Леонид Фишкис, Рита Красносельская

10.07

Завтракаем, чем Бог послал (хлеб, джем, масло, коржики). Лёня идёт на автостанцию, но толком информацию собрать не удалось, возможно в 10 будет маршрутка на Улан-Удэ, возможно она заедет в Кырен, возможно в ней будут места и т.п. Я иду и жалобно прошу водителя нас взять. Мол, рюкзаки на руки возьмём (багажного отделения нет, мой рюкзак 120 см., Лёнин – 150). Так мы и доехали за час до Кырена (200 рублей за всех). Высаживаемся на грязной площади автовокзала. Слева ларёк с рубленным мясом, справа – чайная с водкой. Мне плохо: недолеченная в Москве простуда после дождя и бани переходит в гайморит (?). Пока Лёня ходил регистрировать маршрут в ПСО, я обегав местные лавочки, купила кедровых орешков. Хотела купить газетку или раскраску детям, но обломалась. Тут такого добра не держат – всё, что я нашла, — стопка детских книжечек, 3-4 сканворда, старые номера «Лизы». На радость Боре купила «Остров сокровищ». Я ухожу искать ПСО, который стоит в Кырене, чтобы зарегистрировать группу. Путём распроса местных жителей нахожу ПСО – он расквартирован примерно в километре от автовокзала с левой стороны дороги (если идти в сторону Ниловки) рядом с большим ангаром. Регистрирую группу, а также узнаю, что в 12 будет автобус из Слюдянки на Ниловку. Возвращаюсь к Тусе и детям и тут понимаю, что контрольный срок надо было ещё дня на 2 отодвинуть. Ну да ладно, небось сразу искать не станут, если задержимся. В 12 влезаем в автобус. Он набит битком. Через полтора часа мы в Ниловке, где автобус встречает маршрутка на Хойто-Гол. Пока я искал машину, чтобы заброситься повыше, маршрутка заполнилась и чуть не уехала, но мы всё-таки туда влезли. Вместо центральной улицы в Ниловке – речка, широкая и с валами. На неё выходят балконы домов. Вода мутная, говорят, что высокая весь сезон уже с весны (пока ехали до Ниловки видели затопленные болота и разливы Иркута).

По песчаной дороге

Поворот на Шумак помечен указателем и находится примерно в 4 километрах от Ниловки. Проезжающие мимо буряты предложили лошадей за безумные деньги: 8 тысяч до Шумака и обратно. Странно, из разговоров в магазине я заключила, что 130 рублей в день (3300 в месяц) – здесь приличная зарплата. Когда я сказал «Нет» цена сразу упала до 6 тысяч. Наверное можно было сторговаться за 5 тысяч, но во-первых всё равно много, во-вторых я не знал тогда: это за лошадь или за всё (оказалось потом, что за лошадь), в третьих – до Шумака мы хотели дойти ногами. По описаниям, вода есть недалеко от поворота (большая река Ихе-Угун), а потом долго воды не будет, поэтому мы решили пообедать прямо на повороте. На самом деле ситуация с водой сильно зависит от дождей. «Сухое» русло Эхе-Гер было совсем не сухим, и можно было спокойно обедать на нём (это в 2х км. по дороге на Шумак от поворота). Мы этого не знали, спросить было не у кого, поэтому я сходил вниз к реке (метров 300) и набрал там воды. В воде очень много взвеси. Пообедав, пошли. Дорога песчаная с соснами, напоминает Мещёру. Слева открывается шикарный вид на Тункинскую долину. Нас обгоняют два автобуса с туристами и один с рюкзаками. Всю это толпу мы встречаем у Эхе-Гер. По пути встречаем указатель на дороге, уведомляющий о том, что по маршруту Ниловка – развилка (троп у озёр) курсирует машина. Ни на пути туда, ни назад мы её не видели, а вот Саша Тонис и Слава (в конце июля) её встретили. Переходим вброд Эхе-Гер (переносим детей), дальше встречаем много ручьёв поперек дороги – видимо общий уровень воды высокий.

Эти ручьи и есть, собственно, основное русло Эхе-Гера, они текут в любую погоду. А «Сухое» русло — это паводковое русло.

Примечание В. Петухина

Идём в «потоке» туристов, раз 10 нас спрашивают о возрасте детей, а мы узнаём, кто наши попутчики. Оказалось, что мы встретились с туриадой, организованной Иркутским СЮТУР. Около 80 человек (9-10 групп) пойдут маршруты от школьных до довольно сложных. Как позже я прочитал в интернете, туриада планировалась в долине вулканов, но из-за подъёма рек её перенесли в Тункинскую долину. На ночлег встаём тоже вместе с туриадой – на большой поляне «у изб» (шли примерно 1,5 часа от Эхе-Гер). Лёня успел поиграть с детьми в футбол и в собачку, пока не пошёл дождь. Туриада производит приятное впечатление, несмотря на большое количество народа. Участников сопровождает врач и спасатели. Я иду к ним посоветоваться по маршруту и просто пообщаться. Очень приятные люди Георгий, Андрей и Леонид – работают в Слюдянском спас. отряде. Когда я спросил, нет ли у них связи с ПСО Кырена (я хотел подвинуть контрольный срок), они сказали, что у них нет, но вот у руководителя туриады есть спутниковый телефон и настоятельно рекомендовали позвонить, уверяя, что на следующий же день после контрольного нас будут искать. Я договорился (это стоило 100 рублей), и позвонил прямо с поляны в ПСО – там очень удивились, но срок передвинули. Вечером традиционный дождь.

11.07

Утром – дождь, но слабый и быстро кончился. Я поторапливаю детей: «Чего возитесь, вон – даже школьники уже собрались!» Уходим с поляны перед последней группой школьников и подгоняющими их спасателями. Через час доходим до поляны с сараем, потом начинается подъём, дорога плавно набирает высоту. Идти тяжело. Слева шумит река Хубуты, но до неё довольно далеко нужно спускаться по достаточно крутому склону. Дорога идёт по выраженному хребтику. Проходим часа 2 (от полянки с сараем) и встаём на симпатичной стоянке с кучей дров. Лёня спускается за водой, и мы готовим обед. Какао добавило нам сил, а послеобеденный сон совершенно восстановил. Обед получился долгим – 2,5 часа. Через 20 минут доходим до пары озёр (очень красивые), около которых стоит народ. Здесь развилка троп – мы её проскочили, не посмотрев, так как основная и хорошо натоптанная тропа — наша (направо).
Озерцо
Тропа местами подболочена, местами сильно разбита лошадьми. Продолжается плавный подъём. Слева открывается долина Хубуты. Проходим замечательное верховое болото – оно на склоне, поэтому ещё и течёт. Через 3 часа после выхода с обеда доходим почти до высшей точки водораздела между Эхе-Гер и Хубуты. Здесь место под 2-3 палатки, а чуть ниже течёт подболоченный ручей с желтоватой, но чистой водой, поблизости есть дрова. Встаем на ночлег. Отсюда красивый вид на Тункинскую долину.

12.07

С утра встали все вместе и собрались за 1,5 часа. Через 15 минут открывается вид на долину Эхе-Гер и начинается спуск к реке, довольно крутой. Ещё через 20 минут мы спускаемся, внизу пара стоянок. Снова начинается плавный подъём, тропа премерзкая. Пасутся коровы и лошади – все эти животные разбивают тропу и унавоживают её, плюс подболоченность. Целый час до выхода из зоны леса ковыряемся среди грязи и луж. Наконец, лес заканчивается и тропа становится лучше. На противоположной стороне Эхе-Гер — водопады, а нашу тропу пересекают маленькие ручейки непитьевого вида. Коровы по обоим берегам. Тропа набирает очень медленно. Дети постоянно спорят, кто пойдёт первым. Почему это так важно – мы не поняли. Но, видимо, для них положение «в колонне» признак статуса. Уверения, что сзади идёт более опытный, на них не действуют. Через 3,5 часа после выхода с ночёвки останавливаемся на обед (газ, вода из реки). Боря умудрился посеять из рюкзака термоштаны, но мы обнаружили это только вечером. Дети разъелись к середине похода и едят почти как взрослые. На реке встречаются толстые наледи, покрытые трещинами – уменьшенная в 100 раз модель ледника. Через 40 минут после выхода с обеда доходим до брода. Переобуваемся в кроссовки и переносим детей. Подъём становится заметным, открываются цирки окрестных перевалов. Через 2,5 часа после выхода с обеда подходим к моренным гребням, тропа заходит на них справа. Начинается дождь, дети устали – ищем место под палатку. Встаём в 3 метрах от тропы, в защищённом от ветра месте перед началом очередного взлёта. Несмотря на близость тропы, никто нас не беспокоил (возможно никто и не ходил мимо за ночь). Рядом по осыпи шныряют пищухи. Быстро едим (готовка, естественно, на газу) и в постель. Ночью – минус.

В долине Эхе-Гера

13.07

Встали в 7.45, в 9.15 вышли. Ночью Яша описался, поэтому Туся надела спальник на рюкзак, чтобы он сох – выглядело очень забавно. Наша стоянка всё ещё не освещена солнцем. Только через 15 минут вошли в солнечные лучи. Через час подходим к перевальному взлёту. Есть места под палатку, вода, но должно быть холоднее и ветреннее, чем там, где стояли мы. Видны снежники, но тропа идёт мимо них. Дети прямо-таки бросаются на любой клочок снега около тропы. Подъём по взлёту занимает час. Склон осыпной, градусов 15-20, тропа идёт плавным серпантином.
На Шумакском перевале
На перевале – толпа, люди идут в обе стороны. Немного отдыхаем, любуемся видом с перевала и вниз. Есть крутой спуск прямо с перевала, но мы уходим налево на конную тропу (надо немного подняться от перевала по гребню) – она положе. Первые метров 60 требуют особого внимания, так как тропа периодически выходит на скальные сбросы – можно здорово грохнуться.
Вид с Шумакского перевала
У Шумакского перевала одна определяющая сторона — восточная. Даже конская тропа достаточно крутая, поэтому спускаемся долго. После спуска с перевала занудный и достаточно противный спуск по морене вниз к озёрам, где мы обедаем. От начала спуска до озера ушло 2 часа. После 1,5 часов отдыха продолжаем движение по долине Шумака вниз. После озера можно встать без дров около левого притока Шумака (час нашего хода от озёр). Ещё через полчаса тропа переходит Шумак на правый берег и идёт по нему.
Водопад
Через 2 часа после выхода с обеда подходим к очень красивому водопаду. Тут есть стоянки с замечательными видами на водопад, но непонятно, где брать воду – водопад в каньоне. Водопад прикрыт «козырьком» — 10 метровой наледью – из-под него бьёт вода, смотрится потрясающе. Ещё через 40 минут проходим стоянки рядом с бродом через правый приток Шумака. Есть и вода, и место под палатку, но Лёня считает, что надо пройти ещё (я неверно понял описание). Тут ливануло. Лёня находит место в 20-25 минутах ходьбы от брода. Вода в Шумаке неблизко, дров нет. Пока под деревом пережидали ливень (я в это время бегал искать место), подходит семья Сергея Лыпканя, с которыми мы списывались перед походом через Интернет. Они «обрадовали» нас, что идут от источников аж 6 часов, что тропу сильно размыло, и она осыпалась, поэтому буряты с лошадьми по ней не ходят, а сидят на источниках. Вечером сильный ливень.

14.07

Утром потихоньку натягивает тучи. Весь день яркое солнце сменяется дождями. А порой и ливнями. Через час доходим до зимовья (стоянок рядом – нет). Через 3.15 ходового времени встаём на обед на пятачке. Вода рядом, дров – как грязи, мест под палатку – нет. Тропа идёт вверх-вниз, качество – омерзительное. Местами – заболочено. На обеде нас накрывает очередным ливнем (как хорошо, что Туся сшила тентик на нашу маленькую группу). Много бурундуков – подпускают близко, но сфотографировать себя не дают.
Белокаменный склон Левого Шумака
После выхода с обеда тропа сначала идёт около самой воды, потом опять поднимается и траверсирует потрясающе красивый склон из белого камня. Здесь отдыхаем и долго любуемся долиной Шумака, пользуясь солнечным окном. Через 2 часа после выхода с обеда переходим Правый Шумак по поваленному огромному кедру. На стрелке много мостков – они позволяют перейти через Шумак и притоки. Здесь «цивилизация». По обеим берегам – балаганы и избушки, на левом берегу обычно избушки занимают буряты, на правом – можно занять свободное зимовье или поставить палатку. Есть места для мусора и туалеты. Мы поднимаемся на берег и немедленно попадаем в тёплые и заботливые руки иркутчан: «Вы с детьми через перевал прошли?!» Нам разрешают оставить рюкзаки рядом с их избушкой. Лёня убегает искать место, а я с детьми иду к радоновой ванне: имено мысль «о тёплой воде, в которой можно купаться и пить» гнала сюда детей всё это время. Ванна – в домике, вода – градусов 25, сладко-солёная на вкус, в ней плавают некусачие пиявки. Детям можно сидеть3 минуты, взрослым — 10 (для первого раза). Рядом с домиком много деревянных фигурок, довольно искусные. Пока мы сидим в ванне, начинается дождь. Лёня бежит спасать вещи, а я наскоро одеваю детей. Добрые иркутчане приютили сначала детей, а потом сказали, что после ванны нельзя остужаться, и что они никуда нас не отпустят – отвели в соседнюю избушку, где было место. Я очень благодарна этим людям за доброту и гостеприимство. Если получится, завтра попробуем договориться о лошадях. Не столько хотелось побыстрее вернуться назад, сколько доставить удовольствие детям и разнообразить путешествие.

15.07
Туман на Шумаке

Днёвку начали с посещения источников. Множество источников на левом берегу Шумака с надписями: «нервы», «почки», «сердце» и т.п. Вода на вкус везде одинаковая. Есть источник «мужское упрямство» и «женский каприз» (вода на вкус как в Шумаке). Около источников – деревянные фигурки. Мы с Лёней снова пошли в ванну (это на правом берегу), а дети ушли пускать кораблик. Днём светило солнце, я читала газетки, ругающие местного мэра. Лёня играл с детьми в «собачку». Поспели первые ягоды земляники. Вечером пошли на другой берег в «ларёк» при новопостроенной тур. базе. На неё из Иркутска иногда прилетает вертолёт (рейс стоит 50000 рублей, если подсаживаться, то можно за 3000 улететь). Тур. база охраняется автоматчиками (мы хотели протереть глаза, когда увидели мента в стандартной форме с автоматом среди тайги). Готовятся ставить забор. Постройки освещал завезённый поп (сами не видели — по рассказам). Всё это глупо, и не вызывает у местных ничего, кроме ненависти. Шумак – святое место для бурят, а низенький деревянный дацан, покрытый дёрном – настоящее молитвенное место. Кстати, после поездки в Китай с его огромными пагодами и 20 метровыми статуями Будды, было забавно увидеть этот дацан – также буддийский храм. Как будто сравниваешь Храм Христа Спасителя в Москве и какую-нибудь тихую церквушку в Тверской обасти. Кроме того, что это святое место для бурятов, Шумак – уникальное живое место. С 77 года там ставят избушки – кто хочет – приходи, занимай избушку и живи. При этом, лес не загажен, не вырублен. Место, где людей много, остаётся живым 20 лет – разве не чудо?! Вечером встречаем участников туриады – они отдыхают и ... собирают мусор. Иркутчане, во главе с Василием Ивановичем, продолжают о нас заботиться, помогают договориться с лошадьми. В результате с нас берут 4 тысячи за «доставку» от Шумака до «сухого» русла Эхе-Гер (2 км. от дороги Хойто-ГолНиловка). Деньги не малые, но к такой сумме мы ещё морально готовы. Удалось бы нам договориться за эти деньги без Василия Ивановича – не знаю. На всякий случай говорим нашим «коневодам», что мы из Кузьминок. Говорить, что из Москвы нельзя – москвичей сильно не любят. Вечером узнаём, что глава «иркутчан» — Василий Иванович — мэр Слюдянского района.

16.07

Утром ждём лошадей, а проводника Дандына всё нет. Василий Иванович и другие иркутчане дают краткий курс управления лошадью (ни я, ни Туся на лошадях до того не ездили ни разу):

1)Когда идёт вверх, повод ослабляем и нагибаемся вперёд

2)Когда идёт вниз, повод натягиваем и отклоняемся назад

3)На тропе смотреть, чтобы лошадь не проехалась твоей ногой о дерево или камень – лошадь уводить в сторону, от дерева отталкиваться рукой.

Как ни странно, но этого вполне хватило – по крайней мере для тех лошадей, на которых мы ехали. Единственное замечание: отпускать совсем повод на подъёме не надо – конь должен чувствовать, что ты им «управляешь».

Дети нетерпеливо спрашивают, когда же мы поедем на лошади. И вот, наконец, Борю сажают позади Дандына (на отдельного коня мы боимся его сажать) Лёня садится с Яшей на коричневого, а я – на грязно-белого коня. Кони все холощёные, спокойные и очень умные. Мой конь – обжора – я всё время тащу его от травы. Он жрёт на подъёмах и спусках, он способен уйти с тропы в поисках кустика посочней. Лёнин конь – лентяй. Сколько ни кричи ему: «Чу!», — идёт, как по буквам. Животные очень ловкие, спускаются и поднимаются по крутым тропам. За 3,5 часа подходим под перевал. Здесь – обед, и мы, и буряты готовим на газу. Правда газ у бурятов быстро заканчивается (баллончик типа казанского), поэтому мы заканчиваем готовку на нашей горелке. Перевал проходим за 1,5 часа. Лошади идут с грузом, но без людей, Лёня ведёт Яшу за руку. После перевала – ещё 2 часа в седле – доезжаем до границы леса, сползаем с коней – колени не гнутся. Быстро ставимся и засыпаем.

17.07
На лошади

Поднимают нас в 7, хотя вчера договорились, что встаём в 8. В 8 выезжаем и через 4 часа оказываемся уже на Сухой речке. Я сильно стукнулась головой об дерево. У меня сильно болят колени и бёдра, но, похоже, мы успеваем в Ниловку на автобус в 14.30. Меняем коней. Молодые сильные кони часто идут рысью – в Ниловке мы в 13.30. В автобусе я понимаю, что не могу повернуть голову, болит спина и шея.

Автобус идёт почти 4 часа, и в Кырене набивается битком. Автобус приехал на ж/д вокзал Слюдянки. Списываем расписание электричек и спрашиваем у таксистов, где минералогический музей: «50 р. и ты там». Мы подумали, и согласились. Таксист видел только меня и Лёню без детей и рюкзаков. Когда мы подвалили всей компанией он был слегка ошарашен, но повёз, ничего не сказав. При музее есть гостевой дом. Хозяйка взяла с нас по 150 р., но детей не посчитала никак. За эти деньги имеешь место в общей комнате, удобства на улице и столовую, где можно готовить и есть. Наши соседи — молодая пара чехов, собираются на пик Черского. Вечером хотели покормить детей в кафе. Не тут то было. Слюдянский общепит – это ужас-ужас-кошмар. Спать!

Далее (Слюдянка - Утулик - КБЖД - порт Байкал - Иркутск. Отъезд.)

Дэн петровДа, спальник на рюкзаке выглядел комично.
02.01.2007, 16:56:12 |
Светлана БогородскаяЗамечательный отчет! Спокойный, размеренный, продуманный, очень приятный. И ребятишки, и родители — большие молодцы!
И отчет — просто пособие для новичков.