12.03.97

вверх по р. Онот, вверх по р. Ильчир, рудник

Река Онот

Вышли в 9.30. Тропление по реке и по берегу. На реке кое-где наледи, курумник. Долина широкая, но поуже, чем у Китоя. Удивляет количество снега в сравнении с Китоем. В 13 часов пообедали, а в 17.40 дошли до брошенного поселка нефритового рудника Ильчир. Для этого за два перехода свернули из долины Онота налево. Кое-где проглядывается летняя дорога. В поселке больше 10 изб, из них две целых и целая баня. Есть запас продуктов, россыпи камней, шурфы и прочее. А мы так надеялись на присутствие хозяев!

13.03.97

рудник — п. Травянистый — верховья р. Оспа

Перевал Травянистый
Выход в 9.15 на лыжах. Через переход прошли мимо огороженного бывшего склада взрывчатых веществ. Идем по остаткам дороги. В 12.30 были на карьере в верхнем поселке. Набрали нефрита кто сколько хотел, перекусили с термосами в заброшенном доме и в 13.20 пошли дальше. Через 40 минут были под первым взлетом на перевал Травянистый (н.к.). Снег сдут, проглядывает трава. В 15.30 преодолели пешком первый взлет и, наконец, увидали справа по ходу седловину нашего перевала. Сзади слева виднеется серпантин дороги на перевал Ильчир. Слева — большое озеро в цирке. Пошли по левому от седловины склону. На середине подъема начался наст. Одели кошки. В 16.20 были на перевале. Сложили тур. Перевал — платообразный. До спуска несколько сот метров. Он представляет собой узкий кулуар до 30 градусов. Через час спуска — 5-метровый ледопад. Бросили веревку, далее по снежнику и наледям круто падающего ручья Зун-Оспа спустились в 18.30 в долину реки Оспа. Через полчаса спуска на лыжах стали в сумерках разводить костер на границе зоны леса. На дрова пошли остатки решетки для сушки рыбы.

14.03.97

р. Оспа — п. Оспин-Дабан — р. Саган-Сайр

Вышли в 9.15. Через 45 минут были на слиянии Оспы (Онота) и левого притока. Там стоит изба — склад с автозапчастями. Далее тропим лыжню по щиколотку вверх по притоку. Еще через 45 минут из-за кедров совершенно неожиданно выплыли крыши ладных новых домов. Примерно 15 изб построены 3 года назад. Это поселок горняков, шахтным способом собирающихся добыть около 100 тонн разведанного рудного золота.

Сейчас здесь только сторож Коля 37 лет. Попили чаю. В 12.08 вышли на перевал. На перевал за последние 3 года пробита дорога, действующая летом. Так что перевал Оспин-Дабан стал некатегорийным. Соседний параллельный перевал Онотский свою категорию сложности сохраняет. В 15.05 были на перевале, шли на лыжах. На перевале балок с печкой. В 1897 году с экспедицией здесь проходил горный инженер П.М. Фабрициус. Имя его вытравлено кислотой на камне.

Через час лихого спуска мы в гостях у Валентина Ивановича, старика-сторожа парка горной техники. Сторож Коля пришел с нами. В этот вечер мы услышали много былей о фартовом золоте в духе Клондайка, о выходах родонита и берилла под перевалом Жарок и вообще о жизни в это время и в этих местах.

Далее (р. Саган-Сайр - р. Китой - р. Жалга - пер. Жалга Западный)