Спуск с пер. Байконур, перевал Лавинный (2748м., 1Б к.с.)

Вчера, испугавшись возможного холода (как-никак, 2800), мы впервые спарили два спальника в один. Из-за этого и подмерзли: ни капюшон было толком не застегнуть, ни воротник. Утром t~+3°С, на тенте и в котелках лед (похоже, термометр привирает). Ботинки, подвешенные на ветру, высохли. Небо ясно, но до 8:00 солнца у нас нет – закрывает пик справа.

Утро. Уходим с Байконура
Не спеша выходим (10:20). Солнце сияет, небо – ультрамарин, снег – белый, озеро – черное. Уходить неохота.

Снег на плато превратился в фирн, держит Анну с рюкзаком. Это не хорошо – на склоне можно соскользнуть. Но дальше он становится мягче и помогает спуску (амортизация + ступеньки).

На спуске за поворотом склона открывается долина р.Неизвестной, она же Левая Билюты. Поворот в цирк перевала Лавинного – второй налево. Долина сильно изрезана, но отсюда кажется, что в цирк можно пройти по зеленому гребню, без потери высоты. На карте этот гребень заканчивается высотой 2520,9, за ней – обрыв к реке. Но сегодня мы почему-то карту не смотрим… Обрыв можно вычислить и логически: долина снижается от «гребня» вправо, но слева от него тоже виден солидный провал, а значит, «гребень» не сплошной и должен где-то оборваться к речке. Но сегодня нам не думается. Видимо, влияет полнолуние...

Не в первый раз отмечено: на полную луну умственные способности резко падают… у многих…

Спуск. Поворот в цирк следующего перевала — налево второй. Но прямо туда не пройти — сплошные обрывы

Шагая по гребню, мы выходим на высоту 2520,9 и упираемся в обрыв. Первая потеря невелика: возвращаемся назад метров на 300.

Вернувшись, спускаемся слева от гребня. Спустившись и пройдя по узкому коридору-ущелью между двумя высокими осыпями, находим ручей и широкую поляну, заросшую диким луком. Станислав падает на лук грудью и около часа пасется. Анна ждет.

Посмотрели с обрыва вперед
На дальнейшем спуске вдоль каскада водопадов внизу открывается короткая (менее километра) плоская зеленая долина, далее резко обрывающаяся.Подъем в цирк Лавинного читается из ее нижнего конца, обещает быть крутым и долгим. Поэтому, как только склон слева становится более-менее проходимым, мы решаем в долину не спускаться, а пройти этот склон траверсом, чтобы опять-таки зайти в цирк не теряя высоты.

Посмотрели б карту — узнали бы, что за поворотом склона к цирку тоже обрыв…

Нелегкий был траверс — даже без учета обрыва мы едва ли что-то выиграли. И возвращаться очень не хочется. «Нюхаем воздух». Может быть, выше по склону (т.е. левее) есть кулуар? Точно, есть. Длинный, крутой, с плотной мелкой сыпухой и зеленью. Боги незаслуженно добры к нам… Спускаемся серпантином. Спустившись до пологого склона, снова уходим в траверс влево, на морену, перекрывающую вход в цирк. Морена легче многих ранее пройденных, но здесь мы впервые за поход по разу оступаемся и падаем (хорошо, что без последствий – с такими рюкзаками…). Этот траверс не обманул – с морены мы слезаем в цирке Лавинного, чуть ниже озера.

С нижнего края озера перевал хорошо виден. Здесь мы останавливаемся, разворачиваем карты и паспорт перевала, прикидываем путь подъема.

На склоне и фотографиях взгляд притягивает ровный белый кулуар, рассекающий всю стену сверху до низу. На сайте "Природа Байкала" перевал Лавинный показан здесь. Но согласно паспорту перевала (большое спасибо Элеоноре Крыжаевой (http://angara.net/photo/author/nora)), наш перевал – не этот кулуар, а нечто довольно неясное справа от него. Вот косой кулуар вправо, сверху к нему примыкают еще два (как буква «У» с двумя левыми ветками). Линия подъема в паспорте прорисована:

1) по косому кулуару,

2) когда тот кончается — дальше в том же направлении, по склону непонятного характера (написано – осыпной, на фото — неясно, на местности — похоже на скалы),

3) затем — прямо вверх с постепенным легким закруглением влево.

Станислав говорит, что видит путь только по начальной осыпи и косому кулуару, Анна — что видит целиком.

Идем к перевалу. Обходим озеро по ходу справа, находим тропинку, но бросаем ее на полпути, спрямляя путь через перегораживающую цирк осыпь. Зря спрямляем – там снова спуск. Похоже, в долине Неизвестной можно ходить только вдоль воды. Неудивительно, что группа Чуприка после нее пошла с Байконура по водопаду…

Подтягиваемся под осыпь, в 16:05 начинаем подъем вдоль левого края.

Очень неустойчивая мелкая осыпь. Прилагаем массу усилий — и топчемся на месте. Остро чувствуется вес рюкзаков. Добравшись до кулуара, цепляемся и подтягиваемся за скальные выступы. Проходим мимо двух примыкающих сверху кулуаров. Крутизна растет, ноги на дне кулуара не держат. Выходим на боковые гребни, лезем по ним. Скалы трухлявые, ломаются и сыпятся. Эквилибристика с рюкзаком над пропастью — дыхание перехватывает…

Что впереди — не ясно, но если упремся – вернуться уже проблематично.

В начале шестого подходим к метровому скальному «порогу» на повороте кулуара. Над ним, в направлении «на пол-двенадцатого» песчаная осыпь хорошей крутизны — впору усомниться в проходимости. С рюкзаком можно улететь уже с порога: на нем живой песок, под ним – покатая полка, ниже — несколько метров крутизны и обрыв. И хуже всего — не ясно, не упремся ли выше… Начинается дождь. Решаем провести разведку.

Анна, не снимая рюкзака, становится под защиту выступа справа, Станислав, пристроив свой рюкзак на полке, взбирается на порог. Зарубаясь укороченными «в ноль» палками, осторожно лезет по песку вверх... Метров через 50 замечает на обломках пятна лишайника – признак стабилизации, еще выше — выполаживание заметно уже и на глаз. Похоже, проход есть... Машет Анне рукой, кричит, что все ОК. Возвращается. Камни из-под ног летят фонтаном.

Решаем идти по очереди. Дождь сильнее (как ни странно, на пользу – песок в кулуаре уплотняется).

Первой идет Анна. Аккуратно, не пуская ни камешка. Проходит кулуар. Выходит на более пологий осыпной склон. Поднимается к гребню. Тура нет. Гребень острый, невысокий, сильно разрушенный. Несколько обнижений — «перевалом» можно назначить любое. В ближайшем пристраивает рюкзак, и, греясь отмашкой, ждет мужа.

А он тем временем стоит на полке и ждет, когда кулуар освободится… Дождь льет во всю и глушит все звуки – сигналов не слышно. Теряет визуальный контакт с Анной (17:40) и решает просто выждать 10 минут. Через 5 – задумывается: а не пора ли. Тут же по кулуару пролетает камень (первый и последний). Ждет еще 5 минут, вползает в рюкзак и снова взбирается на порог (17:52). Лезет тяжело и медленно… Без рюкзака здесь было веселей.

Дождь прекращается. Солнце! Внизу радуга. Анна фотографирует ее с перевала, и случайно запечатлевает мужа, вылазящего из-за перегиба (заметили на снимке — под большим увеличением). 18:15 – встреча на гребне. «Что так долго? Я уже забеспокоилась!»

…Общее впечатление – залезли на грани фола…

Станислав считает, что на подъеме не помешала бы веревка или две. Веревка-то у нас была – но и только, бо перила не планировались. Похоже, пора таскать железо… если здоровья хватит.

Анна считает, что мы вылезли неоптимально, оставив справа штатный путь с более ранним выходом на предгребневую пологость. Такое не исключено. На одном из участков подъема в кулуаре появился гребень, и мы оказались по разные стороны от него. Анне ее (правая) ветка казалась более привлекательной, но Станислав, сочтя гребень локальным, «перетащил» ее к себе. Возможно, это была не замеченная нами снизу развилка. Надо будет как-нибудь сходить, проверить…

Мы снимаем GPS-координаты «нашего» обнижения и проверяем гребень вправо-влево на предмет более выраженной перевальной точки. Слева – пусто. Справа — еще 4 обнижения, одно из них выглядит более натоптанным. Снимаем и их.
На перевале Лавинном, взгляд назад

С перевала великолепный вид на обе стороны. Хорошо видна наша завтрашняя цель – белый известняковый перевал Университетский. В 2000 г. мы его ходили. Анне он запомнился как довольно напряженный, Станиславу – как дружелюбный и простой. Но сейчас, подсвеченный заходящим солнцем сзади, он выглядит гораздо круче и скалистей. Мы мысленно накладываем на местность сохранившийся в памяти путь подъема, убеждаемся, что, вроде, совпадает. Но пара участков выглядят – гм… Не знали бы – не подумали…

Вид с Лавинного на р. Перевальную
19:00 — начинаем спуск. Северный склон чисто осыпной, из средних неровных обломков. Намного проще южного, но со снегом. На Байконуре снег помогал, здесь мешает: слой тоньше и склон круче. Спускаемся серпантином, постоянно оступаясь и поскальзываясь. Слева склон начинает выполаживаться, уходим туда, оказываемся на боковом гребне. Продолжая забирать влево, по широченному осыпному кулуару спускаемся в самый верхний цирк р. Перевальной (цирк перевала Изумрудных Озер). Высота 2200 метров, сброс около 550, время спуска – 1 час.

«Затерянная долина» в цирке, так впечатлившая нас в 2000г., исчезла: превратилась в болотистое озерцо. Здесь мы и останавливаемся — на зеленом бугре над этим озером. Пользуясь последними лучами солнца и первым вечером без снегопада, в первый раз за поход моемся. От холода орем … (:-)

Далее (2 августа 2004
Перевал Университетский, спуск к р. Шумак)

Алексей МисюркеевНе пойму, куда это вы залезли?. Лавинный там, где он указан на этом сайте: там есть тур, и никакой технической сложности он из себя не представляет. С обеих сторон выражен однозначно. Спускались мы в сторону Левой Билюты ночью, без всяких проблем, если не считать действительно большую камнепадность и длительность (может, в темноте так показалось). Сняли записку от 2005-го года, до этого (судя по записке) там были в 2002-м (удивились, что так нечасто ходят).
07.09.2007, 13:11:42 |
Вячеслав ПетухинДа, конечно, по кулуару наиболее простой и логичный вариант перевала. Но в описании даётся другой вариант перевала (возможно, там был первопроход). Почему не по кулуару — летом вообще непонятно. Но вот описание, кажется, для зимы, а зимой лезть в такой лавиноопасный кулуар совсем не хочется и, возможно, тот вариант, что в описании тогда предпочтительнее.