25 июля 2007 года

оз. Рыбное — Наледь — развилка Горемыки на два рукава — 500 метров не доходя до водопада на р. Горемыка

Проснулись в седьмом часу, абсолютно отдохнувшими. Утренние заботы в обычном порядке — костер, завтрак, сборы. Калабаху наклеили в трещину в коре сосенки, росшей в двух метрах от нашего "камина". Я надеюсь что ее затянет смолой и она надолго сохранится. В 9:15 мы уже были на маршруте.

От второй стоянки в сторону наледи ведет неплохая тропа, которая впрочем скоро теряется в ягеле. Тратим некоторое время на ее поиск, затем плюем и идем напрямик по навигатору, благо лес в этом месте довольно-таки проходимый. Местность постепенно понижается и через некоторое время выводит в редкий березнячек где мы снова находим тропку, которая вывела нас на место стоянки почти на берегу наледи.
Наледь на Горемыке

Продолжаем движение и через несколько минут выходим на так называемую наледь. Наледь представляет собой сильно разлившуюся реку, обильно усыпанную камнями. Если в прошлом году ребята из Белоруси нашли там участок слежавшегося снега, то в этом году не было ни льда ни снега.

По правому берегу наледи, в брусничнике идет тоненькая, малозаметная тропка, уходящая влево, но нам туда не надо и мы переходим на камни. После позавчерашних буреломов по камням идется легко и приятно. За короткое время делаем приличное расстояние. При движении по камням здорово выручает палка.

Однако все хорошее имеет свойство заканчиваться. Закончилась и наледь — мы уперлись в заросли ивняка. Делаем попытку идти напролом и буквально повисаем на ветках. Ищем обходные пути по руслам ручьев, пересекая рукавчики реки и ручейки, но и эти пути сложнопроходимы и просто выпивают силы.

Главная задача — не углубиться сильно влево и не попасть в долину, ведущую на перевал Пешеходный. Нам это удается. Пресекаем в очередной раз по бревну одно из русел Горемыки и обнаруживаем неплохую тропу. Быстро движемся по ней почти километр, но неожиданно и она теряется. Тратим некоторое время на ее безуспешные поиски. Видимо она таки упирается в сползающие со склона курумники. Изучаем курумник — туров не обнаружили, куда идти непонятно.

Далее пытаемся обходить курумники низом — вдоль реки, но на прижимах приходится забираться вверх. Такая зигзагообразная тактика использовалась нами и в дальнейшем для обхода зарослей стланника. Вниз-вверх, вниз-вверх, причем все измеряется в сотнях метров. Вот такой вот активный "отдых".

Тропы уже не попадаются, туров на курумнике тоже нет. Идем по навигатору, карте и по просветам в зеленке.
Обед

Вскоре долина начинает поворачивать влево и мы выходим на место слияния двух рукавов реки Горемыки. Перекусываем сидя на курумах, метрах в 100 от воды, как горные орлы на гнездовье.

Теперь нам надо уходить влево и влево. Что и делаем, траверсируя левый склон. К вечеру выходим на интересную осыпь. Эдакая площадка из камней, размером метров 200х300. До реки метров 100 вниз. Как будто осыпь кто-то разровнял бульдозером сверху. На ней встречаются туры, расставленные довольно-таки бестолково. От одного тура не видно следующего. Правда в ряде мест даже была выложена эдакая дорожка из камушков, но совсем короткая. Проходим осыпь, надеясь встретить на другом конце тропу, однако туры уводят вниз к реке.
Танцплощадка

Внизу идем где вдоль прижимов, переходя с камня на камень по берегу реки, где вдоль туров. Изредка встречаются участки тропы. Вскоре попадаем на еще одну "плоскую" осыпь, а затем и еще на одну поменьше.

С вершины последней осыпи стала видна одна из стенок цирка перед перевалом Галкин. Два пика и между ними седловина. Думаем — неужели это и есть перевал ? и ужасаемся. Даже с такого расстояния крутизна склонов поражает, но продолжаем надеяться на лучшее — на то что мы ошиблись.
Полупанорама района второго разветвления Горемыки

Вечереет. Ищем место для стоянки и находим в районе 20 часов, на склоне, метрах в 50-ти над водой. Вокруг невысокие деревца, травка. Дрова заготовлены предыдущими посетителями. Уютно, но ручей, расположенный неподалеку пересох и где брать воду непонятно.

Кидаем рюкзаки и Жека направляется на разведку. Наученные опытом Рыбного, ожидаем найти еще одно удобное место неподалеку.

Уже вечер, прохладно, да еще и мокрые стоим после перехода. Жеки все че-то нет. Прошло 20 минут, начинаем уже волноваться. Идем вперед чтобы выйти на открытое место для того чтобы Жека нас заметил, но тропа тутже теряется, поэтому мы останавливаемся чтобы и самим не потеряться от рюкзаков. Орать бесполезно — внизу грохочет поток. Тогда вспоминаем про петарды и вскоре появляется Жека.
Ночевка в районе второй развилки Горемыки

И в самом деле он нашел еще одно удобное место метрах в 100 и чуть выше этого места стоянки. Движемся туда, действительно — прекрасное место и ручей недалеко. Возле березки лежат заботливо заготовленные дрова. Правда судя по всему их заготовили даже не в прошлом году. Радостно переодеваемся в сухое, разбиваем лагерь. Все как обычно.

Здесь очень влажно и прохладно. Одежда, развешенная для просушки не сохнет. Отдельные вещи высушили у костра, но они снова стали влажными за ночь.

Сегодня впервые пробуем чай с Баданом. Этот напиток станет нашим любимым на протяжении всего похода.
Бадан

Бадан — многолетнее травянистое растение с мощным корневищем, черным снаружи и желтым в изломе. Характерны прикорневые крупные вечнозеленые кожистые листья и кисть розовых цветков на безлистной цветочной стрелке. Цветет в мае — июле. Растет на горных затененных склонах в горно-таежных районах Сибири, особенно широко распространен на Алтае, в Саянах и Забайкалье. Бадан хорошо размножается корневищами и семенами.

В народной медицине издавна употребляют листья бадана как средство от поносов и лихорадки, а также как заменитель чая. В Горном Алтае чай из прошлогодних листьев растения принимают при зобной болезни. В тибетской медицине корневища бадана применяются при туберкулезе и воспалении легких, суставном ревматизме, желудочно-кишечных заболеваниях, при болезнях почек, связанных с ушибами, и как жаропонижающее средство и при лечении поноса, ран и язв. В монгольской народной медицине применяют при тошноте и рвоте.

Бадан используется для приготовления чая и холодных напитков. Для чая заготовляют листья, перезимовавшие под снегом. Бадановый, чагирский, или монгольский, чай издревле употребляет население Сибири и Монголии. Чай этот красивого темно коричневого цвета с вяжущим вкусом. Умелое применение таких чаев и напитков — хорошее профилактическое и диетическое средство при возрастных и болезненных состояниях организма. Напитки из бадана укрепляют стенки сосудов, регулируют артериальное давление и увеличивают частоту сердечных сокращений.

В кустах кто-то посвистывает, думаем что птичка, но ошибаемся. Впоследствии мы познакомимся и сфотографируем автора этого чириканья.

Вечером пробуем петарды. Бедные бурундучки...

Сегодняшний переход занял 11 часов. Прошли 8,5 километров, привыкаем к тому что это нормально для нас в этой местности.

Засыпая, решаем завтра поспать подольше и никуда не спешить. До подножия перевала осталось всего 3-4 км.

Несмотря на вечернюю прохладу, ночью в палатке было даже жарко.

Далее (Глава 6 В царстве Мордора. )