Перевал Динозавр (2378м., 1А к.с.), Перевал Бепкан (2635м., 1А к.с.)

"Аварийный аэродром" среди камней

Встали в 7:00. C трудом расстегнули тент палатки: толстая кора льда с обеих сторон. На траве снега по щиколотку. Перевала не видать ни со стоянки, ни с морены над ней. Небо чистое, но солнца не видно — загораживают хребты. Через час солнце приходит, но появляются и облака.

Выход 10:15. Одна морена за другой. Крупнообломочные, со снежно-ледовой смазкой. Вес рюкзаков на этом рельефе воспринимается остро – мы их едва контролируем, крадемся на грани фола.

Небо затянуто облаками, пытается идти снег — и прекращается.

Перевал открывается уже на довольно коротком расстоянии. Путь подъема неоднозначен. По зеленке поднимаемся к ребру в центре, обходим его слева и обнаруживаем тропу прямо в лоб. С тяжелыми рюкзаками здесь несколько душещипательно, но залезаем быстро. В общем, перевал дался намного легче, чем подход к нему по курумам.

Противоположный склон в снегу. Вершины по долине Барун-Хандагая затянуты облаками, где перевал Бепкан – не понятно. С перевальной точки спуск невиден. Вспоминаем описания, «нюхаем воздух», находим. Спуск идет наискось вправо, довольно узкий, читается короткими отрезками.

Спустившись на морену (ох эти морены…), пересекаем ее по кратчайшему пути. Переходим речку, залезаем на зеленый холм, и оттуда видим, что:
Путь к перевалу Бепкан — налево от озера

1. Можно было сюда и не лезть (:-).
Прошли Динозавр, оглянулись, удивляемся

2. За холмом озеро, но не то, от которого идет подъем на Бепкан. «То, от которого идет» находится выше по долине (т.е. правее нас), в цирке, отделенном от долины небольшим подъемом (из долины определяется только по ручью).

3. На спуске с Динозавра оптимально было бы пройти траверсом еще правее – тогда бы мы спустились к морене и слезли с нее как раз напротив подъема к нужному озеру.

4. Динозавр отсюда выглядит устрашающе: сплошная стена. Путь подъема совершенно не виден. Всего лишь игра света – но до чего драматично… (:-)

Позже, на Шумаке, люди из Иркутско-Ангарской группы уверяли нас, что реальная категория перевалов Динозавр и Гранатовый – 1Б, т.к. там опционально потребна веревка. Не считая себя достаточно компетентными для самостоятельной оценки перевалов, мы больше склонны доверять классификации Стрелюка, а посему пишем — 1А.

Спустились с холма, перепрыгнули ручей. Поднялись к озеру, обошли его по правому (орограф.) берегу, поднялись немного выше. На монолитных плитах с видом на озеро делаем получасовой привал с чаепитием.
На озере. Чаепитие перед штурмом
Очень кстати выходит солнце, пейзаж здорово оживляется: яркий свет, горы в снегу, в озере лед. Уходить не хочется — но кто-то бдительный внутри торопит. 14:50 – старт.

Идем по широкой и пологой осыпной долине, загнутой от озера влево. Склоны крутые, слева от нас – в снегу, справа – скалы. Прямо по курсу набросаны глыбы габаритами в несколько метров. Есть желание уйти от них на левый по ходу борт, но нет возможности – круто, снег ненадежен, под ним промоины и пустоты. Идем среди глыб, одни обходим, другие перелазим, пролазим под третьими. Долина поворачивает влево на 90°, левый по ходу склон становится доступнее, и мы переходим на него. Вскоре здесь начинается знаменитый Бепканский «Бродвей»: пологие плиты и трава. Большая часть подъема проходит по этому приятному ландшафту. Солнце сияет, тает снег, текут ручьи. Пьем часто и с удовольствием.

Долина расширяется, где именно перевал – не ясно. Судя по GPS, он где-то впереди и справа. Точка не «живая» — снята с GPS-карты. На карту мы ее ставили с точностью «плюс-минус лапоть», и сейчас не можем ожидать большего, чем «примерно направо» или «примерно налево». Но долина и сама дала подсказку: когда ее дно поднялось на уровень нашего «Бродвея», впереди замаячил тупик и достаточно четко обозначилась необходимость правого поворота. Горизонтальное перемещение сменяется вертикальным: лезем на «4WD» на склон из средне-крупных обломков. Не слишком круто, камни устойчивые, размер – самое то. Как по приставной лестнице. Солнца снова нет, на небе сгущается свинцовая пелена.

После очередного перегиба склона впереди и выше видим людей, немного погодя замечаем рядом с ними тур. Похоже, пришли. Путь от озера занял два часа.

Выходим на седловину. Она длинная и широкая, хоть лагерь ставь. На другой стороне обрыв, виден цирк и озеро. Тур стоит довольно условно (мог бы быть и на 20 метров левее и на 50 правее), но координаты все же снимаем.

Людей трое, молодые туристы из Улан-Удэ, идут горную двойку. Показали нам, где спускаться: метров 100 пройти по седловине вправо, и по правому борту широкого осыпного кулуара – до его конца, дальше – траверсом вправо под скалами.

Пройдя кулуар, пробуем разные пути спуска. Убеждаемся, что под скалами оптимально и тропа там набита не зря. За час спускаемся в цирк (18:00).

Общее впечатление от перевала: ДОБРЫЙ.

На спуске начинает накрапывать. Наперегонки с дождем спешим вниз и на зеленке над озером ставим палатку. Пока ставили – ледяной ливень со снегом промочил нас до костей. Но лишь воткнут последний колышек — дождь прекращается, на небе – ни облачка, сияет солнце. Оторопевшие от такого контраста, сушим мокрое барахло, в т.ч. — палатку. (:-)

Анна как знала: предлагала палатку не пристегивать, а переждать дождь под ее тентом. Зря муж не поверил…

Спуск к озеру за водой куда круче и дольше, чем нам виделось сверху. Рельеф — крупный замшелый курум. Чтобы не ходить туда дважды, набираем воду во все емкости.

Через час опять начинается дождь со снегом — с переходом на следующий день.

Далее (29 июля 2004
Спуск к р. Правая Билюты)