Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Марина Жук

27 июля, четверг

Утром подскочили ни свет, ни заря – мандраж. Сидели, любовались заоконными пейзажами. За ночь там все изменилось – въехали в предгорья Байкальского хребта, подернутые дымкой то ли туманной, то ли от далеких пожаров, то ли их гремучей смесью. Железка сначала серпантином уходила все выше и выше, а потом нырнула в 7-километровый тоннель – 10 минут клаустрофобии, и мы на другой стороне хребта.

В 11.05 нашего прибыли в Северобайкальск. Уезжали из уральского холодного, зато короткого лета, а приехали, чуть ли не в тропики – жара-а-а. Уже при выгрузке из паровоза нас поймала машинка – импортный микрик. Загрузили в него все наше барахло – под самую крышу, и оба Жени уехали к месту старта в районе Слюдянских озер. В 14.30 машинка вернулась за остальными. Мы за это время дозакупили в городе недостающие продукты (картошка 30 руб./кг, лук 25 руб./кг), канистры под бензин, рыболовные снасти.

Дорога к Слюдянским озерам, в районе которых мы запланировали стапелиться, пересекала какой-то отрожек Байкальского хребта. Отсюда открылся удивительно красивый вид на байкальский залив Жемчужину. На этом перевальчике находится культовое место бурятов – все деревья обвешаны пестрыми ленточками и флажками, огромные камни и дорога обсыпаны монетками и сигаретами. Здесь останавливаются отдохнуть мимопроезжающие или просто кидают мелочь из окошек машин.

Наш водитель тормознулся и провел для нас мини-экскурсию. Мы полюбовались сверху на Байкал – голубой-голубой, погуляли между разукрашенных деревьев, а потом по тропинке углубились в лесок. Вдоль тропы деревья тоже обвешаны тряпочками и флажками с тибетскими молитвами, а ведет она к центру святилища – будущему кургану. Каждый приходящий сюда должен принести камень для кургана. Рядом – два больших костровища, в которых во время торжеств жгут травы для изгнания нечистой силы.

От перевала до места назначения добрались минут за десять. И первым делом окунулись в чистейшие воды Байкала. Берег здесь невысокий, поросший лиственницами, береговая полоса – галечная.

После обрядового омовения торжественно перешли на местное время (+3 часа от Перми, +5 от Москвы) – чтобы не спорить с солнышком. И обнаружили, что уже 18.30, однако. Поэтому решили сегодня уже не дергаться, все стапельные работы оставить на завтра, и окончательно расслабились – Алик с Леной гуляли по берегу, Таня с Женей-фотографом ушли в сторону перевала — искать связь, мы с Игорем-большим отправились полюбоваться Слюдянскими озерами.

В самом начале пути – метров через 200 – мы были обгавканы двумя мелкими собаками, выскочившими из соседнего лагеря. Мы, продолжая пылить по дороге, сделали вид, что ничего не заметили, и собаки отстали. Я все порывалась выйти на самый берег и идти по галечке, собирая камушки и любуясь великолепным обзором, но Игорь отговорил – мол, времени мало, сначала добежим до озер, а обратно посмотрим, может, и пойдем берегом. В общем, уговорил.

В лесу ничего интересного мы не встретили. Лес как лес – разве что непривычный для нас, лиственничный. А так – да же грибов нет, очень сухо. Поэтому, не отвлекаясь на всякую фигню, от нашей стоянки до озер догуляли минут за 30.

Слюдянские озера, точнее озеро, до которого мы дошли, весьма живописное, но слишком уж там оживленно. На нашем берегу – огороженная территория, домики, палатки, лодки на берегу, люди в цивильном шляются с сотиками. Поэтому долго задерживаться не захотелось, догуляли до берега, немного посидели на причале, полюбовались холмами на другом берегу, поискали камешки, потрогали водичку и двинули домой.

Обратно решили идти берегом Байкала – так интереснее, да и время сэкономили. К тому же надо было еще поискать доску для кораблика. Так как с рыбаками у нас вечная проблема – их просто нет, Игорь был назначен рыболовом в принудительном порядке (что воспринял философски) и подошел к задаче с полной ответственностью. Подходящую доску мы нашли без труда, но собаки достали нас и тут – выскочили из-за кустов и заскакали вокруг с громким лаем. Зато благодаря им мы познакомились с их хозяевами, ребятами из Северобайкальска, которые приехали сюда порыбачить и отдохнуть.

Собственно, ребята уже не первой молодости, но, похоже, с вечным огнем в душе. Они приняли нас как родных, усадили за стол, выспросили, кто мы и откуда, угостили, чем богаты – жареной рыбкой свежего улова, огурчиками и даже арбузом, провели для Игоря рыболовный ликбез и пообещали попозже отработать на практике полученные знания, а потом отвезли до нашего лагеря на машине, хотя до него было рукой подать – всего-то метров 200.


28 июля, пятница

Утро замечательное – солнечное и теплое, только немного досаждает мошка. Но противоположный берег едва виден – сквозь дымку просвечивает только его неясный силуэт, хотя именно здесь он относительно недалек, всего каких-то 35-40 км.
После завтрака наконец-то приступили к стапелю
Наши сине-желтые красавцы уже горделиво возвышались над невысокими здешними деревцами

После завтрака наконец-то приступили к стапелю. Собираем каркасы, надуваем гондолы, устанавливаем мачты, тянем тросы. А когда наши сине-желтые красавцы уже горделиво возвышались над невысокими здешними деревцами, подъехали вчерашние знакомцы, привезли нам тазик свежей рыбки. И рыболовный ликбез продолжился: Владимир – один из северобайкальцев, и Игорь с толком, с чувством и с расстановкой разобрали нашу сеточку и поставили ее напротив лагеря. С нетерпением ждем улова, а попутно бурно общаемся с северобайкальцами по поводу наших походных планов, конструкции наших судов, особенностей местной жизни и рода деятельности наших гостей.

Один из них – Анатолий – оказался профессиональным водолазом. И чего он нам только ни понарассказывал – полезного и разного!!! И о том, что нас ждет за ближайшим мысом, и о том, что дно Байкала – каменистая пустыня, и о том, что Байкал нельзя недооценивать – отомстит, и о страшных ветрах Байкала и о… Потом он тщательно осмотрел наши спасжилеты и прочитал краткий курс по технике безопасности на воде, завершившийся словами: “Это на реке утопленников рано или поздно находят, а кого Байкал возьмет, того уже не отдаст никогда…”
Первая рыбка

После первой байкальской ухи – из подаренной рыбки, плюс подбодренные таким напутствием, мы продолжили доводку судов – ставили паруса, шверты, рули и прочую мелочевку. А в 13.40 начали распихивать по сумкам лагерь.

Поделились по катамаранам: на Ласточке – оба Жени и мы с Таней. Кроме того, наше суденышко вдобавок еще грузовое и тягловое, так как нас меньше, поэтому к нам отошел весь не вошедший в рюкзаки общак и сумка с бензином. На втором кате: оба Игоря, Алик, Лариса и Лена.

В 16.00 для нас с Таней прозвучала команда: на весла. Залезли на нос, вооружились, ждем следующей команды: на старт… оп-па! А у нас еще и пассажир! Анатолий решил нас немножко проводить – километра на полтора от берега. А потом вернуться вплавь. Он тоже взгромоздился на нос Ласточки — по центру, и нас резко притопило – любая даже небольшая волна свободно заливалась нам под попы.

Долгожданная команда “вперед!”, и мы погружаем весла в байкальские воды. Тянем впере-е-ед против ветра, который ровно и сильно дует в сторону берега. Мужики на корме возятся со швертом. Грябаем и ведем беседы с Анатолием, который рассказывает об огромадной омулевой бочке, вкопанной в землю в Богучанской губе, куда мы сейчас и держим курс. А берег удаляется от нас с приличной скоростью. Минут через двадцать гость решительно заявляет: “Ну, я пошел”. Натягивает на глаза маску и рыбкой уходит с катамарана. Машем ему ручками, желаем доброго пути и продолжаем движение.

Второй наш кат отстал еще в самом начале – похоже, замешкались ребята на старте, и сейчас нас разделяет не меньше километра водного пространства.

Держим курс на мыс Тонкий – наш первый байкальский мыс. Поймали парусом ветер и целых полчаса бодро шли прямо на мыс, за которым и скрывается Богучанская губа с омулевой бочкой. А потом ветер стих, грот обвис, и пришлось взяться за весла. Так и дотянули до мыса Тонкого.
Мимо острова Богучан

За мысом открылась глубокая Богучанская губа с удивительно красивым Богучанским островом на входе, напоминающим одновременно луковичку, маковку церкви и старинный замок, увитый плющом. А еще за мысом нас встретил встречный ветер. Попытались идти на нем длинными галсами – чтобы не грести и дать ребятам догнать нас. Но минут через десять стих и этот ветер. И дальше уже окончательно пошли на веслах. И даже сняли шверт, чтобы уменьшить сопротивление движению – легче будет грябать. Да уж, здешние ветра с прошлого нашего раза нисколько не изменились – все такие же ветреные и непостоянные.

18.30. Солнышко уже подкатывается к вершинам далеких западных гор, и скоро начнет холодать. Пора бы и к берегу. Но наш любимый фотограф так и рвется вперед, ему не терпится узнать – а что же там дальше, за следующим мысом. Однако остальным уже хочется… всего, и лучше на берегу. Поэтому большинством голосов все-таки решаем пристать в Богучанской губе напротив острова.

Гряб-гряб, гряб-гряб… но почему-то берег ближе не становится…. И тут, о, чудо! Подул легкий попутный ветерок – к берегу.
Бочка оказалась и впрямь гигантских размеров
С парусом и веслами дело пошло значительно веселее, и в 19.20 мы чальнулись на большой пляж в центре бухты, неподалеку от той самой Омулевой бочки. Бочка оказалась и впрямь гигантских размеров. Она врыта в землю рядом с остовом старой пристани. Одна стенка бочки то ли сгнила, то ли ее выломали. Как нам рассказывали друзья-северобайкальцы, во время войны в этой бочке солили рыбу. Да уж, похоже, раньше рыбы водилось значительно больше!

Минут через 15-20 приняли и второй кат. Дружно поставили лагерь, приготовили ужин, и мужики ушли ставить сеть, а мы занялись праздничным столом – сегодня у Алика день рождения и круглая дата – четвертинка.

Ужин удался на славу! Стол ломился от блюд — помимо раскладочных борща и рожков с тушенкой девчонки приготовили кекс и лепешки, Алик достал домашнюю заготовку – торт “Муравейник”. А в качестве первого десерта выставили соленого хариуса утреннего улова.

И только, было, приступили к десерту, как подул сильный ветер, и закапало. Быстренько попрятали шмотки с продуктами и продолжили торжество.

Стемнело, у костра остались одни совы (Алик, я, Игорь, Фотограф) и Таня. И речь зашла о нас любимых, т. е. о бедных совах, живущих в мире жаворонков и по их же законам. Пожаловались друг дружке, как нам тяжело приходится. Потом как-то незаметно перешли на всех угнетенных и обижаемых – женщин, негров, людей маленького роста, евреев… По этому поводу Таня привела пример, как этот вопрос пытаются решать в других странах. В частности, корректное определение коротышек или верзил дословно звучит следующим образом: вертикально-неординарный человек. А идиот – альтернативно-одаренный человек. А так как у сов видимых изъянов нет, то решили, что это люди, живущие по другим временным законам. И даже на душе полегчало!

Разошлись ровно в 24.00, совы, блин…

Фраза дня:
Лариса
(наливает уху по тарелкам): — Подождите, не разбирайте, я сейчас воды налью…


Далее (Глава 2. Живой туман и прочие чудеса)


Елена КорчемахаС радостью вступаю в ваше Байкальское братство !!!!
05.02.2017, 23:13:49 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную