Пещера Светлая

После изучения и проведения видеосъемок в пещере «Зимняя сказка» мы провели еще одну ночь в палатках. Было уже значительно холодней. В эту ночь (как мы узнали позже) зафиксирована рекордная температура -57 градусов. В пещере, по ощущениям, было около 30.

После прохождения Зимней сказки было запланировано спуститься еще в три пещеры – Спиринскую, Светлую и пещеру 8 Марта. Основываясь на кратких спелеоотчетах, предоставленных Докучаевым Андреем, мы знали, что все они находятся где-то рядом, но где?

Тяжелая борьба с ледяными массами в кошачьем лазе Зимней сказки, так изматывала наших доблестных воинов, что их то и дело тянуло на открытое пространство. Макс не был исключением, но снаружи он не терял времени. И вот в один из дней он занялся исследованием склона с тыльной стороны и, о чудо! Нашел! А «ларчик» не просто открывался, т.к. какая именно из трех пещер была им найдена, оставалось загадкой.

Основательно изучив, потайные ходы Зимней сказки, Макс повел нас по следам своих открытий.
Вход в пещеру Светлая

Вход представляет собой неправильный треугольник с наклонным полом, а кто же знает что внутри? Первым пошел Шалам (все-таки как-никак человек с большим спелеостажем – сориентируется). Мы замерли в ожидании. Минут через пять нам была дана команда: «Спускайтесь!»

От самого входа по наклонной мы сползли по камушкам вниз и оказались в высоком коридоре с остроконечными сводами, высотой около 5-6 метров, но порода под ногами все также продолжала уходить вниз под углом. Шагов через 10-15 внизу увидели тупиковый колодец диаметром не более 2-х метров ( называется Темный), а поднимая глаза к верху можно увидеть, как кромешную тьму разрывает поток дневного света, который проникает через отверстие в потолке коридора, и тут стало очевидно – эта пещера Светлая!

Пещера Светлая была открыта в 1947 году местными жителями. Общая протяженность 12,6 метра. Пещера заложена в графитовых мраморах (5-20%). Находится в 140 метрах от Зимней Сказки. Двигаться чуть-чуть вверх от Алыгджера.

Координаты: N 53039*08.2, E 098010*33.2, высота над уровнем моря 1291 м.

Вход в пещеру Спиринская

Спиринская

«Закаленный народ» впечатлениями от Зимней сказки, был весьма не удовлетворен прохождением Светлой, и жажда новых спелеоощущений просто обострилась. Вся команда кинулась штурмовать склон в поисках новых подземных отверстий, на этот раз повезло Костяну Судниковичу. Он нашел Спиринскую.
В Спиринской

Из пещеры парило, как из бани и все окружающие кустарники были покрыты богатым слоем инея. Вход напоминает воронку неправильной формы, в который помогает спуститься «хозная» лестница, сколоченная из высокоствольных сосен.

А дальше, как в сказочном царстве: вниз идет широкий и достаточно глубокий колодец (высота 27 метров) на второй этаж* (в пещерах, этажи считают в обратном порядке), а в вдоль края колодца проброшен мостик, который вел в коридоры первого этажа.

На перемычке спуска вниз и прохода на первый этаж Виталя Носорог сделал навеску, зацепив ее за торчащую каменную глыбу. Все в порядке очереди, надев снарягу, стали спускаться вниз. Для Дрюнички пришлось провести экстра-курс обучения по спуску на снаряжении – он веревкой пользовался впервые. В ходе обучения устроили, таки даже, дебаты по поводу того, что лучше использовать при спуске «восьмерку» или «решетку», но Дрюнечка, как полный чайник в этом вопросе, просто ждал когда мы договоримся. В итоге съехал на «решетке».

Благополучно закончив спуск, вся команда оказалась в зале «Обвальном». Здесь и решили сделать привал, якобы для закрепления впечатлений о спуске. Налили «Черного сноубордиста» и продолжили исследования.

Зал Обвальный довольно внушительных размеров. На потолках и стенах натечные коры и сталактиты причудливых форм и расцветок с краплениями коричневого и синего цвета.

Одна из стен напоминает «натечный иконостас», по которому скользят сотни мельчайших ручейков чистейшей воды. При идеальной тишине можно было услышать, размеренный всплеск капель, которые срываются с кончиков сталактитов и падают в крохотное озерцо, на дне которого имеются многогранные колючие кристаллы.

Все члены нашей команды попробовали извлекать звуки из сталактитов. Звучание у них настолько звонкое и многогранное, что на словах сложно передать. Просто не перестаешь удивляться чудотворным и кропотливым усилиям Природы-искусницы.

В разные стороны от зала идут небольшие ходы по 4-8 метров. Один из ходов приводит в небольшой зал с озером, но первым на пути к нему мы увидели термометр, который показывает истинную температуру в пещере (+3,5 градуса). Термометр здесь был оставлен в 60-х годах.

"Медуза" в Спиринской
Новогодняя ёлка

Прямо над озером, случайно обнаружили вертикальный лаз и попытались в него пролезть, путь оказался длинной более 10 метров по абсолютно вертикальному колодцу, где встать в распоре было довольно не просто, но мы в составе четырех человек (Толик, Шалам и Костян и Лена) его преодолели. На верху нас ждал тупиковый зальчик, покрытый натечными образованиями. Дальше прохода не было мы спустились по этому органному ходу и вновь вернулись в зал Обвальный.

Подъем наверх был более затяжной по времени, каждый испытал физическую нагрузку, кроме операторов телекомпании Аист. Им было оказано бережное отношение: их поднимали полиспасом. Аистенки возмущались, но покорно выдержали это «испытание». Из пещеры мы вылезли около полуночи. На улице было около 45 градусов мороза и невероятное небо, усыпанное мохнатыми звездами. Очень непривычно наблюдать такое небо, после нескольких часов нахождения в пещере.

Игрушки на ёлке

Первый этаж мы пришли исследовать на другой день. Зрелище было не менее интересное, чем прохождение по второму этажу.

Очень удивила новогодняя елка, которая встретила нас почти у входа на первый этаж. Она наряжена гирляндами и игрушками, которые изготовлены во времена наших бабушек, и надпись на стене, датируемая 1959 годом. Какая далекая цифра и в то же время, такая не значительная в жизни развития пещеры.

Коридоры и залы с закругленными сводами, которые покрыты обильным слоем белого мондмильха (пещерная плесень), распахнули перед нами свои объятья, как только мы сошли с мостика. Далее, белоснежные залы сводятся к узкому проходу с рифлеными стенами, конечной точкой которого является каменный завал по которому гуляет пронизывающий ветер между непреступных каменных глыб.

Вот такая не менее загадочная пещера оказалась в нашем «трофейном» списке!

Краткая информация о пещере.

Была найдена 1956 году местным жителем Кудрявцевым А. во время охоты на кабаргу. Раненая кабарга, убегая от охотника, прыгнула в эту пещеру. Полностью пещера была пройдена в 1970 году Томскими спелеологами. Протяженность 537 метров, глубина 45 метров. Расстояние до Светлой – 80 м., до Зимней Сказки – 185 м.

Сложные участки расположены в следующем порядке:

1. Входной колодец 7 метров.

2. Колодец на второй этаж 27 метров.

Координаты: N 53039*09.9, E 098010*36.9, высота над уровнем моря 1313 м.

Далее (Поиски новых пещер)