Попытка восхождения на ледник

Через пару дней после прохождения пещер, в 3х километрах от Алыгджера, нас привлекла грандиозная 400 метровая скальная стена. Издалека на стене был виден натечный лед – высотой около 60 метров.
Склон парит
Ледник брал свое начало прямо на скальной стене, и мы заподозрили… пещеру, находящуюся в горном массиве, в которой еще никто не бывал. У основания скальной стены 300 метровый склон парил, на кустах присутствовал характерный иней. Это говорило об одном – в данном массиве скорее всего есть система пещер.
Восхождение по льду

Разумеется, место нас сильно заинтересовала, и мы приступили к штурму стены. Только вот лед оказался жестковат. Перемороженный, натечный лед переживший температуры до -57 градусов.
Плотность сравнима с плотностью стекла. На один ледобур уходит около получаса. Ситуацию усложняет еще и толщина льда – во многих местах буры начинают упираться в скальник, и все начинается сначала.

В итоге, за 3е суток битвы за каждый сантиметр мы продвинулись не более чем на 30 метров стены. С каждым метром подъема лед становился все тоньше, да и погода не радовала.
Отмашка уже не спасала для согрева. Но становилось теплее, уже было -38гр.

Зима – козел! На 3-ий день мы решили отказаться от восхождения и вернуться в базовый лагерь.

Координаты: N53036*57.6, E 098012*45.4, высота над уровнем моря 1026 м.

Грот

На «прогулках» по окрестностям ледопада, в соседнем распадке, в достаточно труднодоступном месте (желательно использование веревки) – был обнаружен грот. В первые же минуты пребывания в гроте – мы его окрестили гротом Чемберленов – т.к. все Чембы смогли бы поместиться в нем!

Грот Чемберленов
В гроте

Вход в грот через расщелину, высота около 40 см, ширина – 3м. Общая площадь зала около 25 кв.м., достаточно удобный сферический поток высотой около 2,5 метров. Ровный пол усыпан щебнем и листвой. Кстати, достаточно удобное место для проживания древнего человека (недалеко от пос. Алыгджер были обнаружены стоянки древнего человека, датированные каменным веком).

В этом регионе однозначно имеет смысл организовывать археологическую экспедицию. Неисследованных мест еще масса!

Координаты грота: N53037*05.8, E 098012*51.4, высота над уровнем моря 993 м.

Пещера на реке Уда
У порога Миллионного

На обратной дороге, ниже порога Миллионный, на 300 метровой скальной стене также был обнаружен натечный лед. При ближайшем рассмотрении просматривается достаточно большой лаз – вполне возможно здесь находится очередная большая пещера.

Данный регион перспективен не только в плане археологии, но и в организации поисковых спелео-экспедиций.

Координаты потенциальной пещеры: N53051*29.3, E 098031*30.9, высота точки над уровнем моря 757 м.

Далее (Культура и история Тофаларии)