"В жизни каждого экстремала главное четко определять где все еще экстрим, а где уже наступает звиздец"

(с) Не помню кто

6-й день. 27 июля 2007 года (пятница)

2,5 км не доходя подножия пер. Галкин — пер. Галкин 1Б (1990 м.) — альпийский луг с двумя озерами под пер. Галкин

Ночью прошел небольшой дождь. Хорошо что я с вечера накрыл мох и дрова полиэтиленовым мешком. Кстати сухой ягель — отличное средство для растопки. Постоянно им пользовались на стоянках.

Проснулись в 8 утра и увидели что перевал закрыт облаками. Небо хмурится. Из-за гор нависают тучи. Тем не менее планомерно готовим завтрак, параллельно почесывая репу на предмет планов на сегодняшний день.

Пока готовили завтрак, тучи с перевала ушли и стали ходить кругами, выглядывая то с одной, то с другой стороны цирка. Вопросительно смотрим друг на друга. Я считаю, что если сидеть и ждать, то погода может только ухудшиться, Марина добавляет что в случае чего можно будет заночевать на снежнике под перевалом, Жека тоже предлагает выйти и вблизи посмотреть чо-куда там. Я добавляю что в кино в такие моменты прилетает вертолет со спасателями и переносит туристов через перевал. Вобщем решаем выдвигаться.
Путь подхода к перевалу Галкин

Выдвинулись в 11:15. Как и решили с вечера, обходим "зуб", заслоняющий вход на перевал, слева, там более полого. Подход к перевалу представляет собой метров 300 альпийского луга, поросшего рододендроном, а затем 2 километра курумов разного размера с постепенным набором высоты.

На пути к перевалу, встретили озерцо из которого начинает течение река Горемыка. Получается так, что мы ее прошли почти всю, до самого истока. Впоследствии нам придется целиком пройти ручей Водопадный и почти целиком реку Куркулу.
Озерцо под перевалом Галкин
Вид на долину Горемыки

Движение по курумам не представляет труда. Спокойно обходим "зуб" низом. Жека за каким-то делом забрался на склон зуба, практически наверх. Склон зуба представляет собой по большей части сыпуху. Со слабой надеждой, получить вразумительный ответ, громко интересуюсь с какой целью Жека туда запоролся и не собирается ли он оттуда навернуться ? В ответ на нашу перепалку, с левой стенки цирка падает камень размером с комнату и сокрушительно рассыпается с показательным грохотом.

Надо сказать, что погода нас не подвела. До самого подножия перевала светило солнце и было жарко.
Путь к взлету перевала Галкин

Чем ближе к перевалу, тем круче становится подъем и больше курумы. Чаще стали попадаться "живые" камни. В 14:30 подошли к снегам, то есть к самому началу подъема на перевал. Садимся перекусывать сухпайком и чесать репу.
Путь к перевалу (полностью)
Взлет перевала Галкин со стороны долины Горемыки

Сам взлет перевала высотой метров 200. Перед началом снегов лежит почти ровный участок мелких камней длиной метров 50-100, затем метров 100 — подъем по снегу с уклоном 25-30 градусов. С середины подъема уклон увеличивается по большей части до 40, чуть дальше до 50-60 градусов и заканчивается практически отвесным козырьком из снега, высотой метров 5-10 на самом верху. Слева — практически отвесные скальные стенки, справа — плиты, заканчивающиеся отвесными стенками с террасами. По этим террасам в прошлом году шли ребята из Белоруссии. Прошли с очень большим трудом и риском для жизни. В своем отчете, они категорически не рекомендовали следовать их маршрутом.
Жека призадумался

Жека просит у меня достать фотку перевала на которую Дэн нанес нитки маршрутов. С непонятной целью долго в нее пялится с умным видом. Я даже не гляжу на нее, понимая что в текущий момент все это совершенно не пригодно.

Находящиеся справа плиты, снизу кажутся привлекательными для прохождения. Дениско не рекомендовал по ним лезть, да и видны на некоторых следы ручейков и наледи.

Тем временем, небо затягивается облаками, становится пасмурно. Над стенами цирка, сзади от нас нависают тучи, пора принимать решение.
Марина верит в удачу

Решаем идти по снегу вдоль правого края снежника, постепенно отклоняясь влево после начала плит и затем прижимаясь к левой стенке коридора. В самом узком месте, планируем рассмотреть возможность движения по плите. В 15 часов начинаем штурм перевала.

Первым идет Жека, потом Марина, потом я. Первые 50-100 метров проходят почти на ура. Уклон небольшой, движемся почти не прорубая ступени. Точнее я хотел их рубить сразу, но судя по следам товарищей, они этого не делали. Я тоже первые метров 50 шел лишь слегка врезая подошвы в снег и опираясь на палки.
Вот так мы лезли

Постепенно уклон становится все круче и круче. Движение становится монотонным — пробиваешь ступеньку, ставишь ногу, опираешься, переставляешь палки, рубишь ступень для другой ноги. Пройдено уже более 100 метров подъема. Вниз смотреть уже страшно, да и вверх еще путь предстоит немалый. Главные опасности еще впереди, а назад уже дороги нет. Пришло понимание что при малейшем неосторожном движении, может наступить как конец похода в частности, так и жизни вообще.

Достигнув места, где до, казавшейся снизу проходимой, плиты было метров 30, кричу Жеке чтобы он сходил посмотрел на нее. Да Жека и сам туда уже направился. Марина пошла вслед за ним. Возле плиты Жека проваливается под снег почти по пояс. Вспомнились предупреждения о том что снег снизу может протаять настолько что легко утянет под лед. Но в этот раз все обошлось, Жека выбрался на плиту, а за ним на плиту выбралась Марина.

Уклон плиты оказался небольшим 40-45 градусов, что Жеке показалось заманчивым. В двух шагах от начала скального участка, лежал камень размером с чемодан. Жека, решил ухватиться за него. Камень тут же весело поехал вниз на Марину, ну и на меня за компанию. Я был метрах в 30 от сего действа и всего этого не видел. Узнал об этом уже внизу, после перевала, на ночевке. Так вот, камень проехал с метр и остановился, на что Жека сказал — ну его нафиг и они вышли обратно с плиты на снег.

В это время у Марины нога выскальзывает из ступени, она падает и проезжает метра 2-3. Снизу все это смотрится вполне безобидно, да и ехала она с небольшой скоростью, однако после этого я начинаю всерьез рубить ступени носком ботов.

Вообще, я часто говорил спасибо своим ботам. При движении по курумам они просто незаменимы. Подошва Vibram отлично цепляется за сухие камни и достаточно жесткая для того чтобы стоять на остром ребре камня. Бэрц достаточно высокий и жесткий чтобы нога не подворачивалась при попадании в щель между камнями. Вот и в этот раз, твердый носок ботов сослужил хорошую службу. Ступеньки выковыривались успешно и пальцы ног при этом не страдали.

Несмотря на снег, мошка вьется рядом. Не сказать что кусает, но присутствует. Периодически встречаются жуки-стригуны, лежащие на снегу, а иногда и стрекозы.

Жека увидел возле скалы карман и идет к нему, круто забирая вверх. Марина встает, проходит немного и опять падает. Думаю: ну все — конец ! Уклон уже крутой и скорость набирается моментально. Однако, через 5-7 метров, на ее пути попадаются камни, торчащие из под снега, за которые она удачно тормозится ботами. Фу... отлегло. Если бы не эти камни, ехать ей пришлось бы до самого низу и выскочить прямиком на крупные курумы.

Уходим в сторону к левой стенке. К Жеке, в карман залазит Марина, я же приближаюсь к этому месту снизу. Более двух человек там не поместится, поэтому, при моем приближении Жека вылазит и идет дальше, я же залезаю туда для того чтобы перевести дух.

Переведя дух в ямке под скалой, вылазим на склон, стараясь не смотреть вниз. Уклон уже примерно 50 градусов. Вдоль стенки уклон меньше, чем на середине снежника. Метров через 30, на снежник выступает кусок скалы, длиной метров 5-7, преграждая путь вдоль стенки. Перед ним тоже ямка в снегу, под нависающими камнями. Размером она побольше и мы залезаем туда втроем.

Стояли там минут 10-15, обдумывая наш дальнейший путь. Сразу за выступом начинается отвесный козырек из снега, нависающий над перевалом. В лоб его явно не пройти, а что скрывается за поворотом, не видно. Снизу, от начала подъема на перевал, казалось, что влево уходит более пологий путь по снежнику. Решаем обогнуть выступ, а там будет видно.

Однако хватит уж стоять на месте, даже ноги стали немного подмерзать. Первым из окопа поднимается Жека. Договариваемся, что идем так, чтобы не стоять друг за другом. Это на случай падения, чтобы один не утянул за собой всех остальных. Поэтому Марина вылезает уже после того как Жека начал обход скального выступа.

Жека сообщает что обход выступа крайне неприятен и чтобы мы проявляли особую осторожность.

Наконец, наступает моя очередь выходить на склон. Честно говоря, хотелось побыстрее вылезти из ямки, чтобы все это поскорее закончилось. Путь до конца выступа не представляет труда, хотя уклон уже не менее 40 градусов, а вот сразу за выступом, мне показалось что снег был буквально перед самым моим носом, наверное было градусов 45-50. Глянул вниз — кошмар, это реальный кошмар. Вперед, только вперед, назад все дороги закрыты.
Вот по этому кулуарчику и поднялись

Обогнув выступ, замечаю, что за поворотом, у его окончания есть неплохой путь по камням длиной метров 10. Кричу об этом Жеке, уже собравшемуся пройти правее по снегу. Там тоже вроде как проходимо, но снег есть снег да и непонятно что там ждет за бруствером. Жека уходит к камням и быстро по ним забирается.

Слышится крик бабуина в брачный период. Интересуюсь причиной столь безудержных эмоций и узнаем что он уже перевале !!! А мы с Ма еще в самой заднице. Ей метра три до камней, а мне метров 10. Дружно завидуем Жеке. От зависти я кричу ему чтоб привязал веревку к чему-нибудь и кинул нам.

Возле начала подъема по камням я догоняю Марину и ловлю веревку, брошенную Жекой. Марина веревку игнорирует и лезет так. Я же поднимаюсь придерживаясь за веревку правой рукой.

УРА !!!! Перевал позади ! В 16:30 мы все стояли в его седловине целые и невредимые. Чувства переполняют организьм. Радостно показываю фак в сторону долины Горемыки. В этот момент, как на заказ, тучи расходятся и перед нами предстают офигинительные виды по обе стороны перевала.

С интересом рассматриваем долину Водопадного. Это новый для нас мир. Увидели г.Черского и ледник на перевале Солнечный, а со стороны Горемыки увидели Байкал. Правда Байкал, оказывается увидели не все. Жека его не заметил, ну чтож, будет повод вернуться.

Далее естественно — длительная фотосессия. Жаль фотографии не передают масштаб преодоленного нами ...

На перевале
Счастье !
Вид на долину р. Водопадного
Тур на перевале Галкин

Метрах в 30 правее того места откуда мы вылезли, обнаруживаем тур, известный нам по многим описаниям. В туре Марина нашла банку из под сгущенки, а в ней полиэтиленовый пакет, в котором находилась зажигалка и пластмассовая баночка из под витаминов с закручивающейся крышкой. В баночке обнаружили записку, следующего содержания:

"Группа туристов (2 чел) г.Псков, Клюев Евгений и Дубов Максим без руководителя, совершая поход ориетировочно 3 кат.сложности с. Байкальское — р. Горемыка — пер. Шеровы Ворота 1А — "Пять озер"- пер. Шеровы Ворота 1Апер Галкин 1Б — руч. Водопадный — г. Черского — р. Куркула — мыс Котельниковский 8 июля 2007 года в 18-00 поднялись на пер. Галкин (1Б) снята записка тур.клуба КГУ АЛЬТЕРЭГО (г.Казань). Погода хорошая, малооблачно.
Удачи вам, народ!!!

zatvornikk@rambler.ru"

Мы тоже оставляем записку:

"27 июля 2007 года, дур-группа Калабаха в составе Юрий Власов, Марина Осипкина, Евгений Васильев, от нехер делать в городе, прогуливаясь по маршруту Байкальское — долина Горемыки — Рыбное — пер. Галкин 1Б — долина Водопадного — оз. Гитара — долина Куркулы — ист. Котельниковские, без руководителя, без снаряжения, без страховки и без мозгов, прошла перевал Галкин со стороны долины реки Горемыка в 16:30.
Снята записка двух туристов из Пскова.
Погода отличная ! Желаем удачи !

mobv@mail.ru

Внизу записки наклеиваем Калабаху. Записку ложим в баночку и упаковываем весь комплект в тур.

Метрах в двух от тура Марина нашла кусок картона в который была завернута зажигалка. В дополнение к ней Марина положила две конфетки, а Жека пачку с остатком сигарет. Хорошее дополнение к зажигалке.

Еще под перевалом, решили проверить американскую систему GPS на вшивость. Системы мониторинга определяют ее точность 1-3 метра в плане и до 10 метров по высоте. В плане ее вшивость была уже мной проверена и составляла 5-10 метров. Замеряем высоту, прибор показывает 1960 метров, что на 30 метров ниже того что есть на самом деле. Врут... все врут.. однако этой точности для туризма вполне достаточно.

Вобщем прыгали мы по гребню перевала около часа. Оглядываясь назад, стоит отметить, что забрались мы на перевал на удивление быстро — за полтора часа. При этом совершенно не устали. Лично я даже отдохнул. Подход к перевалу был значительно более утомительным, но не особо напряжным.

Так как мы не брали с собой газ, то еще на перевале, решили ночевать не у первого озера с каменистыми берегами, а у двух озер в самом низу. Судя, по окружавшей их зелени, с дровами там был полный порядок. Да и время позволяло до них дойти.

Спуск с перевала не представляет никакого труда. Сначала каменистая равнина, длиной метров 300 и уклоном 20-25 градусов. Идется по ней как по асфальту. Затем, до начала каньона ручья Водопадный — некрутой склон из привычных уже курумов. На курумах расставлены туры. Лишь при прохождении каньона ручья Водопадного, пришлось немного поискать путь, но нашли тропку, обозначенную на плитах турами, которая вывела нас вниз, к ручью, по берегу которого мы и выбрались на огромный альпийский луг с двумя озерами у левой и у правой стенки долины.
Альпийский луг под перевалом

Картина открылась преживописнейшая ! Огромный альпийский луг, густо заросший рододендронами, озера в которые спускаются ледники снежников, кедровый стланник растет лишь на пригорках, голубые цветы — Водосборы и ярко-оранжевые Жарки, вдали белеют снежные шапки Черского и соседних с ним гор. Вся эта красота залита лучами заходящего Солнца.

В 20 часов находим место стоянки с приготовленными сучьями стланника и оборудованным кострищем, тут и устраиваемся на ночлег.

Место очень удобное. Вверху, на пригорке — заросли сранника, в которых очень много сухих сучьев, в 20 метрах правее течет ручеек, делающий по поляне широкую петлю и впадающий в левое озеро. Из него очень удобно брать воду. Рекомендуем всем воспользоваться этим местом.

И жизнь хороша и жить хорошо ! Живописные места, солнышко и, главное, мы живы !

Вечером устраиваем праздничный ужин. Под это дело сделали полторы разводки и нехило напились. Фотографировали Луну, орали песни.

Ночью было прохладно, пришлось даже одеть поларку и куртку, но в палатке было жарко.

Спать улеглись наверное уже в третьем часу... а может и позже.

Это был самый легкий физически, но самый страшный, день.

Далее (Глава 8 Рай земной. )