17 июля (9 день похода)

Связка в. Мунку-Сардык (1Б, 3502 м) – траверс хребта Мунку-Сардык – пер.Седло Мунку (1А, 2997 м)

Вершина: Мунку-Сардык
Высота: 3502 м
Категория трудности: 1Б
Характер: скально-ледовая
Расположение: высшая точка хребта Мунку-Сардык; от вершины расходятся долины рек Мугувек, Джаргалант-Гол и др.
Перевал: Седло Мунку
Высота: 2997 м
Категория трудности: 1А
Характер: осыпной
Соединяет: долины р. Мугувек и Джаргалант-Гол
Время прохождения: 17 июля 2006 г.
Прохождение: из дол. р. Мугувек (от оз. Эхой) радиально.

Восхождение, как и положено, начинаем пораньше. Сегодня удалось выйти в 610 (конечно, если учесть, что дежурный проснулся в 4 ч!). Погода (шшшш!) пока благосклонна.

Немного приспускаемся по крупной осыпи, далее взбираемся на моренный пупырь (крутизна вначале до 15°, далее до 30°) по осыпи и снежному кулуарчику. На морене подпадаем на довольно ровное плато. Далее начинается самая неприятная часть подъема на вершину. Нужно подняться на хребет Мунку-Сардык и далее траверсировать его до вершины.

Путь подъема на хребет Мунку-Сардык
Путь подъема на хребет
Вид на оз. Эхой с хребта
Путь от выхода на хребет к вершине

Вариант подъема по леднику был отброшен, т.к. мы могли не очень быстро перемещаться по нему с одной парой кошек на всех (хотя эта пара кошек и ледобуры ехали на одном из участников весь поход как раз для такого вот запасного случая), а по описаниям около 10-11 ч на ледник начинает сыпать камни. Сами мы это явление наблюдали только уже на спуске и вообще редко. Но в этом году снега явно больше, чем обычно, – наверное, вот и объяснение. В общем, в нашем случае предпочтительнее был бы подъем как раз по леднику. Так стало казаться уже после подъема по осыпи. Но в одну и ту же воду нельзя войти дважды…

Итак, до хребта нужно было преодолеть по нашему маршруту примерно 1,5 километра с набором высоты около 350 м. Крутизна подъема от 20 до (местами) 40°. Осыпь крупная. Почти все камни скользкие и живые. Местами камни представляют собой гладкую широкую мокрую плиту, обойти которую можно, сев практически на шпагат. Периодически что-то едет сверху. Очень неприятный подъем! В одном месте (уже почти у выхода на хребет) мы даже провесили перила. Точки крепления для перил найти сложно, но крайне рекомендуем это сделать для безопасности (особенно если группа большая)!

Наконец в 10 ч мы все вылезаем на хребет. Подъем от лагеря занял 3,5 ч чистого времени. Скорее всего, по леднику оказалось бы быстрее. Возможно так же, что вариант связки пер.Седло Мунку и вершины тоже является более безопасным маршрутом.
Траверс хребта Мунку-Сардык
Последний участок подъема на вершину

Теперь около полукилометра набора высоты до вершины. Траверс довольно простой (ширина примерно 3- 5 м , но местами проход весьма узкий, только для одного прижавшегося к скале человека), но ближе к вершине крутизна увеличивается (последний участок – местами до 45°) , поэтому, возможно, лучше провесить 2-3 веревки перил. На подъеме мы этого не сделали, т.к. с вершины спускалось в общей сложности порядка 200 м перильной веревки, но она была настолько старая и потрепанная, что безопаснее было подниматься, не держась за нее. В 13 ч (чуть меньше 3 ч ч.х.в. от выхода на хребет) все восходители на вершине.
На вершине Мунку-Сардык

На вершине оказалось очень красиво, и хоть до похода много раз об этом читаешь, никогда не сможешь представить того, что увидишь сам! Сверху видно большую часть нашего пути, начиная от подъема по Среднему Иркуту и заканчивая подходом вдоль Мугувека, видно было и 2 перевала, которые мы обсуждали для прохождения: Острый (1Б) и Горный (1Б). Первый из них с этой стороны, издалека, казался весьма нестрашным, а вот Горный, хоть и не очень крутым, но ужасно длинным на спуск – этакий огромный осыпной конус. Наверное, хорошо, что мы не пошли через него. Видно было и трассу Монды-Монголия, она, почти не виляя, уходила тонкой светлой полоской в монгольские равнины. Но Монголия вовсе не выглядела совсем равнинной, как раз наоборот – большая ее часть была холмистой, низкогористой и гористой. Особо впечатляло, конечно, озеро Хубсугул, которое по своей длине составляет примерно пятую часть от длины Байкала, а по ширине всего в 2,5 раза уже. Хоть с нашей стороны была видна только довольно узкая его часть, размеры потрясали! Когда мы только вылезли, почти все хорошие виды закрывал ковер из облаков, но постепенно облака отходили, давая возможность нам сполна за все предыдущие дни похода отдохнуть душой! Такой отличной погоды, пожалуй, не было все дни!!! И наша часть группы нисколько не завидовала тем, кто остался внизу на дневке, хоть у них и теплее (ну, это даже не очень актуально, т.к. и здесь около +20 0 и несильный ветер), и помыться можно, и идти никуда не надо…

Вид на монгольское озеро Хубсугул
Вид с вершины в сторону пика 3236 и Монголии
Вид с вершины на долину Жохоя
Вид в сторону Монголии
Крест на вершине с видом в сторону оз. Эхой
Вид с хребта на пер.Острый и пик 3236

На такой знаковой вершине, как и положено, было много всяких памятников, табличек, ленточек, монеток и прочей атрибутики. Ну а центральную часть композиции, естественно, занимал крест, точно воспроизводя цитату из Бутусова… Когда-то, говорят, на вершине находился бюст Ленина :-). В банке лежала записка от майской группы альпинистов, а рядом мы обнаружили еще и записку от поляков, почему-то на польском. Что за люди: ходят в чужой стране, а записки пишут на своем! Хоть бы по-английски накатали! Единственное, что нам в ней было понятно, — это то, что были они здесь за 2 дня до нас. Странно, что мы не встретились на подходе…

Мы готовы были провести здесь вечность, тем более, что за это выдавали шоколадки, но на сегодня план был еще большой: спуститься не только к озеру, но и дальше до устья Мугувека, к ребятам, т.к.сроки уже почти поджимали.
Спуск с вершины по хребту

Итак, в 1410 начали спуск. Перила на этот раз провесили свои. Дюльфернули вниз на 4 полтинника. Благодаря тому, что пошла не вся группа, удалось спуститься довольно быстро. Конечно, опытная малочисленная группа может обойтись и без перил, но мы посчитали совсем не лишним потратить на такой вариант спуска лишние 20-30 минут.

Предложение от руководителя спуститься не по пути подъема, а через еще один перевал – Седло Мунку (1А) – восприняли единодушно на ура: во-первых, попробовать новый путь спуска (вряд ли он будет хуже пути подъема), во-вторых, еще одна порция перевального шоколада! Шоколад этот был рассчитан на перевал Мугувек (1А), через который мы планировали спускаться от Мунку к устью Мугувека, но идти не самый простой перевал под вечер, после довольно напряженного восхождения на вершину, было бы неоправданно, а откладывать перевал на завтра – нерационально, исходя из имеющегося скудного запаса времени до разных поездов-самолетов. При учете того, что на вершину ходила половина группы, а шоколадок в сумме было 6 (на вершину + на перевал), каждому досталось по полплитки!!! Вот это да!

После точки, где мы вылезли на гребень с утра, хребет на некоторое время совсем заостряется. Этот кусочек (получилось примерно метров 300 траверса, крутизна спуска – около 20°) мы прошли чуть ниже гребня, за хребтом, по Монголии! С этой стороны ветер не дул вовсе, а потому идти было невыносимо жарко (температура воздуха примерно +26 °С). Вода почти закончилась – шоколад не идет; одежду почти всю поснимали, но все равно тяжело. Наконец-то почувствовали, что на улице лето!!! Бабочки порхают, виды не перестают радовать, настроение отличное! Уже появляется грусть оттого, что поход – это чувствуется – заканчивается, что теперь только вниз, вниз, вниз… Все-таки до конца не верилось (большей частью, конечно, из-за погоды), что сможем это сделать – зайти на вершину!

В 1645 собираемся все на Седле Мунку, снимаем записку, немного отдыхаем. Спуск сюда занял почти 2,5 ч чистого времени (с учетом перил). В 1710 продолжаем спуск к палатке. Осыпь здесь, и правда, менее живая, чем на утреннем маршруте, и более мелкая – не так опасно, что что-нибудь прилетит сверху. Крутизна склона от 20 до 30°. За час спускаемся до лагеря. Уф! Мы сделали это!

Пер.Седло Мунку, вид от подножья
Озеро Эхой после днем

Ходовое время:

Участок путиЧистое время

Подъем от оз.Эхой на морену ледника по осыпи крутизной до 30°, 500 м

40 мин

Подъем на хребет Мунку-Сардык по крупной осыпи и скалам (орографически слева от ледника и справа от Седла Мунку) крутизной до 30-40°, 1 км

2 ч 50 мин

Траверс хребта Мунку-Сардык до жандарма крутизной до 25°, 1- 1,5 км

2 ч 20 мин

Подъем от жандарма до вершины крутизной до 45°, 250 м (перила)

30 мин

Спуск к жандарму, крутизна до 45°, 250 м (провешивание перил, дюльфер)

40 мин

Спуск до пер.Седло Мунку по гребню, крутизна 25°, 1.5 км

1 ч 40 мин

Спуск с перевала до оз.Эхой, крутизна до 30°, 1 км

1 ч

ИТОГО:

9 ч 40 мин

Слегка перекусываем, пьем чай, собираем вещи и, довольные и немного расслабленные, идем вниз. В 21 ч стартуем. Уже через полчаса нас снова догоняют щенки тумана, опять явно скрывая от нас какую-то часть берегов Мугувека. Решаем разделиться: передовая группа идет разыскивать наш «первый базовый лагерь» (неизвестно же, где встали лагерем те, кто оставался на дневку), последние же трое спускаются медленнее, поэтому половину пути приходится пройти уже в сумерках и темноте (темнеет здесь примерно в 2230-23 ч). Под конец спуска нашли тропу, даже промаркированную кусочками полиэтилена на деревьях. Минут 40 шли по ней, потом она потерялась в ночи. Вместо нее появились звезды, впрочем, совершенно не справляясь с ролью проводников. Некоторые звезды были очень низкими и большими – это оказались фонарики наших сотоварищей, мигающие нам с другого берега Мугувека (уже возле устья). Перебравшись уже в полной темноте по бревнышкам в лагерь наших «дневальщиков», воссоединяемся в 2320. Спуск от Эхоя с учетом темноты занял примерно 2 ч чистого времени.

Отдохнувшая часть группы поведала нам свои приключения. За те два дня, что мы ходили на Мунку, им нужно было всего лишь проделать путь длиной в 1,5-2 км до устья Мугувека и, возможно, перебраться на другой его берег. Когда мы отправлялись на Мунку, то
Отдохнувшая часть группы
обнаружили, что до устья оставалось меньше, чем мы предполагали с вечера. Ребят же факт втекающей справа огромной речки не смутил, и они продолжали думать, что до Мугувека еще километров… (интересно, сколько они себе закладывали?). А потому проскочили мимо нужной стрелки и почесали дальше. Остановило их то обстоятельство, что как-то нелогично долго они идут к Мугувеку. Слава богу, вовремя опомнились. Ну, время на совершение подобных ошибок у них было; к тому же их труд не прошел даром: они проложили бревенчатые мостики через Б. Иркут во всех местах, где нужно было перебираться на другой его берег, чем сэкономили нам ходовое время будущего дня.

Довольные объединением группы, за рассказами и песнями под гитару, легли сегодня совсем поздно – в 3 ч ночи!

Далее (18 июля (10 день))

Виктор ВислобоковПовезло вам с погодой. 21.07.06 — 22.07.06 (там же) было гораздо хуже.