9-й ходовой день (11 августа 1997 г.)

р. Ара-Ошей — р. Яман-Гол

Ходовое время: 2 часа 40 минут, общее: 3 часа 50 минут.

Протяженность: 11 км.

Выходим с места ночевки в 10:20. От места у впадения Ара-Хубуты в Ара-Ошей по конной тропе. Тропа поверху ведет вниз вдоль долины Ара-Ошея местами разделяясь на несколько параллельных троп, пересекающих мшистый заболоченный борт долины. Через 35 минут после выхода тропа уходит вправо, на восток от Ара-Ошея, переваливая через небольшой лесистый бугор, переходит через заболоченную лощину и уходит вниз серпантином в глубокую долину р. Яман-Гол. В месте, где тропа спускается к реке, бьет минеральный источник, до которого шли 1 час. Переходим Яман-Гол на правый берег вброд чуть выше колена. Начинается гроза. Прижим обходим поверху по тропе. Далее вверх по Яман-Голу тропа ведет переходя с берега на берег. Местами приходится двигаться вдоль реки, прямо по воде или пролезая прижимы у самой воды. Вода в реке прибывает. Через 40 минут движения вдоль Яман-Гола тропа после длинного участка поверху левого борта долины пересекает мощный левый приток. После серии бродов по пояс с берега на берег, упираемся в сложный прижим, пройти который вдоль реки при большой воде не удается. Тропа по левому берегу, через прижим над обрывом, размыта оползнями и не проходима. Пробираемся по более пологому правому берегу, вначале без тропы. Затем появляется тропа, взбирающаяся высоко на правый берег, огибает бугор, и возвращается к Яман-Голу по правому притоку. Проходим вверх по правому берегу Яман-Гола еще 200 метров за приток и устраиваемся на ночлег на небольшом ровном участке кедрового леса у реки.

Составил: Дегтярев Алексей

10-й ходовой день (12 августа 1997 г.)

р. Яман-Гол — пер. Обзорный (н/к,2088 м) — р. Нарин-Гол — р. Шумак

Ходовое время: 4 часа 30 минут, общее: 6 часов.

Протяженность: 17 км.

Группа вышла с места ночевки в 10:00. Идет хорошая тропа. Двигаясь по тропе, упираемся через 10 минут после выхода в прижим. Переходим реку Яман-Гол в брод на левую сторону, еще через 5 минут бродом переходим обратно на правую сторону.

Тропа после второго брода поднимается вверх и обходит скалы, далее пересекаем овраг и через 15 минут приходим к крутому правому притоку Яман-Гола. Перейдя приток, идем по правому берегу и через 10 минут делаем привал. Далее двигаемся вверх по тропе. Тропа поднимается плавно, через 10 минут доходим до слияния рек Яман-Гол и левого притока, уходим в правую долину. Направление С-В-восток, встречаются хорошие стоянки. Тропа через 20 минут переходит на левый берег. Там делаем привал с водой, перекус. После привала начинаем движение по левой стороне, река переходит на правую, а затем опять на левую. Тут кончается лес и начинается болото. Тропа пересекает болото и подходит к взлету перевала Обзорный (Ямангольский) (н/к, 2088 м). Тропа переходит ручей. По серпантину 15 минут. Попадаем на перевал.

Записка в туре пер. Обзорный (н/к) группы туристов Иркутского политехнического университета за 8.08.97. Едим "Марсы" и начинаем спуск. Сначала спуск достаточно крутой (травянистый склон). Спускаемся к реке Нарин-Гол.

Начинаются броды, после 25 минут ходьбы от перевала тропа по правому берегу начинает подниматься вверх. Направление — восток. Тропа резко поднялась вверх на бугор, далее проходим между бугром и склоном. За бугром тропа сходит резко вниз к реке серпантином. Идем по реке Нарин-Гол. Далее тропа входит в каньон. Движемся по каньону вниз, идет хорошая тропа, переходит с одного берега на другой. Броды на Нарин-Голе легкие, потому, что мало воды.

Ходовое время по каньону 1 час 30 минут. Пройденное количество бродов 36. Выходим по тропе на левый берег реки Шумак.

Здесь на берегу р. Шумак, не доходя до источников 5 км, в 16:00 встаем на ночевку. Так как мы обеспокоены слухами о сборе на источниках платы за посещение района в размере 50 тыс. рублей с человека, то мы посылаем на источники разведку из зама руководителя и участника. С разведкой поддерживаем связь по рации. Вечером узнаем, что на источниках все в порядке. Разведка зарезервировала для нас избушку на левой сторону р. Шумак.

Составила: Селезнева Екатерина

11-й ходовой день (13 августа 1997 г.)

Вверх по р. Шумак до источников.

Ходовое время: 1 час 15 минут, общее: 1 час 30 минут

Протяженность: 5 км

Вышли в 10:00. На протяжении 3 км тропа идет по лесу вдали от реки, затем тропа выходит на широкий каменистый плес р. Шумак. Пошли по левому берегу реки Шумак, по этой стороне реки тропы нет, двигаемся по краю реки. По руслу реки движение невозможно, хотя русло у реки Шумак очень широкое. Продолжаем идти вверх по реке и через 1,5 километра начинается хорошая тропа. Слева по ходу движения идут хорошие стоянки, но дров тут нет в связи с популярностью этого места — Шумакских источников. Пройдя 1 км, выходим к мосту реки Шумак, то есть к трем мостам, которые пересекают три русла. Расквартировываемся в занятой на кануне разведчиками избушке в 12:00. От занятой избушки на левом берегу р. Лев. Шумак до мостов приблизительно 350 метров. Отправляемся за пол километра в лес вверх по левому берегу на заготовку дров.

Составил: Шаронов Антон.

Дневка. (14 августа 1997 г. )

Дневку провели на Шумакском курорте, изучая источники. Большая часть источников находится на нашей, левой стороне. Главный источник, зимние избушки, бурятский храм и баня находятся на противоположном берегу. На острове между мостами — вертолетная площадка. В этот сезон почти ежедневно летают вертолеты. За работниками иркутского Авиационного Производственного Объединения, отдыхавшими на источниках, прилетел вертолет Ми-17. После этого из Кырена прилетал Ми-2 за сломавшим ногу местным туристом.

Всю первую половину дня под проливным дождем таскали дрова для протопки бани.

Вторую часть дня посвятили бане.

Весь день идет дождь. Окружающие горы выше 2300 метров покрылись толстым слоем свежевыпавшего снега.

Составил: Миронов Александр.

Далее (Отрезок маршрута Шумакские источники - р. Звериная)