14 июля (6 день похода)

Из-за позднего ужина стартуем только в 9 30. С утра очень красивый розовый рассвет! Погода нас пока балует – солнечно.

Рассвет на Солярисе

Пер. Солярис (1А, 2989 м, рад.)

Перевал: Солярис
Высота: 2989 м
Категория трудности: 1А
Характер: осыпной (осыпь под снегом)
Время прохождения: 14 июля 2006 г.
Соединяет: дол. р. Жохой и дол. р. Б. Буту-Гол.
Прохождение: из дол. р. Жохой в дол. р. Б. Буту-Гол, рад.

Обходим озеро слева по ходу движения, поднимаемся по камням. Крутизна первой ступени подъема (высотой метров 50) около 15-25°, затем почти полого, а осыпь все крупнее. Начинается снег. Возможно, при низком уровне воды в озере можно пройти прямо по его берегу, но в нашем случае такого понятия как берег просто нет.

Путь подъема на пер. Солярис
Подъем на пер. Солярис

Вторая ступень (около 30 метров по высоте) тоже относительно некрутая, но осыпь крупная и живая – неприятно! К тому же слева нависает такой огромный булыжник – примерно с вагончик метро, — который держится только на неопределенной ножке. Под ним камни обходим осторожно – того и гляди можно провалиться в снежную «ловушку» между камнями. Под снегом текут ручьи, иногда довольно глубокие (по щиколотку). Выходим на довольно большую площадку, полностью покрытую снегом. Отсюда пока еще хорошо видно нашу палатку (вещи большей частью собрали, оставили только 1 палатку), хотя размеры ее уже лилипутские.

Далее начинается тропежка и подъем по снегу. По описаниям и фото здесь обычно (летом) сухо, перевал не представляет особой сложности. Но в этот раз снова все не как у людей – тропежка по колено сильно замедляет движение, самые тяжелые порой проваливаются по бедра! Ого, сколько снега в этом году! Метров через 700 крутизна увеличивается до 25-40° – это перевальный взлет. Метров 120-150 подъема галсами (набор высоты около 50 м).

В 13 ч вся группа на перевале. Подъем от лагеря до седловины занял примерно 2,5 ч чистого ходового времени. В официальном классификаторе перевалов и вершин Солярис отсутствует, в единственно найденном отчете о его прохождении (Кузнецова А.) его категория заявлена как 1Б, а в неофициальном классификаторе сайта nature.baikal.ru он обозначен как н/к. При такой снежной обстановке сложность перевала оценивается как 1А со стороны подъема, (при «нормальном» лете, скорее его сложность можно было бы назвать н/к). Спуск, скорее всего, также 1А (крутизна спуска в долину Б. Буту-Гол оценочно 20-30°).

Описаний прохождений перевала в Интернете до похода найти не удалось, только в библиотеке МГЦТК был единственный отчет 1986 года (уже упомянутого Кузнецова), и вся группа надеялась, что мы снимем как раз их записку :-). Но нет, оказывается, здесь ходили лыжники, причем совсем недавно – в марте, и, несмотря на это, в Интернете информация об их походе пока не появилась.

На седловине долго не задерживаемся, т.к. с юго-западной стороны приближается нехорошее облако от Монголии. Точно! Начинается сначала град, потом снег и ветер. Первоначальный план был – совершить радиальный спуск в долину Б. Буту-Гол и разведку в сторону истоков первого правого ее притока, но времени достаточно много, а на спуск в ту сторону тоже полно снега, и что под ним – не понятно. Кроме того, монгольское облако распласталось прямо надо нами и долиной Б. Буту-Гола и окатывает нас порошей. Решаем поворачивать обратно, хоть виды в долину Б. Буту-Гола и очень красивые – 3 бирюзовых озера, правда, тоже большей частью подо льдом.

Вид с пер. Солярис на озера в долине р. Б. Буту-Гол
Приближенный участок правого притока Б. Буту-Гола
Вид с пер. Солярис на оз. Солярис, пер. Архаров и пер. 26 партсъезда
Спуск от оз. Солярис, обход пупыря справа

В 1315 начинаем спуск и за 140 час чистого времени возвращаемся к нашему лагерю по тому же пути. Дует ветер, и температура около +10 °С. Снег заканчивается, вылезает солнце. Перекусываем в лагере, собираем последние вещи и спускаемся вниз, к Жохою.

Участок путиЧистое время

Подъем по осыпи (крупная осыпь) правой морены цирка крутизной до 25°, 600 м

0,5 ч

Подъем по снежно-осыпной площадке (крупная осыпь) до второй ступени подъема крутизной до 15°, 1,5 км

1 ч

Подъем по снежно-осыпной ступени до перевального взлета, крутизна 30°-20°, 500 м

0,5 ч

Подъем по снежному склону перевального взлета до перевала, до 40°, 140 м

40 мин

Спуск от пер. Солярис до первой (нижней) ступени

50 мин

Спуск по осыпному склону до оз.Солярис

ИТОГО:

4 ч 20 мин

Решили на этот раз обходить гряду возле озера по правому краю: сверху этот путь кажется безопаснее. Поначалу там идется лучше, чем слева, но потом приходится пробираться по огромным бульникам вдоль притока Жохоя. Камни живые – неприятно. На будущее советуем все же воспользоваться нашим первым вариантом.

Снова оказываемся на красивом лугу с цветочками, еще раз напоследок любуемся и переходим к следующей ступени спуска. Далее маршрут спуска повторяет подъем. Примерно за 145 час чистого времени спускаемся к оставленным у Жохоя вещам.

Пока спускались, стало видно, что можно было бы не оставлять вещи внизу, т.к., возвращаясь к ним, сделали небольшой крюк – могли бы сразу от Соляриса уйти к большому безымянному озеру в истоках Жохоя. Или так только кажется.
Подъем к истокам Жохоя
Верховья Жохоя
Площадка у озера в верховьях Жохоя

Тем не мене мы снова внизу, теперь надо подняться вдоль водопадика на ступень вверх. Водопад симпатичный. Правда, начинается дождь, который портит нам общее впечатление от долины Жохоя и, кроме того, ухудшает обстановку на подъеме – камни становятся скользкими, подъем неприятный. Обходить водопад можно с любой стороны. Мы поднимались по орографически правому берегу Жохоя. «Стенка» у водопада крутизной 25-40°, высотой около 50 м.

Далее движемся в основном по правому берегу Жохоя, лишь иногда (когда река упирается в почти отвесные стены берега и идти становится негде) перебираемся на левый. Сначала прыгаем по камням, потом местами можно пройти по траве, далее река разливается на множество отдельных ручейков, и между ними снова приходится прыгать по камням в поисках брода.

В итоге после примерно 50 минут ч.х.в. перебираемся на ночевку возле большого безымянного озера на левом берегу Жохоя. Ровные площадки – спать очень приятно. Облака растекаются по небу, перед нами красивые желто-розовый закат! А еще тучи комаров. Ну вот – снова попали в их царство!

Перед сном долгие дискуссии на тему, куда пойти завтра. Потеряли из-за транспорта примерно 1,5 дня. Полдня наверстали из-за отказа от радиальной разведки на Солярисе, но день-то не вернуть! Надо думать, чем жертвовать. На вершину хочется. Можно выйти к ней либо по нашему первоначальному плану (через пер. 26 партсъезда и долины Б. Иркута и Мугувека), либо через перевалы 1Б (Острый или Горный). Утро вечера мудренее – пойдем, посмотрим завтра.