Николай Осадчий

Содержание:

пеше-водный поход по Восточному Саяну (не отчет) 9-28 августа 2005 г.

Нитка маршрута (на схеме указан только участок по Тофаларии): ст. Крол — р. Крол — Манское белогорье — Канское белогорье — по хребту до р. Кальта — р. Поперечный Кан — по хребту до оз. Хребтовое — по хребту до верховьев Кинзелюка — по хребту до верховьев Орзагая — пер. Кусургашева — р. Б. Агул — р.Ванькина — по хребту до верховьев р. Гутара — р. М. Кишта — пер. Федосеева — р. Иден — осмотр Гутарского водопада — сплав по р. Гутара от устья Идена до дер. Талая. Около 330 км пешком и 300 км сплава.

Карта всего маршрута 1:500 000 (305 Kb).

Поход оказался очень удачным и запомнится надолго. Во многом, благодаря тщательной подготовке и прекрасному ориентированию моих спутников — Славы Завьялова и Саши Тониса. Ориентирование происходило с использованием GPS, 1 и 2-х километровых карт и дополнительных карт рельефа, составленных Славой по данным американских спутников (SRTM). Кроме того, им помогал опыт прошлых лет, приобретенный в этом районе в других пеших походах. Мой же опыт был куда более скромен — По большому счету это мой второй пеший поход. До этого я в основном плавал или ходил в короткие (не более 4 дней) ПВД-шки.

Перед походом я ставил разные задачи. Хотелось познакомиться с Восточными Саянами, попробовать свои силы в длинной пешке, испытать снаряжение, да и просто хорошенько напрячься. Все это удалось. Длинная — 350-километровая пешка от нижних таежных районов Манского белогорья до крутых Агульских хребтов с последующим 300-километровым сплавом по Гутаре и Тагулу позволили увидеть все многообразие природы этой местности. На пути нам попадались и медведи, и олени, и зайцы, и прочая мелкая живность. Погода тоже не давала скучать: было и солнце, и дождь и снег. На три дня мощный циклон укрыл все вокруг белым снегом, так что летний поход внезапно превратился в зимний. Несколько ночей температура находилась около нуля и ниже. Но в целом, можно сказать, что с погодой нам повезло. Пешком замерзнуть нельзя было даже под дождем, а когда мерзли — отогревались у большого костра. А 3 с половиной дня сплава прошли под ясным небом и всего одной грозой.

Испытание снаряжения тоже можно считать успешным. Учитывая жесткое требование экономии веса, выбранный мной набор оказался весьма близок к оптимуму. Хуже обстояли дела с моей подготовкой к длительному хождению с мокрыми ногами. Натертые в первые дни мозоли здорово осложняли жизнь в течение оставшегося пути. Шансов зажить у них уже не было. Надевание ботинок превратилось в очень долгую и неприятную процедуру, да и скорость ходьбы из-за этого упала. Зато возросла осторожность. Перед походом и Слава, и Саша увещевали меня идти помедленнее — экономить калории и не делать резких движений. На практике вышло, что я шел медленнее них и при этом неизменно оказывался голоднее. А еще марафонец называется... И все-таки организм сумел приспособиться к нагрузке и рассчитал силы так, чтобы их хватило ровно до конца пешей части. Единственную голодную "стенку", да и то, в легкой форме, я словил на последних километрах радиалки без рюкзаков к Гутарскому водопаду. Спасла росшая по сторонам тропы голубика.

Фото. Те фотографии, которые вы увидите ниже, были сняты мною на аппарат Olympus Mju III 115 (куплен непосредственно перед походом в Красноярске) и цифровой Canon PowerShot A70. На него снимал Слава (снимки лежат здесь), поэтому эти фотографии помечены инициалами В. З. Славиных фотографий намного больше, чем у меня и качество у них тоже как правило выше (все фотографии, снятые мной прошли процедуру сканирования). Я специально ограничил число Славиных фотографий в этом альбоме с тем, чтобы они меньше повторялись потом в отчете. Ждите отчета!

Еда. Сейчас мне, сытому, не описать всех замечательных мгновений общения с едой, которые имели место каждое утро, день и вечер. Сказать, что еды было мало, нельзя. Ее было ровно столько, чтобы не слишком давил на плечи рюкзак, и в то же время можно было поддерживать скорость движения. Да и голодные сны тоже, вроде не снились. Но все-таки к концу похода обходиться нашим "прожиточным минимумом" стало туго. Желудок ворчливым урчанием напоминал о пустоте внутри, а в ушах слегка звенело. В какой-то момент даже шум падающей воды стал ассоциироваться со звуками трубы и голосов.

Состояние желудка немного улучшилось после того, как в Верхней Гутаре его заправили яблоками и сгущенным молоком, но окончательно положение выправилось только когда в последние дни, ввиду ускоренного большой водой выплывания в населенку, норма потребления пищи была удвоена. А финальным аккордом выхода из длительной голодовки стала выброска из поселка Талая. Этот эпизод пищеварительная система запомнит надолго. В поисках пригодного для доставки нас в Тайшет транспорта, Саша набрел на хозяйство семьи охотника. Вид голодного московского туриста вызвал у таежников не просто желание довезти нас до города, но также накормить местными деликатесами. В мгновение ока стол был уставлен яствами, от которых отвыкший от гастрономического разнообразия глаз приходил в смятение. Тут были блинчики с творогом и горячие булочки с джемом, салат с перцем и простой белый хлеб, картофельное пюре и свиное сало, чай с молоком и, на сладкое, соты из пчелиного улья с медом. Последнее я пробовал вообще впервые.

После такого сибирского гостеприимства поездка до города на разваливающемся на ходу жигуленке показалась сказочным путешествием.

Начав с конца, вернусь и коротко расскажу о ярких моментах похода. Таких, впрочем, оказалось много, поэтому повествование слегка затянется. Подробное описание графика нашего движения с минутами и километрами можно найти в отчете, который пишет Слава Завьялов (пока что доступны только трек и статистика), а здесь — скорее личные впечатления.