Глава 5. Сплошные бонусы

11 августа (ГМС – ручей Каменный, 14 км, радиально ИТЛ Мраморное ущелье 10 км)

Еще с вечера мы договорились, что Галя, Дима, Женя и Ольга поутру отправятся к ручью Каменному, а мы быстренько сбегаем в Мраморное ущелье и догоним их к вечеру. Так и сделали. Утром идущих в бывший ГУЛАГ оказалось трое (я, Марина, Наташа), а Саня снисходительно согласился подождать нас на ГМС.
Развалины ИТЛ

Встали рано, так как идти прилично – 5 км до Мраморного, потом обратно, да еще до Каменного 14 км шагать. Быстро перекусили вчерашним ужином и стали собираться. Вставшие поутру жители ГМС нас провожают – туристы из Чары и удивляются нашему боевому настрою и сравнивают нашу веселую компанию с картиной «Ходоки к Ленину» – видимо, мы очень колоритно смотримся.

Спрятанный среди отвесных скал ГУЛАГ — Борский ИТЛ
За час добрались до Мраморного. Идем по хорошо натоптанной тропе, которая в лагерном распадке резко поворачивает вверх. Далее идет крутой, прорубленный в кустах подъем до самого Мраморного. Когда вышли из кустов, показались первые опоры. А потом и сам поселок – хорошо сохранившиеся административные и подсобные здания, вышка, а также собранные и выставленные под открытым небом предметы лагерного быта.

Обстановка в лагере угнетающая – особенно в такую промозглость. Все выглядит так, как будто совсем недавно здесь жили и работали люди. На самом же деле лагерь покинули более 50 лет назад.
Вышка смотрителя

Среди каменей
Осмотр лагеря занял около часа, после чего мы поспешили обратно. Так как времени в обрез, на ГМС несемся почти бегом без остановок. В результате при прохождении ручья Метельного Марина хорошо прополоскалась в нем, причем вместе с фотоаппаратом. Который, впрочем, со слов Марины после водных процедур стал фотографировать еще лучше.

У ГМС с удивлением обнаружили, что наши еще не ушли – хотя намеревались двигаться с утра. Немного отдыхаем на ГМС, обедаем и отправляемся до устья притока Среднего Сакукана – ручья Каменный.

12 августа (ручей Каменный – брод через Средний Сакукан (на авто) – Чарские пески – озеро Аленушка, 3 км)

Пески
Около брода на Чарские пески
Утром встали рано, погода, кажется проглючила. К 9.00 подъехал Мисюра Анатолий Иванович. На этот раз набилось нашего брата в Урал почти под завязку – группа из Владивостока 12 человек, туристы из Чары 7 человек + мы. Нас и группу из Владика высадили около брода на пески через Средний Сакукан. А чарцы поехали домой, поделившись с нашей голодной группой оставшейся едой (видимо, услышали разговор о том, что наши запланированные ходовые дни, то бишь едовые пакеты, были уже на исходе). Спасибо, ребята!

Окно
В Сакукане вода частично спала – бродим без особого экстремизма. Оглядываюсь на наше ущелье – Кодар как будто приоткрыл для нас окно в облачности, чтобы мы могли бросить последний взгляд на долину Среднего Сакукана.

Дальше преодолеваем с километр пути по болотистой тропинке сквозь ягодники (в этом месте идем весьма медленно, но вку–у–усно) и мы у цели – впереди пески. С краю они покрыты редкой растительностью – кустарниками, одиноко стоящими лиственницами, но по мере приближения в глубь песков растительность полностью отступает, и перед нами предстают настоящие песчаные барханы.

Озеро Аленушка
Кодар с песков
Вскоре мы вышли к озеру Аленушка – действительно Рериховские виды, совершенно таежное озеро с прогретой водой и маленькими рыбешками, в изобилии плещущимися у берега. После обеда окончательно распогодилось, и мы решили с Наташкой сходить помыться нормально. Для этого забрались в самую дальнюю точку озера – перлись туда через древесные завалы. Озеро там оказалось заболоченным, но вполне пригодным для помывки. Мылись в режиме нон-стоп, так как полчища комаров тоже времени зря не теряли. Обратно до стоянки я добралась вплавь, так как идти по зарослям и бурелому не было сил, а Наташке, нагруженной одеждой и банными причиндалами, вновь пришлось преодолевать все препятствия.

Пески
Немного отдохнув от такой ударной помывки, отправляемся осматривать пески. Они представляют собой огромные песочные волны – барханы. Идти по ним очень приятно – песок еще не успел раскалиться на солнце, но уже достаточно нагрелся, чтобы греть ступни мягким теплом. А стоит чуть копнуть верхний слой, сразу же виден еще сырой обильных дождей песок.
Каракумы

Забрались на вершину одного бархана – с него видно, как золотистые волны разливаются на ближайшие километры, а в дальней округе синеют горы. Хотели прогуляться по барханам дальше, но теплое солнце разморило, и мы просто релаксировали.

Вечером уговорили Галю поиграть на гитаре – она исполнила несколько песен, в том числе и Ивасей «Пора по пиву» – причем в такой проникновенной интерпретации, что все присутствующие прямо-таки прочувствовали, что действительно «пора по пиву, пора». Ничего перетерпим – завтра выход в цивилизацию! В честь этого Сашка устроил праздничный концерт, и мы единственный раз за поход засиделись у костра до глубокой ночи.

13 августа (Чарские Пески – поселок Чара – станция Новая Чара, 9 км, посадка на поезд Новая Чара – Северобайкальск)
Последний "брод" через Средний Сакукан

Из Песков решили выбираться тем же путем, что и пришли, то есть бродить Сакукан там, где дорога подходит почти вплотную к речке. Еще был вариант воспользоваться той дорогой, которая идет по пескам. Но мы решили не экспериментировать, а идти по натоптанному пути и не пожалели! Как только вынырнули с лесной тропинки к Сакукану, увидели на реке человека с катамараном. Оказалось, что Сергей ждет группу итальянцев, которые путешествуют по БАМу и решили заехать на местную достопримечательность – Чарские пески. Сергею как раз надо было на тот берег, и он предложил нас перевезти, чем несказанно обрадовал всю нашу группу. Так посуху мы «перебродили» Сакукан в последний раз.

Дальше топаем по дороге в старую Чару. Нам навстречу попадается Анатолий Иванович на своем Урале и с очередной туристической группой (итальянцы), которая едет познавать эту чудесную природу! Кодар провожает нас хорошей погодой, поэтому вовсе не хочется покидать этот край. Все чаще взгляд устремляется назад, пытаясь насладится последними видами Кодара.
Последний взгляд на Кодар — по дороге в Чару

Чем ближе к цивилизации, тем чаще у меня появляются глюки – «болезнь мобильных технологий» – весь поход мне казалось, что в клапане рюкзака периодически вибрирует мобильник. Когда поделилась этим с народом, выяснилось, что не у одной меня такие симптомы. Половина нашей группы, так или иначе, сталкивалась с этим. В общем, одной болезнью цивилизации на земле стало больше.

А вот и показалась первые дома Чары. Уточнив у местных жителей, где остановка автобуса, мы двинули туда. А там нас уже поджидала группа из Владивостока, которая покинула пески немного раньше нас. Вместе с ними мы и дожидались автобуса, обосновавшись напротив магазина. И тут нам опять повезло – к остановке подъехал Урал с Анатолием Ивановичем, и мы всей дружно загрузились к нему и поехали в Новую Чару.

В Новой Чаре сделали все необходимые дела: сходили с группой из Владивостока в музей, затарились продуктами, отзвонились в МЧС и домой, поели в столовой, купили билеты до Дзелинды, а Наташа с Саней даже успели сходить в гости к местному туристу-фотографу Сергею, с которым познакомились на ГМС. Потом мы сели в поезд Новая Чара – Северобайкальск чтобы доехать на нем до минеральных источников «Дзелинда» и там продолжить наш отдых.

14 августа (Новая Чара – посадочный пункт «Минеральные источники» – минеральные источники «Дзелинда»)
Туристический комплекс «Дзелинда»

Выгрузились на остановке «Минеральные источники» (так посоветовали нам в поезде, так как от самой станции Дзелинда до источников еще 10 км топать) – по ощущениям ни дать, ни взять на 12 километре прогона Пермь–Ярино высадили. Немного оглядевшись, остались в непонятках – кругом лес. Куда идти? Но на наше счастье из леса появились два рыбака, которые и разъяснили нам, куда дальше двигаться. Оказалось, чуть в стороне от ж/д идет асфальтированная дорога, которая и выходит на базу «Дзелинда».

База представляет собой несколько домиков, стилизованных под русский стиль, с приличным бассейном под открытым небом, наполненным горячей минеральной водой. У первого домика, так сказать на «ресепшене», нас встретил дежурный по базе, который разъяснил условия и стоимость проживания и посещения бассейна. Еще он сообщил, что, если пройти немного по тропинке за базой, выйдем на «дикие ванны», где отдыхают местные жители и такие как мы («дикие» туристы). Туда мы и направились. Тропинка вывела нас на «дикий» минеральный комплекс, состоящий из домика для переодевания, трех ванн с разной по температуре водой. В протекающем ручье выложена из камней еще одна ванна с очень холодной водой. Здесь несколько мест под палатки, на одном из них мы и разместились.

После завтрака настало время банных и оздоровительных процедур. Если бы вы знали, какое это блаженство после основательной помывки, погрузить свое уставшее за поход тело в теплую воду. Просто кайф. И больше ничего не надо. Сауна и прочие банные радости на фоне этих ванн просто отдыхают. Так мы целый день и отмокали, изредка к нам присоединялись подъезжавшие на автотранспорте жители Северобайкальска.

А к вечеру на минеральные источники подошла еще одна туристическая группа из Калуги – они совершали пеший маршрут по Ангарскому хребту и тоже решили заехать на источники. У группы оказались давнишние знакомства с пермскими туристами и традиция устраивать песенные вечера. Поэтому как стемнело, мы отправились к ним на огонек.

15 августа (посадочный пункт «Минеральные источники» – город Северобайкальск)

Последний день на Байкале
Утром пришлось вставать рано, так как поезд в Северобайкальск ходит только утром и вечером, а нам так хотелось подневать на Байкале. Устроились в последнем купе – нас приютили туристы, на этот раз группа из Нижнего Новгорода. Ребята оказались водниками, путешествовали по связке ЦыпаВитим, причем маршрут был пройден без привлечения дополнительных технических средств (мотора), что для этой речки не типично. А так как при этом скорость движения была весьма ограничена, их прямо-таки преследовали назойливые полчища комаров и мошкары.

Безмятежность
В Северобайкальске мы обосновались на пляже, где и провели остаток времени до поезда. Ночевали тоже на пляже, группа из Калуги и Нижнего Новгорода разместились в парке на высоком берегу Байкала, а мы поставили палатки прямо на побережье.

16 августа (посадка в поезд Северобайкальск–Москва и ту–ту в Пермь)

Утром встречали последний за этот сезон рассвет солнца.

Затем немного побегали по продуктовым и книжным магазинам, а после загрузились в поезд. На этом рейсе кроме нас ехали 2 группы туристов из Перми и уже знакомые группы из Калуги и Нижнего Новгорода. Так что ни мы, ни окружающий нас народ не скучали и доехали до дома весьма весело!
Прощальный подарок Байкала

Kasimys

Евгений РензинМаша, спасибо огромное за рассказ. Вы ещё сильнее заразили меня желанием побывать на Кодаре. Останавливает пока желание осуществить свой план в Саянах и обилие комаров:) Насколько сильно они донимают, если сравнить с Байкальским хребтом, к примеру?
Какие у вас планы на следующее лето?
25.11.2007, 21:56:46 |
KasimysЕвгений, на Кодар обязательно стоит сходить, там удивительная природа!!!

В этом году комаров было не очень много, так как в июле за неделю до нашего приезда в тех местах выпал снег и держался несколько дней. Я думаю за это время комарики и мошка сильно померзли и поэтому особо не донимали... такого сумасшествия как на Байкальском хребте в районе Верхнеирельского озера не было…
Но мы готовились во всеоружие – репелленты, накомарники – репелленты почти все привезла обратно, накомарник так и ни разу не доставала из рюка.
В отчетах пишут обратное – что комаров и мошки в тех местах шибко много… Даже когда мы разбирали поход, мне некоторые участники высказали, что я оказывается при сборе на маршрут всех запугиваю «несуществующими препятствиями» типа – обилие комаров, холодной погодой и прочими… Хотя я свои выводы делала только из отчетов.
Я считаю – просто повезло.

А на следующее лето пока определенности нет, так как еще не ясно, что будет с отпуском… есть задумка на Кавказе побывать, но все так призрачно...
26.11.2007, 04:37:52 |
Олег МСасибо за рассказ! Давно хотелось на Кодар, а теперь просто не с кем.