08.08 — 11.08

Маршрут: р. Правый Шумак — пер. Тринадцати — р. Правая Билюты — пер. Ветренный — р. Перевальная — Шумакские источники

По правому берегу р. Правый Шумак вверх от источников идет тропа. По ней за 2.5 часа дошли до верхнего правого притока. Долина притока снизу от р. Правый Шумак не просматривается. Приток течет в глубоком, с водопадами, каньоне длиной 0.8-1.0 км. Обходили каньон левым склоном, траверсируя крутой 15-30° осыпной склон, который внизу обрывается в каньон. Обход занял 55 минут.

Долина притока выше каньона широкая. Мы шли по левому осыпному склону, а правый — широкий и пологий, на нем видны большие просветы в полях невысокого ивового стланика. Видимо, лучший вариант подхода в верховья долины — за 1 км. до притока начать подъем на правый склон долины р. Правый Шумак.

Выше каньона долина раздваивается. Правый исток — широкая травянистая долина. Уходим в долину левого истока. Левый склон этой долины осыпной, правый — скалистый. Над осыпями левого склона сплошным рядом стоят зубья разделительного гребня. Среди зубьев необходимо отыскать перевал Тринадцати (фото 44).

У перевала Тринадцати два варианта. Группа прошла вариант перевала, называемый на данном сайте Тринадцати 2.

Примечание В. Петухина

От слияния долин в течение 65 мин. двигаемся сначала по травянистым участкам, затем — по забитому курумом и снегом руслу ручья. Дошли до, как нам показалось, последнего травянистого участка. Дальше в верховьях долины видны лишь сплошные курумы и камни. Травянистая площадка расположена на небольшом перегибе дна долины. Имеется место для палатки, но возможность найти дрова закончилась внизу у слияния долин. На перегибе, на большом плоском камне, сложен небольшой тур, в 3-х метрах от него вниз по долине видно старое костровище.

Вглядываясь в пилообразный гребень, трудно выделить перевальную точку. Но все-таки, инстинктивно, выбираем самый низкий проход между зубьями. (Как потом оказалось — выбор правильный.) От тура перевал находится в направлении Аз. 110°. Левый пик на перевале вдвое ниже правого от уровня перевала. Прямо на перевале — маленький “зубик”, справа и слева от которого видны равновеликие проходы.

Подъем по крутой (25-30°) осыпи, на последних 150 м. переходящей в сыпуху, занял 1 час. Перевал — узкая щель слева от “зубика”(1Б, 3026 м.), где с трудом могут разместиться 5-6 человек. Спускались с перевала 25 мин., глиссируя по среднеосыпному склону.

Также как и с стороны р. Правый Шумак, пер. Тринадцати со стороны р. Правой Билюты определяется неоднозначно. С места, где р. Правая Билюта поворачивает на север, уже видны 3 перевальные точки (фото 45). В глаза бросается проход между двумя большими зубьями, возвышающимися над неглубоким, грязным озерком, образованным рекой после ее прорыва водопадом из верхнего озера. Перевал Тринадцати находится южнее, где после левого большого зуба стоит зуб поменьше. Левее этого меньшего зуба и находится перевал.

Если за привязку взять конуса выноса сыпух, то, если считать сыпуху из просвета между 2-мя большими зубьями первой, конус сыпухи с перевала Тринадцати — 4-ый по дну долины.

На крутом левом изгибе долины — большое озеро. Если предыдущие верхние озерки были мутные, то это настоящее горное — зеленого цвета. Сразу за озером начинается каньон. Поднялись на горушку слева от каньона и по курумам спустились, уже ниже каньона. Отсюда 1 час хода до небольшого острова леса. Тропа идет по правому берегу. От верхнего острова леса до р. Левая Билюта (другое картографическое название — р. Неизвестная) дошли за 4 ходовых часа.

Вверх по Левой Билюте правым берегом идет тропа, по которой через 2 часа дошли до морены поперек долины. Река течет под левым склоном долины, в узком проходе между мореной и склоном. Имеется тропа. Пройдя невысокий водопад (h=3 м.), через 20 мин. вышли в небольшую котловину (100*150 м.), в западном углу которой каскадными водопадами падают Левая Билюта и ее левый приток. В котловине среди ивового стланика можно найти места для установки палаток. За рекой, на крутом левом берегу — граница леса.

Далее продолжаем движение вверх по левому притоку. На протяжении 1 км. пути по левому склону идет лес, а далее начинается горная тундра. Через 45 мин. хода от котловины полностью открываются верховья долины и перевал Ветренный (1Б, 2608 м.). Он расположен между острым пиком (слева) и горой из белого камня (справа от перевала). От котловины до подножья перевала 1 час 45 мин. хода.

Перевал Ветренный с стороны р. Левая Билюта — травянисто-осыпной, в верхней части — скалы, легко проходимые свободным лазанием. Перевал широкий, наверх идут несколько троп. Вдоль перевального гребня — цепочка скал. Подъем занял 40 мин. Спуск по каменной осыпи — 35 мин. У подножья перевала с стороны р. Перевальной (фото 46) лежит озеро. На восточном берегу озера имеется небольшая травянистая площадка. От нее перевал находится в направлении Аз. 120°.

От верхнего озера под перевалом по тропе вдоль р. Перевальной спустились до р. Шумак и далее по тропе до источников. Все это заняло 2.6 ходовых часа.

Далее (Участок Шумакские источники - Нилова Пустынь )