25 — 29 июля.

Москва — Слюдянка.

25 июля сели в поезд № 350 и утром 29 июля приехали на ст. Слюдянка. Слюдянка — самый большой город на Байкале. Он возник в связи со строительством транссибирской железной дороги и имеет довольно богатую историю (см. раздел Характеристика. Город Слюдянка).

В городе мы отправили с Главпочтамта телеграммы о выходе на маршрут, встали на учет в МЧС (его отделение находится на берегу Байкала примерно в 15 минутах ходьбы от станции (назад по ходу движения поезда), посетили минералогический музей.

Ночевали в палатках на берегу Байкала в городском парке, поскольку далеко унести тяжелые рюкзаки и заброску не считали целесообразным. Место для ночлега неплохое, но дров почти нет. К тому же всю ночь на ближайшей танцплощадке гремела музыка. Но обстановка спокойная. Видимо местные жители давно привыкли к туристам. Воду брали из Байкала и кипятили.

30 июля

СлюдянкаОрлик.

Еще в Москве мы договорились с отделом туризма Администрации Орлика, что 30 июля в 10.00 к станции Слюдянка нам подадут автобус УАЗ. Договоренность была соблюдена и в 10 часов мы погрузились на автобус и отправились в Орлик. Дорога до Орлика состоит из двух участков. Первый участок — от Слюдянки до пос. Монды (205 км) — это асфальтированное шоссе, которое проходит в основном по Тункинской котловине. Второй участок — от пос. Монды до Орлика (196 км) представляет собой улучшенную грунтовую дорогу, которая идет по горам, сначала вверх по р. Иркут, а затем через перевал (с которого видна высшая точка Саян г. Мунку-Сардык) переходит в долину р. Ока. Дорога очень красива. По описаниям мы знали, что переезд займет около 8 часов. Но мы ехали целых 12 часов, т.к. шофер завозил нас на минеральные источники, останавливался у каждого дацана, сделал остановку на перекус после пос. Монды.

Орлик — большое село, раскинувшееся на правом берегу реки Оки. Это административный центр Окинского района Бурятии. Он связан со станцией Слюдянка автобусным сообщением. Здесь имеется здание администрации, музей (посмотреть его не удалось, так как он был на переоформлении), средняя школа, рынок, больница, множество магазинов (некоторые из них работают круглосуточно).

В Орлике нас разместили на ночлег на прекрасной поляне в лесу в 3 км ниже по течению Оки от села, недалеко от дацана за знаком с табличкой "Орлик". Дров в лесу очень много, так как лагерь расположен на пойме Оки и практически около каждого дерева имеется нанесенный половодьем завал из деревьев. Воду брали из небольшого ручья, протекающего у основания террасы.

Выполнил Емельяненко Дима.

31 июля

Орликисточники Хойто-Гол.

Накануне договорились о том, что к 10 часам утра к месту стоянки подъедет машина "ЗИЛ", и мы отправимся на ней на источники Хойто-Гол. К 10 часам мы собрали рюкзаки, но ожидание затянулось. Мы успели провести краеведческое исследование долины реки Оки, полюбовались на яков. А машина все не шла. В дацане шла праздничная служба, и звуки ее доносились до нашего лагеря.

Машина пришла только в 13.00. Опоздание мотивировали тем, что не смогли достать бензин. Наконец-то мы погрузились на машину и отправились в путь. Сначала путь идет по широкой долине реки Оки (по правому берегу). Перед селением Хара-Хужир дорога по мосту переходит на левый берег Оки и вскоре (на 16 км) следует крутой подъем, где нас впервые просят высадиться из машины. За подъемом дорога постепенно втягивается в долину р. Сенцы. Здесь стоит небольшая беседка, на которой висит табличка на бурятском и русском языках с просьбой соблюдать приличия и охранять природу. Затем дорога по мосту переходит на левый берег р. Сенцы и далее идет вверх по долине. Вблизи устья долина очень широкая. Здесь раскинулись высокие террасы, покрытые степной растительностью. На левом берегу недалеко от моста имеется памятный столб. Примерно через два часа езды (от Орлика) долина несколько сужается, и мы едем уже по тайге. Через 30 км от начала пути дорога выходит к болоту "Хутэл", гда нас опять просят высадиться (мы преодолеваем болото пешком, а машина везет груз. Выше болота долина еще сужается и дорога идет довольно высоко над рекой, то вверх, то вниз. На этом участке мы испытали много острых ощущений, в результате которых появилось название аттракциона "Бурятские горки". В общем, переезд был очень утомительным и непростым. Пришлось, и останавливаться на ремонт сломавшейся машины (попутной), и вытаскивать собственную машину, застрявшую на дорожной колдобине. На источники мы приехали уже почти в темноте (около 22 часов).

Источники довольно часто посещаются местным населением и туристами. Они расположены в устье руч. Аршан (левого притока р. Хойто-Гол). Здесь множество выходов минеральных вод. Имеются домики для отдыхающих, правда довольно грязные. В домиках имеются печки, нары и даже кровати. Мест для палаток маловато, поэтому мы решили разместиться в домике. Искупались на сон грядущий в источниках (имеются оборудованные ванны), поужинали (готовили на костре, дров немного) и легли спать. Воду для приготовления брали в руч. Аршан.

Выполнил Емельяненко Дима.

1 августа

Минеральные источники Хойто-Голперевал Хойто-Гол (Аршан) (2340) (н/к) — р. Барун-Хадарус.

Протяженность — 13 км.

Ходовое время — 4 часа 50 минут.

Вышли с места ночлега в 10.35, так как около часа потратили на то, чтобы пристроить заброску во временном лагере экспедиции в устье руч. Аршан поскольку в домиках источников оказались только временные отдыхающие.

После этого направились по тропе к перевалу вверх по течению руч. Аршан вдоль правого берега (север). Тропа начинается у большого дома в верхней по течению ручья части источников. От дома сразу начинается довольно крутой (15°-20°) подъём на ригель в устьевой части долины. Тропа поднимается серпантином по хвойному лесу. Через 30 минут после начала движения поднимаемся на уступ и продолжаем движение по тропе в северном направлении. Идём по лиственничному редколесью, постепенно спускаясь к руслу р. Аршан. Через 1 ч. 20 мин. после выхода переходим речку по камням и начинаем подъём на перевал по тропе в восточном направлении. В нижней трети подъёма крутизна склона 15°-20° и тропа идёт "в лоб". В средней части — крутизна 20°-25°. Тропа идёт серпантином по лиственничному редколесью. В верхней трети склон несколько выполаживается. Он покрыт низкими кустарниками карликовой берёзки, мхом, травой. Через час после начала подъёма тропа выводит к туру у края перевального плато. Далее идём по болоту (восток-юго-восток) практически без тропы, местами встречаются россыпи камней. Направление движения указывают небольшие туры из камней. Через 1 ч. 30 мин. после начала подъёма выходим к туру у восточного края перевального плато. Снимаем записку группы "Норд — Вест" г. Москвы. С плато на север открывается вид на озеро под перевалом, а на юго-восток уходит широкая долина р. Буштыг. От тура идем на юго-юго-восток около 500 метров и далее спускаемся по хорошей тропе к озеру. Спуск занимает около 20 минут.

Далее продолжаем движение по тропе на север. Тропа идет вдоль берега озера, на расстоянии около 100 метров от воды. Она местами пересекает болотца. Кругом кустарник карликовой берёзки. Ниже первого озера впереди уже виден конус вулкана Перетолчина. Через 40 минут после перевала обогнули по тропе, слева, озеро меньших размеров и начали спуск по пологой устьевой ступени в долину реки Барун-Хадарус. Тропа в основном хорошая. Ближе к реке идёт по заболоченной местности.

Через 1 час 40 минут после перевала спустились к реке и перешли её вброд (ширина 15 м, глубина — 0.4 м, течение среднее) с самостраховкой альпенштоками. После переправы около 200 метров спустились вниз по течению реки Барун-Хадарус и встали на ночлег на плоской вершине одного из холмов на берегу реки. Поверхность довольно ровная, сухая. Леса нет. В качестве дров использовали сухие ветки кустарника карликовой ивы и берёзки.

2 августа.

Река Барун-Хадарусвулкан Перетолчина и Кропоткина (рад.) — пер. "Наташка" (2320 м) (1 А) — левый приток реки Саган-Шулута.

Протяженность- 14 км

Ходовое время — 7 часов 50 минут.

Вышли с места ночлега в 9.50. Продолжаем движение по тропе в направлении на северо-северо-восток. Тропа хорошая. Кругом кустарник карликовой берёзки. Лишь правый берег (по ходу) склон покрыт лиственничным редколесьем. Через 35 минут после выхода достигли конуса выноса небольшого ручья, ведущего к "нашему" перевалу. Оставили рюкзаки у вершины конуса выноса на берегу ручья, примерно, в 150 м от тропы и направились осматривать вулканы. Через 55 минут от места ночлега (тропа на северо-северо-восток) подошли к конусу вулкана Перетолчина. Относительная высота конуса около 120 м, крутизна склонов 35°-40°. Они покрыты кустами карликовой берёзки. А на юго-западном склоне и вокруг кратера — лиственничное редколесье. Подъём к кратеру занимает около 20 минут. Тропок, ведущих к кратеру довольно много, но они слабо заметны и временами приходится продираться сквозь кустарник. Кратер имеет глубину около 70 метров. Внизу небольшое озеро с туром по середине. Склоны кратера сложены рыхлым вулканическим туфом бурого и чёрного цвета. Крутизна склонов 35°. Спуск к озеру занял 5 минут. Подъём обратно — 10 минут. От кратера в юго-западном направлении хорошо просматривается вулкан Кропоткина и лавовый поток в верховьях пади Хи-Гол.

После осмотра кратера спустились по юго-западному склону вулкана (10 мин.) Спуск практически без тропы сначала по кустарнику, а затем по мелкой осыпи из вулканического туфа. После спуска вышли на тропу, ведущую к вулкану Кропоткина. Тропа идёт по лавовому плато в северо-западном направлении. Примерно через 15 минут она теряется и мы продолжаем движение на запад-юго-запад, пересекая лавовый поток. Идти не очень удобно, т.к. поверхность неровная, а камни острые. Прошли небольшое озеро и оставили справа небольшой (около 20 м) остроконечный холм. Через 40 минут после спуска вышли на тропу вдоль левого борта пади Хи-Гол и по ней через 1.05 достигли вулкана Кропоткина. Он несколько выше, крутизна склонов 35°-40°. Склоны покрыты травой и кустами карликовой берёзки. Имеются участки, лишённые растительности. Подъём к кратеру занял 20 минут. Сам кратер больше и глубже, чем у предыдущего вулкана. На дне его травянистая площадка. Спускаться вниз не стали. После осмотра вулкана вышли на тропу вдоль правого борта пади Хи-Гол и за 45 минут вернулись к месту, где оставили рюкзаки. Здесь мы перекусили.

После перекуса начали подъём к перевалу. Ручей прорезает ригель каскадом водопадов, движение вдоль него невозможно. Поднимались на ригель по правому (орографически) склону (восток-северо-восток). Крутизна 20°-25°, тропы нет. Склон покрыт кустарником карликовой берёзки и редкими лиственницами. Подъём на склон, выше каньона ручья, занял около 30 минут. Далее траверсировали правый борт долины ручья в направлении перевала (восток-северо-восток). Тропы нет. Примерно за два километра до седловины уже виден подъем на перевал. Движению мешают кусты карликовой берёзки. В направлении перевала кустарника становится меньше. Через 2.25 часа после перекуса вышли на седловину. Седловина довольно широкая, покрыта травянистой растительностью и камнями. Тура нет. Сложили тур и оставили записку. Назвали перевал "Наташка", в честь командира группы.

С перевала хорошо просматривается широкая ледниковая долина левого притока р. Саган-Шулута.

Спуск на север сложнее подъёма. В верхней части спуска лежит карнизный снежник длиной около 50 м, крутизной до 35°. Поверхность довольно плотная. Спускались вдоль правого (по ходу) края снежника, вырубая ботинками ступени, страхуясь альпенштоками. Снежник преодолели за 15 минут. Далее траверсом (вправо по ходу) пересекли "живую" осыпь (крутизна 25°) и продолжили спуск по травянистому склону. На склоне много "живых" камней, поэтому спускались серпантином, собирая группу при перемене направления. В нижней части спуска пересекли каменную россыпь. Спуск от перевала до небольшого озера в цирке занял 1.05.

После спуска начали движение вниз по долине левого притока реки Саган-Шулута (северо-восток). Днище долины широкое сильно заболоченное, покрытое кустами карликовой берёзки. Примерно в 30 минутах движения от подножия перевала нашли на правом борту долины небольшую сухую ровную площадку. Решили остановиться здесь на ночлег. Воду брали из небольшого ручья, стекающего со склона. Дрова — полярная ива.

Кругом множество красивых цветов.

3 августа.

Левый приток р. Саган-Шулутар. Саган-Шулута — оз. Хара-Нур.

Протяженность — 13 км

Ходовое время — 5 часов 20 минут.

Вышли с места ночлега в 9.45 и направились вниз по долине левого притока р. Саган-Шулута (северо-восток). Днище долины широкое, сильно заболоченное, покрытое кустарником ивняка и карликовой берёзки. Тропы нет. Пытаясь выбрать более сухой путь переходим с берега на берег, но суше становится только через 1.20 после выхода, когда, в очередной раз выйдя на правый берег, мы приближаемся к устью притока. Отсюда открывается вид на нижнее течение р. Саган-Шулута и урочище Тухэрен. В устье приток течёт в ущелье, врезаясь в ригель. Мы спускаемся, по ригелю (крутизна 25°) и выходим в долину р. Саган-Шулута в месте поворота русла через 2 часа после выхода. Днище долины узкое. Здесь много селевых валов, сложенных неустойчивыми камнями разных размеров, поэтому идти трудно, и скорость передвижения невысока. В долине начинается зона леса. По мере движения вниз по долине реки (на север) днище её постепенно расширяется, селевых валов становится меньше. Предпочитаем двигаться по отмелям вдоль русла, переходя с берега на берег (ширина 6-8 м, глубина 0.4 м., самостраховка альпенштоком) или по сухим руслам. По тайге идти сложно, т.к. высокая трава мешает увидеть препятствие в виде ям, камней и поваленных стволов деревьев. Через 3.20 делаем перекус, т.к. далее река исчезает под лавовым покровом и начинаем пересекать лавовый покров в северном направлении.

Поверхность лавового покрова неровная, изобилует трещинами, впадинами и "корявыми" останцами. Она покрыта лишайниками и лиственничным редколесьем. Острые неустойчивые камни мешают передвижению. Местами приходится преодолевать невысокие скальные выступы и глубокие расщелины). Пересекаем лавовый поток за 1.20 и выходим на тропу вдоль борта долины. Идём по тропе на северо-запад. Тропа хорошая, но встречаются препятствия в виде участков лавы, завалов, заболоченности и густого кустарника. Воды нет. Через 40 минут движения обнаруживаем у тропы маленькую проточную лужицу и останавливаемся на ночлег. Палатки ставим на ровной площадке лавового плато среди трещин. Дров много.

Выполнил Емельяненко Дмитрий.

4 августа.

Обход оз. Хара-Нур.

Протяженность — 20 км.

Ходовое время 6 час. 25 мин.

Вышли с места ночлега 9.30 и направились по тропе на северо-восток к озеру Хара-Нур. Через 5 минут после выхода перешли по камням небольшой ручей, рядом с которым имеются не очень хорошие места для стоянок. Идти по тропе сложно: много поваленных деревьев, высокий кустарник. Через 15 мин. вышли к узкому заливу озера. Берега залива высокие. Тропа идет по склону. Через 1.20 после выхода спускаемся с высокого обрыва и подходим к р. Саган-Сэр, впадающей в озеро. Берег озера отмелый, травянисто-каменистый. Здесь останавливаются на ночлег буряты; имеются кострища, следы лошадей. В лесу изба с нарами и железной печью, но очень грязная. Переходим протоки ручья по камням и на береговом уступе опять находим тропу. Следующие 2 часа продолжаем движение по тропе. Тропа то поднимается вверх на "отроги" хребта, то спускается вниз в заболоченные лощины. В лощинах она часто теряется и приходится 5-10 минут её искать в высоком кустарнике карликовой берёзки и ивки. Через 3.20 вышли к отметке 1650.0. В этом месте стоит знак геодезической сети в виде столба с табличкой ("охраняется государством"). Столб торчит из квадратного колодца высотой 1 м, заваленного камнями. Кругом осыпь, много поваленных деревьев, очень много крупной и сладкой голубики. Через 5 минут после геодезического пункта переходим по камням р. Зун-Жалга (ширина 6 м). За ней тропа становится более чёткой. Через 45 минут после Зун-Жалги выходим к берегу озера. Здесь со скалистых обрывов открывается прекрасный вид на озеро и его самую узкую часть, почти перегороженную перемычкой. Далее тропа сворачивает на север, пересекает полуостров (изба разрушена) и, пройдя над высоким обрывом, выводит нас к р. Буштыг (через 1.30 после р. Зун-Жалга). Переходим Буштыг вброд (ширина 10 м, глубина 0,3 м, самостраховка альпенштоками). В этом месте очень красивый берег: высокий моренный холм с редкими лиственницами. К северу в долине реки располагается красивая моренная равнина. Огибая озеро, тропа сворачивает на юго-юго-запад. Она уходит довольно далеко от берега, и поднимается к склону долины, т.к. у берега много заливов и болот. Через 1 час после р. Буштыг тропа спускается к берегу озера. В этом месте стоит большая хорошая изба. Через 1.20 выходим к юго-западной части озера Хара-Нур. Здесь обширная поляна, покрытая карликовой берёзкой. Есть удобные места для стоянок. Но лес только в 100 м на склонах долины. Лес кедрово-лиственничный. Останавливаемся на ночлег. Воду берём из р. Урда-Шан. Дров немного.

Выполнила Брызгалина А.В.

5 августа

Дневка.

Отдыхали и отсыпались после первых тяжелых переходов. Погода пасмурная, во второй половине дня пошел дождь, поэтому надежды на загорание пришлось оставить.

6 августа.

оз. Хара-Нурр.Урда-Шан — Отрог хребта Большой Саян — р. Харганата.

Протяжённость — 16 км

Ходовое время — 6 часов.

Всю ночь и утро лил дождь. Вышли с места ночлега в 10.45 и направились по тропе вверх по течению р. Урда-Шан левым берегом (юго-запад). Через 10 минут после выхода перешли р. Урда-Шан вброд (ширина 10 м, глубина 0,4 м, самостраховка альпенштоком). Затем начали подъём по тропе на ригель ручья, вытекающего из оз. Антэ-Нур. Тропа довольно чёткая, идёт серпантином по кедровому лесу. Крутизна подъёма около 15°, общее направление юго-юго-восток. Через 30 минут подъёма вышли в висячую долину ручья. Днище долины сильно заболочено, поросло кустарником карликовой берёзки и ивняка. Тропу быстро потеряли. Поэтому перешли на левый берег ручья вброд (ширина 3-4 м, глубина 0,4 м, самостраховка альпенштоками) и начали подъём на отрог Большого Саяна, двигались в направлении на запад-юго-запад без тропы. Склон имеет крутизну около 15°, покрыт мягкой моховой подушкой и карликовой берёзкой. Подъём от ручья на гребень отрога занял 1 час). Поверхность гребня довольно твёрдая, местами травянистая, моховая; встречаются участки каменных россыпей. С гребня на восток открывается вид на озеро Антэ-Нур и низкую седловину пер. Хушатэ-Дабан. Далее траверсируем гребень в направлении на юго-юго-запад, постепенно набирая высоту. Погода окончательно испортилась. Небо покрыто тёмными свинцовыми тучами, очень сильный западный ветер, усиливается дождь. Идти довольно тяжело. Местами между вершинами гребня имеются седловины, на которые нужно спускаться. В седловинах располагаются небольшие озерки и моховые болота. Через 2 часа спускаемся в широкую зелёную моховую седловину, и затем, в течении 40 минут, поднимаемся на самую высокую точку маршрута- двойную вершину 2400 м. Здесь на склоне лежит большой снежник. Дождь при подъёме сменяется мокрым снегом, а затем кончается. Окрестные вершины освобождаются от облаков и мы видим красивую картину гор. Особенно великолепен вид вершины 2594,5 на северо-запад с открытым ледником. С вершины за 15 минут по пологому (15°) мохово-каменистому склону спускаемся на седловину в истоках р. Хадарус (на юг), а затем по пологому моховому склону поднимаемся в южном направлении на склон вершины 2338,5, которая находится в хребте Большой Саян. Кроме мохового покрытия на спуске в седловину и подъёме на хребет встречаются обширные участки "каменной мостовой" — плотно уложенные камни на месте бывших снежников.

От вершины 2338,5 идём вдоль гребня хребта в юго-восточном направлении по "каменной мостовой". Через 40 минут после вершины 2338,5 выходим к левому борту долины р. Харганата в районе небольшой вершинки (к северу от озера 2093,0).

Начинаем спуск в долину в восточном направлении. Здесь лежит большой снежник, но использовать для спуска его нельзя, т. к. он сформировался в виде карниза и круто обрывается к каменистой осыпи. Обходим снежник слева (по ходу) и по скально-осыпному склону крутизной около 30° продолжаем спуск. Поскольку камни подвижные, то разбиваем группу на 3 части во главе с наиболее опытными участниками). Проходим скально — осыпной участок за 30 минут. Он выводит нас к днищу небольшого цирка с двумя озёрами. Из озёр берут начало ручьи, которые сливаясь дают начало левому притоку р. Харганата. При выходе из "цирка" имеется небольшой каньон. Мы спускаемся к р. Харганате вдоль левого борта каньона по мохово- травянистому склону. Спуск из "цирка" к реке занимает 15 минут.

Становимся на ночлег на ровной травянистой площадке, окружённой стекающими со склона ручьями. Воду берём из ручьёв, в качестве дров используем кустарник. Выглянуло солнце, но кустарник очень мокрый, и костёр горит плохо.

Выполнил Петров Иван.

7 августа.

р. Харганатапер. Чертановский (2120 м) (н/к) — р. Жусэрличпер. Малыш (2360 м) (1А) — р. Ходештыг-Хем.

Протяженность — 16 км

Ходовое время 4 часа 30 минут.

Вышли с места ночлега в 10.15 и перешли вброд реку Харганата (ширина 5 м. Глубина 0,3 м, самостраховка альпенштоками).Затем начали подъем в юго-западном направлении на невысокий перевал к р. Жусэрлич. Подъем идет по склону крутизной 150, покрытому мягким мохом. Через 45 мин. поднялись на седловину перевала. Седловина широкая. Тура нет. Сложили тур и назвали перевал — Чертановский. С перевала на северо-западе видно красивое озеро и низкий перевал в правый приток р. Ходештыг-Хем. Чуть ниже перевала (на юге) небольшое озеро, из которого в южном направлении вытекает небольшой ручеек, левый исток р. Жусэрлич). Спускаемся на юго-восток по пологому склону (15°), покрытому травой и кустарником. Через 40 мин., обойдя озеро, спускаемся ко второму озеру. Со спуска хорошо виден лавовый поток, заполняющий долину реки. Обходим озеро слева (там, где у него вытекает ручей) и поднимаемся на отрог хребта в южном направлении. Подъем по пологому (15°) травянистому склону занимает около 15 мин. С отрога запад-юго-запад и юго-запад видны перевалы в притоки р. Ходештыг-Хем. Подъем на правый (запад-юго-запад) по ходу перевал проще и ближе, но у нас запланировано прохождение левого (юго-западного) перевала. В южном направлении прямо под нами глубокий провал долины правого притока р. Жусэрлич. Решаем пройти к нужному нам перевалу обходя каньон и водопад притока по пологим склонам верховьев долины. Поэтому спускаемся в юго-западном направлении по пологим (15°) мохово-кустарниковым склонам к месту впадения ручья, текущего из-под "нашего" перевала в приток, берущий начало из озера в юго-восточном цирке вершины Монголэ-Хада. Спуск с отрога к ручью занимает 50 мин. Отсюда поднимаемся на первый ригель за 30 мин. Крутизна от 15° до 20°, поверхность моховая. Выше ригеля поверхность почти ровная. Через 40 мин., прохождения после ручья она выводит нас ко второму ригелю (каменистому крутизна 15°-20°). Через час после ручья, выше ригеля мы попали в верхний цирк южного притока р. Жусэрлич, в котором располагается довольно большое озеро. Делаем перекус. Для приготовления чая используем кустарниковые дрова. Затем начинаем подъем на перевал. Перевальный взлет короткий, но крутой. Он представляет собой чередование осыпных конусов крутизной 30°-35° и скальных ребер крутизной до 50°. Решаем подниматься вдоль левого (по ходу) осыпного конуса, который в верхней части заканчивается снежником. Одеваем каски. Сначала траверсируем левый (по ходу) осыпной склон (крутизна 30°, покрытый живыми камнями средней величины) страхуясь альпенштоками. Через 20 мин. подъема от озера выходим на осыпной конус. Осыпь очень подвижна, поэтому следующие 20 м каждый участник поднимается по одному серпантином, страхуясь альпенштоком. Выше осыпи выходим на снежник. Крутизна его в нижней части около 40°. Снег довольно плотный, поэтому вытаптываем ступени, страхуясь альпенштоком. Каждый последующий участник уплотняет следы предыдущего. Снежник вверху становится пологим и заканчивается. Мы на перевале. Подъем всей группы от озера занял 1 час.

Седловина перевала довольно широкая. Тура нет. Сложили тур. Назвали перевал "Малыш". За перевалом небольшое озеро, из которого берет начало ручей-правый приток р. Ходештыг-Хем. Сначала около 300 м двигаемся вдоль ручья левым берегом, но затем резко начинается глубокое ущелье с крутыми (до 50°) склонами, которое при выходе в долину Ходештыг-Хема заканчивается глубоким крутостенным каньоном, в котором предполагаются водопады. Поскольку предварительного описания перевала нет, решаем поискать более простой спуск. Для этого через пологую поверхность водораздела переходим в долину следующего притока (выше по течению) Ходештыг-Хема, придерживаясь южного направления. Здесь спуск возможен по одному из гребней правого борта долины притока. Поверхность отрога на всем протяжении имеет крутизну около 35°-40°. В верхней части — подвижная осыпь, в средней и нижней части травянисто-осыпной склон. Поскольку группа большая, спускаемся серпантином с самостраховкой альпенштоками). Спуск по отрогу занимает 1 час. Со спуска хорошо виден следующий перевал. Спуск приводит к ручью в начале каньона с несколькими водопадами. Переходим на левый берег ручья по камням, поднимаемся 50 м по оленьей тропе на невысокий отрожек и попадаем в долину р. Ходештыг-Хем. Далее следует спуск к реке по склону, крутизна которого уменьшается от 20° до 10°, устланным мягким мхом и поросшим высоким кустарником. Спуск занимает 20 мин.

Останавливаемся на ночлег на наклонной площадке на правом берегу реки. Площадка покрыта высокой травой. Дрова опять из кустарника.

Погода резко портится и к 22.00 разражается жесточайшая гроза. Ветер так рвет тенты, что их приходится держать руками. Ливень настолько силен, что начинает протекать поверхность тентов. Хорошо, что гроза короткая. Но дождь продолжается всю ночь.

8 августа.

р. Ходештыг-Хемпер. Холодный (2280 м) (н/к) — р. Ак-Оюкч-Хемпер. Хойтогольский (2160 м)(1А) — р. Хойто-Гол.

Протяженность — 14 км.

Ходовое время — 6 часов 30 минут.

К восьми утра мерный шум дождя сменился легким шуршанием снега. Горы закрыты облаками, на вершинах лежит снег. Поэтому вышли поздно, около 12.00. Направились к перевалу в верховьях р.Ходештыг-Хем. Идем вверх по течению реки правым берегом без тропы (на юг). Кругом опять трава, мох и высокий кустарник. Через 1 час подошли к перевальному взлету. Перевал закрыт облаками, идет снег. Камни скользкие, поэтому для движения стараемся использовать травянистые склоны. Крутизна склона на подъеме 15°-20°. Частично подъем идет по камням средней величины. Позади остается хмурая долина реки Ходештыг-Хем. Первый взлет выводит нас на днище цирка. Пересекаем его. Еще один небольшой подъем по каменной россыпи (10°-15°) и мы на перевале. Подъем с места ночлега занял 2 часа 10 мин. Седловина очень широкая, травянисто-каменистая. Тура нет. Сооружаем его. Называем перевал "Холодный".

На юго-запад с перевала ведет пологий спуск к ручью, протекающему под склоном вершины 2681,1, а за ним глубоко внизу скрывается днище долины Ак-Оюкч-Хем. По пологому склону за 10 мин. спустились к небольшому красивому озерку и обогнули его слева по ходу. Ручей вытекает в нижней части озера водопадом, траверсируем левый борт долины. Ниже водопада днище долины выполаживается, но при выходе в долину опять виден каньон, выше которого борта долины очень крутые. Опять решаем через отрог перейти к руслу соседного (слева по ходу) небольшого ручья. Поэтому траверсируем крупноглыбовую осыпь (30°) в южном направлении, пересекаем невысокий отрог. Затем спускаемся к ручью, переходим его по камням и попадаем в долину р. Ак-Оюкч-Хем. Отсюда виден перевал Хойтогольский. Сквозь высокий кустарник продираемся по склону(15°-20°) к каньону в днище долины. Здесь останавливаемся на перекус на границе зоны леса. Спуск с перевала к р. Ак-Оюкч-Хем занимает 1 час.

После перекуса идем правым берегом р. Ак-Оюкч-Хем вверх по течению, по тропе (юго-юго-восток). По мере приближения к перевалу тропа становится все более четкой. Но на ней лишь следы многочисленных животных (олень, медведь). Через 40 мин. после перекуса миновали каньон с водопадами в русле реки. В этом месте все притоки реки каскадами водопадов сбегают к основному руслу. Выше водопадов тропа идет по широкому горному проходу между двумя хребтами, то поднимаясь на возвышенности, то спускаясь в заболоченные понижения. Через 1.05 после перекуса выходим к огромному озеру, которое занимает все днище "горного прохода". Склоновые осыпи круто спускаются к воде. Обходим озеро за 30 минут (слева по ходу), используя для движения крупноглыбовые осыпи, и оказываемся на перевале. Здесь есть тур. Перевал впервые пройден в 1998 г. туристами из г. Екатеринбурга. Они назвали его Хойтогольским. Ориентировочная сложность — 1А.

Спуск с перевала сложнее подъема. Он идет по широкому осыпному кулуару (около 100 м) на заболоченное днище цирка (около 200 м), а дальше опять преграждают путь скалистые склоны и водопады. Поэтому поднимаемся на отрог в южном направлении и через 30 минут после перевала проходим небольшое озерко. За озером тропы нет и мы спускаемся по пологому (15°) склону, покрытому легким мхом и карликовой березкой, на юго-восток к долине левого притока р. Хойто-Гол). Идти довольно удобно, но через час после перевала при приближении к руслу притока движение резко замедляется, т.к. мы входим в зону леса и идем по старой гари: много поваленных деревьев. Через 1.10 после перевала начинаем спуск с ригеля притока в долину Хойто-Гола. Ригель имеет крутизну до 30° в верхней части, до 15° — в нижней. Он покрыт таежным кедрово-лиственным лесом с завалами, высокой травой и кустарником. Со спуска видно озеро в долине р. Хойто-Гол. Спуск с ригеля до тропы в долине Хойто-Гола занимает 50 минут. Выйдя на тропу, двигаемся по ней вниз по течению Хойто-Гола в течение 5 минут. По дороге переходим вброд левый приток (ширина 8 м, глубина 0,3 м, самостраховка альпенштоками).

Останавливаемся на ночлег на высоком левом берегу реки, в лиственном редколесье. Место очень удобное. Его используют для стоянки и местные жители. Видели пасущихся лошадей. Дров много, воду берем из реки.

9 августа.

Дневка. Забор заброски с источников. Вниз по долине р. Хойто-Гол от места стоянки до источников Хойто-Гол.

Протяженность — 6 км

Ходовое время 1 час.

Путь к источникам идет вниз по долине р. Хойто-Гол (на восток) по лесной дороге лиственично-кедровым лесом и не вызывает трудности. Отправляем за заброской группу мальчиков во главе с заместителем руководителя.

Девичья часть группы занимается сбором ягод и грибов (правда их здесь немного) и приготовлением вкусного обеда с блинами. Ремонтируем снаряжение, которое начинает понемногу выходить из строя (в основном палатки и ботинки). Вечером распределяем по рюкзакам заброску. Руководитель правит описание маршрута. Проводим краеведческие наблюдения.

10 августа.

р. Хойто-Голпер. Хойто-Дабан (2520 м) (1 А) — р. Дунда-Гол.

Протяженность — 8 км.

Ходовое время- 4 часа 25 минут.

Вышли с места стоянки в 9.45 и перешли р. Хойто-Гол вброд (ширина 10м, глубина 0,3 м, самостраховка альпенштоками), пересекли в южном направлении пойму реки и через 200 м от реки наткнулись в лесу на небольшую избушку. Тропу не нашли, поэтому направились без тропы на юго-запад ко входу в долину правого истока р. Хойто-Гол. Идем по редколесью, старой гари, поросшей карликовой березкой, местами по россыпям камней. Через 30 минут вышли утоптанную тропу, которая подошла откуда-то справа. Возможно, она является продолжением дороги, пересекавшей реку чуть выше по течению места нашей стоянки. 20 Минут двигаемся по тропе лесом правым берегом речки вверх по течению, (тропа ненадолго переходит на левый берег, но затем возвращается обратно). Через 20 минут видим на дереве участок, лишенный коры (30-40 см), на котором стрелка "влево" и плохо различимая надпись "Хойто-Дабан". Слева от тропы в этом месте есть кострище. Отсюда на юг уходит слабозаметная тропа на перевал Хойто-Дабан. Тропа сразу же поднимается на склон отрога, разделяющего правый исток Хойто-Гола и небольшой правый приток, текущий в глубоком ущелье. Зона леса быстро кончается и далее тропа идет по гребню отрога (крутизна 10°-20°), постоянно поднимаясь к перевалу. Подъем от реки до самой высокой точки отрога (округлой вершины) занял 50 минут. За вершиной следует короткий (около 200 м) спуск на седловину (соединяющую отрог и хребет Хайрхан). Отсюда видны две седловины. Тропа ведет в правую (по ходу) седловину, но быстро исчезает. Последние 500 м идем траверсом по пологому склону, покрытому моховой подушкой. Через 1.30 (от реки) достигаем тура на перевале. Записки нет, поэтому свою — тоже не оставляем. Седловина перевала неширокая, с нее открывается вид на пер. Чойган-Дабан. Небо уже давно закрыто облаками, дует сильный ветер, начинается дождь.

Спуск с перевала (юго-запад) сначала идет по крутому (35°) травянисто-осыпному склону, который через 15 минут после перевала приводит на дно ущелья. Днище ущелья имеет наклон 20°-25°. Оно покрыто "живыми" камнями средней величины. Из-за дождя камни мокрые и скользкие. Медленно спускаемся по днищу ущелья. Траверсировать склоны нецелесообразно, так как они имеют крутизну 30°. На них чередуются полосы травы и осыпей. Ущелье выводит в долину р. Дунда-Гол. В долине спускаемся по склону крутизной 20° к реке. Склон покрыт высокой травой и кустарником. У реки хвойный лес. Спуск с перевала к реке занял 2 часа.

Вдоль реки по левому берегу идет лесная дорога. В этом месте через реку переходит широкая тропа, ведущая к пер. Чойган-Дабан.

Льет дождь, поэтому решаем остановиться на ночлег. Ставим палатки в еловом лесу на правом берегу р. Дунда-Гол, т.к. на левом берегу леса нет.

Выполнил Петрунин Петр.

11 августа.

р. Дунда-Голпер. Устинова (2560 м) (1 А)- р. Хэлгин.

Протяженность — 13 км.

Ходовое время — 7 часов 5 минут.

Всю ночь и утро лил дождь. Утром на вершинах опять лежит снег. Вышли с места ночлега в 10.00, перешли по бревну на левый берег р. Дунда-Гол и направились по дороге вниз по течению реки левым берегом. В 200 м от места ночлега прошли большую поляну избой, до которой машины из Орлика подвозят туристов и отдыхающих. Через 30 минут (после выхода) подошли к устью правого притока Дунда-Гол, ведущего к перевалу, на обоих берегах здесь стоят избушки. К избе на правом берегу ведет машинный след. Перешли через Дунда-Гол на правый берег (ширина 10 м, глубина 0,4 м самостраховка альпенштоками). За избой начинается хорошая тропа, которая ведет вверх по долине притока (на юго-запад). Тропа идет вдоль левого борта долины довольно далеко от воды, в основном лесом. Вблизи избы гарь.

Через 1.20 после избы тропа спускается к реке несколько выше места слияния истоков. Далее она уходит вверх по долине левого истока, где имеется перевал к р. Аржан-Хем, а мы переходим ручей вброд (глубина 0,3 м, ширина 4 м, самостраховка альпенштоками), делаем перекус у последних кедров и начинаем подъем вдоль правого истока без тропы. Для этого переходим на правый берег ручья по камням, и преодолеваем полосу высокого ивового кустарника (около 400 м). Далее начинается мохово-травянистые поверхности. Движение вдоль левого берега считаем нецелесообразным, т.к. здесь к воде спускается широкая полоса крупноглыбовой осыпи, камни которой покрыты скользким мхом. Через 20 минут от слияния вышли к прижиму, подъем на который занял еще 20 минут. За прижимом крутизна подъема по долине 15°-20°. Подъем выводит в обширный цирк, днище которого занято озером. (От слияния до цирка — 1.20) Обходим озеро слева (по ходу) по камням, но через 15 минут нам преграждают путь скалы. Поверхность их мокрая, и они наклонены в сторону воды. За скальным выходом располагается неширокая травянистая лощина, удобная для подъема на перевал. С южной стороны лощина ограничена высоким (до 70 м) моренным холмом с крутизной осыпных склонов до 40°. Начинаем подъем на скальный выход. Крутизна до 35°. Подъем идет по осыпи и травянистым полкам. Подъем от озера на верхнюю травянистую полку занимает 20 минут. Далее траверсируем осыпной склон в южном направлении, где видна ложбина, ведущая к перевалу. Через 50 минут от озера входим в ложбину. Она имеет ширину 200 м, ограничена склоном (30°) слева (по ходу) и стенкой цирка справа). Крутизна подъема невелика (15°-20°), но днище ложбины заполнено моренными валами, сложенными крупными глыбами, поэтому скорость передвижения низкая. Через 1 час 50 минут от озера поднимаемся на широкое травянисто-каменистое плато. Трава и камни покрыты свежевыпавшим снегом. Далее следует еще один пологий подъем по камням в юго-восточном направлении, и мы выходим в длинную ложбину, рассекающую плато, в которой расположено озеро (2.10 от нижнего озера). На склонах ложбины большие снежники, по которым мы обходим озеро справа. Через 15 минут после озера ложбина в южном направлении выводит на склон довольно глубокого ущелья. С нашей стороны склон круто обрывается вниз. Дно и противоположный склон ущелья заняты огромным снежником, который спускается далеко вниз по ущелью. Это ущелье ведет к р. Нуртой-Сала, стекающей в Даргыл. Поэтому мы в западном направлении поднимаемся на склон отрога хр. Большой Саян и , огибая ущелье справа (по ходу) спускаемся в южном направлении на широкую зеленую седловину перевала. Тура нет. Складываем тур и называем "перевал Устинова". Путь от озера до перевала занимает 40 минут.

Спуск с перевала простой в основном по мохово-травянистым поверхностям сначала на днище древнего цирка (крутизна до 30°), а затем с ригеля цирка (крутизна до 25°) в долину реки Хэлгин. Ригель прорезан глубоким ущельем левого притока р. Хэлгин. Спуск с перевала занял 50 минут.

Встали на ночлег на широкой террасе левого берега р. Хэлгин. Здесь ровные травянистые площадки, много кустов карликовой березы и полярной ивы, сухие ветки которых можно использовать в качестве дров. Река течет в каньоне глубиной около 20 м, воду берем из ручья, стекающего со склона. На противоположном берегу долины высится громада пика Топографов.

Выполнил Аверин Владимир.

12 августа.

Пик Топографов (3089,2) (1 Б).

Протяженность — 6 км

Ходовое время — 5 часов 30 минут.

Вышли из лагеря 10.00. Чтобы перейти р. Хэлгин по камням, поднялись вверх по течению на 300 м (на запад), а затем спустились к морене ледника под пиком Топографов. Поднимались на моренный уступ (юго-юго-запад) около 30 минут по склону крутизной около 30°, сложенному в основном камнями, местами покрытому травой. Выше уступа морены расположены моренные холмы неправильной формы, между которыми приютились два небольших озерка. Пересекаем полосу морены перед ледником и начинаем подъем на ледник вдоль левого (по ходу) края цирка. Поверхность ледника покрыта слоем свежевыпавшего снега глубиной до 15 см. Сначала выбиваем ступени ботинками, и по мере движения вверх по склону слой снега становится тоньше, поэтому вырубаем ступеньки ледорубом. Крутизна подъема на ледник 15°-20°. Временами выходим на осыпь вдоль левого края ледника. Осыпь сложена крупными и средними неустойчивыми камнями. Пройдя язык ледника, выходим на его пологую часть. На этом участке идем по снегу. За пологой частью следует крутой взлет (35°-40°). На этом участке поднимаемся по снегу, страхуясь альпенштоками, обходя скальный выступ в левом (по ходу) борту цирка. Через 2 часа 30 минут после выхода вышли на осыпь под седловиной, ведущей в восточный цирк пика Топографов. Осыпь сложена крупными камнями, прикрытыми неровным слоем снега. Дует сильный западный ветер. Постепенно небо покрывается облаками. Довольно холодно. Крутизна осыпи около 30°. Через 30 минут по осыпи поднялись на седловину. Здесь стоит тур, в который воткнута палка. Записки нет. За гребнем виден отвесный скальный склон восточной стены пика Топографов. Продолжаем подъем вдоль гребня. Он идет по скалам крутизной до 40°, наклоненным в сторону цирка и прикрытым снегом. Решаем, навести перила. Надеваем системы. Один из участников уходит вверх на нижней страховке. В это время начинается сильный снегопад и пурга. Весь горизонт на западе обложен темными грозовыми облаками. Остается пройти предвершинный взлет, но мы решаем не рисковать, и спускаемся вниз. Для увеличения безопасности вешаем 2 веревки вниз, чтобы пройти наклонные плиты, а затем спускаемся к седловине. Спуск с седловины к лагерю занимает около 2,5 часов. Он идет по пути подъема. В нижней части ледника свежевыпавший снег уже стаял, обнажились трещины, по которым текут бурные потоки воды. На морене начался дождь.

13 августа.

Дневка.

С утра хорошая погода. Хоть опять повторяй восхождение. Но, к сожалению, группа спит после трех тяжелых дней похода. Поэтому просыпаемся поздно. Отдыхаем, собираем грибы. Занимаемся краеведческой работой. Впервые за поход погода остается хорошей до вечера. Даже обидно:

14 августа.

р. Хэлгинр. Хэлгинэ-Хутэл.

Протяженность- 15 км.

Ходовое время: 6 часов 35 минут.

С места ночлега вышли в 9.15. С утра небо было затянуто облаками, но к 9 часам выглянуло солнце. Идем вниз по реке Хэлгин по левобережной террасе (восток-юго-восток), переходя вброд или по камням небольшие левые притоки р. Хэлгин (ширина 2-3 м, глубина 0.2 м). Идем по тундре (мох, карликовая березка), местами встречается узенькая тропка. Через 45 мин. после выхода достигли оз. Дэдэ-Хухэ-Нур. Река Хэлгин здесь разбивается на множество проток. Вдоль озера идти довольно удобно. Тропа становится более четкой. Она идет почти в южном направлении по зарослям полярной ивы и карликовой березки. У южной оконечности озера реодолеваем прижим и через 2 часа после выхода поднимаемся на скальную гряду (ригель), замыкающую озеро с юга. Собственно, озеро замыкает не гряда, а завал из крупных камней. Река из озера стекает под камнями. Тропа выводит нас на плоскую поверхность гряды и изчезает. На гряде есть небольшие озерки, можно на склонах отыскать "кустарниковые дрова". Видны кострища. Это неплохое место для стоянки. Отсюда открывается прекрасный вид на широкое днище долины р. Хэлгин. Но тропы дальше нет и путь надо искать самим. Делать это надо осторожно, поскольку на спуске крутой (до 35°) склон, сложенный наклонными плитами, покрытыми местами травой и кустарником. Спускаемся по небольшой ложбине в центральной части гряды, страхуясь альпенштоком. Спуск занимает 15-20 мин. Примерно через 500 м ниже уступа опять выходим на тропу. Она более четкая, теряется реже (на заболоченных и травянистых участках), идет примерно в 100 м от реки вниз по долине в южном направлении. Тропа постепенно входит в зону леса. Лес редкий лиственничный. Внизу по долине появляется примесь кедра.

Через 3 часа 35 мин. после выхода достигаем озера Додо-Хухэ-Нур. Тропа становится хуже. Через 4 часа 30 мин. у южной оконечности озера огромная крупноглыбовая россыпь. Скорость здесь резко снижается. Россыпь преодолеваем около часа, а затем опять выходим на тропу. Еще час движения по кустарникам и мы у реки Хэлгинэ-Хутэл (Левого притока р. Хэлгин). Идем вверх по реке около 200 м. без тропы по высокой траве и завалам и выходим на конную тропу, ведущую вверх по реке Хэлгинэ-Хутэл. Становимся на ночлег у тропы. Место не очень удобное: мягкий моховой покров с камнями. Костер разжигаем прямо на тропе. Воду берем из реки. Дров много.

15 августа.

р. Хэлгинэ-Хутэлперевал (2480 м) (н/к) — озеро Утахан-Нур — рад. выход на г. 2999.6 (1 А).

Протяженность- 15 км.

Ходовое время — 6 часов 5 минут.

Вышли с места ночлега в 9.45. Направляемся по тропе вверх по течению р. Хэлгинэ-Хутэл. (восток-северо-восток). Тропа идет лесом, вверх по склону крутизной 15- 20° то серпантином, то "в лоб". Через 30 минут поднялись на устьевую ступень р. Хэлгинэ-Хутэл. Далее подъем становится более пологим (10°). Через час после выхода зона леса заканчивается, и мы идем по склону, проросшему карликовой березкой. Выше зоны леса тропа уходит в долину р. Даба-Жалга, а мы продолжаем движение вверх по Хэлгинэ-Хутэл без тропы в восточном направлении. Идем по зарослям карликовой березки, пересекаем по камням р. Даба-Жалга, траверсом постепенно поднимаемся по правому борту долины Хэлгинэ-Хутэл. Через час после схода с тропы оказываемся у большого нижнего озера в верховьях Хэлгинэ-Хутэл. Обходим озеро слева (по ходу) и поднимаемся на перевал по пологому (15°) травянисто-каменистому склону в восточном направлении). Подъем от ручья на перевал занимает 40 минут. Седловина перевала широкая, заболоченная, местами покрытая каменными россыпями. Тура нет.

С перевала в течении 30 минут спускаемся к южной оконечности озера Утахан-Нур в верховьях реки Сардыки-Горхон. Спуск идет по травянисто-каменистому склону (крутизна 10°) вдоль южного подножия горы 2999,6. Он выводит к уступу (ригелю), подпирающему озеро с юга. Поднимаемся на ригель и переходим реку, вытекающую из озера, вброд (ширина 8 м., глубина 0,3 м., самостраховка альпенштоками). Оставляем рюкзаки на левобережной террасе, перекусываем и отправляемся в радиальный выход на г. 2999,6. У рюкзаков дежурят Варшавская Н. и Ливенцов И.

Подъем на вершину идет по юго-восточному отрогу (к западу от озера Утахан-Нур). В нижней части крутизна подъема до 30°, склон осыпной. Направление северо-запад. Подъем осуществляем серпантином, скапливаясь в точках изменения направления. Камни "живые", средние по величине. Через час склон становится более пологим (до 15°), и мы выходим на край цирка. Справа (по ходу) в цирке видно огромное озеро Утахан-Нур. Стены цирка очень крутые (до 70°), прорезаны осыпями. В верхней их части много карнизных снежников. Хорошо видна вершина с триангуляционным знаком. Через 2 часа 30 минут подъема выходим на вершинную поверхность горы 2999,6. Она почти плоская, куполообразная, обрывается в цирк к озеру. Отсюда открывается вид на северо-запад на массив пика Топографов и пик Чойган. На вершине геодезический знак и полуразрушенная триангуляция. Тура нет. Сооружаем небольшой тур и оставляем записку. От триангуляции продолжаем движение на северо-северо-восток и через 20 минут выходим на край северо-восточного цирка. Здесь висит ледник с красноватой поверхностью из-за арбузных водорослей. На востоке и северо-востоке хорошо виден наш дальнейший путь: долина р. Шутхулай, подъем на перевал в реку Ара-Шутхулай и гора Хара-Сардык.

От цирка с ледником идем на плато в восточном направлении (30 минут от вершины) и начинаем спуск в сторону долины р. Шутхулай (восток-юго-восток) по осыпному слону крутизной 30-35°, сложенному средними по размеру камнями. Камни неустойчивы, идем серпантином, страхуясь альпенштоками). В нижней части склон выполаживается до 15-20°, камни становятся мельче, появляются травянистые участки. Спуск по крутому склону на край плато над озером занимает около 1 часа. Затем около 40 минут спускаемся в цирк к озеру по травянисто- каменистому склону крутизной 20-35° траверсом с самостраховкой альпенштоками. Затем идем к рюкзакам по берегу озера в южном направлении. Берег почти плоский с чередованием мягких моховых поверхностей и крупноглыбовых россыпей, преобладают последние. Движение вдоль озера занимает 20 минут.

Останавливаемся на ночлег у истока реки Сардыки-Горхон, вытекающей из озера, на левобережном выступе ригеля. Площадка почти ровная, но неудобная из-за камней. Еду готовим на газовых горелках. При желании можно собрать и некоторое количество дров, т.к. растет низкий ивовый и березовый кустарник. Вода из реки, спуск к воде хороший.

Выполнил Аверин Володя.

16 августа.

Озеро Утахан-Нур — р. Шутхулай — подножие г. Хара-Сардык.

Ходовое время — 5 часов.

С места ночлега вышли в 10.55. Идем по плато, разделяющему реки Сардыки-Горхон и Шутхулай в юго-восточном направлении, обходя цирк в левом борту долины р. Шутхулай. Поверхность довольно удобна для передвижения: чередуются не очень мягкий мох и каменные россыпи.

Через 55 минут после начала движения начинаем спуск в долину р. Шутхулай. Крутизна склона 15-20°. Склон покрыт мягким мхом. В средней части — кустарник карликовой березки. Через 30 минут спуска входим в редкий лиственичный лес и обнаруживаем узкую тропу, которая идет вдоль долины р. Шутхулай на расстоянии около 1 км от реки. Сворачиваем по тропе на северо-запад (вверх по течению р. Шутхулай), но буквально через 20 минут теряем ее при переходе правого притока реки. Далее выходим на север к берегу озера и продолжаем движение вверх по долине (северо-северо-запад). Долина широкая. Вдоль западного берега располагаются моренные холмы, покрытые редким лиственничным лесом и карликовой березкой. Встречаются заболоченные участки. Много звериных троп, идущих в разных направлениях. Озеро проходим за 1 час 10 минут и останавливаемся на перекус в верхней (по течению) части озера Шутхулай-Нур. После перекуса переходим на левый берег р. Шутхулай. При впадении в озеро она образует огромную дельту, сложенную речными наносами. Поэтому движение через большинство проток идет по камням и лишь левую (главную) протоку пересекаем вброд (ширина 10 м. глубина 0.4 м., самстраховка альпенштоками). После брода начинаем подъем на левый борт долины р. Шутхулай к низкому перевалу в долину р. Ара-Шутхулай. Подъем идет по склону крутизной от 15° до 25° без тропы. Поверхность довольно твердая, но мешают кусты карликовой березки. Кругом горелый лес. Через 40 минут от реки поднялись к озеру. Собрали запас дров и продолжили подъем вверх по ручью, впадающему в озеро. Выше озера подъем пологий (10°) идет в северо-северо-восточном направлении. Поверхность травянистая. Кругом карликовая березка и ивовый кустарник, но они не мешают передвижению, т.к. имеются довольно широкие травянистые проходы. Через 40 минут от озера обнаруживаем хорошую, ровную травянистую площадку и решаем остановиться на ночлег. Дрова принесли с собой, хотя их можно набрать и в окружающем высоком кустарнике. Вода из ближайшего ручья.

Выполнила Брызгалина А.В

17 августа.

Подножие г. Хара-Сардык — г. Хара-Сардык (3028,1 м) (н/к) — р. Булунай.

Протяженность — 14 км.

Ходовое время — 6 часов 40 минут.

Вышли с места ночлега в 9.00, перешли ручей по камням и начали подъем на г. Хара-Сардык в восточном направлении. Подъем идет по склону крутизной около 200 траверсом. Склон покрыт каменной россыпью. Камни разных размеров. Изредка встречаются участки моховой поверхности. Но при приближении к вершине они сменяются каменными россыпями. Подъем на вершину продолжался 2 часа 40 минут.

Вершина имеет платообразную поверхность. На ней имеется разрушенная триангуляция. На востоке — вершина обрывается в огромный цирк. Отсюда бросаем последний взгляд на окружающие горы и предстоящий нам путь по "ровному" плато и начинаем спуск. Тот путь, по которому мы наметили спускаться с помощью карты, представляет собой узкий пилообразный гребень, поэтому решаем спускаться по более пологому склону к югу от цирка с озером (отм. 2640,6). Склон имеет крутизну 20-25°, сложен крупными и средними каменными глыбами. В нижней части используем для спуска небольшой снежник (крутизна 20°, глиссируем страхуясь альпенштоками). Спуск с вершины к озеру занимает один час. У озера устраиваем перекус, затем спускаемся в восточном направлении на плато и идем на восток к долине р. Булунай. Идти трудно, потому что каменные россыпи быстро кончаются. Поверхность плато на этом участке заболочена (мягкая моховая кочковатая поверхность). В понижениях вдоль ручьев — заросли карликовой березки и полярной ивы.

Через три часа после озера спускаемся в долину правого притока р. Булунай, текущего из озера с отм. 2274,8. Долина довольно глубокая, т.к. ручей впадает в Булунай там, где он глубоко врезается в плато. Левый склон долины густо порос карликовым кустарником. Много голубики. На правом борту долины — отдельные лиственницы и высокие ивовые кусты.

Останавливаемся на ночлег на невысокой террасе, на левом берегу ручья. Площадка неудобная (неровная), но есть вода (из ручья) и много дров из высоких ивовых кустов, которые растут вблизи русла Булуная. Примерно в 1 км. Вниз по Булунаю на склонах ущелья виден лес. На каменных россыпях много черной смородины.

Выполнил Емельяненко Дмитрий.

18 августа.

р. Булунайозеро Дабатын-Эхин-Нур.

Протяженность — 19 км.

Ходовое время: 5 часов 50 минут.

Вышли в 10.10, перешли по камням на правый берег притока р. Булунай и направились на северо-восток, траверсируя правый борт долины р. Булунай примерно в 1 км от реки вдоль подножия высоких холмов. Поверхность покрыта мягким моховым покровом с зарослями карликовой березки, местами встречаются каменные россыпи.

Через 1 час 5 минут вышли к следующему правому притоку р. Булунай и, свернув на юго-восток, около 1 км (20 мин.) поднялись вверх по его течению левым берегом, а затем по камням перешли на правый берег, и в восточном направлении вышли на плато. По плато двигались на восток-северо-восток, постепенно поднимаясь к вершине 2484,7. На этом пути болот нет, но движение затрудняет мягкая моховая поверхность с кустарником и каменные россыпи. По пути видели оленей.

Вершину 2484,7 обогнули слева (по ходу) и оказались на обширной плоской седловине (2 часа 50 мин. от места ночлега). Устроили перекус. Воду брали из ручья, стекающего с седловины на юго-восток в реку Тэргэтэ. Дрова "нащипали" из карликовой березки. С седловины направились на юго-восток, обходя справа (по ходу) плоскую вершину г. Табан-Моритын-Эхин.

За вершиной на юго-восток следует плавный спуск по отрогу к впадине — водоразделу рек Зун-Булунай и Тэргэтэ. На водоразделе, в истоках рек, расположены 2 небольших озера. Во впадине опять появляется мягкая моховая поверхность с кустарником, возрастает заболоченность. Встречаются даже болота со сплавиной. Путь от седловины до озер занимает 2 часа. Поскольку ориентиров на плато немного, от озер берем по карте азимут (650) на западный берег озера Дабатын-Эхин-Нур. Путь от озер до Дабатын-Эхин-Нура занимает около часа. Озеро появляется внезапно, когда до него остается 300 м.

Оно мелкое, окружено плоскими заболоченными берегами, поросшими кустарником. Находим относительно сухое место для стоянки на юго-западном берегу и останавливаемся на ночлег. Готовим на газовых горелках.

19 августа.

оз. Дабатын-Эхин-Нурр. Додо-Хара-Жалгар. Бурят-Гол.

Протяженность — 16 км.

Ходовое время — 4 часа 30 минут.

Вышли с места ночлега в 9.30 и направились на северо-восток (азимут 300), к седловине, расположенной в невысоком хребте к востоку от вершины Тухурен-Тологой. Характер поверхности обычный: чередование мягкой моховой поверхности, поросшей карликовой березкой и каменных россыпей). Речку Зун-Дабаты перешли по камням и через 1 час 10 мин. после выхода поднялись на широкую седловину перевала. Седловина низкая, травянисто — кустарниковая. Тура нет. С седловины спускаемся на север вдоль хребта с вершиной 2436,1. Идем не быстро, т. к. движению мешают заболоченность, мягкая моховая подушка и кустарник. Через 45 мин. спуска у северной оконечности хребта вышли к истокам реки Додо-Хара-Жалга. Спуск к реке крутой (40°), на склоне висят карнизные снежники. Обходим снежники справа (по ходу) и в течение 5 минут спускаемся к ручью. Затем идем вдоль ручья вниз по течению, траверсируя правый склон долины (крутизна 25-30°), страхуясь альпенштоками. Через 15 мин. движения по долине крутизна правого склона увеличивается до 35°, появляются неустойчивые осыпи, поэтому мы спускаемся к ручью и переходим на левый берег по камням. Вдоль левого берега идет узкая полоса террасы, на которой мы обнаруживаем слабозаметную тропу. Далее двигаемся вниз по течению (на север), используя тропу, которая часто теряется. В верхнем течении долина Додо-Хара-Жалга довольно узкая. Идем левым берегом. Вода в русле иногда исчезает под наносами. Ниже правого притока (1853,4) долина реки сужается, падение ее увеличивается, русло завалено огромными валунами. Тропа идет сначала по правому берегу, а примерно в 2 км от устья переходит на левый и идет высоко над рекой. Общее направление движения северо-восток. Кругом лиственничный лес, много грибов и ягод (голубика и смородина). От истока до устья проходим за 2 часа. В устье реки стоит изба. Вблизи устья переходим на правый берег (ширина 10 м, глубина 0,3 м) и далее двигаемся по вниз долине реки Бурят-Гол (юго-восток). Днище долины плоское, покрыто лугами. Левый берег долины высокий, крутой, скалистый, правый борт — пологий, покрытый лесом хребет. Через 35 мин. движения по долине встаем на ночлег на песчаной отмели около реки в кустарнике. Кругом лиственничный лес. Дров много, вода из реки.

20 августа.

р. Бурят-Голр. Ока — пос. Орлик.

Протяженность — 18 км

Ходовое время- 6 часов 40 минут — (включая время переправы — 1 час 30 минут).

Вышли с места ночлега в 9.35. и перешли вброд на левый берег р. Бурят-Гол (ширина 10 м , глубина 0,3 м , самостраховка альпенштоками). Тропа сразу поднимается на левый склон долины и идет по крутому травянистому склону высоко над рекой. Затем (через 30 мин.) она входит в лиственничный лес, спускается к реке и опять переходит на правый берег (характеристика брода та же). Далее тропа идет по долине правым берегом (на восток). Когда долина сужается, тропа поднимается на склон. В расширениях тропа идет по заболоченным лугам в днище долины. Через 1 час 30 мин. начинают встречаться сенокосы. Сено скошено и уложено в стога. Временами появляется нечто похожее на дорогу, но, вероятно, это зимний вариант, т.к. нет следов колес, а "дорога", порой уходит в густой кустарник и исчезает. Лишь вблизи устья реки (через 3 часа движения) долина, наконец, расширяется. Здесь расположены сенокосные луга, есть полевая дорога, стоят домики бурятского летника. Одна семья живет здесь и зимой. Чтобы добраться в Орлик, отсюда нам нужно идти к мосту через Оку, который расположен примерно в 1 км выше по течению пос. Хара-Хужир. Но по левому берегу тропы вдоль Оки нет, т. к. путь преграждает огромный скалистый обрыв. Конная тропа взбирается на крутой склон и обходит обрыв поверху. Буряты говорят, что подъем на лошадях по тропе до верхней точки занимает около 30 мин., а затем тропа спускается к дороге, ведущей к мосту. Мы договариваемся о том, что нас переправят через Оку на небольшой резиновой лодке (за 700 руб.), поэтому за 20 мин. добираемся по дороге до р. Ока. Переправляют по 2 человека. Переправа занимает 1,5 часа.

Правый берег Оки очень высокий. По нему идет лесная дорога, по которой в направлении востк-юго-восток мы через 20 мин. выходим на улучшенную грунтовую дорогу, по которой (юго-восток) через 1,5 часа приходим на место стоянки, около дацана у пос. Орлик.

Выполнил Ливенцов Иван.

21 августа.

Место ночлега — пос. Орликг. Слюдянка.

Протяженность — 3 км.

Ходовое время — 40 минут.

Утром собираемся и к 10 часам подходим к зданию фирмы "Горная Ока" в Орлике. Отсюда в 12.00 у нас заказаны места до Слюдянки в автобусе ПАЗ. Идем пораньше в надежде все-таки осмотреть краеведческий музей. Но музей опять закрыт и нам лишь показывают передвижную выставку в здании администрации и рассказывают немного об Окинском районе.

В 12.00 садимся на автобус и медленно и неторопливо к 22.00 добираемся до пос. Култук на берегу Байкала. Уже в темноте покупаем продукты и идем к месту ночлега- береговая терраса Байкала в 500 м. к северу от ст. Култук кругобайкальской железной дороги. Место неплохое, но кругом березовый лес, поэтому дрова в темноте находим с трудом. Воду берем из небольшого ручейка, стекающего в Байкал.

22-23-24 августа.

Слюдянка.

Живем на берегу Байкала. 22 августа съездили в Слюдянку, посетили краеведческий музей локомотивного депо, где нам очень интересно рассказали о достопримечательностях Байкала и строительстве кругобайкальской железной дороги.

Проблемой является поездка в Слюдянку из Култука, т.к. рейсовых автобусов нет, а маршрутные такси переполнены и пассажиров берут мало.

Продукты покупаем в магазинах Култука.

23 августа.

Тепло, солнечно. Загорали и купались в Байкале. На месте стоянки галечный пляж, глубина небольшая. Но купание очень быстрое, т.к. вода холодная. В воду заходим в обуви, чтобы не поранить ноги.

24 августа- 28 августа.

Слюдянка — Москва.

К 13.00 заказали на остановку в Култуке маршрутное такси, которое вывезло нас в Слюдянскому вокзалу, закупили продукты и в 14.11 по московскому времени сели в поезд 221 Улан-Удэ — Москва. В Москве были около 4 утра 28 августа

Выполнил Верещагин Николай.

Далее (Выводы и рекомендации)