Участок маршрута устье Прямого Казыра — Базыбайский порог

Фото 24.

От Прямого Казыра до пор. Щеки нет серьезных препятствий на реке. Изредка появляются несложные шиверки и перекаты (рис.24). Ширина реки 40-60 метров, средняя скорость течения 6-8 км/ч. Что собственно и позволяло нам преодолевать такие большие расстояния в день. После Прямого Казыра река начинает сильно петлять, как уже говорилось выше, делиться на множество проток, многие из которых завалены упавшими деревьями. Но если придерживаться основной струи, то можно легко пройти.

Несложные и не протяженные шиверы появляются у устьев рек Запевалиха, Катун, Томская. Все проходятся без просмотра. Саянская шивера тоже идется без просмотра.

Порог Петровский. Мы так и не поняли, чем он отличается от, скажем, той же Саянской шиверы. Он даже короче чем она. Валы. Идется легко и без просмотра. Находится за крутым левым поворотом реки.

Порог Щеки

Фото 25.

Состоит из двух частей, разделенных плесом 100 м. Верхние Щеки (рис. 25) удобно осматривать по левому берегу. Порог начинается несложной шиверой, далее продолжается небольшой горкой под правым берегом. В русле огромный камень, больше похожий на остров. Большая масса воды уходит направо. Проход возможен справа и слева. На уровне камня-острова под левым берегом отличный улов для чалки и осмотра основной части порога — слива между двумя невысокими острыми скальными берегами. У нас в центре русла с правого берега свешивалось бревно, которое мы убрали после прохода каяка и первой двойки. Основная сложность порога заключается в валах. Сразу за валами начинается плес со спокойной водой.

2-ая часть порога Щеки

Фото 26.

Фото 27.

Осмотр по правому берегу. Вдоль него идет тропа, с которой можно в любой момент сойти и подойти к берегу реки. Порог начинается шиверой, после слива в центре русла стоят валы до 1,5 метров (рис. 26) Стенки сужаются до 5-6 метров, образуя острый, невысокий скальный коридор (рис. 27). После плавного левого поворота чередование двух несильных прижимов, сначала под правый, потом под левый берег. Далее коридор расширяется на некоторое время, метров через 40 сужаются, но вода остается спокойной с быстрым течением.

Все прошли чисто.

Страховка была с воды.

Порог Верхне-Китатский

Ориентиры: два больших камня в русле, один метров за 700 до порога, второй после первого метров через 600. Их просто нельзя не заметить!

Скалистый остров посередине реке образует два прохода: справа и слева. Основная масса воды идет по левой протоке. Нет ничего сложного, невысокие валы. Гораздо интереснее правая протока. В нашу воду по ней можно было пройти и на катамаранах, но мы зачались на ночевку в 20 метрах от начала порога на левом берегу и не смогли бы уже сделать траверс реки прямо перед порогом (ширина около 60 м) под правый. Но в правой части больше камней в русле и по нашей воде проход там бы был интереснее. Каяк прошел правой протокой, каты — левой.

Порог Базыбайский

Ориентиры: четких ориентиров нет.

Фото 28.
Фото 29.
Порог Базыбайский
Фото 30.

Фото 31.
Фото 22.

Осмотр порога по левому берегу. Зачалиться можно спокойно перед самым началом порога. До порога спокойная вода. Порог длиной 150 метров. На заходе под левым берегом слив 1 м с косым валом слева направо и крученой бочкой в конце, далее сразу следует мощный прижим под скалу правого берега. (рис. 28,29,30,31,32)

Страховка с берега в 3 местах.

Через 40 метров небольшая горка с невысокими валами. Идется чисто.

Далее (Порог Базыбайский – пос. Черемшанка)