Федерального значения

1. Тофаларский Нижнеудинский район. Площадь — 132 700 га Границы: северная — от места слияния рек Большой Агул по левому берегу р. Малый Агул по административной границе между Иркутской областью и Красноярским краем, далее сворачивает в западном направлении на водораздел между ключом Мучой и р. Большая Негота (левые притоки р. Малый Агул) и выходит на водораздел бассейна рек Агул и Кан в районе высоты 1755 м. Западная — от высоты 1755 м идет в южном направлении по административной границе между Иркутской областью и Красноярским краем по водоразделу бассейнов рек Агул и Кан до высоты 2256 м (гора Пирамида). Южная — от горы Пирамиды идет в юго-восточном направлении по административной границе между Иркутской областью и Красноярским краем по водоразделу между бассейнами рек Агул и Кызыр до высоты 2426 м (южнее ледника Косургашева), откуда, оставляя административную границу области, переходит на вожораздел между бассейнами рек Агул и Кызыр и идет по нему до высоты 2432 м и переходит на исток р. Большой Агул и идет по ее правому берегу до места слияния с р. Малый Агул (исходной точкой северной границы). Утвержден Совмином РСФСР 12.08.71 № 1682-р

Заказник учрежден в целях охраны природного комплекса в районе озер Агульское и Медвежье в Восточных Саянах.

Областного значения с комплексным режимом охраны

2. Магданский Качугский район. Площадь — 74 300 га Границы: северная — от истоков р. Бирея до впадения в р. Илгу, далее по водоразделу истоков рек Мангон, Илей до истоков р. Хурай, затем вниз по течению р. Хурай до впадения в р. Магдан. Восточная — от устья р. Хурай вверх по течению р. Магдан до устья р. Намогон, далее (по условной прямой) до высоты с отметкой 958 м, далее по условной прямой на гору Красная и п. Московский. Западная — от п. Московский на север по водоразделу до истоков р. Иректы, до ее впадения в р. Илгу, вниз по р. Илге до устья р. Нарасун, от устья р. Нарасун до ее истоков, далее по водоразделу до истоков р. Н.Берея. Решение Облисполкома 02. 1 0.73 № 606

В целях усиления охраны, увеличения численности государственного охотничьего фонда и обогащения смежных с заказником охотничьих угодий. В 1 995 г. администрация района ходатайствовала перед областной администрацией об увеличении площади заказника с границами р. Намогон, р. Илга, административная граница района с Ольхонским и Жигаловским районами для улучшения зоны покоя и расселения охотничьих животных на соседние территории.

3. Туколонь Казачинско-Ленский район. бассейн р. Киренги Площадь — 200 500 га Границы: северная- от бывшей д. Мунок на северо-запад по водоразделу рек БолдахиньяГорбич до вершины р. Талой, включая пастбища и сенокосные угодья у бывшей д. Мунок и левобережья р. Киренги в устье р. Горбич. Западная — по водоразделу рек Туколонь-Ханда. Южная — по водоразделу рек Туколонь-Ханда выходит на р. Киренгу в 5 км южнее устья р. Туколонь. Восточная — по водоразделу рек Киренга-Улькан до бывшей д. Мунок. Решение Облисполкома 05.10.76 №591

В целях охраны и воспроизводства зверей и птиц.

4. Толкичинский Усть-Удинский район. Площадь 53 000 га Границы: северная — от проселочной дороги Новая Уда — Чичково по северным просекам 45-48 кварталов Усть-Удинского лесничества. Восточная — идет в юго-восточном направлении по западным границам 58-го,78го,77-го,92-го, 107-го, 122-го кварталов того же лесничества. Южная — огибает с юга 1 15-122 кварталы и идет по южной просеке 62-63 кварталов до пересечения с 61-м кварталом. Западная — продолжается по западной границе квартала до пересечения с проселочной дорогой Новая Уда — Чичково, по которой идет в северном направлении до исходной точки. Решение Облисполкома 05.07.83 №328

В целях сохранения, воспроизводства и восстановления поголовья диких животных, среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ.

5. Кадинский Куйтунский район. Площадь — 73 600 га Решение Облисполкома 16.07.87 №390. Описание границ отсутствует

6. Кирейский Тулунский район. Площадь — 36 000 га Границы: северо-западная — от места слияния ручьев Агул и Мусташай граница идет вниз по течению в северо-восточном направлении до проселочной автодороги между населенными пунктами Ангаул и Тагна, по которой доходит до ст. Тагна. Северо-восточная — от ст. Тагна в юго-восточном напралении по правому берегу р. Тагна, на юге совпадая с административной границей с Зиминским районом, и доходит до водораздельного хребта между притоками рек Тагна и Зима. Юго-восточная — тянется по хребту между притоками рек Тагна и Зима и выходит на устье Приискательского ключа при впадении в р. Тагна. Югозападная — от места слияния Приискательского ключа и р. Тагна по условной прямой, пересекает реки Черная Тагна, Конюх, Хара-Горхон, правые притоки р. Кирей и заканчивается на месте слияния ручьев Ангаул и Мустошай. ' Решение Облисполкома 2 1 .04.86 №216

С целью сохранения, воспроизводства и восстановления численности животных, обитающих на его территории, среди их обитания и поддержания целостности естественных сообществ.

7. Бойские болота Братский район. Площадь — 16 000 га Границы: северная — от югозападного столба квартала №279 по визиру в восточном направлениии до северо-восточного столба №]291 Восточная — от северо-восточного квартального столба № 433 по визиру на запад до юго-западного квартального столба № 422. Западная — от юго-западного квартального столба № 422 по визиру на север до северо-западного квартального столба № 279. Решение Облисполкома 02. 10.73 №606

Заказник учрежден в целях усиления охраны, увеличения численности государственного охотничьего фонда и обогащения смежных с заказником охотничьих угодий.

8. Майский Киренский район. Площадь — 45 000 га Границы: северная — вниз по течению р. Лимпея от устья р. Баргузинка до места впадения в р. Чая. Западная — от устья р. Лимпея продолжается вверх по течению р. Чая до порога "Дранский". Юго-восточная — от порога "Дранский" по условной прямой пересекает в среднем течении левый приток р. Лимпея — р. Тараканиха и выходит на р. Лимпея в устье р. Баргузинка, где замыкается. Решение Облисполкома 2 1 .04.86 №216

С целью сохранения, воспроизводства и восстановления численности диких животных, обитающих на его территории, среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ.

9. Таюрский Усть-Кутский район. Расположен на территории Орленгского лесничества Площадь — 55 600 га Включает в себя охотугодья кварталов №№ 8-10, 19-26, 3744, 58-67, 83-92, 121-128, 164170,210-215. Решение Облисполкома 05. 10.76 №591

В целях охраны и воспроизводства диких зверей и птиц.

10. Озерный Нижнеилимский район. Площадь — 40 000 га Границы: северная — от ж/д Хребтовая-Усть-Илим проходит по административной границе района и далее по условной прямой на восток до вершины р. Татихта. Восточная — продолжается вниз по течению р. Татихта до южной просеки 1 52 квартала Рудногорского лесхоза. Южная — по условной прямой на запад до пересечения с ж/д. Западная — проходит по ж/д до исходной точки. Решение Облисполкома 09. 1 2.85 № 607; 03.07.95 № 302 — продлен на 10 лет.

С целью сохранения, воспроизводства и восстановления численности диких животных, обитающих на территории заказника, Среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ.

11. Тагульский Тайшетский район. Пойма среднего течения р. Тагул Площадь — 54 020 га Предполагаемые границы: северная — по пересеченной местности р. Малиновка (левый приток р.тагул), пересекает водораздельный хребет рек Тагул и Туманшет. Далее по водораздельному гребню рек Черная и Нижняя Белая (правые притоки р. Туманшет). Западная — по верхней части бассейнов рек Нижняя Белая и Верхняя Белая [правые притоки р. Туманшет) по водораздельному гребню рек Малая Белая и Большая Белая [левые притоки р. Тагул) и э.Улька (правый приток р. Туманшет). Южная — по водораздельному хребту рек Ларина и Большая Белая с речкой Филатыча и водоохраной зоной реки Тагул. Восточная — по пересеченной местности водоохранной зоны правобережья р. Тагул и включает в себя устья рек Самолчья, Болотная, Ларийская.

Для сохранения и воспроизводства численности соболя, рыбных запасов в районе, учитывая наличие и необходимость особой охраны редких видов птиц (черный аист, серая цапля, скопа, орлан-белохвост).

12. Куртунский Ольхонский район. Площадь — 38 000 га Границы: северная — совпадает с границей Ольхонского и ЭхиритБулагатского районов от высоты 1 024 м на запад до водораздела рек Куртун — Харат. Западная идет в юго-западном направлении по водоразделу рек Куртун — Харат-Кукут (по административной границе Ольхонского и Эхирит-Булагатского районов) до высоты 947 м (стык границ Иркутского, Ольхонского и Эхирит-Булагатского районов). Южная — от высоты 947 м по водоразделу Малая Голоустная Куртун. Восточная — на северовостоке по автодороге Малая Голоустная -Куртун до автодороги Куртун -Топило, по автодороге Куртун-Топило на запад до пос. Топило, на север по водоразделу ключей Аянкан-Безымянный до высоты 1024 м. Решение Облисполкома 04.02.75 №69

По охране лося.

13. Иркутный Иркутский район. Занимает долину р. Иркут с включением охотничьих угодий по р. Иркут Площадь 30 000 га Границы: с севера — от устья р. Кормышкина вверх по течению до вершины, где спускается на юго-запад до устья Третьего Ключа в р. Подпорожная, по этому ключу до вершины и через среднее течение рек Трех Ключей и Бурлика выходит в верховья р. Широкой, далее продолжаясь по водораздельному хребту между притоками рек Иркут и Тойсик в западном направлении, продолжаясь на юг и восток по водораздельному хребту между притоками рек Иркут и Тойсик в западном направлении, продолжаясь на юг и восток по водораздельному хребту между притоками рек Иркут и Быстрая, огибает вершины правых притоков р. Иркут по водораздельному хребту между притоками Б. Зазары в северо-восточном направлении, пересекает в среднем течении реки Б. Зазара и Б. Глубокая и выходит в вершину р. Зазара, спускается вниз по ее течению до места впадения в р. Иркут, по которому доходит до исходной точки. Решение Облкомприроды 20. 11. 67 №542

В целях охраны и расширенного воспроизводства кабана. В настоящее время по инициативе Слюдянского комитета по охране природы ведется большая работа по приданию заказнику "Иркутный" статуса комплексно-биологического, т.к. является единственным резерватом для Слюдянского и Шелеховского районов размножения и расселения ценных охотничьих животных (кабарга, косуля, кабан, изюбрь) и редких видов животных и растений, для сопредельных и очень бедных охотугодий.

14. Кочергатский Иркутский район. Площадь — 16 000 га Границы: южная — от населеннного пункта Нижний Кочергат идет в западном напралении по водоразделу бассейнов рек Нижний Кочергат и Средний Кочергат на хребет Онот. Западная и северная — от места выхода водораздела Нижний Кочергат на хребет Онот идет по этому хребту в северном и восточном направлении до водораздела между бассейнами рек Верхний Кочергат и Голоустная. Восточная — от начала водораздела рек Верхний Кочергат — Голоустная на хребте Онот идет в южном направлении к указанному водоразделу до населенного пункта Нижний Кочергат. Решение Облисполкома 20. 1 1 .67 № 542

В целях охраны и расширения воспроизводства соболя.

15. Зулумайский Зиминский район. Занимает долину р. Зима на участке между зимовьями "Малый Одой" и "Грицкова избушка" и долины всех притоков р. Зима на этом участке со всеми прилегающими озерами и болотами. Площадь — 1 5 000 га Решение Облисполкома 03.07.63 № 269

По охране речного бобра. Для охраны уникальных клюквенных сфагновых болот, а также мест обитания бобра необходимо изменить статус областного заказника "Зуяумайский" на статус республиканского. Это позволит лучше изучить особенности восстановления численности реакклиматизированного речного бобра.

16. Эдучанский Усть-Илимский район. Площадь — 30 000 га Необходимо занять все речные долины и болота в бассейне реки Эдучанка

Восстановить заказник "Эдучанский" с последующим расселение ондатры и восстановлением ее численности на этой территории.

Районного значения

17. Верхне-Быстринский ландшафтный Слюдянский район.

Представляет животный мир и растительные сообщества геосистем гольцовых и подгольцовых и верхней части горнотаежного пояса р. Быстрая, показательных для западной части Хамар-Дабанской провинции. Гольцовые и подгольцовые геосистемы с плосковершинными формами рельефа с базальтовымит покровами. Уникальными являются подгольцовые пустотные сообщества (филодоциевые, бадановые, черничные с лишайниками). Отличный резерват марала, изюбря, соболя.

18. Слюдянский Слюдянский район. В междуречье рек Слюдянки и Сухой Ручей

Основное предназначение: дальнейшее изучение, показ и пропаганда коллекционных и ювелирных минералов и горных пород редких и редчайших памятников природы.

19. Птичья гавань Иркутский район. Площадь около 3 га. На территории Ново-Ленинского озерноболотного комплекса в черте г. Иркутска

На этой территории гнездятся 5 видов птиц, занесенных в Красную Книгу РСФСР. Всего через болота на гнездовье пролетают более 40 видов.

20. Сушинский калтус Ангарский район. Золоотвал ТЭЦ № 9 в черте г. Ангарска. Площадь 1 200 га Границы: северо-восточная — соединительный канал до пересечения с Московким трактом. Восточная — вдоль Московского тракта до пересечения с ж/д . Юго-восточная — вдоль ж/д до пересечения с ЛЭП. Юго-западная — вдоль ЛЭП 1 10 до пересечения с каналом. Северо-западная — вдоль подающего канала АЗХК до пересечения с сединительным каналом. Решение мэра г. Ангарска 2.02.94 № 258. Ответственный за охрану — отдел по делам охраны и рационального использования ресурсов.

Сохранить природные колонии чаиковых птиц и скопления водоплавающих; сохранение редких растений.

21. Широкая падь Ангарский район. Площадь около 3 000 га Предполагаемые границы: северная — по р. Китой от впадения р. Тойсук на запад не доходит 3 км до Якимовки, затем поворачивает на юг и далее идет по дороге Ангарск-Тальяны до урочища Широкая падь, затем по дороге на Ивановку до р. Тойсук, включая в себя участок заболоченных лугов на левом берегу Тойсука и по р. Тойсук на север до впадения в Китой.

Участок "Широкая падь" уникален концентрацией почти всех найденных в районе редких видов растений на небольшой площади и разнообразием растительных формаций, что делает его идеальным для создания заказника.

22. Новоодинский Ангарский район. Члошадь примерно 4000-5000 га Территория включает в себя болотные массивы (урочище Калтус) и верховья р. Еловка и занимает южную часть бывшего Шелеховского лесничества на территории Ангарского района.

Этот участок рекомендован к охране как эталонный участок низинных болот, важный в научном и познавательном плане. Из редких видов птиц здесь гнездятся серый журавль, хохлатый осоед, камышовая овсянка.

23. Одинский Ангарский район. Площадь около 1 500 га Влючает в себя долину р. Оды в 4-10 км от Савватеевки ниже по течению и представляет собой полосу по обоим берегам Оды шириной около 2-х и длиной 6-7 км. На востоке граница частично проходит по дороге Ангарск -Савватеевка.

На данном участке встречено 9 редких видов растений. Из редких видов птиц гнездятся серый журавль, коростель, хохлатый осоед.

24. Государственный природный заказнике пойме р. Оки Зиминский район. Между г. Зима и д. Усть-Када Площадь примерно 30 000 га Для уточнения границ необходимо провести дополнительные обследования территории.

Этот участок играет большую роль в жизненном цикле околоводных птиц в периоды миграций. Кроме того, здесь имеются участки с высокой плотностью гнездования водоплавающей дичи.

25. Заказник в Балаганско-Нукутских степях Балаганский и Нукутский районы.

Для охраны единственной в области колонии серых цапель и редких видов пернатых, занесенных в Красные Книги МСОП. РФ (беркут, орел-могильник, балобан и др.)

26. Участки третичных реликтовых ковыльно-клубниковых степей Заларинский, Черемховский, Балаганский, Зиминский, Куйтунский районы. В лесостепной зоне области Предполагаемая площадь от 2-3 до нескольких десятков тысяч га Можно создать от 2 до 5 участков

Эти участки уникальны, не имеющие мировых аналогов. Охрана не исключает практического использования, т.к. нормальное их развитие может быть обеспечено только в условиях умеренного выпаса домашних или диких животных.

27. Биологический государственный заказник Бодайбинский район. Близ п. Кропоткин Границы: на юг — от г. Бодайбо до южной границы территории около 1 60 км. Северо-западная граница проходит в вершине р. Большой Патом. Юго-восточная — по вершинам ручьев, впадающих в среднем течении р. Жуя.

С целью сохранения миграционных путей дикого северного оленя и мест его обитания.

28. Катарминский Чунский и Братский районы. Площадь — 6 400 га Решение Чунского райсовета от 1 1.03.93 и Братского райсовета от 13.02. 92 №47

29. Чунские пороги Чунский район. На р. Чуна. Площадь — 7 000 га

С целью сохранения уникальных ландшафтов на р. Чуна и сохранение редких популяций рыб (осетр, стерлядь).

30. Нижнетунгусский Катангский район. Площадь — 343 000 га Бассейны рек Хекили, Большое Гуткогно и Апки, между деревнями Наканно и Инаригда

Имеет международное значение по охране и воспроизводству водоплавающих и околоводных птиц. Межрегиональное значение в охране экосистем лиственничной тайги Средне-Сибирского плоскогорья.

31. Мурский Чунский район. Площадь — 60 000 га Заказник предположительно займет восточную часть района, вершины рек: Муры, Дулюшмы, Ковы, Мыдермы, Нижнего Бум-буя, Тырмы, Тукмучана.

Региональное значение в охране кедра, типичного комплекса животных суборей, и, прежде всего, соболя. Охрана пролетных путей водоплавающих и околоводных птиц.

32. Окинский Куйтунский район. Площадь — 6 000 га Излучина р. Оки на правом берегу, напротив с. Уян от р. Большой Бодорой до проселочной дороги Уян-Кундулун

Региональное значение водоплавающих И ОКОЛОВОДНЫХ ПТИЦ, места массового пролета и гнездования.

33. Конкудерский Мамско-Чуйский район. Площадь — 84 000 га Юго-восточная часть района. Бассейн р. Малая Конкудера

Региональное значение как место обитания и отдыха в период пролета водоплавающих и околоводных птиц. Типичные массивы северной горной тайги с подголь-цовыми зарослями кедрового стланика в сочетании с пойменным комплексом озер.

Далее (Геологические памятники природы)