Интернет – великое создание человека!

Маршрут: район Обтоя — Перевал Додо-Хутел — р. Сенца — Шутхулайский источник — источники Жойган — источники Хойто-Гол — Долина Вулканов — Жомболок — район Обтоя.

Как обычно в мае, я начала думать, куда и с кем поехать в мои любимые края. У меня был выбор из нескольких мест, где я еще не была. А вот компания из друзей и знакомых как-то не складывалась. И я решила, что буду искать себе компанию в Интернете на форумах попутчиков. Оказалось, что много таких как я, тех, которые хотят присоединиться к кому-то в группу, много компаний, которые готовы присоединить к себе. Но, оказалось не так просто найти людей, у которых интересы при более детальном рассмотрении совпадали с моими – кто-то не хотел посещать те места, которые интересовали меня, кто-то, наоборот, хотел подольше задерживаться в тех местах, осматривать которые было неинтересно мне. Тогда я обратилась в фирму, которая предлагала поход в Долину Вулканов с заходом на источники Жойган и выходом через реку Жомболок. В других фирмах предлагались похожие туры, но с заходом и выходом через реку Сенца.

Я туда обратилась, мне сказали, что одна группа сформирована, но есть человек, который хочет пройти по этому маршруту, но на лошадях. Мы списались. Он сразу сказал, что в пеший он не пойдет, а на мое осторожное заявление, что я на лошадях сидела пару раз, сказал, ничего, научишься.

Идти в тур вдвоем было очень накладно, поэтому мы кинули клич на форумах. Откликнулись две девушки, мы все оказались из Москвы. Поэтому быстро организовали встречу, чтоб посмотреть друг на друга и обсудить поход. Так и образовалась наша группа из 4 человек: я — с опытом пеших походов, Илья – с опытом конных походов, Наташа опытом верховой езды и конных походов, и Маша с опытом водных походов и опытом верховой езды.

Я боялась, что из-за того, что у меня нет такого опыта езды верхом, буду тормозить группу, я поделилась своими опасениями с группой, но они молодцы, сказали, что помогут или будут меня ждать, когда я буду плестись сзади.

Надо отметить, что, хотя на первоначальном этапе нам не сразу удалось получить полное и точно представление обо всех условиях нашего похода, в дальнейшем, досконально скоординировав все детали, мы пришли к полному согласию и стали готовиться к походу. Особенно меня порадовало, что Илья предложил перед походом съездить и покататься на лошадях. Это оказалось очень полезным, так как ребята смогли оценить как уровень друг друга, так и мой. Мне посоветовали еще раз перед походом сходить прокатиться на лошади. Так я и сделала, взяв один урок в конно-спортивном центре.

15.07. Первый день. Заброска до Обтоя.
На трассе

С группой я встречалась в аэропорту Иркутска, там же нас встречал представитель фирмы. Первым пунктом назначения был Култук, где базируется фирма, через которую мы и заказали наш тур. Там нас встретили руководитель фирмы Дмитрий и его жена Евгения. Напоили нас чаем с пряниками, мы по дороге успели купить омуля горячего копчения, так что к чаю у нас был омуль.

На базе оставили вещи, которые в походе нам не пригодятся, переоделись, в это время Дмитрий и Евгения загрузили в машину продукты и общее снаряжение.
После дождей
Беседка в честь эжина

Выехали где-то в 13:30. На обед остановились, не доезжая до Монд на «оборудованной» стоянке, здесь был стол и туалет, в который лучше было не заходить, ну, как и все придорожные в нашей стране. Пока Женя и Дмитрий резали бутерброды, мы пошли любоваться Иркутом. С юга шли грозовые тучи, я сказала, что явно на улице мы не пообедаем, потому что начнется дождь, так и произошло, пришлось в срочном порядке перемещаться в машину. В машине был стол, поэтому особого дискомфорта мы не испытывали.
Урунгэ-Нур (оз. Окинское)
Хребет Мунку-Сардык
Беседка у Урунгэ-Нур
Орлик
Лебедь

Следующая остановка у нас была у водопада, воды было много, сказались ливни предыдущих дней. Здесь я побрызгала водкой, помня прошлый год, когда мы не побрызгали в священном месте и местные духи нам не содействовали, в этот раз я отнеслась к этому очень серьезно. Остановившись у Окинского озера, мы в тучах пытались увидеть хребет Мунку-Сардык. Здесь мы опять побрызгали и оставили монетки. Видимо потому, что мы задобрили местных духов, они были к нам благосклонны. И когда мы выходили из машины, дождик переставал идти.

Только на подъезде к Орлику начало разъяснивать. Может, солнце так освещало Орлик, но Орлик мне показался очень уютным и излучающим спокойствие. А место, которое было недалеко от заправок, мне напомнило ольхонский Хужир.

От Монд до Сенцы много мест, где дорогу с одной стороны прижимает река, а с другой скала, здесь ехать не очень приятно, так как есть вероятность, что может упасть камень сверху.

Когда доехали до Лебедя, погода совсем разъяснилась, и вечернее солнце очень красиво освещало это огромное поле и горы вдали.

К вечеру мы доехали до места (район Обтоя), откуда начинался наш маршрут на лошадях.

16.07. День второй. Первый день на лошадях. Перевал Додо-Хутел.
Почти готовы к выезду на маршрут

Из-за того что, три лошади были неподкованы, вышли на маршрут достаточно поздно, около часа дня. Но теперь мы знаем, как местный народ подковывает лошадей. Проводниками для нас стали два бурята: Толя и Жамсо. Я сразу предупредила, что я неопытный наездник, и чтобы мне дали «клячу», поэтому мне сразу определили вороного коня (мерина) по кличке Кеша. Пока подковывали других лошадей, я пыталась с ним подружиться, но не сильно получалось. Местные лошади до трех лет пасутся самостоятельно, а в три года хозяева выбирают, кого оставлять на работы, а кого отправлять на мясо. Но даже лошади, которых оставляют для работ, пасутся самостоятельно, поэтому из рук многие из них траву не берут, а уж сахар они вообще не знают что такое. Поэтому даже такой спокойный конь, как Кеша, не хотел, чтобы незнакомый человек его гладил. Потом проводники распределили остальных лошадей.
Тамгата
Петроглифы
Петроглиф

Путь наш пролегал через перевал Додо-Хутел. Пройдя мост через Жомболок, мы сразу с дороги свернули в лес и шли какое-то время по тропе, потом тропа перешла в лесную дорогу. Там мы остановились посмотреть петроглифы на скале, место называется Тамгата. Какое-то время мы прошли по дороге, потом свернули на тропу, которая резко начала подниматься на перевал. На перевале встретили двух бурят на лошадях, один из которых был настолько пьян, что не держался на ногах.

На дороге, идущей вдоль Сенцы, встретили туристов (мужчину и женщину), которые ходили в Долину вулканов за три дня, они спросили подготовленные ли мы. Рассказали нам, что сами первый раз сели на лошадь, и сейчас еле-еле едут, потому что у них все болит и натерли себе различные места. Я немного встревожилась, подумала, что же тогда со мной будет через 10 дней? На обед остановились на «ранчо» Жамсо. На обед, кроме походной пищи, мы ели вкуснейшую сметану, которую взял Толя. Почти весь день Толя вел моего коня на «поводке», я только по сторонам смотрела, но к вечеру моя группа мне сказала, что хватит «халявить» и пора уже самой управлять конем, тем более это интереснее, чем когда тебя ведут. Я группу послушала и решила, что пора самой конем управлять, но попросила, чтобы Толя, все-таки за мной приглядывал.
Вид на р.Булунай

К 21 часу остановились на большой поляне, на берегу Сенцы напротив долины реки Булунай. На поляне стоял старый полуразвалившийся сарай. Вечером долго разбирали продукты, которые нужно было рассортировать, так как продукты нам предоставляли организаторы тура, и до этого момента мы не видели, что у нас есть в запасе, поэтому нам нужно было распределить меню на все последующие дни.

На ужин Жамсо достал тушенку домашнего изготовления, вот здесь настоящее мясо — не то, что в тушенке Главпродукта (хотя и она оказалась вполне съедобная). Толя сварил бурятский чай: топилось сливочное масло, засыпалась мука, все это тщательно мешается деревянной специальной ложечкой, туда заливается молоко, постоянно мешается, и добавляется уже заваренный черный чай. Вкус оригинальный, но мне не понравилось, что ощущалась мука.

Что было еще: погода была переменной, много мух, комаров и тому подобных тварей, хорошая дорога для верховой езды, но не для езды на легковых машинах, вечером немного болели мышцы ног и поясницы.

Змея

17.07. День третий. Источник Халун-Ухан.

Утром проснулись рано, но выход опять оказался поздним, в 13 часов (из-за бегства лошадей в сторону дома). На ночь лошадь треножат, чтобы далеко не уходили, и так они пасутся. Но, даже стреноженные, они ушли аж до болота у Хутэла, а это примерно 4 км от места стоянки. Пока проводники искали лошадей мы с Машей пошли на гору фотографировать пейзаж, и тут на горе я первый раз в жизни увидела змею.
Саламат
Жертвоприношение духам

Обедать мы остановились у обо. Толя стал варить саламат (мука, масло, вода, соль, сахар), потом мы совершили обряд жертвоприношения духам этой местности. Рядом много пустых бутылок, которые остаются после «брызганья» духам. Я не понимаю, зачем делают из священных мест помойку. Ну, «побрызгай», только бутылку унеси с собой и выброси в мусорку. Пустая бутылка совсем не похожа на вещь, которая вам дорога. Не будете же вы дарить своим близким пустую бутылку из под спиртных напитков? На обед у нас были бутерброды и саламат (тоже национальное бурятское блюдо, по консистенции напоминает манную кашу), мне он понравился. Особенно поджарившиеся места.
Большая поляна

Дальше нас ожидал брод через реку Хадарус, течение в реке сильное, в месте где переходили лошадям воды было по брюхо. Оценивая весь поход, мне показалось, что это был самый трудный брод за всю нашу поездку.
Изба на источнике Халун-Ухан
Ванна за избой

Перед источникам Халун-Ухан мы группой вырвались вперед наших проводников, чуть порысили на хорошей дороге, я еще подумала, какая поляна большая, а то, что я читала, что чуть выше большой поляны находится источник, я и упустила. Таким образом, мы его проворонили, и нам пришлось возвращаться к источнику. Источник представлял из себя домик, в котором находилась ванна, которая должна была наполняться. В избу вода плохо поступала, поэтому внутри ванна была неполной, поэтому мы, решили, что посидим в источнике в углублении за избой. Вода тепленькая приятная, только, когда раздевались, нас одолевали комары и мухи.

К восьми часам пришли к зимнику, чуть дальше от впадения реки Ара-Шутхулай в реку Сенца. Здесь и остановились на ночевку, чтобы с утра сходить на Шутхулайский источник.

Шутхулайский источник

18.07. День четвертый. Шутхулайский источник.
р. Ара-Шутхулай у источника
Вода в Шутхулайском источнике
Брод через р.Ара-Шутхулай
Я с Кешей
Еще брод

Было решено на источник идти налегке, вещи оставили в зимовье, взяли только самое необходимое и ценное. Конечно, мы рисковали, что наши вещи могли украсть, но не так много людей там проходит, поэтому риск был невелик. Вышли около 9 часов. От зимовья нам по дороге надо было вернуться чуть назад. Дорога здесь хорошая, поэтому народ в группе решил размяться и поскакать галопом. С дороге свернули на тропу, которая нас привела к броду через Сенцу. Далее, по березовому стланику дошли до брода через реку Ара-Шутхулай. Там где мы переходили, брод был достаточно глубокий. Дальше шли по болоту, Кеша мой два раза провалился, один раз я удержалась, другой — съехала с Кеши вниз. Кеша — очень умный и спокойный конь, поэтому, когда он проваливался, то не пугался, и аккуратно выбирался обратно, не причиняя по неосторожности вреда ни себе, ни всаднику, как это случается иногда с молодыми лошадьми. Все трудные места (болота, броды большие), Толя брал Кешу за «поводок» и вел нас. Потом, оценивая эту ситуацию, мы пришли к выводу, что если бы я по болоту шла самостоятельно, давая коню выбирать самому дорогу, он бы не провалился. Далее тропа начала набирать высоту, болото закончилось, начался лес, в одном месте пришлось слезать с лошади, т.к. дорогу перегородило повалившееся дерево, перешли ручеек, тропа пошла вниз к реке и опять брод через Ара-Шутхулай. На источник пришли в 10:30. Из-за большого содержания в воде источника железа, камни вокруг источника имеют рыжий цвет. На обратном пути я решила, что болото пройду пешком. На дороге группа моя галопом унеслась к зимовью, а я Кешу придерживала на рыси. Думала, проскочу тропу к зимовью, а конь умный, сам на нее свернул и доставил меня на базу.
Долина реки Дунда-Гол
Озеро на р. Дунда-Гол

Обедали мы у зимовья, и в 15 часов вышли в путь. Я шла самая последняя и видела, что впереди после брода реки перед группой пронеслись лошади в лес. В это время вся группа ушла за поворот, остались только мы с Наташей, как вдруг из леса выскакивает конь, останавливается, начинает бить копытом и ржать. Мне стало страшновато, я начала быстрее переходить брод и догонять своих. Конь за нами, кричим Толе и Жамсо, что нас преследует конь. Толя развернулся и поскакал на встречу коню, конь убежал. Я так и не поняла, что хотел от нас тот конь. Скорее всего, защищал свое табун или решил показать свое превосходство. В 17 часов пришли на озеро на реке Дунда-Гол. Остановились половить рыбу. Толя стал ловить на озере, а Жамсо спустился вниз и ловил рыбу на реке. На озере клева не оказалось, и мы улеглись, кто загорать, кто спать. Через два часа пришел Жамсо с рыбой, мы обрадовались, что будет уха, да и сидеть на озере надоело. Через час к 20 часам пришли к зимовью, где и остановились на ночлег.

19.07. День пятый. Жойган.

По первоначальному плану мы должны были ночевать на Жойгане, а проводники вернуться под перевал. Нам рассказали, что у молодых тувинцев есть манера угонять лошадей у бурят. Поэтому буряты стараются лошадей уводить под перевал на свою сторону. Мы решили, что зачем гонять лошадей, мы рано утром налегке дойдем до Жойгана, целый день там будем, а к вечеру вернемся. А вечером, когда мы ужинали, пришел бурят и рассказал, что совсем недавно на Жойгане отдыхали москвичи, моясь там в бане они якобы оттуда выбегали голыми (насколько голыми, уточнено не было) и это оскорбило тувинцев и они их погнали с источников.
К перевалу Жойган-Дабан
Республика Тыва
Тур на перевале к Жойгану
Озеро на перевале к Жойгану
Водопад на р.Аржан-Хеме
Мост через Аржан

На Жойган налегке вышли в 9:20, дорога доходит до домика, где у бурят можно арендовать лошадей для доставки на Жойган; здесь заканчивается дорога и начинается конная тропа. Тропа идет влево к броду через речку и далее начинается подъем на перевал, который оказался несложным. На перевале на дереве висела табличка с надписью "Республика Тыва", но сама граница проходит дальше, я решила, что табличку повесили здесь, т.к. это последнее дерево на перевале. Дальше тур – условная граница между Тувой и Бурятией. На перевале тропа во многих местах сырая, подходит вплотную к озеру. На перевале догнали пеших туристов. Спуск оказался крутой, решили, что лучше слезть с лошади и идти пешком. Пеших туристов мы обогнали всего минут на 10. Остановились на бурятской поляне (11:45), правильнее будет сказать на каменном плато. Оно находится до источников. В середине стоит домик, где можно остановиться, если он не занят, ближе к реке есть туалет. Толя нам рассказал, что буряты хотели построить новые домики, но тувинцы им запретили. Выше к лесу сруб с прохладной радоновой ванной. Минут через 10 прошли туристы, которых мы обогнали на перевале. Пошли осматривать источники. Первый на пути – центральный, сам источник закрыт красивой деревянной крышкой. Дальше начинаются домики с радоновыми ваннами. В первом домике вода холоднее, чем в следующих. В домике, который ближе к реке, можно помыться (это и есть баня). Дальше находится поляна, где останавливаются тувинцы, за этой поляной находятся источник молодости, яма с мутной голубой водой – ванна с голубой глиной. Сухая яма, внизу которой находится деревянный «унитаз» с выходом газа – лечит геморрой. Принимая данную процедуру, надо быть аккуратным, т.к. известны случаи со смертельным исходом среди "пациентов". Раньше было две сухие ямы, первая мужская, а вторая женская, но несколько лет назад женскую затопило водой. От этого места ниже по течению реки есть мост на другую сторону реки. Там три источника: глазной — ложишься под скалу и сверху капает капелька в глаз; чуть дальше источник для почек, и еще дальше — для сердца.

Радоновые ванны здесь!

Источник у реки
Глазной источник
Сердечный источник

На другом берегу выходят еще различные источники. Между радоновыми ваннами есть желудочный источник.

На обратном пути зашли искупаться в радоновой ванне, красота, жаль, что только 7 мин можно и область сердца погружать нельзя. Вода теплая, как парное молоко! Очень захотелось есть после всех погружений в источники. Обед сварили, и начался дождь. Решили, что будем возвращаться, вышли в 15:45, к зимовью пришли 17:45.

Сероводородная ванна на Хойто-Голе

20.07. День шестой. Хойто-Гол.
Изба с сероводородным источником
Бассейн на Хойто-Голе
Дальний домик, от него начинается тропа в Долину вулканов.

От зимовья ушли в 10:30 сначала шли по дороге, а потом срезали по лесу, шли без тропы по бурелому. Вышли на дорогу, которая идет на Хойто-Гол и в 13:30 были у первых домиков. Там мы и остановились. После обеда пошли осматривать источники. От первых домиков надо идти чуть в горку по дороге, с левой стороны будет столовая и еще несколько метров пройти направо пойдет тропа, первый домик — женский источник, говорят, лечит женские болезни. Дальше идет бассейн, в него с сероводородных ванн стекается вода. Выше — сами домики с сероводородными ваннами. Если идти еще выше по тропе в сторону речки Аршан, то выйдешь к еще одному домику с сероводородной ванной. Обратно можно пойти по правой тропе, она выходит к самому дальнему домику, от него начинается тропа к вулканам. Какой кайф посидеть в теплой ванне, а потом прыгнуть в теплый бассейн под открытым небом в тайге в горах!!! Накупавшись в бассейне и выплеснув эмоции, переполняющие нас, пошли заниматься своими делами. Я полезла в гору фотографировать долину реки Хойто-Гол.

Во время ужина прикинули, что у нас может быть дневка здесь. Толя предложил съездить до желудочного источника и потом на рыбалку на озеро.

Хариус

21.07. День седьмой. Хойто-Гол. Рыбалка.
Водопадик

Утром я долго думала, ехать или нет. Хотелось в бассейне покупаться, да и галопом и рысью мне трудновато ехать, а с другой стороны, я не люблю на одном месте сидеть, мне надо все смотреть. «Все смотреть» победило, я решила ехать.
р. Хойто-Гол
Источник в камнях

Дорога до источника хорошая, на лошадях ехали около 1,5 часов. Не доезжая до него с правой стороны в горах водопадик. Источник находится на берегу озера, все камни вокруг окрашены в оранжевый цвет. Здесь мы набрали воды и поехали на рыбалку.

Дорога перешла в тропу, несколько раз бродили речку, на одном из бродов Наташина лошадь так зашла под дерево в ветки, что Наташа еле удержалась на коне. На озере Толя и Жамсо стали рыбачить, Наташа и Илья сели отдыхать, а мы с Машей пошли гулять вдоль озера. Красота!!! В озере видно, как рыба плавает. Пошли вверх по реке, увидели снежник. Время прошло незаметно, нас стали звать обратно, ехать надо. Я сначала чуть расстроилась, что самой не удалось рыбу половить, но ничего, зато погуляла. Толя и Жамсо поймали достаточно рыбы, нам и на уху и на жареху хватило.

Снежник
После рыбалки

Оглядываясь назад

22.07. День восьмой. Долина Вулканов.
Озеро под перевалом Черби
Водопадик

Вышли в 9 часов. Если пешая тропа начинается за последним домом, то лошадиная — начинается раньше, здесь вначале более пологий подъем. Тропа идет серпантином, выходит выше уровня леса в долину реки Аршан. От горы на тропу падала тень, поэтому идти было хорошо, дошли до брода через реку и через несколько метров тропа пошла вверх. Подъем достаточно крутой, лошади часто останавливались, чтобы передохнуть. Чтобы Кеше было легче, я с него слезла и пошла пешком, так же сделала вся группа. Тропа вывела на перевал. Перевал представляет собой болото, чтобы его обойти мы держались левой стороны. Перед спуском необходимо повернуть вправо, тропа постоянно терялась, но нашлась перед самим спуском. Спуск совсем не сложный и недлинный. Внизу красивое озеро, по которому плавал снег. Это озеро тропа обходит с права. Место здесь заболоченно. За озером тропа переходит на другую сторону реки, чуть поднимаешься на возвышенность и виден вулкан Перетолчина. Начинается спуск к реке Барун-Хадарус, брод через эту речку, и тропа идет в сторону вулканов. Мест для стоянок не так много: у водопада, его видно с тропы, у вулкана две стоянки, и рядом протекает речушечка.
Вулкан Кропоткина
На вулкане Кропоткина

Остановились мы недалеко от вулкана. После обеда Толя, Маша и я пошли через лавовое поле к вулкану Кропоткина. Расстояние всего 2,8 км, а показалось, что все 6. От лагеря до вулкана шли час.
Радуга над лавовым полем
А не растет ли новый вулкан?

На вулкан полезли через кусты березового стланика, даже не знаю, есть ли наверх тропа. В отличие от вулкана Перетолчина, этот еще деревьями не оброс. Прошли по внешней стороне кратера. Поговорили с группой из Иркутска. Надвигалась туча, только спустились с вулкана, пошел ливень, хорошо я взяла плащ и он у меня большой, втроем мы под ним уместились, переждали ливень и решили сходить к водопадику.

Потом мы с Машей пошли на вулкан Перетолчина, туда ведет хорошая тропа. В лагере, который стоял прямо под вулканом, встретила знакомую из Иркутска. Они до Хойто-Гола добирались в кузове машины, а от источников шли пешком. Сказала, что в кузове не слишком приятно было ехать.

По тропе забрались на верх вулкана, он меня впечатлил меньше, но все равно виды с него красивые. Маша спустилась в кратер. К ужину спустились в лагерь. В этот вечер нас Толя учил бурятским словам, мы выпили, как я потом назвала этот напиток, «бурду» — чай с золотым корнем и сагандайлей, получилось вкусно. Может, подействовала «бурда», может изучение бурятского языка, но вечер получился очень веселым.

Лава, лава, лава

23.07. День девятый. Обратная дорога.
Зарубка. Тропу не пропустить
Где-то под лавой Жомболок
Бурсагай-Нур
Всё лава...
А тропа под водой

Обратно мы выходили через долину Жомболока. Тропа шла по лаве, перед падью Хи-Гол мы свернули вправо, а прямо тропа пошла к озеру Хара-Нур. Хоть мы шли в основном по лесу, было очень жарко, хотелось пить и лошадям и нам, но ручьи, которые встречались, все пересохли. Часа два шли, и не было воды. Потом встретили туристов, они сказали, что дальше вода есть, нам осталось до нее совсем немного. На обед остановились в начале третьего напротив распадка Хакты, перед речкой Саган-Шулутэ. После брода тропа то терялась, то находилась. Нам было необходимо не пропустить тропу, которая уходила влево через лаву. Тропу нашли по зарубкам на деревьях. В целом, тропа, которую мы прошли, для пеших туристов неплохая, лошадям, конечно, было сложновато идти, много ямок, куда они могли попасть ногой. Так конь Ильи провалился в ямку, которая была между корнями. Потом мой Кеша попал задним копытом между корнем и камнем, но он остановился сам. Наташа, которая шла сзади, сказала, что Кеша освободил ногу из «заточения» и я могу идти дальше. А ее конь, попав в такую же «засаду» дернулся, и Наташа не удержалась в седле, но все обошлось. Идя вдоль озера Бурсагай-Нур тропа разветвлялась, мы пошли по нижней, она оказалась довольно заболоченной. Дальше перешли речку Бурсаг и вышли на большую поляну, где стоял полуразвалившийся домик. Толя рассказал, что в нем раньше жила семья. Здесь мы и остановились на ночлег.

24.07. День десятый. Олон-Нур.
Мост через Жомболок в районе Олон-Нура
В таких условиях живут
Один из порогов на Жомболоке

Ночью пошел дождь. Утром ненадолго прекратился, мы только успели позавтракать и собрать вещи, как начался ливень, который мы успешно переждали в развалившейся хибаре. В 12 часов выехали, вскоре тропа перешла в дорогу, в одном месте дорога шла по достаточно глубокой воде. Свернули к озеру Олон-Нур и в 14:20 подъехали к мосту через Жомболок. Здесь мы остановились, чтобы пофотографировать озеро. Я перешла через мост и прошла чуть по тропе, которая вела в сторону Дэдэ-Хутел. 40 минут нам хватило на съемку Олон-Нура и отдыха, мы пошли обратно на дорогу. По дороге Маша увидела какой-то гриб, и на своем Красавчике начала поиск грибов в лесу. Но конь совсем не хотел ходить по лесу и искать грибы, поэтому Маша довольно быстро закончила «сбор грибов». Погода была пасмурная с переменным дождем, недалеко от Жаргаланты встретили группу водников, пока стояли — разговаривали, начался сильный ливень, мы галопом поскакали в дом к Толиному шурину. Там переждали ливень, нас угостили сметаной и свежим хлебом. К 18 часам пришли к сараю, недалеко от порогов. После ужина пошли гулять, смотреть пороги. Встретили трех катамаранщиков из Чувашии, которые сплавлялись по Жомболоку.

25.07. День одиннадцатый. Последний день на лошадях. Водопад на Малом Жомболоке.
Водопад на Малом Жомболоке
Беседка у водопада
Яки
Окинская пещера

Выехали в 10 утра, дорога хорошая, можно было и рысью проехаться и галопом. Лошадей можно было не подгонять, они сами чуяли дом и спешили туда. Кеша, который обычно шел последним, в этот день рвался вперед, а я его не останавливала. В 13 часов мы завершили наш маршрут на лошадях. Во время похода Толя нам рассказал про водопад на Малом Жомболоке и нам очень захотелось съездить на него. Мы с Машей решили, что обязательно туда сходим. Толя сказал, что идти туда далеко, и предложил свозить нас туда на машине. По дороге остановились около стада яков, чтобы сфотографировать, но с первого раза не получилось, они испугались и стали убегать. До водопада оказалось 8,5 км. Потом мы поехали к Окинской пещере, которая находится в километре от водопада. Если не знаешь, где она находится, то найти трудно. Проезжаешь мост, и начинаются заборы. За забором в сторону реки идти минут 5, там и находится пещера.

Толя разрешил нам натопить его баню, нам надо было только натаскать воды из реки. Этим и занялся Илья, взяв коромысло. Сколько раз он ходил к реке, я не считала, но сил и энергии было затрачено явно много. Баня оказалась без предбанника, поэтому, помывшись, пришлось кутаться в полотенце и выбегать на улицу, иначе смысла в мытье не было, потому что от жары сразу же потеешь.

На ужин хозяйка предложила нам взять картошку, мы очень обрадовались, особенно Наташа, которая на радостях почистила ее и пожарила на всех. Получился праздничный ужин. Толя предложил нам остаться спать в доме (два места) и на кухне на нарах. Мы с Машей решили остаться на кухне и пол ночи обсуждали поход и делились впечатлениями.

Это тучка

26.07. День двенадцатый. Последний день. Отъезд в Култук.
Почему нет крыльев?
Свобода!!!
Водопадик у дороги почти исчез

Дмитрий обещал приехать за нами вечером 25 числа или утром 26, но его все не было. Мы с Машей решили слазить на гору, с нее открывался красивый вид на долину Жомболока и Оки. Сверху увидели внизу Наташу, потом оказалось, она фотоохотилась на сусликов. Около часа приехал Дмитрий, оказалось, что были небольшие проблемы с машиной, ему пришлось задержаться в Орлике. Я Диме призналась, что Толю мы разорили на 10 литров бензина, которые ему, Диме, придется возместить. Выехали в Култук в 14 часов приехали туда в 22:30, и около 1,5 часа ушло на остановки в дороге. Хорошо, что я оставила на дорогу смесь орехов и сухофруктов, было что пожевать. Остановились около водопада, но он показался нам невыразительным, так как от него практически ничего не осталось, он почти пересох.
Иркут
На заправке я хотела отдать Дмитрию долг за бензин, но он не взял. Одна из остановок была в кафе, где взяли попробовать позы. По приезду на базу в Култук нас ждал праздничный стол (пиво, молодая картошечка, салатик, помидоры и огурцы, а по дороге еще купили рыбу горячего и холодного копчения) и баня. Женя оказалась великим банщиком, и все мы удостоились чести быть ею попаренными.

27.08. Маша с Наташей на день остались на Байкале, пошли смотреть КБЖД, а нам с Ильей надо уже было ехать в Иркутск, ему к самолету, а мне к друзьям. Дмитрий в этот день должен был ехать в Иркутск, и он любезно предложил нам с ним поехать. Так закончилось наше путешествие.

Заключение. Мне поход понравился. Он был не на износ, не элементарный, динамичный и в тоже время было время на отдых, не нужно было перенапрягаться и подчиняться чьим-то приказам, весь путь мы преодолели в дружеской обстановке. Погода была жаркая, солнечная, дожи шли только в первый день и предпоследний. Комаров и мух в этих местах много, но как мне сказала Маша, намного меньше, чем в Карелии. Этот маршрут лучше проходить в обратную сторону, т.е. заходить по Жомболоку, т.к. подъем от Долины вулканов к источникам Хойто-Гола будет намного проще.

Или случайно, или проводники так подобрали коней, что каждому ездоку достался «свой» конь. По программе, нас должен был сопровождать один проводник, но так получилось, что лошадей не хватило и пришлось брать дополнительных лошадей с проводником. На мой взгляд, то, что с нами пошло два проводника, только лучше. И если бы мне сейчас предложили выбор два или один, я бы сказала два.

Из-за того, что продукты закупала фирма, и их упаковали в сумки не мы, в первый вечер было трудно понять, как их распределить на все дни и что вообще у нас имеется. По опыту прошлых походов у нас были раскладки, и таких проблем не возникало. Но к вечеру второго дня мы успели все рассортировать, и приготовление пищи не являлось для нас проблемой на протяжении всего похода – продуктов было достаточно, еще и остались.

Нашими проводниками я осталась довольна, они к нам отнеслись не как к группе, которую надо провести по определенному маршруту, а как к своим гостям, и это было очень приятно. Маршрут они пытались сделать более интересным. Стоит отметить, что ни рыбалка, ни то, что проводники предоставят нам свои дома для ночевки, ни даже то, что для твоего удобства на седло будет приделан поролон, ни помывка в бане у Толи не входило в программу похода и заранее не оговаривалось – все это было сделано для нас по личной инициативе проводников, за что им очень хочется выразить свою благодарность.

Весь поход с нами ходил пес по кличке Пуля, похожий на лайку. Я все время за него переживала, особенно когда ему надо было переплывать горные реки с сильным течением. Пуля успевал охотиться на бурундуков, мышей и сусликов.

Дмитрий, молодец, организовал все хорошо, единственное, но это мое личное мнение, можно было конкретизировать список бытовых принадлежностей (костровая подвеска, мочалка для посуды, варежка для снятия горячего котла, состав общей аптечки и т.п.), потому что информация с сайта не во всем соответствовала реальному положению дел. Поэтому, если вам без чего-то не обойтись, берите с собой. По приезду на базу на завтрак у нас был чай с сушками, поэтому, если вы знаете, что этого будет недостаточно, то захватите с собой еды или по дороге купите рыбы.

Если оценивать по коэффициенту цена/качество, то все прошло по высшему разряду.

Даже, если у вас уже был опыт конных походов, помните, что вы управляете лошадью, и вы отвечаете за свое здоровье, а проводники только помогают вам, и как лошадь поведет себя под вами, никто гарантировать стопроцентно не может. Относитесь уважительно к принимающей стороне, и вы увидите, что в большинстве случаев не возникнет конфликтов и отдых не будет испорчен, а во многих случаях вы получите больше, чем ожидали.

Спасибо группе за часть фотографий, которые я использовала для иллюстрации рассказа.

В дополнение к рассказу о походе можно посмотреть фотографии.

Мария Соловьева

павел ульяненкоНа "Седле Гэсэр-хана" были?А,вообще-то,-классный отчёт!!!По-хорошему завидую,в этом году сам везде побываю,только вот не знаю,как денежек на лошадок скопить — пешком шкондылять буду.Зато на Мунку-сасан и п.Топографов сбегаю!
28.03.2008, 18:11:51 |
Вячеслав ПетухинХм, Мунку-Сасан-то довольно далеко. Просто чтобы по всей Тиссе пройти надо почти неделю (раза в два дольше, чем по Сенце), а если ещё и в сторону Мунку-Сасан заворачивать — ещё дня четыре. Довольно продолжительный поход получится.