11-й день. 1 августа 2007 года

Радиальный выход к озерам Большого каскада и попытка восхождения на г. Птица (пик. Ложный — 2426 м.) 1А.

Не смотря на неоднократные попытки Марины нас разбудить, проснулись в 8 утра, вместо запланированных 6. Чувствовали себя хорошо... еще хорошо после вчерашнего.

Под громкие маты Жеки на тему позднего просыпания, проснулся Саша. Побыстрому готовим завтрак, кидаем в пустой Жекин рюкзак дождевую одежду, стандартный перекус, и пластиковую бутылку для воды. Оставляем хозяйство на попечение Саши и в 10 утра выдвигаемся.
Водопад Нитка
Водопад Большой Каскад

Дальняя оконечность Гитары завалена крупными курумами. До Тазика поднимаемся также по курумам. Тазик обходим слева и поднимаемся до Проточного по крупным курумам слева от водопада Большой каскад. Подъем несложный, уклон градусов 30 по курумам, 280 метров преодолели даже незапыхавшись.
Озеро Тазик
Видимо сказалась, еще действующая с прошлой ночи, спиртовая анестезия.
Озеро Проточное
На пути к оз.Изумрудное

Проточное перешли по камушкам в начале озера. Уклон стал более пологим и мы где по альпийским лужайкам, где по плитам, где по крупным курумам забираемся резко вверх и наблюдаем озера Запятая и Изумрудное с высоты.
Вид на долину р.Куркула

С высоты 500 метров над Гитарой, виды открываются великолепнейшие. Еще с Проточного стало видно почему Гитара так называется. Изумрудное — красивейшее озеро в которое впадают снежники, а на его противоположном конце, из под снега вырываются небольшие водопады.
Озеро Изумрудное
Гора Птица

В этом месте мы решили разделиться. Марина с Жекой хотели забраться на Птицу, а у меня такого желания не было с самого начала. Договариваемся о том чтобы не рисковали и следили за временем, чтобы не спускаться в темноте. Погода стояла отличная и на этот счет была полная уверенность. Встретиться договорились в точке слияния озера Запятая и Изумрудное.
Озеро Запятая

Далее передаю слово восходителям:

Жека: Да че там писать то особенно много.

Под Птицей перекусили орехами-сухофруктами, поглядели на вершину, почесали репу, прикидывая как лезть, решили что разумнее и просче с правой стороны, если смотреть на Птицу, стоя спиной к оз.Изумрудное. Поскольку вышли утром часа на 2 позже намеченного, то на подъем осталось не так много времени, с учотом 2,5 часового возвращения до лагеря от Изумрудного (с хорошим темпом) на «покорение» Птицы оставалось не более 6 часов. Причом спуск не менее сложен чем подъем, а в сырую погоду в случае дождя мокрые камни крайне опасны. Так что решил (если погода не подгадит) идти вверх не более 3х часов, а затем обратно. Весь подъем можно условно разбить на 3 части.

1я – подъем на такой «типа холм», с которого можно перейти на крупные курумы (собственно больше некуда деваццо). На «холм» поднимаццо просто, уклон не очень большой, сухие плиты, небольшой курумник, кое-где растительность. Минут 20 от силы ходу. Можно и по центру сразу пойти или слева, только путь на холм значительно легче, чем по курумам крупным, да и в конце концов все равно надо выходить на начало гребня, а оно с правой стороны Птицы.
Путь на вершину

2я часть – крупный курумник. Камни разного размера, есть величиной с дом деревенский. Прешь, обходя крупные каменюги по тем, что поменьше с набором высоты, придержываясь правой стороны. Переть пришлось около часа, может полтора. Через какое то время окажешься выше не очень высокой гряды, напоминающей по форме крыло Птицы и закрывающей изначально вид на Гитару. Вид, надо сказать, весьма жывописный: Тазик, Гитара, исток Куркулы, долина, высокие склоны по берегам реки, уходящие в даль. На этом уровне уже висят облака. Воды мы с собой не взяли, полагая что найдем по пути какие-нибудь ручейки от снежникофф. Просчитались, талая вода сразу уходит вниз под камни, до нее не добраццо. Так что приходилось жрать снег :) С курумов выход на начало гребня.
Крыло Птицы

3я часть – гребень, представляющий из себя довольно узкую дорожку собственно по гребню хребта. Скальная порода слоится, регулярно попадается неприятная сыпуха. Гребень идет сначала справа снизу — налево вверх (как бы образует правое плечо Птицы, переходящее в шею и подходящее к голове в области затылка), затем поворот вверх и направо-вверх (выход на голову Птицы). Уклон порядка 40-50 градусов вначале, постепенно становится круче. В начале с левой стороны гребня (со стороны Изумрудного) довольно крутые и гладкие плиты (Саня-беларус лез именно здесь), местами покрытые снежником, это южная сторона, кое-где растет бадан и ротодэндрум (или както так херня эта зовеццо из Красной книги), с правой стороны достаточно крутой обрыв. При наличии ветра чувствуешь себя на гребне неуютно, мягко говоря. В некоторых местах справа от гребня есть уступок на метр-полтора ниже, по которому можно идти, держась за гребень руками. Проползли мы по гребню примерно половину дороги до верха, шли довольно медленно, осторожно. Через 2,5 часа от начала подъема с Изумрудного сели отдохнуть и подумать чо делать дальше. До вершины оставалось метров 100 по вертикали (так Марина считает, я полагаю что может и побольше даже), т.е. мы прошли «плечо Птицы» и остановились в районе начала «шеи» где-то. Таким темпом лезть до макушки не меньше часа надо, так что время не хватает палюбому. Марина сказала, что с нее хватит, выше не пойдет. Почесав репу минут 5, решил что делать нехер, надо спускааццо вниз, хотя и дико жаль что до вершины не дошли. Сделали пару кадров с того места, голова с клювом как раз чото херово видна с того места, толи загорожено чем, толи еще какая борода, но вид неудачный.
Перевал Солнечный

Начали спуск. Как и предполагал, спускаццо оказалось неприятнее, чем подымаццо, да и медленней пожалуй. В какойто момент Марина решила выбраццо с гребня на плиту, там в трещинах растительность редкая росла. В общем неудачное решение было :) потом обратно поползла на гребень. Обратный путь — в принцыпе тоже самое что и подъем, тока с точностью до наоборот. Причем при подъеме почти всегда видно вершину и понятно куда двигать надо, при спуске же нихера не ясно, Изумрудное видно далеко не всегда. После спуска с гребня на крупном курумнике почти сразу, обходя здоровенный валун справа, мы отклонились от пути подъема и, выбирая дорогу попроще, слегка попетляли. В итоге на тот «типа холм» выбрались с курумов совсем не в том месте, гораздо левее пути подъема (т.е. со стороны Гитары, Изумрудного не было видно почти до самого конца спуска). Хотя в принципе дорога и здесь была неплоха. По пути попалось место с ровной площадкой, ручейком и каким то кустарником карликовым (береза кажысь). Так что по идее в этом месте можно ставить базовый лагерь небольшой под Птицей, выше уже просто негде. Минут через 5 Марина увидела Юру на Изумрудном и он нас тоже, вскоре мы спустились к нему. Спуск по времени занял чуть меньше времени, чем подъем, вероятно из-за того, что реже отдыхали. Ну вот собственно и все. Если б начали подъем на пару часов раньше, то скорей всего на вершину удалось бы подняццо. Хотя для первого раза самостоятельного подъема и так не плохо. Какой-никакой опыт получили.

В это время я спустился к озеру, нашел там поляночку и поспал с часочек на солнышке. Затем прошелся до конца озера, поднялся наверх и побродил по окрестностям. На обратном пути встретил группу, возглавляемую Женей Рензиным, шедшую ставить лагерь под Черским. Они совершили восхождение на него на следующий день.

После всех походов я ждал своих около часа в условленном месте. Начал уж было волноваться и вдруг заметил их на гребне, метрах в двухстах выше себя. Фу, отлегло.
Вид на озера Тазик и Гитара

На спуске от Проточного встретили девушку из соседнего лагеря — Эмму. Насколько я понял она затруднялась со спуском до Тазика. Пошли вместе. Путь спуска и вправду немного пришлось поискать. Слишком уж крутыми казались камни. Но потихоньку спустились без приключений.

В лагере ждал Саша. Он сообщил что на второй от начала Гитары поляне встала большая группа его земляков из Белорусии, которая завтра рано утром тоже выдвигается на Котелки.

Между тем, соседи наловили ведро хариусов и сделали афигенную штуку — Загудай. Очень им благодарны за угощение.

Вечер прошел как обычно — за разводкой у костров. Напились несильно.

На следующий день решили выдвигаться в сторону Котелков. Саша идет с нами.

В целом день считаю удачным. Не особо напрягаясь, увидели очень много красивых мест. Неудача восхождения на Птицу обусловлена нашим поздним подъемом. Это еще один повод вернуться в эти красивые места.

Далее (Глава 13 Таежное шоссе )

На самом деле, на следующий день мы поднялись на Птицу (Я, Костя Р., Миша С., Дима П. и Эмма), так что могу ответственно заявить, что слухи о крутизне в 40-50 градусов, а тем более круче — сильно преувеличены. Плиты, спускающиеся с гребня, действительно довольно крутые (45-50), но сам гребень имеет крутизну не более 35 градусов. Выход на гребень простой. Наиболее простой маршрут подъёма вряд ли тянет на 1Б (альпинистскую (единички А там, кажется, не бывает?)). По горнотуристской классификации — 1А.
23.10.2007, 03:32:52 |
Юрий ВласовЖеня, я подозреваю что они пошли не совсем там где надо...