Игорь Кондрашов

Камчатский реванш или саянское соло чайного мастера 2

Неспортивное путешествие в районе Саянской Долины Вулканов
совершенное с 14 по 31 августа 2006 года

Маршрут: Москва – Иркутск – СлюдянкаОрликмин. ист. Хойто-Голпер. Черби – вулканы – оз. Хара-Нург. Буда-Хандапер. Чербимин. ист. Хойто-Голпер. Чойган-Дабанмин. ист. Чойганпер. Чойган-ДабанОрликСлюдянка – КБЖД – Порт БайкалЛиствянка – Иркутск — Москва

По Долине Вулканов

По КБЖД

Камчатский краш-тест

Камчатка, сколько в этом звуке… Еще ребенком я мечтал побывать в этой сказочной стране, но все мои попытки воплотить такую, казалось бы, простую и доступную мечту неизменно упирались во что-нибудь непреодолимое. Не буду перечислять все «случайные» обстоятельства, помешавшие мне в разные годы достигнуть своей земли обетованной, поверьте, их было достаточно, чтобы окрасить это место мистическим ореолом. Камчатка стала для меня ускользающей Шамбалой, куда я с каждым годом стремился все больше и больше и никак не мог попасть.

Памятуя о прошлогоднем фиаско с билетами (были все проданы на 4 месяца вперед), заветный пропуск в страну грез я на сей раз купил за полгода до поездки. Стены моей комнаты украсились картами с заштрихованными резервациями закрытых заказников. Маршрут вызревал словно плод во чреве, также мучительно и долго. В итоге пунктирная линия пролегла по южной группе вулканов, коснувшись Курильского озера, и рассекла надвое мое вечное чайное спокойствие. Дело в том, что в окрестностях озера этого наивысшая концентрация медведей на полуострове, а может, и в мире. Именно здесь был вытащен из палатки и сожран мирно спящий японский фотограф; именно здесь подходы к редкому жилью ограждают проволокой под напряжением и не мыслят выходить за нее в одиночку без ружья и собаки. В немногочисленных отчетах по этому району упоминалось о встрече с несколькими десятками медведей (до 50) и в разделе «выводы и рекомендации» обязательно был пунктик: «Категорически запрещается одиночное прохождение маршрута».

По мере приближения даты поездки гипотетическая опасность начала приобретать все более конкретные мохнатые формы. Изучая фильмы и книги о медвежьих повадках, для меня становилось все более и более очевидным, что медведь – лом, против которого нет приема, кроме хорошей винтовки. Он – хозяин, человек же — непрошенный гость, которого ему надо или обойти, или устранить. По статистике более-менее застрахованы группы из 4-х и более человек, случаи нападения на троих или двоих уже встречаются чаще, но подавляющее большинство жертв медведей именно одиночки. Это одновременно пугало и манило. Похожие ощущения испытываешь, стоя на краю пропасти… И противиться этому (менять маршрут или искать попутчиков) я был уже не в силах.

Моим «настольным» фильмом того периода стал «Человек-гризли» Вернера Херцога. Я вновь и вновь просматривал его на разных скоростях, пытаясь постичь, как главному герою удалось так долго прожить среди медведей. Наверное, секрет в безумии. Очередной герой Херцога совершенно искренне считал себя медведем в человечьем обличье, прятался от мира людей среди медведей и снимал про них уникальные фильмы до тех пор, пока его не съели, причем в момент гибели камера была включена. Фильм полезный, но оптимизма не добавлял.

За неделю до поездки еще была встреча с девчонкой из Петропавловска. Я рассчитывал получить от нее полезную инфу по заброске, но вместо этого 2 часа выслушивал «медвежьи страшилки» и на прощание: «Один дальше Ксудача не ходи, 100% не вернешься». Но что мне были эти советы, я неодупленным Андреем стремился к своему Тулону и перспектива заглянуть в камчатское «небо Аустерлица» не способна была меня остановить. Эмоциональное переживание грядущего «подвига» затмило все мирские заботы и проблемы. Словно смертник, я готовился к «великому» поступку, приводил все дела в порядок и совершенно искренне радовался (быть может, последним) дням жизни. В день вылета я даже написал завещание…

Но судьбе было угодно вновь перекрыть мой путь на Голгофу — экспресс «Павелецкий вокзал – Домодедово» сильно задержался в пути, и я не успел на регистрацию рейса. Вместе со мной из-за этой злосчастной электрички опоздали еще человек пятнадцать. Мы дружно кричали, качали права, но самолет улетел без нас. Следующую возможность попасть в Петропавловск авиакомпания могла предоставить только через месяц…

Через несколько часов я в полубезумном состоянии сидел перед монитором среди обрывков своего завещания. Залитая водкой клавиатура уводила меня то в Гималаи, то на плато Путорана... В углу, напоминая о том, что долгожданный отпуск запустил обратный отсчет времени, стоял набитый проколотыми сублиматами рюкзак…

Ассоциации в прострации: Камчатка – вулканы – Саянская падь Хи-Гол. Утром я поменял билеты на Иркутск. Двух дней вполне хватило на то, чтобы распечатать карты с отчетами и более-менее вникнуть в новую тему.