет в море и приходиться преодолевать два катета. А чтоб плыть по гипотенузе надо делить виднеющийся мыс примерно пополам, намечать точку и плыть на нее. Приходишь прямо к мысу – проверено.

И так, обед на мысе «Тоненький», невдалеке была плавучая база – гостиница. Порядка 100 $ в сутки, девчата наши ходили. Ничего, говорят база и загадочно улыбаются!? Ночевка на приятном месте возле р. Чивыркуй. В реке мелко и тина, блесну цепляет, а в 5 метрах от берега Байкала наловили! С ладошку Штук 20. Но с подсачником надо ловить, а то рыба часто срывается. Блесна черная — вертушка. Комары достали. Брали спреи и крема, а в палатках жгли спирали .

25-го. Выход и переход по прижимам до р. Кедровая. Прижимы — это отвесные берега к которым не пристанешь при всем желании. Повезло, что особой волны не было. Отвесы метров по 40-50. Даже сосны не держаться. Красота — у воды в расщелине глыба снега куба на 4. А в тень прижима заходишь, темновато холодно, и невесело как-то сразу становится. Вода в этот день была как зеркало. После обеда – чая на р. Шумилиха был бросок, который все запомнят надолго. Если до обеда 15-18 прошли, то после еще 30 с лишним! Кажется не обедали, чтоб время не терять. Это было исключение. Питание у нас было как дома у тещи на именинах. Капусты свежей кочанов 15 было, картошки, морковки свежей по полмешка. Тушенка из Улан-Удэ. Конина и свинина. Сгущенка, все виды круп, каш, сухое молоко, бак муки. Утром в емкости замешивали тесто, клали в байдарку, и в обед свежие лепешки! Печенья и сухарей с конфетами разных мастей мешок!!! Супы варили свежие, не считая ухи как дополнение. Крупы делали с тушенкой или сгущенкой для калорийности. Ночевка.

26-го. Дневка. День выдался пасмурный, повезло, что остановились в зимовье: был навес с камином. Сделали пеший переход к водопаду, километров на 8 в одну сторону с перепадами высот. Проходили через чудеснейшее горное озеро. Такое впечатление, что все вокруг и его самого создал толковый дизайнер. Уж было все аккуратно и красиво там. Я думаю, что нашел свое озеро. Сверху вода кажется бирюзовой. Господа, это надо видеть! Вдоль неренговой тропы растет черемша! Наелись и с собой набрали. Проходили по курумнику – это застывший камнепад. Только камни с человека размером. На тропе помет медведя попадается. Свежий. Ночной. Жутковато. На тропу без сопровождающих егерей ходить не рекомендуют. Возможно нападение бурого. Хотя с 80-х годов таких случаев зафиксировано не было, да и на шумную толпу нормальный зверь не пойдет.

27-го. Выход до поселка Давша. (центр Барузинского заповедника). Обед на реке «Туркулик». После высадки все обычно сушатся разводя пару костров, готовят обед. После обеда свободное время. Отдых, кто спит, кто блесну кидает. Мне не повезло. А ребята поймали 3 рыбки средних размеров. Больше ловить не имело смысла, т. к. все уже сыты. Но уху все же варили. Быстро, сытно, вкусно. Переход к поселку Давша.

28-го. «Давша» образована в 1907 году. Население 24 человека, в основном работники заповедника. О его истории нам подробно поведала экскурсовод Кристина. Музей очень хорошо оформлен. Хорошая экспозиция посвящена Доппельмаеру – человеку занимавшемуся соболем. Он провел первую научную экспедицию в этих местах. Кстати, наш поход был посвящен 90-летию, именно этой соболиной экспедиции. Приняли нас в Давше ровно и безрадостно. Так нам показалось. Они готовы пулеметы на вышках поставить и никого не пускать. Но тогда для кого все это!? Опять не для простого человека!? Связь по рации. Хозяйство – натуральное. Это была последняя точка, откуда можно было кому-либо повернуть назад на рыбацких и прочих плавсредствах. Если бы не медведица с тремя медвежатами, которая разгуливала по деревне и тырила кур, нам бы не предложили остановиться в доме. Здание школы или эколагеря. Печь и широкие дощатые кровати. Напротив, у местного мужичка арендовали баню. По 30 р. с носа. Заходили в 3 смены. Постирались.

Затемно выходить из дома нам не рекомендовали. Я сначала не понял почему у туалета здоровая кастрюля прибита. и палка лежит? Местные, выходя из дома, ночью в туалет сначала половником по ведру шарашат, затем бегут на очко ведя палкой по забору. Нужду справят и приоткрыв дверь туалета лупцуют по кастрюле, и бегом в хату. Мы решили, ежили медведя по пути увидим, то и туалет сразу станет не актуален. Хотя шанс убежать становится выше. Ведь он когда за тобой рванет на этом и подсклизнется! Да и в случае близкой схватки будет, чем ему глаза замазать!

За пределы поселка ходить запрещено. Сами предоставлены себе. Все в основном ели. Чтоб попасть в местный магазин надо сходить домой к продавщице и она придет и откроет. В продаже крупы, туалетная бумага и немного сгущенки. Ценники девяностых годов. Пополнять запасы провизии смысла не было. Так как все необходимое было с собой. Рацион был рассчитан настолько точно, что порой даже удивлялся, как так, ничего лишнего, все по норме и не голодны. Видимо это и есть опыт. Организовывали все люди не раз бывавшие в подобных походах.Там еще источник есть сероводородный горячий. Грязненький домик с двумя ванными. Ополоснуться и постираться можно.

29-го вышли к мысу «Кабаний». До обеда шли по полуметровой волне. Ветер, как говориться, в харю, я…! Понял сразу, где эта поговорка родилась. Обед на реке «Большая», с волны трудновато развернуться на 180 градусов и с размаху войти в реку. Так как волна приличная и ставить борт к волне неприятно. Тут все от четких и правильных команд зависит. Скорых и слаженных действий в работе веслами. Так вот, сначала идут 2-е большие волны, а затем 6 или 8 маленьких. Так на малых развернуться надо (поворота руля не достаточно) и уже на больших в реку влетать, предварительно наметив фарватер.

Порадовали следы медведя на песке — свежие следы, четкие. После обеда шли вдоль берега с однообразнейшим пейзажем. Такого до этого не было. Обычно каждый километр тайга меняется. Каждый раз она другая. Это не объяснить. Ночевка на мысе «Кабаний». В зимовье. Они открыты. Пила, топор, печь, нары. Попользовался — положи на место.

30-го. От мыса «Кабаний» к мысу «Понгонье». Обед на реке «Иринда». Хотя все привыкли к порциям, и лишнее уже не лезло. Во время дежурств я всегда старался ребятам добавку выкроить. Так как гребут больше. И сил надо больше. Сам помню, как в 19 лет всегда есть хотел. Да и сейчас рубаю, особенно когда работаю.

На всю жизнь запомнил рассказ одного очень респектабельного молодого человека. Мы с ним в ресторане горнолыжного курорта познакомились. Поели, пивка выпили, а у меня в бутылке оставалось. Думал ее с собой прихватить. А он говорит, оставь если не хочешь. А иногда и когда хочешь, оставляй! Просто в армии, говорит, на границе служил. Часть человек 30. Всегда молодым есть хотелось безумно. А сидели все за одним столом. Съедаешь половину порции и молодому двигаешь. Не хочу, мол, больше, ешь! А у самого желудок сводит иногда. Ну, понт такой был, кто отодвинет раньше.

Самый обычный и непримечательный день. Спокойная вода и хорошее настроение. Ночевка в тихом месте природной бухты. Там, где после долгих прижимов, в самой глубине бухты прекрасный каменистый пляж метров на 200. А потом опять скалы, камни, прижимы.

31-го. Выходя с территории заповедника, посетили родовое поместье эвенков. Рыбацкая база, пара домов гараж и настоящая юрта. На два спальных места с кострищем по середине. Сложена из жердей и кажется дубовой коры. Ничего подобного в жизни не видел (только на картинках). Олень у них на веревке привязан. С мохнатыми рогами и большим колокольчиком. Как из упряжки Санта-Клауса. Хлеб любит! Только покажи сухарь — летит как собака. Глаза горят, колокольчик звенит. А волки там съели 30 оленей за зиму. Из 150-и. Вот так.

У местных приобрели рыбу свежую. Омуль и хариус. По 20 руб. за кило. В кило 7-8 жирных штук. А на оставшиеся 20 рублей попросил я у них вяленой. Они говорят возьми сколько в руку сможешь. Наивные. Рук-то у меня две. Я еще в волейбольной секции легко мяч брал ладонью сверху. Вот взял, как потом выяснили,18 штучек.

Когда, не спеша, подходишь с воды к поселкам расположенным на берегу Байкала, то настроение поднимается. Какая бы погода не была. Маленькие аккуратные деревенские домики, огороды и зеленая травка. После долгих километров тайги — домики. Люди. В таких поселках жителей мало. Если в «Давше» к примеру, 28 человек, то здесь, на метеостанции «Томпа», всего пятеро. Две женщины и три ребенка. Собаки, коровы и наглый, наглый жеребец. Женщины работают на станции, а мужья в Иркутске. Приезжают 3-4 раза в год. Станция пайковая. (Вместо денег продукты и одежда). Сняли баньку. Пока ужинали рыбными котлетами «на пару» (мясорубка у нас тоже имелась). Старшие приготовили прекрасный рыбный пирог. В печи, сложенной прямо на берегу из камней. Необычно — в походе пироги, котлеты!

01-го. Из «Томпы» взят путь на «Хакусы». По глади, но той где весла вязнут. Погода- штиль, солнце, птички поют. Уверен, что поют(до берега километр).Вдоль берега идти километров 9. А напрямки 3-4. Час ходу по такой воде. Мы ж не лохи, чтоб вдоль берега шлепать! Мы мореманы УЖЕ! Только без наколок с якорями, акулами и прочим. Идем напрямки. Благодать. Ветер свежеет, рябь по воде. Рябь маленькой волной сменяется, ветер свежеет. На метеостанции о шторме не предупреждали. Девчатам предложил к берегу повернуть. По ветру и волне быстро б долетели. А они говорят не дрейфь в компот, салага! Руль прямо и греби. Ладно, думаю, они впереди им видней. А ветер свежеет. Волна пошла. По пол метра. Идем. Волна. Уже не смешно. До берега, как в анекдоте до Таллина, уже даллекко!

Держаться за флагманской лодкой я научился. Глядя на них понял на сколько остро к волне можно галс менять. Двойка со шведами в стаю пришла. Рядом идет. Это говорит о том, что не один я так ситуацию оцениваю. Волна сильная, короткая и ветер сильный. Ребята помоложе сильно в море уходили. Им страшновато лодку под углом к волне ставить. Особенно в той лодке, где рулевой отдал инициативу и возможность собой командовать (как ему казалось и как она утверждала) более опытной туристке на носу байдарки сидящей. Жутко смотреть как она с первого номера орет куда поворачивать. Я ему посоветовал рулевое управление на нос перенести. Уж и не знаю, почему она сразу за руль не села? Может, ноги до педалей не доставали, а может, за спинами более рослых попутчиков берег не видела б? В любом случае, весело было наблюдать, как эта торчащая из байдарки голова звонко давала команды.

А когда галс меняете, и волна на вас идет, многие весла бросают. Как в песне у Макаревича. «за тех, кто не струсил и весел не бросил» Я раньше не понимал, зачем они их кидают, куда кидают? За борт? Зачем? А сами куда? По палубе гулять? В шторм? Так вот, глаза на выкате и перед волной, мои девахи весла к байдарке прижимали, а на соседних, вверх поднимали. И с криками о- о- й или а- а й на этой волне перекатывались. И тут, вы полную свою несостоятельность понимаете.

Я, к примеру, на попутчиц матом ругался, орать начинал и (якорь им в глотку) совершенно искренне обещал веслом по жабрам надавать. Лишь бы девчата о приближающейся волне не думали. Толи я орал так сильно? То ли у девчат возникло желание добраться до берега раньше меня, там меня подождать, и запихнуть то весло и заодно фок-мачту до самого бом-брамселя вместе со шкотами мне в трюм через пробоину в днище. Я не знаю. Но весла бросать перестали. И кое-как до берега дошлепали.

Остановились в месте под названием «Поющие пески». Что они поют, о чем поют, чем и как я так и не понял. Но женский коллектив, под видом прослушивания местного репертуара, уединился в этих самых песках. Может песок от того и не пел ,что наши девахи ему своими тельцами на горло навалились? Одно было ясно, девчата нанервничались и это во что-то выльется. А вылилось это, после обеда, попыткой установить матриархат!

Взяв у рыбаков немного соленой рыбы, двинули дальше.

На той байдарке, где «голова профессора Доуэля» пыталась что-то решать, рулевым было принято правило- кто за рулем, тот и командует! Кто хочет за руль — пожалуйста. К чему я это рассказываю? Да к тому, что все конфликтные ситуации возникают после напряженных стрессовых ситуаций. А спор дружбы не портит.

Мои же попутчицы, наоборот, стали принимать решения сами. Я им дал такую возможность. Особо не саботировал. Рулем специально не вертел. Но давал понять — ситуацию контролируйте. Если не ежесекундно, то хотя бы ежеминутно.

И тут я сделал открытие! О котором догадывался. Девчата, понимая, что от меня рвения ждать не приходится (я несколько раз грозил засушить весло) НАЧАЛИ ГРЕСТИ!!! И ведь гребли, суки, и как гребли!!! Мне оставалось только по воде хлюпать. Кайф какой. Но скоро, устав от подобной игрульки, поравнявшись с другими байдарками, я нарочито громко объявил, что с плюрализмом покончено! Я их прощаю! Девчата зубами поскрипели, но погребли дальше. И тут я пожалел, ох пожалел. Грести то они опять перестали. И вся полнота власти легла на мои плечи в буквальном смысле.

Обычно дежурным давались конфеты или печенье, для полдника на воде. Это больше подбадривало морально, нежели физически. На обеде я заметил, как одна, очень боевая герла из третьей тройки и одна из моей залезли в мешочек с полдником (в который я обычно досыпал, хоть и не много, сухарей не съеденных за обедом) и сушки тырят! Ну сказал пару слов. Хотя не надо было. Лучше слов всегда действие! Просто потом, в момент перекуса, в качестве должностного взыскания лишил их трапезы. Но, может, о чем выводы сделают!? У своих же таскали! Мелочи скажете? Может и так!

Остановка не далеко от Хакус. Все подались в поселок за пивом сгущенкой и мороженым. Я же в лагере остался — дежурить. Мне это не сложно. Люблю один побыть. Если б знал заранее, какой там термальный источник будет, то обязательно сходил бы. Он работал до12. Очень сожалею, что не сходил.

02-го. Дневку в Хакусах устроили. Так как с вечера толком не обговорили план на утро. Старшие со шведами утром ушли в пещеры. Это несколько километров назад. Ушли в 6 утра, пообещав вернуться к 10-11.

Ох, и обиделись на них девчата, которые тоже хотели пойти. А их не разбудили. Даже поплакали, втихаря. Хотя нечего из лагеря было уходить ничего не обговорив.(Тоже верно). Завтракать не стали, разгрузочный день устроили.

Я ждал возвращения байдарок, с тем, чтоб сразу завтрак устроить. Но их все не было и не было. Прождав до 12 часов, пошел к источнику. Наслаждения я Вам скажу!!!!.

Домики как в старые добрые коммунистические времена. Аллейки. Тишина птички. Запах столовой. Источник имелся как на воздухе так и помещении. Домик из бруса 5 на 3. а в нем бассейн примерно метр на два. Домик на 2е части разделен. Для Молдаван отдельно, для наших отдельно. Я хоть больше к последним тяготею, пошел в «М». Там пар как в турецкой бане. На улице же источник впадает в бассейн 2 на 2 .Отделан досками. Можно греться и загорать. Карловы Вары и Пятигорск с их источниками хороши тоже. Но этот оазис для усталого путника ни с чем не сравнить. Единственное, что смазывало удовольствие, так это не знание плана на день. Будет переход, нет ли? Просто лежали и дергались.

Вернулись к обеду и туристы из пещер. А обед то не готов. Договоренности не было. Обиделись они, за то, что не ждали. Говорят, компот бы из сухофруктов сварили. После переходов помогает силы восстановить, однако! (Цену такому компоту я сам познал позже)!

Вечером был замечательный переход до бухты Аяя. Бухта с названием «Ая» есть на берегу со стороны Иркутска. К вечеру мы подошли к этой бухте. Выйдя на ее середину, сложили весла. Я тихо кепку снял, из уважения к такой красоте и величаю. И не сколько б не удивился если б увидел там, на якоре пару фрегатов с пушками и черными флагами.

Швартовка к песчаному берегу. На него, как видно по оборудованным стоянкам, приезжает много туристов. Соответственно с дровами проблема. Здесь единственный раз распаковали двуручную пилу. Распилили большое поваленное дерево. Одну байдарку разобрали и, разложив по рюкзакам, приготовили к предстоящему переходу на горное озеро «Фролиха» с вытекающей из него одноименной рекой.

03-го. В 6 утра после небольшого завтрака переход на 8 км по пересеченной местности. Обувь любая. Тропа протоптана, правда, сыровато местами. Около озера обжитая поляна с кострищами. Компании с палатками, лодками, катамаранами, байдарками. Часть группы (девчата) уходят в лагерь, а оставшиеся 8 человек делятся пополам и первая четверка уходит на 3 часа по озеру. Я остался рыбачить. Везде очень мелко. И чтоб закинуть на глубину надо порядком зайти в воду. Проточная — ледяная вода здорово охлаждает ноги. У меня имелась пара байковых портянок. Кто в армии был, может их и не приемлет, а может у кого название ассоциируется с чем-то мерзким?! Но я так скажу — нет ничего лучше сухих байковых портянок! Флисовые носки тоже теплы. И стираются и сохнут моментом, но…

Ловля у берега результата никому не принесла. Тянуть блесну с глубины на мелководье, чтоб поймать окуня нет никакой возможности. Когда заглубляешь блесну, есть вероятность, что она застрянет меж камней. Так не я один их засаживал. До нее 2-а метра, а не укусишь. Пытался раз достать. Начерпал воды и понял, что нет ничего хуже мокрых байковых портянок. Костер разведен, запас конфет и печений съеден, байдарка с товарищами встречена. Местами поменялись, и наша четверка пошла в плавание.

У нас 3 часа. Забросили блесну и сразу окунь грамм на 800. Озеро действительно прекрасно. В поперечнике 1.5 и в длину км.4 будет. С нами был самый молодой из ребят. Созерцатель по жизни и пока еще романтик 19-и лет. Очень уж ему захотелось на Байкал с ближайшей вершины посмотреть. Хотя пришедшая четверка нас предупреждала: Курум там шаткий, валуны по тонне весом как сахарный песок сыпется. Не суйтесь! Но, высадили мы его у горы да с дуру ума и отпустили одного. Хотя и не отпустить не могли. Все взрослые, за себя отвечающие.

Так как мы считались намного старше, соответственно и поопытней, может где-то и поумней, то, конечно, кому-то надо было б с ним пойти. Никогда по одному не отпускайте! Это закон! А нам уж больно порыбачить хотелось. В заповеднике не баловались. А тут раздолье! Отпустили мы его на 40 минут. Этого только на четверть подняться.

Часов у него не было, а свои мой напарник себе оставил, чтоб альпиниста нашего контролировать. Волна поднялась. Клева нет. 40 минут пролетели как 4 минуты. Нервничать начинаем. Не до рыбы. Свистим, кричим. Все пусто. 1.30 прошел! Нет его. 2-часа – пусто! Через два с половиной часа высаживаем одного и гребем за помощью к другому берегу. Так усердно я не греб никогда!

Прибыли, доложили, сменились. Старший Алексей с напарником пошли к горе, а те, кто остался, начали заготавливать дрова на вынужденную ночевку. Комары достали и холодно уже. А вещей мы толком не брали. Я втихаря хороших жердей в кустах сложил, для носилок, если вдруг понадобятся. Мы даже аптечку не брали. Фонарик, правда, утром в карман сунул, да нож складной. Ребята посмеивались над фонариком.

Повезло нам, как только ребята дошли до подножия горы, наш верхолаз спустился сам. Сам бледный руки и губы черные. Это он ягод наелся. Шикши, черники, голубики. А сам бледный — страха изведал. Ребята видимо высказали все. Это по нему видно было, так никакого смысла лекции ему снова читать не было. Но свою вершину он все-таки покорил. Я это по тлевшему огоньку в его глазах понял. Вероятно, эти ощущения останутся с ним на всю жизнь? Не знаю. Его первая вершина как в песне Высоцкого. Только дорога вниз была опасна! И, его от серьезной травмы, а нас от поисков уберег случай.

До базы надо было добраться до наступления темноты, а солнце уже садилось. В полной темноте искать тропу сложно, да и ноги повыворачиваешь. Почти бежали и вышли с последними лучами заходящего солнца. И тут я понял, как нужен глоток того компота из сухофруктов. Теплого, сладкого, тягучего который возвращает тебя к жизни и вливает новые силы.

В этот вечер был День рождения одной из попутчиц. Хотя сил после такого перехода не оставалось, а было огромное желание залезть в спальник. Все же был разведен костер, и было торжественное вручение коробки конфет и бутылки шампанского. Со всеми подобающими поздравлениями. Нет сомнения, это было безумно приятно нашей имениннице. Сам же я, зная о предстоящем событии, приготовил (правда, уже пользованные) маленькие свечи для торта с подставочками, и галстук бабочку 70-х годов. Но все благополучно забыл в гараже, где переупаковывал рюкзак перед отъездом. Дорого как говориться к великому дню. Жаль. А на сколько это получилось бы приятно, я понял только там. Впредь буду намного внимательней к таким мелочам. Ведь такое простое внимание вам ничего не стоит, а людям память на всю жизнь. Поверьте — на всю.

Ну а наш черный альпинист (как герой из туристических страшилок) принес свои извинения за причиненные беспокойства . Думаю многие из нас ему чуть-чуть завидовали. У него была своя вершина, не она главное. Главное — достигнутая цель. А нас часто сдерживает страх за свое здоровье, боязнь травм, вероятность разбиться, боязнь подвести товарищей и проч. и проч. и проч! Это и к нему прейдет с годами. А пока ты молод и беззаботен! Это ли не здорово!?

04-го. Бухту Аяя покидали утром. Опять по глади. На выходе обернулся и сказал: «До свидания!». Шли легко, при попутном ветре. Иногда на воде попадаются места, похожие на озеро в озере. Эти «озера» совершенно разного размера. Если на всей воде зыбь, то в этом месте гладь. Толи яма там, толи еще что? На одних таких промежутках можно время наверстать, так как грести легко. а на других весло вязнет — не провернешь. Ни один я замечал.

На обед встали позже обычного. Была возможность пройти при попутном ветре, побольше.

Послеобеденный отдых проходил с поеданием ягод. Губы и руки после нее черные. К концу похода научился наблюдать за старшими группы. Они-то знают как время грамотно использовать. А тут смотрю, они ягоду собирать перестали и к байдарке. Собирайтесь мол, а мы вас на воде подождем.

Ветер я сразу почувствовал. Только объяснить не мог. Толи из предыдущего опыта отложилось в подсознании, при таком ветерке жди волны. Как уж девчата со мной спорить не стали, не знаю! Но в байдарку я их загнал без особых усилий. Только отошли метров на 20 от берега – на тебе! Волна под метр. А дежурные только котлы мыть начали. Не сладко ребятам пришлось. На такой волне в лодку залезть. Да еще без опыта.

Ветер такой, что просто ставя весло поперек ветра развиваешь большую скорость. Лети и все! Старших обогнали. Это еще и плюс поливиниловой байдаке против брезентовой. Волны по метру были точно. Один раз весло опустил, а воды под ним нет. Мы оказывается, между двух коротких волн повисли. Приятно, что волны под углом к берегу шли. Главное мыс пролететь, а там опять по ветру. Ну а если большую волну оседлать, то, как на крыльях летишь. Такие скажу вам ощущения! Такая мощь под тобой. Только на ней удержаться надо. Для этого слаженно грести надо. Как на катамаране. Конечно надо бы потренировать такую греблю. Кто правым кто левым. «ГРЕБИ-ТАБАНЬ» отработать.

Не давайте девам оборачиваться. Когда на вас такой вал сзади накатывает, самому неприятно становится. Стихи читайте, пойте. И самим легче. Куплет спел-100 метров прошел. Голоса и слуха у меня нет. Но, уверен, от моего сипа кому-то и легче и веселей было. Знал бы, что петь придется, полистал бы песенник. В свое время много знал. Начиная от блатных заканчивая радио ретро. Когда волна спереди, то у впереди сидящего глаза как у белки в Мультфильме «ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИУД» становятся. И понять можно. У них акромя весла и горизонта ничего нет. Какая уверенность в рулевом должна быть. Ведь, бедняги, ничего изменить не могут, только с ритма сбить, и сделать еще хуже. Ну могут пукнуть от возмущения, чтоб до рулевого дошел их гнев праведный..

По волне прошли намного дальше, чем рассчитывали. (Как потом выяснилось раза в 1.5!) Мы отметили для себя мыс как конечную точку... Ну, до берега то мы долетели, а мыс – то теперь за спиной. Надо дальше галсами идти. Старались держаться на глубине, метрах в 50 от берега

Тут плес начинался. Была вероятность сползти с волны и просто зацепиться за дно и перевернуться. Мелко. Не опасно. Но неприятно. Галс-это движение под углом к волне. Надо грамотно пропустить пару больших волн, а на более мелких поворачивать. Тут угла разворота рулем не хватит. Слаженность команды потребуется. Я об этом уже писал. Может, бывалых повеселят подобные откровения! Но большинство из нас только по морю на матрасике плавали. И по этому почувствовать под ногами твердую землю, было безумно приятно и ободряюще.

После высадки сразу развели огромный костер, просушились. Приготовили ужин..

Начался дождь, и на небе появилась яркая огромная прекрасная радуга. А за ней другая Начался дождь, и на небе появилась яркая огромная прекрасная радуга. А за ней другая. Все шутили и смеялись. Говорили, мол, не волна это была, а так, болтанка мелкая! Может и так. Вот только, как те галсы вспоминаю, жутковато становится. Я например под конец дня и вовсе перестал различать куда волна движется. На меня или от. Она рябит и переливается. Все вокруг серо и не контрастно. Просто рядом с тобой гора из миллиона бликов. Одну такую встретил бортом. Гребень ее прямо на нас и лег. Я всем телом в противоположную сторону навалился, чтоб не опрокинуло. Хорошо, никто ничего не заметил. Море успокоилось. Прибыл рыбнадзор. Проверка документов. Морось и сон.

05-го. Сборы под дождем, хоть и не сильным — убивают. Руки скользят. Все в песке. К концу поездки у многих стала трескаться кожа на подушечках пальцев. У меня это по всей руке было. Их и собаки есть не стали б коль предложил бы. И это не смотря на то, что пили поливитамины и аскорбинку отдельно. Ели замечательные супы из свежих овощей. Благо, что конечная цель маршрута уже виднелась на горизонте.

Особо и не верилось в то, что эта поездка вот так закончиться. Серо и буднично. Ведь большинство из нас эту поездку пестовали очень долго. Многие даже мечтали годами. Дело в том, что для жителей Москвы, Питера, Киева съездить в Европу намного проще, а главное, дешевле нежели долететь до Иркутска.

Шли вяло по песчаной косе. Много километров. Почти касаясь дна веслами. Удачное опережение графика было на пользу. Так — как пошли сообщения о шторме, а опаздывать многим было нельзя. Билеты обратно с фиксированной датой. Очень напрягает. Когда девчата переставали грести, я говорил: у меня билет МЕНЯЕТСЯ. Хоботов, скажите Вы, это мелко! Согласен. Зато как эффективно! Они зубы стиснут и гребут.

Пришли к Нижнеангарску. Морось. Палатки поставили, вещи слегка просушили и в город пошли. Кто про расписание поездов узнать, кто про самолеты, кто про ракету.

Как в таком городке вообще аэропорт есть — удивительно. Девушка, которая в аэропорт ходила провела аналогию с фильмом «Экипаж». Город в полке горы расположен и тянется вдоль берега. Бараки, бараки, невысокие домики. Все серо и убого. А издали, прекрасно смотрится. Проводили всех.

До Иркутска поездом 33 часа. А на ракете 12. стоит 1200. Она всепогодная. Берет 120 человек. Но советовали нам приходить заранее. Чуть ли не ночевать на пирсе. Уходит она в 7.50. Те, кто брал билеты от Иркутска и обратно, садятся первыми. У них места фиксированные. Остальные по очереди. Хотя говорят, берут всех. Никто не остается. Просто едут стоя.

Переночевали в частном доме, по 70 рублей с носа. Предварительно обойдя много мест. До гостиницы 4 км. В школе можно. Но справляйтесь у ночного сторожа. Они после 18 и заступают. А некоторые выпивохи приглашают к себе просто так. Общения ради. Но потом могут просто выгнать. Если пить с ними не станешь, или пол ночи разговаривать. Но если вас много просто у дороги в палатке. Я то один с двумя девчатами был.

06-го. В ракете задний салон намного шумней. И запах дизеля. Зато укачивает меньше. И буфет перед носом. Кое-что лучше с собой взять. В буфете не все и подороже. Хотя и пельмени и супы в пакетах и чай с пирожными имеются. Пиво.

Через полчаса остановка в Северобайкальске. Досадка по билетам. Без билетов сесть очень трудно. Проще утром приехать из Северобайкальска в Нижнеангарск за 20 рублей.

На ракете много путешественников. Одна девушка пешим маршрутом шла. Вся в ссадинах и синяках. Рассказала про ранние подъемы. Про порции еды из сублимированного мяса, про мошку и комаров. Есть в накомарнике можно, но гадить через сетку трудно, а без него вешалка. По утрам вода замерзала и снег на палатках.

Мы этот снег с нашего берега хорошо видели! Пройти столько, не есть толком, даже Байкал не видеть. За эти деньги можно было б по Альпам пройтись (если по студенческому туру). Туристы народ общительный. Послушали много рассказов. И вспоминая услышанную давеча историю про то, как экипаж нашей ракеты, закрывая прошлый сезон в последнем рейсе выжрал ящик водки. И не заметив береговые буйки, на всем ходу, мимо причала, вылетел на берег, оставив на мели, рули винты и крылья. При этом продолжая допивать остатки. А снимать их с берега из Иркутска пришла целая флотилия кранов барж и буксиров. Под мерный рев и запах дизеля мы задремали. Приходит комета в порт Байкал. Я вам о нем рассказывал как о начальной точке КБЖД.

Там вас пересаживают в две таких же, но поменьше. И через 40 минут вы в Иркутске. От причала на маршрутке, куда хотите за 7 рублей. Около автовокзала есть деревянная гостиница «БАБР». Говорят, зверь такой был. Есть номер, где по 110 рублей за человека. Но он, как правило, занят. Вчетвером взяли трехместный номер за 750. Туалет и душ на этаже. Сносно.

07-го. Такси заказать до аэропорта -150 рублей. Рейс задержали. Авиаперевозчик объединил рейсы. Сочи через Москву.

Вот так серо и буднично закончилось это путешествие. А тем, кто хочет посмотреть красоты Байкала, и при этом не лишать себя прелестей цивилизации могу посоветовать следующий маршрут:

ИркутскЛиствянкапорт Байкал — по КБЖД (дня 4.с рюкзачком и палаткой или без оной, там 84 километра). Лучше иметь с собой горелку и маленькой газовый баллон. Весит все меньше 1 кг. Но готовить можно и в дождь, и в палатке. Мы тащили круглый чан, литров на пять. Не пригодился. Лучше всего на 1-2х это армейский котелок. Вещь незаменимая. Такая компактная, удобная. Еще влажные салфетки (только не в банках — место занимает) оказались весьма актуальны.

По Интернету посмотрите места остановок. Например «Серебряный ключ» – Слюдянка (от Слюдянки поезда во все направления идут) или на «Мотаню» вечером садитесь и утром в порт Байкал вернетесь. Подождите ракету (это должна быть пятница.) и через 12 часов вы в Нижнеангарске. Там переночуете, а утром на катере до бухты Аяя. Пообедаете. (До Фролихи идти нет смысла — без лодки ничего не увидите!) — после до Хакусов. Там дней несколько и обратно. На самолете или поезде куда хотите.

А можно от Иркутска до Слюдянки поездом. Там по КБЖД прийти к ракете и до Северобайкальска. или с Иркутска до НижнеангарскаАяяХакусы и обратно до порта Байкал и по КБЖД до Слюдянки. Решать Вам.

Кому пригодились хоть какие-нибудь заметки — рад. А если весточку пришлете на chebulaevd@yandex.ru- вдвойне!

С уважением Дима Че.

Дима Чебулаев

"Голова профессора Доуэля"Да да, та самая, "которая жутко орет с первого номера"..... прочитала статью, интересно было узнать твой взгляд на поход, с юмором :) Впрочем юморам ты нас развлекал всю дорогу, за что большое доуэлевское спасибо.
Кстати, уже для потомков "про черного альпиниста", имхо мое мнение наш юный искатель вершин поступил оччень эгоистично и крайне неправильно. Говорю для потому, что после прочтения твоей статья кажется что типа он прав, так вот не прав. Он не имел никакого права уходить, т.к. свинством было с его стороны не думать о команде. О том кто будет метяться по окресностям в поисках этого несостоявшегося альпиниста. Дамы и господа, не поступайте так или ходите в одиночку, если не можете работать в команде!!!!!
А "Шведами" мы назвали потому как у них экипировка был оч яркая и оч новая, и гребли они тааааак невозмутимо :).
17.01.2005, 05:37:11 |
"голова ..... и т.д."извиняюсь за опечатки, слепой метод" печати не самая сильная моя черта :)))
17.01.2005, 05:50:55 |
ЕкатеринаНу что ж Дмитрий. Интерсная статья, все таки добралась я сюда и решила ее прочитать. Думаю ты меня еще помнишь, мы вместе ехали в Кант недавно))