18.08.97.

Дежурные проснулись в 5 утра. В 5.40 позавтракали, в 7 вышли на маршрут. Перевал Василек обладал хитрым устройством, сначала был довольно-таки крутой бугор, а потом ровная поляна, метров 200, и дальше крутой подъем по сыпухе. Бугор мы решили взять «в лоб», на нём истратили много сил, думали, что все взяли перевал, но, зайдя на поверхность бугра, увидели ещё и склон с сыпухой. Подниматься по сыпухе отвратительно, так как делаешь два шага, один едешь вниз и так далее. Спуск с перевала тоже представлял собой сыпуху, но, в этом случае, повезло, она была из мелкого щебня, поэтому едешь вниз на штоке спокойно и быстро. Слезли действительно быстро, и пошли на другой перевал, Удачный, 5 км до него.

Идём, идём, уже час прошёл, а Клетка привала делать не хочет, дошли до хорошей полянки, а Клетка все равно не останавливается и говорит, чтоб мы дальше топали. Мы на него обиделись, и сами остановились отдохнуть. А Клетка взял и ушёл вперёд.

Немного передохнули и пошли дальше. Выходим в цирк, какой перевал наш, понятия не имеем. Главное, что все перевалы, кроме нашего, здесь 2А и большей категорийности. Немного поразмыслили, куда нам «податься», и пошли на один из перевалов. Постоянно зовём Клетку. Уже поднялись метров на 100, и тут он откликается. И говорит спокойным голосом: «Вы не туда идёте!». Мы оборачиваемся и видим такую картину: Клетка достал коврик, снял ботинки и лежит, загорает, наблюдает, как мы поднимаемся не туда. Хорошо Клетки рядом не было, иначе его бы убили на месте.

Уставшие, мы спустились, тем более подъем шёл по большим камням. Очень сложно по ним подниматься, так как нагрузка на ноги очень большая. Это как по ступенькам идти, но не по стандартным, а превышающих обычные в пять раз и больше.

И увидели свой перевал. Подъем сплошная сыпуха, только не из щебня, а из глыб, причём каждая глыба живая, едва заденешь, катиться вниз, задевая остальные такие же большие глыбы. Ползём наверх на небольшом расстоянии друг от друга, так надежнее, чтоб камнями не завалило идущего внизу. Выползаем к узкому небольшому ущелью с ручейком, стенка метра 4 высотой. Всё потихоньку забрались свободным лазаньем, только вымокли в ручье, верёвку решили не бросать, чтоб время сэкономить. Дальше прошли, ещё одна стенка, только теперь метров 7. Тут решили не рисковать и бросить верёвку. Дальше узкий каньон с булыжниками, которые также живые.

Шли очень плотной группой, здесь чуть не пришибло Чеснока, он в самый последний момент успел отскочить. Я тоже чуть не полетела, Лягушка камень мой руками задержал, на котором я поехала. А потом мы так и стали идти, каждый придерживал камень руками, на котором перед тобой был кто-нибудь. Взобрались на перевал в 18 часов. Перевал оказался не Удачным, а Сфинксом, 2А. Назвали его так, потому что над перевалом глыба торчала, очень похожая на голову Сфинкса. Но наши взгляды были направлены вниз, там обрыв метров 30.

Первым пошёл Апельсин, потом Паша, Чеснок, Ремзиль и я. Надо сказать, что погода вдруг начала портиться, надвигалась гроза. Меня пристегнули к восьмёрке, и я дюльфером поехала вниз. Решила не торопиться и потихоньку пройти относительно выровненный участок, а потом по стенке (около 10 метров) вниз. Как только оказалась на середине стенки, вдруг посыпались сверху камни. Каски, конечно же, не было, и один камень меня оглушил по голове. Я немного оторопела, и отпустила руки, хорошо был страховочный узел, двойной схватывающий, и я не полетела вниз. Зависла на узле. Узел под тяжестью меня и рюкзака затянулся, а прусик оказался длинным, и рукой не дотянуться. Тут чувствую, по щеке что-то теплоё течёт, вытираю рукавом ветровки, и вижу кровь. Но не растерялась. Сбросила вниз рюкзак, и, опираясь ногами в одну стенку, а спиной о другую, в распорку немного поднялась на верх, ослабила узел, и спустились вниз. Пошёл град. Пока поднималась в распорку, процарапала себе всю спину, но боли не чувствовала. Ну думаю, спущусь, залатаю раны, так носовым платком только стёрла кровь с лица. Погода ухудшилась, после града пошёл дождь, поднялся ветер. Дальше ещё метров 300 по курумнику и к небольшой стоянке, где ребята растянули тент. Спустилась. Меня как пострадавшую посадили в серединку, самое теплое место, забинтовали голову. Надавали всяких заначек вкусных. Тут подошли остальные. Все еще посидели минут 10. Время было 21. Решили добраться до зоны леса и сразу ставить лагерь. По подсчётам до леса километров 5 было. Сначала, мы шли по поляне, на которой были кочки, сантиметров 30 в высоту, все на них спотыкались, а ещё начало темнеть. Мы были уже никакие, но шли. Шли довольно-таки долго, обсуждая будущий ужин. Потом, уже в темноте, спустились по двум крутым спускам и упёрлись опять в курумник. Делать нечего, ставим лагерь, и все понимают, что без ужина, даже дело не то, что без ужина, есть совершенно не хотелось из-за усталости, а в том, что без горячего чая. Время 1, когда мы легли спать. Лягушка обработал мне раны. А потом мы уснули.

Таким образом, ходовой день, в общей сложности, составил 18 часов.

19.08.97.

Спали как убитые. Проснулись.

И тут на встречу идёт группа с соседнего перевала, Динозавра, 1А. Мы с ними поболтали, они отсыпали нам немного соли и пошли дальше. Мы позавтракали: выпили по кружке молока, сделанного из сухого растворимого порошка молока, разбавленного ледяной водой, такая гадость, но тогда было вкусно, и погрызли пару сухариков. Двинулись дальше в путь, оборачиваясь на Сфинкса, и понимая, что все перевалы позади, а через каких-то 30 км нас ждёт Аршан, с магазинами и мороженным. Издалека Сфинкс казался совсем нереальным. Километра три пропрыгали по курумнику, ночью мы бы здесь точно не прошли. И вышли к опушке леса. Здесь, пройдя ещё по тропинке, мы решили встать на ночлег.

Я и Ремзиль набрали в лесу грибов и кедровых шишек. Из грибов решили сделать суп, так как сковородка осталась на Шумаке, и ещё оставшиеся грибы просто сварить. Почему-то все отказались есть варёные грибы, кроме меня, Пашки и Лягушки, думали, что мы туда соль не положим, а мы, бухнули всю соль, так как знали, что на следующий день выходим в Аршан. Варёные грибы, полу соленые не очень приятно есть, мы стали ухищряться, делая грибной шашлык, сейчас бы ни за что такое не съела.

Часа в 2 пошли спать.

20.08.97.

Спали замечательно. Позавтракали, правда, все вопили, что мы соль в грибы вбухнули, наверное, завидно стало.

Далее мы прошли оставшиеся 20 километров, и вышли к Аршану. Цивилизация, первый раз за последние три недели. Налопались долгожданного мороженного. Попили минеральной воды из Аршанского источника.

Ночлег устроили в парке. Тут с туалетом возникли проблемы, так как кругом люди гуляли, а в пансионат нас не пускали. Но спали замечательно.

Далее (Домой)

Борис АбросимовПонятненько! Да....это мы в 1994г. назвали этот перевал Сфинксом....Нас было 4 человека...Овчинниковы Александр и Елена из Кемерово, Цыганков Александр из Кемеровской обл. и я Абросимов Борис...с Южного Урала, который просто приехал прогуляться куда-нибудь, не надеясь, что повстречаю эту троицу (а тогда сотовых небыло и мы познакомились через журнал "Турист"...пару писем и мы встретились в Иркутске....они даже удивились, что я приехал с Урала вот так просто...). У меня созранился подробный дневник о том путешествии с зарисовками и стихами....фотки чёрно-белые и слайды....уже не катируются...жаль, что цифровых фотоаппаратов небыло!
02.04.2009, 20:16:49 |
Борис АбросимовЭто чей отчёт? Мой е-meil: Borysik2006@mail.ru
02.04.2009, 20:18:21 |
Юрий ВласовНормально ходят ребята :) Волосы дыбом встают от нарушений элементарной т/б. Везунчики, что тут скажешь ? :)