Все самое интересное происходит
либо по случайности, либо по пьянке :).

Идея поехать в Тофаларию, как всегда, пришла случайно. Все началось с обсуждения долгосрочных планов. Достаточно горячо обсуждалась идея организовать сплав по Амазонке — найти дикие племена индейцев, снять интересный фильм и побывать диких джунглях. Но постепенно обсуждение скатилось к староверам, проживающим в Прибайкалье и, конечно же, к Тофаларии – где встречались такие уникальные люди.

Цель определена – едем в Тофаларию. До старта осталось всего 2 месяца. Началось изучение информации о регионе, достопримечательностях и интересных местах родины малочисленного народа — Тофов. После изучения противоречивых материалов, бесед с краеведами и географами цели были несколько скорректированы. Уже на этапе подготовки было ясно – мы едем в неизвестность. Но эта неизвестность обещала быть увлекательной! Основной целью экспедиции мы поставили съемку фильма о Тофаларии, проблемах региона, уникальных пещерах и, конечно же, приключениях!

Одним из ключевых и самых сложных вопросов был транспорт. Зимой (февраль-март) в Тофаларию можно попасть по «зимнику», по р. Уда. Зимник достаточно сложный. Проходит только Урал (после 15 февраля), либо ГАЗ 66. Остальные машины обычно доходят до середины пути, не далее (тонут, застревают, ломаются и т.д. – лебедки не помогают). Подходящую машину мы нашли в г. Нижнеудинск. Водитель, который ежегодно «пробивает» зимник последние 5 лет, знает эту дорогу лучше всех.

Понятно, что участие в данной экспедиции – дело достаточно рискованное. Все участники экспедиции, снаряжение было застраховано в «Военно-страховой компании» (www.vsk.ru). Для запасного варианта, с собой был спутниковый телефон от «Космос-связь» (www.vspek.ru). В кризисной ситуации мы могли бы связаться с МЧС. Но это на самый-самый крайний случай, лучше рассчитывать на себя.

Последние 2 недели подготовки были особенно напряженными. Бессонные ночи, расспросы журналистов о планах экспедиции, еще раз — отчеты предшественников, поиски карт региона, окончательные сборы. И вот, 25 января 2006 мы выехали в Нижнеудинский район.