Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

15.08.2006, 1 день заброски

Добраться до Долины вулканов, прямо скажем, непросто. От Иркутска предстоит путь в 450 км., из которых 200 по асфальту, 170 по гравию и последние 80 по грязи. Еще в Москве я успел списаться с Вячеславом Петухиным, который обнадежил меня тем, что его знакомые как раз собираются в этот район и, быть может, смогут меня подбросить.

С первыми лучами солнца мы встретились с Вячеславом в центральном иркутском парке и, наслаждаясь нежными ароматами Миланьсян Дань Цуна, корректировали мой маршрут. Вячеслав дал мне массу ценных советов, благодаря которым я оптимизировал свой путь минимум на 3 дня без потери основных достопримечательностей района.
Байкал, вид с базы слюдянского МЧС.

Надежды на заброску с его друзьями, увы, не оправдались, и я отправился в Слюдянку ждать попутной оказии. Около ж/д вокзала договорился, чтобы меня подобрали, когда наберется группа в Орлик, и обосновался на базе МЧС. Потянулись томительные часы ожидания…

Стоянка у МЧСовцев вполне симпатичная, с живописным видом на утопающую в Байкале Шаманку. За проживание в своей собственной палатке надо платить 50 р/день. Деньги небольшие, зато абсолютная гарантия, что никакая местная шпана не потревожит спокойствия. Место, по всей видимости, святое, ибо пусто не бывает: стоит уйти одним туристам, сразу же появляются другие.

В первый день ожидания машина за мной не приехала.


16.08.2006, 2 день заброски

На следующий день приехал на пикник начальник транспортной милиции. Я приобщился к общему веселью и вскоре под дружные аплодисменты подгулявшей компании транспортный босс отдал распоряжение по мобиле, чтобы меня БЕСПЛАТНО отвезли в Орлик, да еще обязательно на переднем сиденье.

Не помогло, на второй день вновь никто за мной не приехал.


17.08.2006, 3 день заброски

Все это время я читал случайно подвернувшуюся книжку Чингиза Айтматова «И дольше века длится день…» и дивился воплощению его незатейливой философии в реальность. Ситуация явно зациклилась в лейтмотиве предопределенности: «А поезда все так же шли с востока на запад и с запада на восток…», — и поезда действительно беспрерывно шли с востока на запад и с запада на восток. Случайные люди входили в мою жизнь и уходили из нее, а я, загнанный киргизской версией «100 лет одиночества» в состояние полнейшего ступора, сидел на берегу Байкала и 3 (ТРЕТИЙ!!!) день ждал машины. Но вместо нее лишь «поезда шли с востока на запад и с запада на восток». Ночью, в надежде разорвать круговую поруку, я при свете фонаря все же добил злополучную книгу и решил завтра любым способом выбираться отсюда.


18.08.2006, 4 день заброски

Утром собрал палатку и отправился на станцию. Там все без изменений: как и 3 дня назад «мой» водитель спит в своей «Газели», и никаких пассажиров. Решил ехать на попутках. Маршрутку в Монды я пропустил. Один из водителей предложил подбросить меня туда за 1000. Дороговато для одного, но моральных сил находиться в Слюдянке уже не оставалось, и я согласился. Водитель насобирал народа до Аршана, пару поляков в Ниловку, и мы отправились в путь.

Около 4-х часов дня я уже сидел с двумя бурятами на «стрелке» (поворот с монгольской трассы на Орлик) и созерцал пустую дорогу. Изредка машины проезжают в Монголию, но в Орлик — совсем глухо.

Через 2 часа ожидания нас все же подобрала грузопассажирская «Газель», доверху набитая продуктами для магазина. За рулем веселый бурят, рядом младшая сестра (восьмиклассница). Раскидав коробки, мы кое-как втиснулись, минут через 5 нас еще уплотнила женщина с ребенком. У поста остановились перекусить в кафешке.

Тут открылось пренеприятное известие – «Газель» везла водку. Водитель выудил из коробки первую бутылку и понеслась великая бурятская пьянка, бессмысленная и беспощадная. Первая бутылка была выпита напару с пассажиром, с которым мы сидели на «стрелке». За это время подтянулось еще пара УАЗиков, и в ход пошла вторая бутылка. Пили в основном водители и этот пассажир, я предпочел остаться трезвым.
Мудрое пожелание на бурхане

После кафе начались алкогольные святыни — бурханы. Сооружали их, по всей видимости, исходя из принципа: «Между первой и второй промежуток небольшой». Стандартная бурятская доза – 120 гр.: бутылка разливалась на четверых за раз, оставшиеся капли, как и положено, жертвовались духам. Запивать/закусывать совершенно не обязательно. Пассажиры возлияния водителей воспринимали как должное: «Иначе дороги не будет».
Священные столбы, связующие 3 стихии на пути в Орлик

После седьмой такой остановки наш водитель уже не смог влезть в кабину. Его отправили отсыпаться к нам в пассажирский отсек, а его место со словами: «Эх, 10 лет баранку не держал», — занял бурят со «стрелки», который пил наравне со всеми, но еще держался. Стемнело. Оказалось, что у нашей «Газели» не работают фары. Временный водитель не стал вникать в нюансы электрики и ехал, освещая путь скудным мигающим светом аварийки. Так бы до Орлика, может, и дотянули, но пассажир, севший за руль, жил гораздо ближе, и вскоре мы были вынуждены с ним попрощаться.

За рулем вновь оказался законный владелец. Ехать без света ему не понравилось, и он принялся его чинить. На помощь пришел водитель прилипшего к нам грузового УАЗика. В ход шли все подручные материалы: камни, монтировки и крепкое бурятское слово. Из одних мест вырывались провода и вставлялись в другие, предохранители оборачивались фольгой, и под тост: «Да будет свет!» — свет таки появился. На радостях выпили еще и продолжили путь. Через 10 минут из торпеды повалил густой едкий дым, и больше никакого электричества из машины извлечь уже не удалось. Исчезли даже аварийка и габариты.

Водителю УАЗика надо было скинуть груз в Сороке. К тому же там жил его знакомый «автослесарь». Порешили ехать в Сорок. Роль флагмана взял на себя УАЗик, а мы, ориентируясь на его одинокий задний огонек, плелись за ним. Около часа ночи показались первые дома. Несмотря на позднее время, слух о приехавшей в поселок «Газели» с водкой разнесся молниеносно. Словно по мановению волшебной палочки вокруг машины появилось человек 10-15 «сочувствующих» и пьянка вновь обрела силу русского бунта.

Ехавшая с нами женщина с ребенком начала качать права, мол, надо в Орлик. Их посадили в кабину УАЗика, а мне предложили забраться в будку. Будка была железная, без лавки, без окон, без света, запиралась снаружи на висячий замок. Учитывая степень опьянения водителя, ехать в таких тюремных условиях не очень-то хотелось. Во взгляде восьмиклассницы я прочел просьбу не бросать ее наедине с оравой пьяных мужиков, к тому же поступило предложение переночевать в домике у одного из местных.

Задевая в темноте сараи и сортиры нашу слепую «Газель» загнали на двор, но в дом из-за разбушевавшейся жены не пустили. Пьянка продолжилась в машине. Вскоре наш водитель безвольно упал лицом на руль, и против дюжины алчущих водки бурятов остались только я и восьмиклассница. Проблема заключалась в том, что водка отнюдь не принадлежала водителю, он лишь должен был ее доставить для продажи в магазин. Халяву надо было срочно прекращать. После ожесточенных переговоров, завершившихся продажей 2-ух бутылок по себестоимости, нам удалось выгнать незваных гостей из машины и заблокировать двери. Через минут сорок они пришли за добавкой, ругались и угрожали, но девчонка проявила чудеса красноречия, и нас в итоге оставили в покое.

Ночью ударили первые заморозки. Мы как кошки забились под плед и пытались согреться. Спал-ли я в ту ночь?.. кажется, я только мерз. Рядом дрожала восьмиклассница, но гордость не позволяла ей забиться в мои объятия. Так мы и дотянули до рассвета, касаясь друг друга лишь коленками :)))


19.08.2006, 5 день заброски

Рассвело. Растолкали водителя. Он с 20 попытки таки завел прогреться машину и, осведомившись, сколько вчера было выпито водки, простодушно махнул рукой, выпил еще и упал спать дальше. Долго отдыхать ему не дали: начал подтягиваться народ на опохмел. И все началось заново…

Вырвать «Газель» из цепких рук сорокинских обитателей удалось только часа через три. Наш водитель был в стельку, машина стала глохнуть и заводиться только с толкача. Степень его опьянения скоро была наглядно продемонстрирована.
Пьяная авария "Нарочно не придумаешь"

Мы заглохли на ровном участке дороги. Всем, включая водителя, пришлось вылезать толкать. Кое-как разогнали, водитель на ходу запрыгнул в кабину, и, уж не знаю почему, выкрутил руль вправо. Машина начала медленно падать в метровый кювет, и, заваливаясь набок, уже встала на два колеса. В критический момент я успел догнать ее, всей массой тела врезался в борт, и оверкиля не произошло. Более того, машина завелась, водила дал газу и, продравшись по кювету, вырвался на дорогу, где вновь заглох… и скатился обратно. Ситуация уникальная, жаль, что не было видеокамеры.

Примерно через час нас выдернул проезжий УАЗик. Водители это дело обмыли – толкнули – заглохли – выпили – толкнули – заглохли – выпили – толкнули – заглохли – выпили – и разобрались, что кончился бензин. За мою честную сотню слили с УАЗика 5 литров и поехали пока не уперлись в отцепление. Чтобы камни не падали с гор на машины, их периодически обрушивают при помощи динамита. После томительного ожидания прогремел взрыв, и нас пустили дальше. Вот только дорогу от упавших камней почистить не успели. Естественно наш пьяный мастер налетел на самую крупную груду обломков. Я думал, нам вырвет ось, но обошлось тем, что намертво заклинило погнувшейся ступенькой боковую дверь и вырвало замок на задних. Машина моментально наполнилась пылью, я полез придерживать коробки…

В таком плачевном виде мы въехали в Орлик. Понаблюдав «радушную» встречу (думал, водителя убьют), я отправился искать оказию в Хойто-Гол. Было воскресенье, в больнице по поводу штатного «Урала» ничего вразумительного мне не сказали. Я добрел до ближайшего бурхана (2 км от поселка) в надежде поймать машину до моста через Сенцу, переночевать там и наутро стопить все, что будет ехать до Хойто-Гола.

Задремал. Через час меня разбудил лихой УАЗик-козел с двумя жизнерадостными бурятами. Сговорились за 2 сотни до Шара-Талы, типа это даже дальше Шаснура, но надо будет заскочить по пути в Саяны. Ок. На задней площадке пять канистр с бензином, который из-за беспредельной тряски обильно выплескивается через плохие прокладки. Лужа бензина на желании бурят постоянно курить никак не сказывается. Мне уже тоже пофигу, наверное, русский авось удачно сочетается с бурятским разгильдяйством.

Въехали в Саяны. Первым делом с меня стрясли 200 руб. и купили на них… правильно, водку. Далее начали ездить со двора на двор, бухать, вносить и выносить из машины канистры, бутылки, кульки и пакетики. Я посмотрел на карту и почувствовал себя подло обманутым человеком: поселок Шара-Тала был отмечен всего в двух километрах от моста через Сенцу, который мы давно уже проехали. Начал качать права, но буряты твердили, что отвезут далеко, мало не покажется. Я сидел и злился, а мы все ехали и ехали.
Сарлыки

По пути остановились у дома, рядом с которым паслись сарлыки (помесь яка с быком). Звери злые, пока я их фотографировал из машины, они грозно рычали и очень недобро смотрели. Со слов водителя, вполне могут напасть даже на автомобиль, так что хватит их провоцировать, пойдем чай пить. А к чаю прилагались бутерброды с маслом из молока этих самых сарлыков. Удивительно, насколько же у нас, городских обитателей, ущербное представление о некоторых продуктах. Я ел что-то принципиально новое, не имеющее ничего общего с тем, что продается в супермаркете под именем «масло».
Самая надежная в мире конструкция забора

Шара-Тала, действительно, была дальше Шаснура, и мне было неловко за свой глупый спор. Кстати, как потом оказалось, это была отнюдь не единственная ошибка на карте. До поселка этого мы все ж немного не дотянули, т.к. наткнулись на бившегося в эпилепсии мальчишку. Водитель всех высадил из машины и повез его в больницу. Я по инерции прошел еще километра 3 до ближайшего бурхана с ручейком, поставил палатку и вырубился на добром верном «терморесте», перед сном переваривая фразу проходившего по дороге дедушки: «Ты один? А есть чем мишку попугать?»

20.08.2006, 6 день заброски

По дороге изредка проезжают всадники. Из коротких бесед с ними я сделал вывод, что туристический сезон уже завершился, вот-вот начнется сенокос, и, скорее всего, машины не будет. Промаявшись в тщетных ожиданиях часов до 2-ух дня, я договорился с проезжим бурятом, чтобы он сгонял за второй лошадью, и отвез меня к источникам. Сначала цена была 700, но потом ставки возросли до 1000. Через час он привел с Хутела низкорослую кобылу с нелепым для ее ослиной внешности именем Чайка.

Жесткие узлы веревочной сбруи до крови раздирали кожу несчастной лошаденки, стремена не регулировались и были до абсурда коротки, но главное — это седло, которое по праву можно назвать орудием пыток. Две грубо обработанные деревянные дуги, две железные луки, сверху кусок кожи и ничего амортизирующего. Основной темп движения – медленная рысь. Если я пытался войти в ритм, привставая в этих коротких стременах, то лошадь неизменно переходила на шаг и начинала отставать. И ехал я на ней, трясясь, как Санчо Пансо на осле, с каждой минутой все больше и больше разбивая задницу о жесткие обводы седла. Путь, кстати, неблизкий. Под конец моя лошадка покрылась потом и на подъемах начала так трагично кряхтеть, что я на полном серьезе ожидал, что она вот-вот подо мной издохнет. Однако стоило ей вскарабкаться в гору, как пристроившийся сзади на своей более сильной лошади хозяин, смачно хлестал ее по крупу веревкой, вновь заставляя бежать рысью. Иногда ее удавалось разогнать до галопа, но долго она его вынести не могла и вновь убивала мою несчастную задницу подлой мелкой рысью.

В сумерках въехали в Хойто-Гол. Спешился и опешил: все седло в крови. Так жестоко я пятую точку еще никогда в жизни не разбивал. Ходить сложно, сидеть невозможно. Задница словно аккумулировала в себе все проблемы этой строптивой шестидневной заброски и весьма красноречиво выразила их в виде гигантского синяка, пестрящего гематомами и кровоподтеками :)))

Возле речки стоят палатки. К ним. Это оказались те самые иркутяне, к которым я не поместился в машину. Пока я добирался своим ходом, они уже успели побывать в Долине Вулканов и теперь нацеливались на Пик Топографов. С их слов, уехать отсюда я смогу только вместе с ними из-под перевала Жойган-Дабан утром 26 августа. Больше машин не светит. Итак, мне, вместо изначально планируемых на активную часть маршрута 10-12 дней, осталось только 5. Решаю жертвовать Пиком Топографов и, увеличив длину ходового дня, успеть посмотреть все остальное: вулканы, Хара-Нур, Буда-Ханду и Жойган (на карте Чойган). Если хватит сил, то закольцевать маршрут, перевалив к Жойгану через Хойто-Гольский перевал. Пусть придется увеличить ходовой день и лишиться дневок, зато останется время на КБЖД или еще чего-нибудь хорошее. С такими наполеоновскими планами засыпаю на животе, на спине не смогу лежать еще дня три.


Далее (Этап 2: Долина Вулканов)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную