Мы не располагали официальной информацией о прохождении Гранд-Каньона, но препятствия в нем пронумерованы согласно схеме Измайлова Л.Д. Ниже дается описание препятствий и пути их прохождения.

Гранд-Каньон начинается водопадом 35 м (Большой Онотский водопад). Длина каньона не менее 5 км, высота стен 70-120 м ширина каньона в его начале 30-40 м и 50-70 м во второй части. Условно каньон можно разделить на 3 участка.

1. Участок от водопада до порога № К17 «Турбина». Сплошные отвесные скальные стенки до 100 м, ширина реки 30-40 м, сложность порогов от III до VI, нарастает постепенно, достигая максимальной перед К17 Турбиной. (пороги № К15, № К16). Осмотр большинства порогов возможен не только сверху, но и снизу, т.е. при сплаве, зачалившись непосредственно перед препятствием. Характер и строение большинства порогов можно увидеть сверху при проведении обноса вещей в базовый лагерь.

2. Участок от порога К17 «Турбина» до устья реки Улета-Жалга. Высота стен 100-120 м, ширина русла 50-70 м, скалы имеют разрывы в виде кулуаров и крутых лесистых склонов. После порога № К21 сложность препятствий мы оценили 3-ей, местами усложненной категорией. Уклон заметно меньше, чем на первом участке. Спустить суда и начать сплав удобно в районе порога № К19.

3. Участок от устья р. Улета-Жалга и до конца каньона. Характеризуется плавным понижением стенок; река сильно петляет извивается, прижимаясь то к правой, то к левой стене. Основные препятствия на реке — прижимы и перекаты, местами с мощной выходной струей.

Общая тактика (стратегия) прохождения Гранд-Каньона:

 Установить базовый лагерь на правом борту каньона непосредственно над связкой поро-гов К19-К20. Отсюда открывается красивый вид на порог К17 Турбина и озеро за ним. Здесь удобное место для стоянки, рядом есть ручей и относительно пологий спуск к реке (человек с рюкзаком может спуститься сам).

 Прохождение Гранд-Каньона можно начать через 300 м ниже водопада 35 м. Для этого придется обнести суда по ЛБ около 300 м до первого кулуара, по которому можно спуститься в каньон в районе порога №К1. Также можно обнести водопад 35 м по ПБ и через 500 м спуститься в каньон по руслу ручья в районе порога № К3. (Учитывая крайнюю сложность порога №К1, мы остановились на втором варианте).

 Пройти налегке (без вещей) первый участок каньона, включая порог № К15. Сразу за ним поднять суда на правый борт каньона.

 Обнести верхом препятствия К16-К17 (длина обноса не более 100 м, но по бурелому), спустить катамараны в озеро сразу за пр. №К17 «Турбина».

 Продолжить сплав по Гранд-Каньону от пр. №К18 с его прохождением. В районе пр. К19-20 спуститься в каньон с вещами и загрузить суда.

06.08.06

С утра мы приступили к обносу судов. Четверки и К-2-3 обнесли до порога № К18. Рамы для четверок решили сделать новые; К-2-1 и К-2-2 спустить в начало каньона по правому ручью (для спуска катамаранов необходима веревка 40-50 м). По дороге из лагеря к катамаранам еще раз детально просмотрели каньон сверху.

№ К1 — сложнейший порог (VI). Расположен ниже вдп 35 м на 50 м. В скальном коридоре два слива. Первый слив рваный до 3 м, второй 1,5-2 м с сильным навалом сначала на ПБ и, отражаясь, сразу в левый нависающий карман. Мы этот порог не проходили, т.к. спустились в каньон на 300 м ниже.

№ К2 – простой порог (III). Слив до 0,5м через все русло.

№ К3 – простой порог (III). Слив до 0,5м через все русло.

№ К4 – порог (IV-..IV+). Расположен на крутом левом повороте. Слив до 1 м с прижимом влево.

№ К5 – порог (IV-...IV+). Расположен на плавном правом повороте. Слив 1-1,5м через рваные скальные обломки, с навалом на группу камней справа. Возможен осмотр по правому берегу. Сразу за порогом река входит в узкий скальный коридор шириной 4-6 м и длиной 200 м.

№ К6 – простой порог (III+..IV). Слив через всю реку с легким прижимом влево. В центре слива полуобливной камень.

№ К7 – шивера(III+...IV-) с прижимом влево.

№ К8 – шивера «Молочная» (III+...IV-). Длина 50 м, расположена между двумя притоками, молочно-белыми струями, впадающими в Онот с лб.

На входе крупная глыба делит поток на две части. Линия движения простая, ближе к Пб.

№ К9 – простой порог(III). Образован грядой камней через все русло. Основной проход ближе к левому берегу.

№ К10 порог «Медвежонок» (V+...VI-). Представляет собой узкий поток вдоль отвесной, а в центре порога нависающей скалы правого берега с несколькими сливами и навалом на крупный камень в русле на выходе порога. Расположен за правым поворотом каньона на крутом правом повороте. Правый берег — вертикальная стена, вдоль левого берега крупновалунная отмель, переходящая в лесистую полку, на которой можно поставить лагерь и подняться по кулуару на левый борт каньона. По этому берегу возможен осмотр и обнос. Длина порога до100 м при ширине в самом узком месте порога 3-5 м. Общее падение 4-5 5-6 м. Вход в порог осложнен группами камней с узкими проходами.

№ К11 – сложный длинный порог (V...V+). Состоит из двух частей. Первая ступень – до 100 м длиной, В русле много крупных валунов, между которыми слаломная линия движения. Вторая ступень — крутопадающая горка вдоль левого берега с тремя выраженными сливами до 1,5м. Правая часть русла забита валунами. Вход осложнен группами камней. В конце порога озерцо и узкий скальный коридор, уходящий зигзагом вправо. Над коридором нависают скалы. Очень красиво.

Через 150 м от скальных ворот начинается плавный левый поворот, справа впадает приток, за которым сразу порог № К12.

№ К12 – простой порог (III+...IV+). Пологий слив вдоль правого берега с легким навалом на правую стенку.

№ К13 – порог. Валун в центре делит слив на две части. Проход в узкий слив справа до 1,5 м.

№ К14 – простой порог (IV-...IV). Длина порога около 150 м, серия сливов до 1 м по центру реки.

№ К15 – мощный порог (V+...VI). Левая часть русла завалена камнями, вдоль правого берега идут подряд три слива с бочками 1,5 м, 2 м, 2 м. Особенно мощная бочка за вторым сливом. После этого порога необходимо причалить к ПБ для обноса связки порогов К16-К17. Мы прошли порог, зачалились на ПБ и за 2 часа подняли катамараны на борт каньона с помощью веревки. Склон здесь крутой, но не отвесный и на нем растут деревья. Высота склона не менее 130 м. Используя веревку 50 м, каждый катамаран мы поднимали в три приема.

Перед прохождением порога К15 рекомендуем осмотреть участок реки и выставить надежную страховку т.к. впереди сложный порог К16 и сразу за ним опаснейший порог К17 «Турбина»!

№ К16 – мощный порог (V+..VI). Слив через гряду камней вдоль левого берега с навалом на крупный валун. Сразу за порогом короткий быстроток в скальных стенах и начинается порог К17.

№ К17 – опаснейший порог «Турбина» (VI+). В узких скальных стенах два крутопадающих слива 3 и 2,5 м. Второй слив бьет под нависающую скалу правого берега и, резко отражаясь от подводной ее части, под углом 90° бьет в скалу левого берега, образуя водобойную яму и мертвую зону у левого берега. Выбраться из этого пространства самостоятельно невозможно, а страховку можно только свесить на веревках.

07.08.06

Пока большая часть группы спускала на воду вновь собранные четверки у порога № К19, экипажи К-2-1 и К-2-2 закончили обнос связки порогов № К16-17 и спуск судов в «озеро» за по-рогом К17.

№ К18 – сложный порог (V+...VI-). В русле много очень крупных валунов до 4-6м в диаметре, между которыми узкие слаломные проходы с навалом на некоторые их них. Общая линия движения вдоль ЛБ с резкими уходами к центру. Осмотр порога по скалам ПБ. Входную часть в этом пороге мы провели, т.к. не нашли безопасных проходов, а затем шли вторую и третью часть вдоль ЛБ.

№ К19 – мощный порог (V...V+). Длина порога 70 м. На входе группа камней, заход слева от них. Дальше крупный камень в центре – проходы возможны слева и справа, на выходе порога мощная бочка через все русло. Этот порог мы проходили уже всей группой. Все экипажи шли под ЛБ с уходом от навала на камень в центре русла и далее уходя от навала на скалу ЛБ.

№ К20 – порог (IV-...IV+). Локальный узкий слив шириной 3 м и высотой 1 м через всю реку с навалом на ЛБ.

№ К21 — порог шиверистого типа (IV-...IV+) с большим количеством обливных камней. Каньон резко расширяется до 50-60 м. Шли по центру, страхуя друг друга с воды.

№ К22 — № К28 – однотипные пороги шиверистого типа (III-...III+) каждый длиной 50-70 м следуют с интервалом в 200 м. Порог № К28 расположен непосредственно перед устьем правого притока Улета-Желга. Остановились на ПБ для спуска вещей с места стоянки к судам. Высота стены здесь не более 50 м, но подъем очень крутой, и рюкзаки нужно спускать на веревке. Вся процедура заняла около двух часов.

Загрузив вещи, мы продолжили сплав с намереньем дойти до Узины.

До конца каньона основные препятствия – прижимы к крутым скальным стенкам и мелкие перекаты с мощной выходной струей. Река Имтэ–Жалга впадает в Онот в конце второго каньона. За каньоном долина расширяется, река разбивается на протоки.

Через 1 час 5 минут сплава после окончания второго каньона река собирается в одно русло, на ЛБ остов охотничьего сруба и бани, сгоревших пару лет назад. Слева тремя протоками впадает крупный приток р. Узина, самая мощная из них третья. Между протоками удобно стоять на песчаных пляжах левого берега. На р. Узина есть водопад в нескольких км выше ее впадения в Онот. Сразу за устьем Узины на Оноте начинается порог длиной около 150 м, правый берег – скальная стенка. Порог (II+) читается с воды, проход по центру основной струи.

Мы остановились на Узино и решили сделать дневку. Погода нам благоприятствовала. Хотелось наконец сбросить усталость и напряжение накопившееся за напряженные дни.

09.08.06

От устья Узины до правого притока — реки Бурун-Богдашки примерно 1 час сплава. Падение на этом участке 6,5 м/км. Далее до начала Нижнего каньона мы дошли за 30 минут. Здесь Река делает плавный левый поворот, перед которым на ЛБ скальный выступ высотой 6-8 м. За поворотом чалка к правому берегу — отсюда начинается Нижний каньон.

Далее (Нижний каньон (пр.№61-77) (Сплав по р. Онот))