Трагедия на Билютском пороге

Рассказываю я об этой истории под впечатлением просмотра фотографий и рассказа о водном походе по р. Китой на двух «четвёрках» (2005 г.) С большим интересом посмотрел фотографии и кое-что вспомнилось. Поскольку случившееся не имело ни какого отношения к туризму организованному, то и прошло не замеченным. Но представляется мне заслуживающим внимания случаем.

В 13 часов 13 июля 1979 года в СибИЗМИР, в котором я в то время работал, поступает телефонное сообщение из п. Аршан от нашего сотрудника Ю. Полозова об исчезновении В. Иванова, смытого при прохождении Билютского порога. Жду на почте пос. Аршан.

В институте большой парк экспедиционных машин и нам сразу дают УАЗик. К двадцати двум часам собрали молодых здоровых (не в смысле размеров и веса) мужиков. Мой многолетний опыт пребывания в альпинистских лагерях безоговорочно убедил меня, что в горах хорошо ходят и много носят не броские, худощавые люди. Пять человек имеют не большой опыт хождения по горно-таёжной местности, ну, и у меня жетон «Спасательный отряд». Похватали кое-какую одежду, еду, палатку и главное гарантийное письмо на оплату вертолёта. Набились вшестером в УАЗик. Совершенно разбитые бессонной ночью и суматохой, в четыре часа приехали к почте. Встретили Ю. Полозова.

Вот что он нам рассказал. Он и В. Иванов с женой из Н. Пустыни пришли на источники и провели там неделю. Дальше жена отправилась назад через перевал, а двое беспечных «экстремалов» решили спуститься до Китоя и сплавиться на плоту. Не имея никакого опыта в сплаве, кажется их двух брёвен, как смогли, сколотили плот и поплыли. Погода дрянь, небо в тучах и в Китое большая вода.

Оказалось, что они даже не подозревали о существовании Билютского порога, поэтому никакой тревоги не испытывали. Уже смеркалось, когда они с ужасом увидели порог, но сделать уже ничего было нельзя. Что такое Билютский порог, да ещё в большую воду, не стоит пытаться описать. В какой-то момент, когда, по словам Полозова, плот на мгновенье оказался в полуметре от берега, а это рваные скальные стенки, Иванов прыгнул. Больше Полозов его не видел и считал, что Иванов выбрался на берег. А Полозов, на уровне инстинкта, вцепился в плот, и его вынесло ниже порога к берегу, но к левому. Небольшое отступление о покидании плота. Когда-то всесоюзно известный м.с. по водному туризму, Владимир Кейко, прошедший на ДЕРЕВЯННЫХ! плотах маршруты ставшие классикой, рассказывал мне о том, как он заманивал в водный туризм широко известного в Иркутске Володю Калинина. Когда Калинин сказал, что совсем не умеет плавать, Кейко радостно сказал ему, что именно он то ему и нужен, а на вопрос, почему, ответил, что именно он никогда не покинет плот.

Сам я никогда на плотах не плавал, но испытываю к водникам глубокое уважение, а поскольку с ними общался, то знаю их главный закон – никогда не покидай плот! Ещё один случай с покиданием плота я в давние годы прочитал в журнале «Юность». Было это лет двадцать, двадцать пять назад. Статья была большая и подробная, но я помню только главные моменты. В устье Билюты проходил слёт водников. Кто-то поплыл на плоту и с расстояния около метра один участник прыгнул на берег и… Всё это происходило на глазах нескольких десятков ребят стоявших вдоль берега и никто не смог помочь. Такова цена покидания плота даже в казавшихся совсем безобидных условиях. У кого хватит настойчивости, может найти тот номер журнала и узнать всё в подробностях.

Итак. Полозова вынесло на левый берег, рюкзаки смыло, уже ночь и идёт дождь. А Полозов знает, что в устье Шумака полно народа и он, мокрый, продрогший, начинает двигаться вверх к Шумаку по чёрт знает чему! По пути он непрерывно кричит Иванова, надеясь, что тот жив. В три часа ночи он добирается до Шумака, а там, на базе геологов горят костры, звучат гитары.

Ему удаётся докричаться и объяснить ситуацию и что? Ему кричат, чтобы сидел и ждал, пока рассветает. Утром попытки добросить до него верёвку не удались и ему предлагают идти вверх и искать узкое место?! Ему не остаётся ничего другого. Он довольно долго идёт и находит достаточно узкое место, возвращается и кричит, что нашёл такое место. Несколько ребят, взяв спининг, репшнур и верёвку начинают продвигаться вверх, а Полозов, в третий раз! проходит этот путь. Спинингом и репшнуром забрасывают верёвку и начинают тащить Полозова через Китой. Ребята такие «умелые», что вытаскивают Полозова почти захлебнувшегося. Кое-как отдышавшись, он отправляется в Аршан, по дороге непрерывно окликая Иванова. Потрясающая выносливость!

К 13 часам следующего дня он выходит к почте и звонит в Иркутск.

Далее события развиваются так. Посадив Полозова на автобус, мы с Николаем Золотуевым идём в аршанскую милицию в надежде что-нибудь узнать, но там никто ни о чём не слышал. Едем с Колей в Кырен на аэродром.

В вылете нам отказывают по погодным условиям. Едем назад в Аршан и выходим на Китой пешком. Группу ходкой не назовёшь. Останавливаемся на ночёвку под перевалом Аршанский. К середине следующего дня выходим к устью Федюшкиной речки. Пока ставят лагерь, начинаю идти вверх по Китою, по кромке воды, осматривая противоположный берег в бинокль. Часа через полтора обнаруживаю на другом берегу висящий на суку станковый рюкзак, как будто его человек повесил. И висит то на высоте примерно вытянутых рук, да ещё высота берега. Даже не верится, что таков был уровень воды в тот день.

Но добраться до рюкзака мы не можем. Возвращаюсь в лагерь. К вечеру подплывает группа водников МЭИ. Договорились, что завтра они нам рюкзак перевезут. С утра тащу их двадцати килограммовую резиновую лодку к месту переправы. Двое водников идут со мной. Ребята привозят рюкзак (спасибо им), тут подходят остальные наши ребята. Разбираем рюкзак, это как раз рюкзак пропавшего В. Иванова. Сушим документы, деньги, вещи. Идём дальше вверх до р. Билюты. Примерно километром выше обнаруживаем остатки плота наших страдальцев. Больше ничего не обнаруживаем. Порог потрясает. Кипящая белой пеной лента и рёв. А висящие на скалах на высоте пяти-шести метров остатки плотов, гребей и т.д. нас окончательно добивают.

Возвращаемся в лагерь. На следующий день приходим в Аршан. Утром следующего дня едем с Золотуевым в Кырен. Садимся в вертолёт по разным бортам к иллюминаторам. Вертолёт летит по ущелью р. Ганга-Хайрым. Здесь я в 1967 году ходил на высшую точку Тункинского хребта в. 3284 и ещё кое-куда пытался. С вертолёта гребни и стены выглядят гораздо круче (в нормальном значении этого русского слова), чем когда идёшь по ним. Перелетаем через хребет в цирк правого Шумака и дальше над Шумаком до Китоя. Здесь вертолёт опускается метров до семидесяти и дальше мы так и летим. Яркий чудный день. Китой прозрачен, видно всё дно, но Иванова нигде нет. Садимся в пос. Дабады, потом в лесопункте на 20 км ниже и, ещё не долетая Октябрьского, на лесозаготовках. Никто ничего не знает и ничего не видел. На той же высоте и тем же путём возвращаемся в Кырен. Интересно, что по правому берегу, на «подушках» склонов расположена цепочка озёр, примерно таких, как в устье Билюты. Увидеть их можно только сверху.

Возвращаемся в Иркутск почти ни с чем.

Конец истории. Через неделю другую группу с привлечением водников забрасывают вертолётом в устье Федюшкиной речки с океанским спасательным плотом.

Часть ребят идёт по обоим берегам, а часть везёт груз на плоту. Доходят почти до Октябрьского и, ничего не обнаружив, решают возвращаться в город. В группе идёт Ю. Полозов. Случайно обернувшись, он видит в огромном завале из брёвен, какую-то сверкнувшую точку. Идёт посмотреть, что это такое и видит часть руки с часами, торчащую из завала. Это В. Иванов.

Просто мистика какая-то. И то, что это Полозов и то, что обернись Юра чуть позже или раньше, или, идя немного в стороне, и часы бы не сверкнули. И Иванова не нашли бы никогда. Тело было обнаружено в семидесяти километрах от места гибели. Рюкзак Полозова найден не был.

Через год на месте гибели Володи была установлена мемориальная плита, рядом с плитами других погибших в этом грозном пороге.