12-й ходовой день (15 августа 1997 г.)

Шумакские источники — р. Прав. Шумак — правый приток

Ходовое время: 2 часа 05 минут, общее: 2 часа 55 минут.

Протяженность: 8 км.

В ожидании улучшения погоды сделали полудневку, вышли после обеда в 16:00. С Шумакских источников, перешли три моста и пошли по тропе по правому берегу реки Правый Шумак. Двигаемся по тропе.

Сначала первые 25 минут тропа идет хорошая, потом начинается бурелом. Тропа петляет вверх, вниз, через кусты, местами идя по большим каменным глыбам прямо возле воды. Пройдя 1 час 40 минут от источников, выходим к крупному правому притоку. Выше по притоку — мощный каньон. Переходим ручей по колено в брод. По его левому берегу следует подниматься забирая немного правее. При этом каньон отделен от нас крутым зеленым бугром, по правой стороне которого местами встречаются участки трапы. Крутизна подъема 15°-35°.

Прямо, напротив нашего притока, по другую сторону р. Пр. Шумак из очень крутой висячей долины в реку впадает левый приток. Ниже, в сторону Шумакских источников, видна долина еще одного левого притока.

Подъем от реки до террасы над каньоном с перепадом 200 — 250 метров занимает 20 минут. Зона леса на этом месте заканчивается. Время 18:55. Решаем встать на ночлег слабо наклонной террасе.

С террасы просматриваются заснеженные верховья долины реки Правый Шумак со сложными перевалами Политехник (1 "Б",2833 м) и Пламя (2 "А", 2784). После ужина в 20.15 показывается заходящее солнце. Всю ночь сильный ветер.

Составил: Миронов Александр.

13-й ходовой день (16 августа 1997 г.)

пер. Грозный (1 "Б", 2754 м) — р. Левая Билюты

Ходовое время: 5 часов 25 минут, общее: 7 часа 55 минут.

Протяженность: 14 км.

Выходим со стоянки в 8:30. Поднимаемся левым берегом. Выше каньона долина притока расширяется. Мы переходим на правый берег, где на заболоченной луговине местами различима тропинка. Проходим слева от большого термокарстового провала в грунте. Провал свежий, на дне — овальное озеро, диаметром метров 15. Левый борт долины покрыт средними и крупными осыпями до самого ручья. Пройдя луговину, поднимаемся на следующую террасу.

Долина постепенно начинает поворачивать влево. Впереди, в гребне левого борта долины видны три характерных скальных зуба, между которыми просматриваются седловины, ориентированные в долину р. Левой Билюты. Движемся по осыпям, присыпанным на 10-15 см снегом. Доходим вдоль ручья до уровня напротив скальных зубьев. Здесь долина разворачивается на Север.

В верхний цирк долины с озером ведет крутой взлет с перепадом высоты в 100 м. От озера открывается панорама всего верхнего цирка. Самое низкое место в гребне, к северо-востоку от озера, по-видимому, является седловиной пер. Долгожданный — отмеченного на иркутской топокарте. Другая низкая седловина к северу перевал Изумрудный (2 "А", 2714 м).

Перевал Долгожданный вовсе не самая нижняя точка в гребне, он существенно выше "Грозного". Правильное название другого перевала не "Изумрудный", а "Изумрудных озер".

Перевал

Запланированный нами перевал Грозный (1"Б", 2754) по карте В.Ляпина, В.Громова лежит к востоку от озера, справа от узловой вершины. К сожалению, все фотографии в единственном, по этому перевалу, отчете № 4972 библиотеки МГЦТК были вырваны. Необходимая нам седловина от озера не просматривается, так как загорожена бортом скального кулуара. Надеваем обвязки. Идем к седловине траверсом левого борта долины, возвращаясь от озера в сторону р. Правый Шумак. Траверс средне и крупноосыпного склона крутизной 30°-35°, покрытого снегом, требует самостраховки альпенштоками. Траверсом, с небольшим набором высоты, подходим под кулуар перевала.

До кулуара поднимаемся серпантином след в след. Крутизна увеличивается до 40°. Кулуар достаточно широкий. Скальный подъем технического лидера с 60 метров веревкой проходит свободным лазаньем по линии падения воды, до 60°, в стекающем сверху ручейке из растаявшего снега.

Скалы, холодные и мокрые. Приходится сгребать с них снег. За камень навешивается 60 метров перил. Второй участник вешает до седловины еще 55 м веревки. С перильной страховкой группа выходит в 1220 на узкий перевальный гребень. Снята записка СГТиГУ, в записке перевал указан, как Грозный (2 "А"), что нас не удивляет, так как в Иркутской туристической топокарте масштаба 1:200000 (1990 г.) этот перевал и Эдельвейс поменяны местами. Мы пользуемся московской информацией и вышли в запланированную долину. Кроме того, сложность пройденного нами перевала (включая спуск с него) даже при снежном покрове укладывается в рамки 1 "Б" категории сложности.

Вернее будет сказать, что на карте В. Ляпина, В. Громова названия этих двух перевалов переставлены. Изначально перевал, пройденный группой назывался именно "Грозный".

Примечание В. Петухина

Спуск начинается серпантином по 35°-40° заснеженному склону, ниже переходящему в насколько параллельных кулуаров. Кулуары по сложности приблизительно равнозначны. Для сокращения пути удобно двигаться по крайнему правому из них. Крутизна осыпи внутри кулуара 30°-40°. Самостраховка альпенштоками. Спуск до выполаживания ближайшей каменистой террасы занял 27 минут.

Далее движемся на юго-восток вдоль русла начинающегося ручья. Русло окаймлено небольшим каньоном, прорезающим "бараньи лбы". Через каньон спускаемся на нижнюю травянистую террасу. Прямо от нас на юг виден перевал Эдельвейс (1 "Б", 2765 м). А вправо на запад видны спуски с седловин между трех зубьев, отмеченных нами ранее со стороны долины Правого Шумака. Сложность этих спусков не превышает 1"Б".

Перевал Эдельвейс выходит в другой цирк. Здесь же может быть виден другой, дополнительный вариант этого перевала, впрочем и его седловину угадать довольно сложно.

Примечание В. Петухина

За ровной зеленой лужайкой ручей сворачивает налево в каменистую теснину, оканчивающуюся крутой ступенью "бараньих лбов" с водопадом в русле ручья. Водопад облезаем по скальным полкам левого борта. Спускаемся по курумнику к большому круглому озеру. Сделали перекус.

Озеро обходим справа по каменным глыбам вдоль воды. От противоположного края озера проходим по сухому распадку среди крупного курумника на восток-юго-восток. Выходим к небольшому озеру, обходимому по зеленым буграм слева. Дальнейший спуск в основную долину следует проводить от южной оконечности озера, оставляя слева крутые "бараньи лбы". Спускаемся к реке по 35° травянистому склону. На противоположном правом берегу реки видна тропа, идущая с перевала Байконур (1 "А", 2811 м). Переходим речку и двигаемся по тропе в сторону Билюты. Тропа вскоре пропадает переходя в траверс крупного курумника. Впереди видно большое каменистое поле. Дальше на восток следует двигаться прямо по нему в 200 — 300 метрах от реки. Выход к реке происходит по каменистой лощине. Здесь в кармане под курумником на площадках у реки под кедрами 16:25 встаем на ночлег.

Дрова есть. Вода рядом.

Составил: Устинов Александр.

14-й ходовой день (17 августа 1997 г.)

р. Левая Билюты — р. Билюты — р. Звериная

Ходовое время: 4 часа 5 минут, общее: 6 часов 40 минут.

Протяженность: 13 км.

Выходим со стоянки под концом курумника на правом берегу р. Левой Билюты в 10:20. Переходим реку по свалившимся поперек воды стволам. Поднимаемся на левый берег через бурелом. Здесь на 50-100 м выше русла, параллельно реке, по заболоченным террасам, идет местами исчезающая тропа. Идем вниз, придерживаясь следов тропы, сквозь кедровый лес, заваленный буреломом. Идти сквозь бурелом непросто, но, поскольку внизу на реке каньон, а противоположный берег обрывается прямо к реке осыпями, то путь по террасам самый оптимальный.

Обычно идут по правому берегу, там имеется (не очень хорошо набитая) тропа.

Примечание В. Петухина

В конце первого ходового часа пересекаем довольно крупный левый приток р. Левой Билюты. Далее параллельные тропинки ведут еще левее от реки и спускаются к ней примерно в километре до устья. Подходим к р. Билюты. У устья р. Левой Билюты Билюта течет по плесу несколькими широкими, но мелкими протоками. Делаем несложный брод на правый берег Билюты.

С 12:40 до 14:30 делаем на берегу Билюты обед. После обеда идем вниз по правому берегу Билюты, где имеется хорошая тропа сквозь ровный кедровый лес.

Через полчаса ходьбы по тропе от брода, не доходя долины р. Звериная, сворачиваем на правую отвилку тропы в восточном направлении. Эта тропинка выводит нас к р. Звериная, к месту на полкилометра выше ее впадения в р. Билюта. Долина р. Звериной средней ширины с крутым падением. При этом, она легко проходится по тропе.

В среднем течении р. Звериной, следует спуститься к воде и идти далее прямо вдоль реки, так как тропа скоро исчезнет. Через 15 минут движения вдоль реки, после места, откуда впервые открылись скальные башни в верховьях долины, мы подходим к впадению ручьев, вытекающих из цирка перевала Василек (Два брата). Ставим лагерь у реки на правом берегу в 17 часов.

Весь день тепло, переменная облачность.

Составила: Коломенская Татьяна.

Далее (Отрезок маршрута р. Звериная - п. Аршан)