17.03.97

р. Ара-Ошей — приток с п. Хургутского.

р. Ара-Ошей. Впереди поворот на п. Хургуты

Вышли в 9.00. Река Ара-Ошей представляет собой сплошную наледь шириной от нескольких десятков до сотен метров шириной. Уклон наледи пологий, можно идти без кошек на лыжах. Долина широкая и прямая. Первый переход — на лыжах, потом одеваем кошки, лыжи на веревочке за собой. В конце второго перехода доходим до каньона шириной 2 метра в самом узком месте. По нему с самого утра струится вода глубиной по щиколотку. Мы морально готовы к мокрым ботинкам, да и каньон быстро кончается. Обедали с часу до двух в устье нужного нам притока. Это второй по счету правый орографически приток Ара-Ошея с места стоянки. В обед на реке стояла жара — все потекло.

Устье ручья с перевалов Хургуты
Нужный нам приток с перевала Хургуты Восточный течет в крутопадающем каньоне с 10-метровым ледопадом. Обходим каньон по террасе правого орографически берега по найденной лыжне неизвестной группы. После того, как кончился каньон, идем по наледи. В 16.30 сворачиваем в ручей, вытекающий из левого по ходу цирка, где находится нужный нам перевал. В 17.30 встаем лагерем на границе леса. После разведки определяем, что нужный нам цирк не этот, а следующий левый цирк.

18.03.97

разведка в районе п. Хургуты, вверх по Ара-Ошею

Выходим в 8.30. За переход, траверсируя склон, доходим до ручья, вытекающего из следующего левого по ходу цирка. Решаем разведать всю систему цирков этого притока Ара-Ошея. Для этого часть группы налегке без кошек поднялась прямо по притоку через 5-метровый ледопад в цирк, где расположен перевал Хургуты Западный (1Б). Это заняло 2 часа времени. С 12 часов до 14.30 часть группы налегке в кошках поднялась и спустилась с перевала Хургуты Восточный (1Б). Сорок минут занял подъем по ручью в цирк под перевал. Подъем на сам перевал занял час времени и представлял собой подъем по живой осыпи, засыпанной рыхлым снегом. В верхней части крутизна достигала 40 градусов. По кулуару в верхней части регулярно сыпались, а то и летели вытаявшие камни. После спуска с перевала определяем, что подъем всей группы с рюкзаками по камнеопасному кулуару излишне рискован. Выбираем запасной вариант — перевал Улангольский. Это лишних два дня — но безопасность группы превыше всего. По уверениям завхоза продуктов нам хватит. После обеда с термосами за один час доезжаем до устья притока Ара-Ошея. Далее на лыжах по наледям Ара-Ошея, один из каньонов с ледопадами обходим левым орографически берегом. На стоянку встаем в 19.00 на горе, стоящей посередине долины реки Ара-Ошей.

19.03.97

подъем по р. Ара-Ошей, п. Улангольский, р. Улан-Гол

п. Улангольский
Выход в 8.26. Спустились с горы пешком в каньон Ара-Ошея за один переход. Одели лыжи, с утра воды нет. В 11.30 свернули в правый орографически приток в месте слияния 3 каньонов. Лес кончился. Подымаемся на взгорки правого по ходу берега по траве, переметенной настовым снегом. На второй развилке опять повернули в правый орографически приток. Под перевалом были в 12.50. Он по ходу движения налево. А прямо 100-метровая морена, перегораживающая долину. Поднялись на морену. За ней на несколько километров тянется, полого подымаясь, долина вдоль главного хребта Тункинских белков. Пообедали с термосами на морене в 13.30. Спустились с морены и поднялись на перевал за 2 перехода. В общем, перевальный приток — самый левый по ходу движения за дневной переход. Перевал Улангольский (1А) представляет собой седловину восточной экспозиции. Справа по ходу подъема виднеется резко очерченный профиль вершины горы Мундарга. Сама вершина за основным от нас хребтом на боковом отроге.

Здесь автор отчета ошибается. Эта вершина не Алтан-Мундарга, а Булнай-Ундыр

Примечание В. Петухина

Подъем на лыжах между камней по насту. В 16.30 были на перевале. Из тура сняли записку горных туристов из Н. Новгорода, датированную от 5.08.94 года.

Группа на п. Улангольский

На перевале висит облако. В 17.00 начали спуск пешком вправо по курумнику. После выположения повернули по курумнику влево, в левое ущелье. Через час спуска в ущелье одели лыжи. Несколько раз на курумнике их снимали. В 20.08 в темноте были на границе леса. Встали лагерем без печки, с костром.

20.03.97

р. Улан-Гол — Хойто-Гол

Вышли в 7.30. Через переход подошли к первому многометровому ледопаду. Обошли слева по ходу по залесенному и заснеженному склону. Серию следующих ледопадов обошли, обошли вообще уйдя с реки на правый склон. Выйдя по крутому склону на залесенное ребро, сбросили с глубокой тропежкой несколько сот метров. Встретили следы охотника и его петли на кабаргу у лесных завалов. Обедали на склоне в 13.00. Потом шли по тропе охотника, летней лесовозной дороге, зимнику, наконец, по дороге по выжженым пустошам. Несколько лет назад пожар съел половину леса по пройденному нами по долине пути. В 17.30 вышли к Хойто-Голу.

У первого дома спросили насчет автобуса. Автобус до Слюдянки отходит ежедневно в 13.00. Через день ходит автобус до Иркутска. Назавтра его не будет. Был свободен уазик, но водитель вместе с полдеревней гулял на свадьбе. Остановились во 2 домике Шохонова Бадмы, 67 лет. Он живет с 2 сыновьями, младший из которых 26 лет неженат и безработен. Промышляет охотой. Старику полгода не платят пенсию, живут натуральным хозяйством. Хозяева угостили нас теплым домашним хлебом, мясом, истопили баню.

21 марта уехали в час дня до Слюдянки. Один билет стоил 35 тысяч, 50 тысяч за весь багаж. До 14.30 простояли в Ниловой Пустыни, в 15.30 выехали из Кырена, в 18.30 были в Слюдянке. Хабаровский поезд уже ушел. Взяли билет на поезд Нерюнгри — Москва, отходящий в 20.43. Отметились в ПСО по адресу Мостовая, 2А. Он находится на берегу Байкала, за железнодорожным мостом через городскую речку. Один билет стоил 350 тысяч.

Далее (Итоги путешествия, выводы, рекомендации)