15.03.97

спуск по р. Саган-Сайр — р. Китой — устье р. Жалга

Китой после устья Саган-Сайр

Вышли в 8.50. Через час ската по дороге вышли к устью ручья Змеевиковый — это верховья реки Саган-Сайр. Виден широкий и большой ледопад, длинная наледь. Стоит балок с печкой на группу. В балке самодельные железные кошки. Далее катим по дороге. По километровой бесснежной наледи. В 13.00 обед в 500 метрах от устья Саган-Сайра — "белого песка" в переводе с бурятского. Что интересно, вся долина этой реки, в отличие от кедрачей на других реках, заросла лиственницей. После обеда вышли в 14.15. Через 2.5 км после устья Саган-Сайра на левом берегу Китоя стоит большая изба. Идем по лыжне группы с санками. Как мы узнали в Слюдянке это были прибалты. Лыжня идет по проваливающимся снежным мостам, по курумнику. За 3 часа после обеда прошли только 6 км, а до обеда — 18 км. На ночь встали в избе в устье реки Жалга.

16.03.97

устье р. Жалга — п. Жалга Западный — р. Ара-Ошей, радиальный выход за заброской

Вид назад с п. Жалга Западный
Выход в 9.00. Идем по лыжне. На реке 5 см снега. В 11 часов после плавного подъема оказались на большой наледи в месте слияния притоков с перевалов Жалга Восточный и Жалга Западный. В этом месте долина расширяется слева по ходу хорошо виден популярный перевал Жалга Восточный. Наш путь на правый по ходу приток, на перевал Жалга Западный. К часу дня поднялись на 150 метров и вышли к границе леса. Тропежка умеренная, очень много следов копытных животных. В 15.50 были на перевале — пологий подъем на лыжах из предперевального цирка.
п. Жалга Западный
Перевал представляет собой 3 седловины, на самой широкой и низкой сложили тур. Подъем на вершину горы Кругозор пологий и труда не представляет. Он займет вместе со спуском на перевал по нашим оценкам 1,5 часа. Из-за дефицита времени решаем туда не ходить.

Спуск с п. Жалга Западный
Спускаемся по диагонали в верховья Ара-Ошея, т.е. не в приток, текущий с перевала, а в следующий. Сначала по пологому снежнику на лыжах, потом по южному, бесснежному, травянистому, круто падающему склону притока пешком. А потом по лиственничному бурелому пешком все вниз, вниз и вниз.

В 16.30 дошли до террасы на берегу Ара-Ошея. В 17.00 Саша и Хасан пошли за закладкой, до которой было около 2 км. В 18.45 они вернулись.

Далее (р. Ара-Ошей - пер. Хургуты Восточный - пер. Улангольский - пос. Хойто-Гол)