Перевал Университетский (2550м., 1Б к.с.), спуск к р. Шумак.

Следующий день, следующий перевал. Университетский
Непривычно теплая ночь. Утром t +12ºC, переменная облачность. Поднялись не спеша, вышли в 10:00. Спуск по глыбам и плитам, под которыми течет ручей (р. Перевальная). На середине спуска в нижний цирк начинаем забирать влево, к цирку перевала Университетского. Траверс окупается: мы заходим на перевальную сыпуху не с самого низа и идем по ней под более выгодным углом. Идти снизу в лоб было бы труднее: хоть крутизна и невелика, осыпь неустойчивая и жесткая: известняковые «шарики» диаметром от 3 см. Сцепление друг с другом слабое, катятся, а ступеньку все равно не выбьешь. Сильно грузит голеностоп. На участке лобового подъема передвигаемся зигзагом, выбирая для опоры скальные выходы и крупные обломки. На перевал поднимаемся вдоль скал, подпирающих его слева, цепляясь за выступы. Финальная часть подъема — по присыпанным плитам. 12:00 — перевал.

Западный склон сложнее восточного. Скалы очень слабые, сильно сыпятся. Несколько раз мы едва не роняем на себя солидные глыбы: за выступ – хвать, а он – нырк. Крутизна хорошая, стронутые камни быстро набирают скорость, собирают немало обломков по пути и улетают в нижележащие кулуары.

На перевале Университетском. Висячий цирк справа — место вчерашней стоянки

Путь спуска: от гребня метров 6 скально-осыпного желоба, затем метра 3 стенки, затем скально-осыпной склон метров 100, выходящий к нескольким кулуарам. Все кулуары кончаются сбросом, нужно уйти мимо них подальше влево, и там за последним гребнем внезапно открывается осыпь до дна цирка.

По стенке рюкзак Анны спускаем на Станиславе, его – на веревке. Ниже стенки у Анны возникает несовместимость со склоном — он начинает «пинать» ее под рюкзак. У Станислава этой проблемы нет, т.к. рост другой. Он забирает рюкзак у Анны, вместе с ней спускается до начала корневой осыпи, затем бежит за своим. По осыпи катимся параллельно, по-горнолыжному, то обгоняя, то поджидая друг друга.

В оценке перевала снова расходимся. Анна: «напряженно», Станислав: «прошли играючи».

13:45 – перекур на зеленой лужайке на выходе из цирка (высота снова 2200 метров, сброс около 350). В ручье длинные космы водорослей, что для такой высоты необычно. Видимо, породы этого массива сильно минерализуют воду. Не здесь ли начало Шумакских аршанов? Внезапный холодный ливень заставляет нас прервать отдых и двинуться вниз. Через 20 минут снова выходит солнце, но мы уже в пути.

Идем вдоль воды, иногда переходя по камням. Примерно на середине спуска, в лесной зоне, пробегаем мимо хорошо заметной высокой террасы на правом берегу – нашей стоянки в 2000г. Станислав предлагает остаться — больно уж хорошее место, но Анна хочет быть на Шумаке сегодня... Ниже появляется маркированная турами тропа. Еще ниже, где ручей входит в каньон, тропа идет по правому берегу вдоль воды. Затем тропа выходит из каньона на левый склон (место «вылезания» хорошо заметно и к тому же отмечено большим туром).

Далее тропа идет по осыпному склону над каньоном, постепенно теряя высоту, и, поскольку река здесь сбрасывается гораздо быстрее, глубина под тропой растет. Крутизна склона и характер осыпи варьируются, некоторые места не вполне безопасны. Тропа натоптана хорошо, но местами повреждена оползнями. Первый признак повреждения – разветвление тропы. В таких случаях лучше выбирать менее натоптанную/верхнюю ветку – это, скорее всего, обход.

На одной такой развилке мы друг друга теряем: пока Анна идет по верхней тропе, Станислав, прорубившись через поврежденный участок, пытается догнать ее по нижней. Хорошо, что он все же догадался вернуться к развилке и поискать выше, а она — сесть и ждать. На поиски, возвращение за рюкзаком и попутное поедание голубики уходит около часа.

Продолжаем спуск. Оглянулись — красиво!
В лесной зоне тропа резко сбрасывает высоту и приводит нас к впадению нашей речки в Урду-Гол, а затем — к впадению Урду-Гола в Шумак. Где-то в шестом часу мы уже идем по «поселку» в поисках подходящего балагана.

Пустых изб много, народу мало. Снег на перевалах отпугнул многих пешеходников. Когда-то альтернативой были дешевые вертушки из Кырена, но они уже несколько лет не летают. Нам это нравится: Шумак отдыхает от людей.

Первоначально мы намеревались подселиться к какой-нибудь компании, чтобы во время радиальных прогулок спокойно оставлять имущество в балагане, но, ввиду явного избытка свободного жилья, желающих потесниться нет. Зато стоящая в «штабном» балагане группа, готовящаяся улетать в Иркутск, неожиданно одаривает нас продовольствием. Мы несколько удивлены, но не отказываемся. До сих пор голода мы не чувствовали, и до нас еще не доходит, что эти люди нас реально спасают — если не от истощения, то, как минимум, от «радиалки» в Ниловский сельмаг. Поймем мы это через пару дней отдыха, когда начнут трястись ручки перед приемами пищи, а ножки — между оными (:-)

Наша раскладка первоначально замышлялась на 14 дней (дальше – заказ вертолетчикам либо «прогулка» в Ниловку), по 0,5кг. в день, трехразовая. Но на маршруте, по старой привычке, обеды мы стали пропускать, из-за чего возникла возможность «растянуться» еще на неделю. Выходило 0,33кг. в день – довольно бедно, но на ходу, с адреналиновым допингом, дискомфорта не вызывало.

Разместились в пустом балагане Мондинской таможни, на левом берегу. Приняли три минуты радоновой ванны, размякли и увалились спать.

Далее (3 – 12 августа 2004
Отдых на Шумакских источниках, батон и расколбас)