03.07

Отсыпались за вчерашнее. Погода хорошая, солнечно, жарко. Встали в 12, вышли в 12.30. В 13.15 мы у беседки, оттуда начинается подъём. Наверх, на «перевал дураков» ведут две тропы. Различия не принципиальные, но они есть – я рекомендую тропу, которая начинается прямо от беседки. Подъём занимает полчаса, детям довольно круто. С перевальчика хороший вид на долину. Осматриваемся и снимаем с одежды первого клеща. Осматриваться мы будем после каждого перехода в лесной зоне. Всего за выход сняли четырёх клещей — всех с одежды. Палатку, обувь и одежду пару раз обработали рыжим Garnex-ом против клещей. Спускаемся вниз и по мостику переходим речку. Такое ощущение, что по правому берегу тоже теперь есть тропа. Возможно это связано с тем, что около водопада построили мост через реку.

Мост и тропа были уже очень давно. В своё время (более тридцати лет назад) я ребёнком с родителями проходил по этой тропе (о существовании тропы через «перевал дураков» мы не знали). Человек, не боящийся сорваться со скал летом по сухой погоде пройдёт по ней быстрее, чем через перевал, но с детьми, вероятно, безопаснее идти через перевал.

В каньоне Кынгарги

Через 200 метров тропа упирается в скальный прижим. Начинается дождь, поэтому отошли назад и быстро натягиваем тент. Это первое место после водопада, где можно нормально разбить бивак, дров нет. Как нам говорили, в Саянах очень быстро меняется погода. Это действительно так. Через 10 минут дождь перешёл в ливень, гром, сильный ветер. Рядом под скалой прячутся 4 чехов. Немного пообщались. Чехи поражены, что на тропе нет маркеров. Через 1,5 часа ливень кончился – накрапывает мелкий дождик. Находим мостик – он гораздо более хлипкий, чем первый и требует очень аккуратного перехода, если идёшь с рюкзаком или ребёнком. Мостик виден только, если идти от первого моста по тропе вдоль берега, а мы шли чуть левее, поэтому пропустили. Борю при переходе страхуем, Яшу переносим. Дальше одна тропа идёт наверх – она выводит на террасу, где можно поставить палатку (тут чехи и встали), другая – вдоль воды. С террасы крутой спуск к тропе вдоль воды. Дальше опасное место – тропа идёт по скальной террасе – аккуратно страхуем детей, проводя по одному. Третий мост – довольно приличный, только между ним и правым берегом река разбивается на ручейки, и мы ещё 10 минут добирались до «твёрдой» тропы. Вверху над тропой здесь тоже есть терраса. Мы хотели вначале на ней встать, но потом всё-таки испугались нависающей скалы. Очень красивый вид левый берег – вверху два снежника (наледи) из них текут ручьи- водопады. Основной каньон тоже очень хорошо смотрится.

Проходим ещё метров 150-200 и находим маленькую площадку на тропе, на склоне – на ней и встаём. Начинает моросить дождик. Дрова нашлись метрах в 200 по тропе наверх по каньону и ещё метров 50 вверх по склону. Развожу костёр и пробую таганок – всё хорошо, только нужно место для воздуха оставлять. Долго-долго не можем уснуть: в Москве 7 вечера, а здесь — полночь.

04.07
В каньоне Кынгарги

Утром еле проснулись, стали завтракать – тут мимо нас бодро прошествовали чехи. Вышли в 10 (я встал в 7.30, остальные — в 8.10). Тропа местами опасна для детей, местами – просто сложна, поэтому иногда страхуем снизу или за руку. Часто детям приходится карабкаться по камням, поэтому продвигаемся очень медленно. Каньон прекрасен: водопады, ванночки, скалы... По тропе в обе стороны идёт довольно много туристов и просто отдыхающих. Каньон заканчивается, тропа выполаживается и подходит к очередному (четвертому) мосту. Тропа идёт и дальше по правому берегу, но поворот к мосту помечен турами, а в нормальную погоду мост виден с тропы. На участке от места ночёвки до моста было только одно место пригодное для стоянки – площадки под пару палаток около воды. Мост представляет из себя бревно с перилами (по одной стороне), положенное достаточно высоко над водой. Мы с Тусей перешли, но безопасно перевести или перенести детей не получится. Метрах в 20 выше моста читается место для брода (чуть выше колена), и Лёня перенёс по очереди детей. Ноги мокрые, зато безопасно. Дальше вилась красивая лесная тропинка – никаких препятствий. Очень хорошие стоянки, ручейки, солнышко. На одной из стоянок неторопливо обедаем. Идём дальше, по ходу играем в слова и «что загадано». Яша загадал Луну. Выходим на стрелку – через реку хороший мостик. Идём теперь уже вдоль правого притока Кынгарги, вскоре мост через него. По левому притоку тоже должна идти тропа, так как по нему ходят к «второму водопаду». Инструктор в Аршане рассказал мне о кольцевом маршруте (взрослый проходит за 13 часов налегке, детям – около 4 дней) АршанКынгарга – лев приток Кынгарги – пер. Артёмовский (на карте не обозначен) – Аршан. Лес меняется и становится гораздо темнее, чем до стрелки. Тропинка плавно набирает, основное препятствие – корни. Минут через 20 второй мостик через правую Кынгаргу, рядом – хорошая стоянка, где мы встаём на ночлег. С дровами некоторая напряжёнка, но нам нужно совсем немного, поэтому набираем веточки по окрестностям.

05.07
Подъём на перевал Аршанский

Ночью гроза и сильная гроза. Утром – нормальная погода. Через 5 минут после выход – хорошие стоянки около левого притока правой Кынгарги. Тропа медленно набирает по лесу. Встречаем чехов – они не нашли тропы на перевал и идут назад в Аршан. Через час после выхода начинают попадаться ручьи. Около одного из них – неплохая стоянка. После стоянки тропа имеет несколько вариантов (разумнее выбрать самый правый). Сходятся они у подножия отрога (СЗ направления) — здесь тропа начинает существенно набирать высоту и постепенно выходит из зоны леса. Натягивает облака: вершина трёхглавой и другие окрестные пики смотрятся очень симпатично. От границы леса виден перевал, точнее не сам перевал, а тропа на него. Через час после начала подъёма по отрогу тропа приводит нас к зимнику. Воды рядом не видно, но говорят, что где-то в русле есть «бочажок». Как и написано в описании, от зимника на перевал ведёт правая тропа. На самом деле есть развилка и немного не доходя зимника – оттуда тропа на перевал немного «срезает» и не заходит на зимник. Тропа переваливает хребет не там, где на схеме обозначен перевал Аршанский, а немного западней. В описаниях обычно именно это место (через которое проходит тропа) называют Аршанским перевалом. Через место, обозначенное на карте – тропы я не заметил.

Действительно, Аршанский перевал летом однозначен. Однако, по-моему, на карту он нанесён достаточно точно.

Подъём на перевал Аршанский

Идём по шикарным альпийским лугам. Через полчаса оказываемся у ручья непосредственно под перевальным взлётом, на котором мы решили пообедать. Готовим на газу. Рядом можно поставить палатку, но удобного места для стоянки нет. Пока мы обедали, с перевала спустилась ещё одна чешская группа, а ещё минут через 40 мы на склоне встретились ... с очередной чешской группой.

Медленно идём на перевал. С этой стороны перевал ничего сложного не представляет – тропа идёт по 15-20 градусному травянистому склону. В середине подъёма (в Саянах длинные перевальные взлёты) делаем привал. Когда выходим на перевал погода начинает портиться. Съедаем шоколадку и начинаем спуск. Именно северная сторона делает это перевал 1А, и нам сейчас нужно по ней спуститься. Склон глиняно-осыпной, крутизной 20-25 (вверху). Детям тяжело долго концентрировать внимание, поэтому мы всё время страхуем их. Спуск занял полтора часа. Почти сразу после спуска – стоянка: место по палатку, вода, лежит огромная сушина, от которой можно топором (если он есть) откромсать дров. Мы стремимся к лучшему и ... проигрываем. Тропа достаточно круто спускается. Сама тропа сложнее и хуже натоптана, чем до перевала – многие ходят налегке из Аршана только до перевала и обратно. На эту сторону спускаются обычно только туристы. Сама долина тоже отличается от долины Кынгарги.

Вернее сказать, большинство ходит не до перевала, а только до верховий Кынгарги.

Примечание В. Петухина

Только через час находим крошечную площадку на склоне недалеко от места, где тропа подходит к воде. Накрапывает дождик. Ставимся, готовим ужин. В этот момент приходит ещё одна группа и спрашивает, далеко ли до стоянок. Я рассказал, что бегал вниз по тропе ещё на 15 минут, но ничего не нашёл, а по описанию до стоянок ещё минут 40-50. Ребята спросили разрешения встать рядом, и мы, естественно, не возражали.

06.07
Вид вниз по Федюшкиной Речке

Всю ночь лил дождь, утром тоже моросит. Очень медленно собираемся, в надежде, что дождь всё-таки кончится, но это не помогает. Решили, что до Китоя точно не пойдём – по описанию там тропа сложнее, да и времени у нас тогда в обрез получается. Прячем рюкзаки недалеко от тропы и стоянки, и налегке идём по тропе. Мы решили прогуляться куда получится вниз, вернуться обратно и заночевать сегодня под перевалом, чтобы завтра утром идти его назад. Дождик то утихнет, то усиливается, облачно. Тропа достаточно круто спускается. Через 40 минут приходим к левому притоку Федюшкиной речки – здесь первая нормальная стоянка. Через 5 минут – ещё одна. Приток достаточно мелкий, переходим по скользким брёвнам и камням.. Ещё минут через 15-20 тропа приходит к переправе через саму Федюшкину речку – мощная горная речка. Переправа представляет из себя мокрое одиночное бревно. Наши соседи по ночёвке переправляются, повесив верёвочные перила, а мы поворачиваем назад. Благополучно достигаем своих рюкзаков и перетаскиваем их на место ночёвки. Дрова гореть не хотят совсем – готовим на газу. И я, и Лёня чувствуем себя неважно. Погода? Зато дети бузятся и бегают по мокрой траве. Подъём к «чешским стоянкам» (под перевалом) занял 30 минут. Стало заметно прохладней, небо немного очистилось.

07.07

Встаём рано и в 9.20 выходим. (Время сборов немного сократилось по сравнению с началом похода – укладываемся в 2 часа.) Через 15 минут мы под перевалом и начинаем подъём. С этой стороны надо набрать 300 метров.
Альпийские луга под Аршанским перевалом
На подъём уходит 1,5 часа, на спуск – 1 час. Отдыхаем на том же ручье, а дальше новость – появился новый ручеек – давешний ливень сделал своё дело. Через 45 минут дошли до зимовья, ещё через 45 – на стоянке около ручья в лесу, где устраиваем обед. Тут к нам подваливают двое: русский «травовед» из Аршана и простой бурятский парень из Иркутска. Оба пьяны, у бурята заплетается язык. Просят чай, но у нас кончился, тогда просят кружку, чтобы налить. Мы сушим шмотки – они раскиданы ровным слоем по поляне, поэтому сразу уйти не можем – решаем дать кружку. Русский злобно рассказывает буряту, что мосты (через Кынгаргу) строили на немецкие деньги, а сам он «ни за что строить не будет – на фиг надо», что «собираются строить 2 коттеджа, чтобы делать маршрут на Шумак», и он «пойдёт и пожжёт коттеджи, ибо на фиг». Узнав, что мы из Москвы становится агрессивным и объясняет, что не «прикапывается» к нам, потому что у нас дети. Сам не работает, живёт травами, но «москвичи – виноваты». Оставив этим животным кружку, спускаемся вниз. Туся испугалась немного больше, чем следовало – не было бы никакой драки. Общение с местными бурятами (да и русскими) в Саянах слабо отличается от общения с киргизами на Памире и т.п. Нужно общаться на ты, стараться не давать ничего, и вести спокойную беседу. В нашем случае свобода маневра суживалась — чтобы забрать кружку мне нужно было посидеть с ними ещё хотя бы минут 15, а слушать всё это время мат и гадости про москвичей не хотелось, тем более с детьми. Доходим до стрелки, и встаём на первой удобной стоянке (минут 10-15 от стрелки вниз). Место сказочное: солнечный лес, рядом шумит Кынгарга и красивые виды вверх по долине на окрестные горы. Я успеваю постирать, но не успеваю высушить вещи — опять дождь.

08.07
У Кынгарги

С утра – солнце. Как и на пути туда детей не повели по бревну, а Лёня перебродил с ними на плечах. Снова входим в каньон. Яков очень неплохо лазает по камням, но совершенно ничего не боится, в ущерб безопасности. Боря, напротив, осторожничает – это мешает ему нормально лезть. В принципе, мы можем выйти сегодня в Аршан, но желания скорее попадать в цивилизацию нет, поэтому идём не спеша. Обедаем в каньоне Кынгарги. Я искупалась в улове. Но тут .. поднялся ветер. К тому моменту, что дошли до стоянки ветер сбивал меня с ног. Переправы через Кынгаргу по мостам моментально стали опасными, также стрёмно было идти по скальной полочке над ревущей Кынгаргой. Доходим до места, где мы пережидали дождь в первый день (около первого моста) и быстро ставимся — дождь усиливается. Становится холодно, дождь переходит в ливень. Ветер действительно был очень сильный. На обеде (когда ещё было солнышко), я натягивал тент. «Парус, парус!» — кричали дети, глядя на хлопающее полотно. Одну из оттяжек я недотянул, поэтому был показательный обрыв верёвки, перетёртой камнем. После обеда ветер ещё усилился и в каньоне стало совсем мрачно.

09.07
На Кынгарге — непогода

Всю ночь шёл ливень и гремела гроза. Утром ничего не поменялось – льёт по-прежнему. Кынгарга поднялась на полметра. Мы медленно собираемся под тентом – дождь не утихает. Делать нечего, и мы уныло бредём в Аршан. На спуске с «перевала дураков» Боря полетел метра на три по склону вниз. Дело было совсем рядом с беседкой (конец спуска), поэтому отделался испугом, да извозился как хрюшка. В Аршане сразу идём в пансионат «Учитель», где мы уже останавливались. Там мы сушимся (да здравствует калорифер). Обедаем в кафе «Багульник». Там очень вкусная солянка, а всё остальное – не тянет. Позы (род мантов) гораздо вкуснее в забегаловке «Позы. Манты, Чебуреки», чуть ниже сельпо. Самые вкусные плюшки – в столовой около сельпо. Там же пекут хлеб, делают бисквиты и потрясающие ватрушки с джемом. В «Приюте альпиниста» извлекаем заброску и находим инструктора. Пытаемся узнать про наш дальнейший маршрут (мы планировали идти на Шумак через пер. Политехник), но известен только один факт – по дороге (а идти туда далеко) будет много клещей. Вечером – русская баня, довольно холодная. Обсуждаем дальнейшие планы и решаем немного упростить второе кольцо: либо перебросится в Слюдянку и идти оттуда по Хамар-Дабану, либо перебросится в Ниловку и идти по стандартному маршруту на Шумак. Ещё раз заходим в «Приют альпиниста» к инструктору Сергею за советом.. Несмотря на поздний час, он охотно делится с нами информацией, дарит карту на район пика Черского и настоятельно советует всё-таки сходит на Шумак. Также Сергей порекомендовал зарегистрироваться в ПСО Кырена. Возвращаемся к детям. Боря жалуется, что у него болит ухо (насморк у него не проходит с самого начала похода, а последний день видимо вызвал обострение). Капаем ему на ночь по капле «Отипакса» — это помогает.

Далее (Ниловка - Эхе-Гер - Шумакский пер. - Шумак - Шумакские источники)