Всяк по своему с ума сходит

Одни лезут на гору,

Другие сплавляются по бурным рекам,

А третьи, которые совсем того…

Бегают, в придачу, на большие расстояния...

БАМ, сверхмарафон и мы

БАМ! БАМ! БАМ! Стучит кровь в висках. БАМ! БАМ! БАМ! Шлёпают по щебёнке подошвы истерзанных ног. Мой пессимизм посрамлён. Энтузиазм и настойчивость усть-кутских и иркутских любителей бега сделали почти невероятное — обком ВЛКСМ и Облспорткомитет поверили, прониклись, организовали. Сверх марафонский пробег по трассе западного участка БАМ состоялся и я его участник.

БАМ, БАМ, БАМ звучат рядом шаги «товарищей по несчастью». БАМ, БАМ, БАМ без конца и края. Уходящие в никуда километры. Шпалы, мостики, разъезды…

Под крылом самолёта долина реки Лены. Мы над городом Усть-Кут. Длиннющая лента Осетровского порта: баржи, краны, буксиры… Посадка.

Серо, холодно, неуютно. Нас встречают, приветствуют, садят в автобус усть-кутские товарищи по пробегу. Беглое знакомство с городом.

Утро четвёртого сентября. Сыро, уныло. Мы у дома культуры. Несколько девушек и парней хотят пробежать с нами в черте города. Впереди первый тридцати девяти километровый отрезок первого этапа. Хлопок. Взлетает ракета.

Восемь часов пять минут. Сверх марафон начался.

Первые километры по сонному городу. Суббота. Равнодушные взгляды редких прохожих. Незаметно отстала молодёжь, пришедшая для «оживляжа» и …«в бой идут одни старики». Пробежали по мосту через Лену.

Вот она БАМ! Под нашими, ещё здоровыми, полными сил ногами. Восемь долгих дней предстоит нам дышать её воздухом, ощущать каждый метр её полотна, потеть и мёрзнуть, радоваться и огорчаться. Бежим по отсыпке под второй путь. Ощутимый подъём. И так все 39 километров до первого разъезда «Чудничный» на водоразделе рек Лены и Таюры. Накрапывает дождь. Бежим прикидывая свои скоростные возможности. Постепенно растягиваемся, выбирая оптимальный для себя темп. Совсем холодно. Медленно уходит вниз огромная долина Лены. Милый сердцу суровый сибирский пейзаж. Бескрайня тайга, низкое хмурое небо. Багровыми факелами горит в тёмно зелёных хвойных склонах рябина, золотом светятся осины. С подъёмом исчезает лиственный лес. Кедры и лиственницы имеют могучие стволы и очень скромную крону. Лес производит впечатление вонзённых в небо копий, приготовившихся к отражению враждебных сил.

Бежится ещё легко, но очень холодно, руками пуговицу не застегнуть. Светофор! Вдали на разветвлении путей какое-то белое строение. Разъезд «Чудничный». Гостеприимные дежурные впускают нас погреться и спрятаться от дождя хоть на время. Три часа отдыха и снова в путь.

Дождь прекратился. К счастью. И без него тошно. Впервые в жизни пробегаю за день такое расстояние – 62 километра. Думаю, что не одинок в своём насторожённом прислушивании к своему собственному организму — а как-то он, бедненький, всё это вынесет? 62-й километр пути. Впереди на корточках изготовился для фотографирования мальчишка лет двенадцати. «Дяденька, вы из Москвы бежите?» Рождение легенды. Говорю что из Усть-Кута. Явное разочарование. Пристраиваются бежать рядом. Ох, эти мальчишки. Глядя на старых дяденек, считают, что уж быстрее этих то они пробегут. Через 200 метров они уже далеко позади. А ноги уже ватные, налитые свинцом. И вот радость! За поворотом посёлок Звёздный. Последние трудные метры и я у постамента с вездеходом, за которым уже прячутся от леденящего ветра трое наших "быстроногих". Подтягиваются остальные. В одном из классов огромной школы уже приготовлены для нас постели. Позаботилась инструктор по спорту Таисия Бородина, она же и детей вывела для встречи.

В походке нашей появилась очень характерная «степенность». Но это ещё цветочки. Большинство из нас норовит скорее растянуться на матрасах, помогая руками собственным ногам, а вот Александр Паранько — бегун из Усть-Кута стоит в это время на голове в замысловатых йоговских позах. Крепкий мужик сорока двух лет. Суровое лицо с рублеными чертами, длинные смоляные с проседью волосы перехваченные ободком тесьмы и омертвевший невидящий глаз придают ему сходство с индейцем. А он гнётся, гнётся, как девочка гимнастка, взбухают вены на мускулистых руках…

Двадцать лет назад в инциденте на границе военнослужащий Александр получает ранение в позвоночник. Паралич половины туловища. Почти полная потеря зрения обоих глаз. Персональная сиделка, госпитали, коляски, не вылечивающие курорты. Отчаяние едва начавшего жить парня. И счастливая встреча на одном из курортов с пожилым майором, сказавшем: «Саша, тебя никто не поднимет, только ты сам». Полгода пролежали без дела тренировочный костюм и кеды, подаренные Саше майором на прощанье. А потом появилась мысль попробовать. И попробовал! Сначала простенькие упражнения, потом стал вставать и пробовать ходить. И, наконец, попытка бега. Как это удалось наполовину парализованному человеку?! Он не словоохотлив. Сказал только, что много раз разбивал лицо в кровь при падениях… характер!

Второй день. Этап — 44 километра. Мы уже разбежались, но ещё не утомились. Пробегаем без особых затруднений. Ночёвка на станции Ния. Утром самый тяжёлый этап –67 километров плюс накопившаяся усталость. Настроение у меня не весёлое. Меня настораживает предстоящий день. А рядом несмолкающий говор 56-летнего Владимира Алексеевича Жукова из Усть–Кута. Он «грызёт удила и бьёт копытом» с утра до вечера. Он рвётся в бой, он возбуждён и полон сил. Он не очень стремителен, но со скоростью 11 километров в час может бежать многие часы. Человек переживший Ленинградскую блокаду, а потом долгие годы, мягко говоря, злоупотреблявший спиртным, имевший инфаркты и не имевший семьи. А теперь — двое взрослых детей и мальчишеский оптимизм.

И опять километры, километры… Фантастическим видением вздымается вдруг над полотном белое огромное здание вокзала – Небель. 32-й километр вместо ожидаемого нами 38-го. Прекрасное здание, внутри дворец, и гулкая пустота, сиротливо стоит среди тайги. Больше никаких строений, чешем в затылках.

До Магистрального ещё 36 километров. Вот это испытание! Начинаю бодренько, но это не надолго. На 13-ом километре меня медленно обходит Владимир Кейко и в это время на нас стремительно накатывается что-то загорелое. Едва успеваем сообразить, что это наш «морж» — Михаил Грубер (всепогодная форма одежды – трусы) , как он на спринтерской скорости проносится мимо и уже через десяток минут мы теряем его из вида. Михаил в ударе! 30 километров пробегаю сносно, а дальше внутренний голос услужливо подсказывает: «остановись» Кругом такая красота. Сверкающий день. Прозрачный поток реки Береи. Ноги заплетаются. За три километра до финиша перехожу на шаг, найдя кучу оправдательных причин для такого своего малодушия. А местность действительно изумительна… Километры отвесных скальных стометровых берегов Береи. Сказочных цветов тайга. Где-то взади бегут только Саша Каплуненко (рискнувший на сверхмарафон с самым маленьким из всех нас набегом, но не с самым маленьким упорством) и Аркадий Калихман – наш организатор, бегун божьей милостью, показавший высокий результат в двух Одесских стокилометровых марафонах, но в нашем пробеге только изредка позволявший себе пробежаться с нашими резвыми лидерами – Александром Паранько и, в недалёком прошлом, спортсменом-марафонцем (КМС) Яковом Асановым.

Асанов – открытое располагающее лицо, мягкая спокойная уверенность – главврач санитарной службы Западного участка БАМ. Он здесь дома и облечён! Материализует общие идейные решения облспорткомитета о жизнеобеспечении пробега.

Наконец муки третьего дня сверхмарафона кончились. Мы в гостинице, а завтра желаннейший день отдыха. Магистральный расположен на высоком увале. Хорошо видна огромная долина реки Киренги. И отсюда мы впервые увидели Байкальский хребет, хотя до него ещё сто километров. Как сказочные гигантские замки стоят на горизонте причудливые массивы гор, а за ними ещё дальше видны снежные пики Баргузинского хребта.

А походка! Походка наших сверхмарофонцев, это нужно видеть! А видеть без улыбки нельзя. А за этой карикатурной медлительностью боль и усталость, усталость и боль. И смех и грех. Сходить на «шхельду» проблема. Как только присядешь ниже критической точки ноги подкашиваются и рухаешь на землю. Процесс возможен только держась руками за опору.

День отдыха. Владимир Кейко, известный на весь Советский Союз водник, МС, первопроходец уникальных маршрутов и это на деревянных плотах! И МС по велогонкам, виртуоз в работе с деревом топором, человек разносторонне одарённый рассказывает о беге двум десяткам собравшихся в красном уголке любопытных, пришедших посмотреть на «странных дядей». Делится с ними, как с единомышленниками, а я скептик – знаю, что никогда и никуда они не побегут.

Сегодня этап Магистральный – Улькан, 44 километра. Дорога идёт вдоль Киренги, прекрасная широкая река катит свои прозрачные воды по широченной плоской долине. Здесь вообще все реки прозрачны и растревоживают душу первозданной красотой.

Бегу с Александром Ивановичем Барминым, 51 год, строевая выправка (бывший военный, морской офицер), тонок в талии. Сзади – юноша. Повернётся – седая мичманская бородка. Колоритная фигура на него обращают внимание.

Смугл от загара и временами похож на индуса. Лёгок на ногу. Частенько бегу с ним. Сильно (быстрее 12 км. в час) проходим первый отрезок этапа 26 километров до моста через Киренгу. Подбегаем к одиноко стоящей у въезда на мост будке. А там, как всегда, уже три наших «рысака» — Паранько, Асанов, Кейко и три девушки железнодорожницы. Мокрые майки и трусы, потные осунувшиеся лица, тяжело опущенные руки. Пропаганда здоровья!? При нашем с Барминым появлении жалостливые возгласы: «Один худее другого» Нам так бы не помешало восхищение, а нас только жалеют. Перетерпим! Маленькая награда за этап – трёх часовой отдых среди зелени и сверкания реки под лучами ласкового, не часто балующего нас солнца. Пробежали мост и дальше.

Улькан. Приятное исключение среди посёлков БАМ. Дома врезаны в массив тайги, готовое озеленение. Сегодня наш «отель» — спортзал с матрасами., а слушатели самая искренняя, доверчивая и любознательная часть человечества – дети, школьники разных возрастов. Наши дяденьки разговорились часа на полтора.

Пятый день бега. До Кунермы – 54 километра. Разбегаемся медленно. Пятидесяти восьмилетний Виктор Петрович Смолькин, энтузиаст бега и терпеливейший человек. Третий день у него воспалена надкостница на голени, нога синяя распухшая, а он бежит! Кто знает, чего это ему стоит. Но среди нас не принято жаловаться. Плохо в большей или меньшей степени всем. Но мы бежим, бежим в незнаемое, бежим, чтобы узнать кое-что новенькое о себе, бежим, чтобы доказать, что 50 – 60 лет не старость и 350 километров не расстояние, даже по щебёнке. Бежим потому, что нам страстно хочется иметь единомышленников –здоровых жизнерадостных людей. Нас видят в посёлка и на дорогах, машинисты и пассажиры поездов, железнодорожные рабочие и шофёры приветствуют нас. Молва о нас катится впереди нас и даже у стойких скептиков теплится надежда: «А вдруг у кого-то из бамовцев с нас начнётся новый этап в жизни»

Как правило, вначале мы бежим группой, разговоры, разговоры, разговоры. Все ещё бодры и в компании бежать легко. При крайних степенях усталости прослеживается явная тенденция бежать в одиночестве. Накапливается раздражительность, наваливается, обволакивает смертельная, отупляющая усталость. И вот тут каждый остаётся наедине с собой. Никто не в состоянии помочь бегуну. Он наедине со своей болью и усталостью. Чья возьмёт!

С погодой везёт. Вторую часть этапа пробегаю опять с Барминым. В Кунерме на будке у переезда нас впервые встречает приветственный плакат. Нас ждут!

Нам устроили великолепную баню с парной и здесь я, в полном соответствии с расхожей народной глупостью (это замечание из сегодняшнего дня) напарился до одури и главное нахлестал веником коленные суставы. Это сейчас я, имея огромный личный опыт и прочитав много спортивной литературы, знаю, что парить можно только мышцы, а не суставы, а тогда, по байкам стариков, которые любят погреть косточки в парной, которая их суставы «оживляет», я эту глупость и сделал. Может старикам сидящим на лавочке это помогает, а спортсмена это угробляет.

Хмурое утро. Привычно выползаем на старт. Я ещё не знаю, что это будет для меня черным днём. Пробегаю первые 10 километров с Кейко, и тут, к величайшей моей досаде, начинает разбаливаться нога. Расходится дождь, а мне не до бега, кое- как на 18 километре добираюсь до нашей машины и на руках втягиваю себя в фургон. И вот я только зритель. Под дождём бегут в девяти километровый подъём к перевалу «Даван» самые упорные. Завидую им. Кого тянет на «Даван», а меня и некоторых – на диван. Бегуны сильно растянулись. На перевале поим последнего и скорее в Гоуджекит. Под навесом автобусной остановки забавно выглядят наши промокшие марафонцы в трусах и майках. А холодина! Ещё коротенький этап и мы в п. Солнечный. Все кроме Леонарда Соловьёва и Кейко. Они проскочили отворот на посёлок. Выловили их в 10 километрах от посёлка.

Морозное утро. Последний день бега. Вершины окружающих гор присыпаны снегом. Теперь почти до самого Северобайкльска всё время вниз, пробегаю этап, как на крыльях. Выбегаем из долины реки Тыи, прорезающей Байкальский хребет. Перед нами Байкал! Последний крутой подъём и мы над городом Северобайкальском. Ещё не много и мы после восьмидневного перерыва ступаем на асфальт. Километр по городу и мы финишируем у ДК, где нас… никто не ждёт.

Прощаемся с усть-кутскими бегунами. Первое чувство – облегчение. Завтра не нужно бежать. Но уже грустно от понимания, что кончилось что-то, что не часто бывает в жизни, что завтра не увижу этих лиц, к которым успел привыкнуть, не услышу рядом дыхание людей, которых нельзя не уважать за их мужество и терпение, за упорство и убеждённость, за увлечённость и бескорыстную пропаганду здорового образа жизни.

Сверх марафон завершён и мы вышли победителями из этого нелёгкого испытания. Ну, и что. Большинство пожмёт плечами и равнодушно скажет-«ЗАЧЕМ?» и мы не сможем ответить ничего кроме банальных фраз о здоровье, тысячи раз произнесённых в печати, радио и телевидении и не многих, однако, сдвинувших с места. Но есть ещё высокие понятия, о которых мы как-то стесняемся говорить – о гордом человеческом духе, толкающем человека на преодоление препятствий, какова бы не была их природа!

3 – 13 сентября 1982 год

yuriy kuznetsov

Эраст БутаковУважаю!!! Так держать, Батя! Здоровья, Вам и долгих благополучных лет жизни!
28.11.2007, 17:47:50 |
Евгений РензинЗамечательный рассказ! Замечательные люди! Очень вы их живо описали, Юрий. Спасибо!
28.11.2007, 20:09:03 |
yuriy kuznetsovО замечательных людях легко писать.
Спасибо за оценку моего рассказа. Рад, что он нашёл отклик в ваших душах.
30.11.2007, 08:45:46 |
Алексей МисюркеевКруто, я тоже раньше увлекался марафонским бегом, но супермарафоны не бегал. Всегда завидовал тем, кому это по силам. Воодушевляет, хочется восстановить старое увлечение. Воли маловато...
10.12.2007, 20:05:07 |
yuriy kuznetsovАлексей, мне кажется, что фамилию Мисюркеев я встречал в протоколах БАМ ( большого альпинистского марафона). Это были Вы? Или может быть Ваш отец?
11.12.2007, 08:03:46 |
Алексей МисюркеевОтец бегает марафоны, но, по-моему, в сверхмарафонах тоже не светился. Может, по обычным, местным, марафонам знакома фамилия — там и он, и я участвовали.
11.12.2007, 09:25:26 |
Юрий Кузнецов
02.06.2014, 20:50:50 |
Aлександр Софронов!!! Да уж.