пер. Контрастов — в. Обзорная — пер. Архаров — р. Жохой

Вид с подъема на вершину Обзорная на Окинское плато. Белые пятна — облака лежащие в ущельях.
Потихоньку лезем вверх, на заднем плане видно перевал Архаров.
Подъем в 6.00, на вершину Обзорная вышли в 7.00. Путь восхождения (н/к) лежал по северо-западному гребню. Уклон небольшой, примерно 20 градусов, склон каменистый, поросший мхом, изредка осыпные проплешины. Ночь выдалась очень морозной, замерзший конденсат на внутренней стороне тента, лед в канах. По легкому утреннему морозцу идется легко, полное ощущение утренней свежести, без всяких мифов.

Погода стояла отличная,
Вид на плато перевала Контрастов сверху. Все как на ладони. Наша палатка желтеет слева.
с вершины наблюдали окрестности до горизонта — Окинское плато, ущелье Иркута, массив Мунку-Сардык… Утренние
Вид с вершины Обзорной на юго-запад, видно гору Тыхен-Ардын, перевал Горный, перевал 26-го партсъезда.
облака лежит в ущельях глубоко внизу, мороз прибил их к земле.

В
На вершине Обзорной, чуть-чуть выглядывает Мунку-Сардык. Леха вылитый бэтмэню :))
вершинном туре нашли записку Лебедева С.Ю. (г.Зеленогорск, Кр.края) от 02.05.04. Съели, как положено шоколадку, оставили свою записку, положили туда опять же как положено, ништячков и повалили вниз.
Вершина действительно Обзорная, легко забраться, видно очень многое. Вид на восток. Где-то там далеко Китойские гольцы.
Это со мной. Держу в руках вершинную шоколадку.

Самое смешное было, когда мы собирались, Настя искала свои штаны, которые вчера вроде как положила, куда-то сушится. На территории бивака лежало что-то белое. Настя просто отказывалась верить, что ее чудные зеленые штаны превратились в эту промерзшую, ледяную белую тряпку. Очень напоминало кадр из фильма «Джентльмены удачи», — «какой хороший цемент, не отмывается совсем…»

Чуть приспустились с перевала, и, стараясь не терять высоту, подошли под перевальный взлет перевала Архаров (н/к, 2650м).
Вид с перевала Архаров на запад, видно массив пика Пограничного, цирк перевала Солярис, сам перевал Солярис, внизу верховья долины Жохой.
Перевальный взлет перевала — некрутой склон (градусов 25-30), мелко каменистый, покрытый редкой травой. Подъем не представляет сложности. Седловина перевала широкая, можно уместиться всем. С перевала открываются виды на долину реки Жохой, перевал Солярис (н/к), массив пика Пограничный (3425м).
Седловина перевала Архаров, группа релаксирует. То есть страдает от безделья.
В перевальном туре записки не нашли, оставили свою, и пошли вниз. Спуск с перевала чуть сложнее чем подъем, склон осыпающийся, так что пришлось надеть каски и медленно спускаться.

У
Панорамка верховьев реки Жохой.
нас не было никаких данных по долине Жохой, все отчеты которые удалось найти в Интернете, были по ближайшей части района Мунку-Сардык.
Снимок с перевала Архаров на вершину Обзорная, видно весь гребень, по которому лежал наш маршрут на нее.
На спуске с перевала Архаров. Видна стрелка истоков реки Жохой.
Та скудная имеющаяся информация по нашей будущей нашей части маршрута (колечко в районе истоков реки Жохой) была взята из отчета о пешем путешествии 5-ой к.с. Кузнецова А.А. (Библиотека МГЦТК) 82 г.

Пообедали на стрелке реки, где соединяются два крупных притока. Перейти реку ниже стрелки можно только вброд, мочить ноги ужасно не хотелось, поэтому пришлось пройти чуть выше, до стрелки. А там уже удалось найти узкое место.

Светило солнышко, было очень тепло, народ расслабился и загорал.
Перевал Архаров с западной стороны. Сам перевал — левая седловина. Путь спуска — левый кулуар.
Один лишь только Саша трудолюбиво что-то стирал, штопал…

После
Водопал возле стрелки рек. Сверху висят наледи, оставшиеся с зимы.
обеда сходили к маленькому водопадику, пофотографировались, закопали в камнях заброску (уходили на колечко) и пошли вверх по левому (орографически) притоку реки Жохой, в сторону цирка перевала Солярис. Вскоре речка полностью уходит вниз под камни, ее присутствие обозначает только шум где-то снизу, из-под огромных валунов. Во время движения отрабатывали навыки хождения по крупным моренам — скакали с камня на камень, аки горные козлы. Надо заметить к концу похода мы все достигли заметных успехов в этом, любые завалы для нас уже были как раз плюнуть. :-).

Через небольшой переход достигли первого озерца,
Первое озеро на пути к озеру Солярис. Мелкое. Можно аже назвать это широким разливом.
обозначенного на карте. Озеро мелкое и мутное, заросло травой и водорослями. От него до верхнего, большого озера (озера Солярис) вели два пути — по двум кулуарам — справа и слева. Правый путь(по ходу движения) казался немного круче и длиннее чем левый, но мы пошли по нему потому, что слева, за поворотом угадывался каньон.
Вид на первое озеро, путь подъема на на озеро Солярис, правый кулуар.
После затяжного подъема (попадаются маленькие крутые участки, до 45 градусов), вышли на гребень большой морены, запирающей озеро Солярис.

Когда мы, немного запыхавшиеся, вылезли, нам открылась впечатляющая картина — весь цирк перевала Солярис, и озеро под нами.
Вид с южного берега на север, на цирк перевала Жохойский. Перевал — понижение в гребне, нижнюю часть подъема не видно. Видно кулуар ведущий в цирк, он начинается в левой нижней части снимка.
Теперь стало понятно, почему его назвали Солярис!
Озеро Солярис и цирк перевала Солярис. Виден сам перевал, понижение в гребне справа.
Мало того, что оно было большим (для горного) — оно было удивительно правильной формы. Ну: или по крайне мере оно казалось таким с той точки, с которого мы его первый раз увидели.

Встали на ночевку прямо на гребне. Начал задувать ветер со стороны озера, поэтому пришлось искать ровное место за каким-нибудь укрытием. От озера, наш путь лежал вверх, в цирк перевала Жохойский, он находится прямо с севера от озера. Пока дежурный готовил ужин, а остальные релаксировали, я сбегал на южный берег озера с биноклем, с целью разведать, насколько можно, завтрашний путь.

По перевалу Жохойский также не было совсем никакой информации, кроме того, что он все-таки существует, где-то в северном цирке, и маленькой размытой фотографии. Категория сложности также была неизвестна (в некоторых источниках упоминалась чуть ли не 2А), поэтому мы взяли с собой на колечко небольшой комплект снаряжения — системы, веревки, каски и в принципе были готовы отступить если будет надо. Видел, как Леха с каской на голове спускался по крутому склону к озеру с двумя канами за водой. С южной стороны стало видно, что путь в цирк идет по кулуару начинающемуся прямо от озера. Сам перевал было видно совсем чуть-чуть, и оставшаяся его часть ничего хорошего не обещала. С чувством неизвестности легли спать пораньше, часов в девять вечера.

В отчете Кузнецова было написано, что этот цирк продувается ветрами со страшной силой, поэтому на ночь палатку растянули на все оттяжки. Оказалось, что здесь действительно ветрено! Ветер задувал еще с вечера, но ночью он совсем разошелся, несколько раз во сне казалось, что дуги вот-вот не выдержат и палатку «положит». Но все обошлось.

Далее (10 июля, 4-ый день похода)