Глава 3. ПОЛНЫЙ УРГЕДЕЦ

Эволюция, вторая стадия: двуногие, совсем не человекообразные – ластоногие…

14 августа, вторник

8.00, а все еще не зовут к завтраку. Устали ждать и выползли сами – в 8.30, а тут еще только-только вода в котле закипает.

Утро хмуренькое, но роса выпала, а над вершинами холмов в верховьях БУ синее окошко. Уровень воды в БУ и без того низкий упал еще сантиметров на десять – пойдем сегодня аки посуху.

С утра дособирывали Цапеля, а Сережка бегал пилить лиственницу, перегородившую БУ метрах в 500 ниже по течению. Вернулся, полный впечатлений: “А прикольно пилить сук, на котором сидишь…”

Фраза этого утра:

Девушки: — Что нам делать?

Валя: — Подкачаться…

…В общем прособирались до 12.30, к этому времени и погода наладилась. И началась веселуха… Хотя все оказалось не так уж мрачно, как увиделось с вечера – уже через часик-полтора кое-где на “порожках” мы даже сливались с шумом и плеском. На первых порах запрыгивали на кат боком и ногами отбивались от валунов и рулили… Второй метод рулежки, оказавшийся более плодотворным, освоили чуть погодя – одним коленом становились на гондолу, а второй ногой отталкивались от дна, как на самокате. Так и шли: мелкий перекат, подпор перед “порожком”, “маневрирование”, заход, слив…

В 13.50 в устье ручья Казарменного догнали передового Кулика и остановились на обед. Здесь по нашей воде отличное для этого место, ручей намыл большую галечную косу – камушки горячие. Благодать. Есть даже песчаный пляжик. А в траве, окаймляющей галечник, целые заросли сочного дикого лука – эх, а не выцыганить ли у завхоза по салу?...

16.00. После обеда плыть стало еще веселей – в БУ впало несколько притоков, и время отсидок на катах увеличилось до десятка минут. Изредка даже успевали поработать веслами. А через час уперлись в полноценный завал: два толстых ствола перегородили все русло, а еще один – метров через 50. И хотя можно было бы обнестись – вправо уходила широкая сухая протока, мужики решили пилить.

Пока наши неутомимые по очереди занимались физическими упражнениями, совмещенными с водными процедурами, мы с Иринкой предавались извечному женскому… Естественно, собирательству. Здесь оказалось богатейшее месторождение ягод, особенно жимолости. Хотя попадались и голубика с брусникой.

В 18.00 трудотерапия закончилась, идем дальше. Точнее идем уже всего лишь пятьдесят процентов ходового времени, а оставшиеся пятьдесят процентов – плывем. О-о-о, прогресс!

Только, было, мы разбежались, впереди у правого берега замаячил Кулик, и Валя с Сережкой чего-то руками машут… что-то типа буквы “Х” изображают… Опять завал что ли? Ладно, подплывем, увидим…

Оказалось не завал, а нечто поинтересней. В это нечто мы и свалились с разбегу. С воды “это” прочиталось вполне проходимыми для нашего Цапеля воротами. Но вот когда мы уже нависли над красивым бело-зеленым сливчиком, стало понятно чего это мужики руками размахивали… нам сюда совсем не надо было. За воротами скальная стенка слева делала резкий поворот, и с нашими габаритами мы в него уже не вписывались... А сами ворота и скальная стенка за ними сделаны из каких-то особо острых камней, которые, казалось, состояли из одних только режущих граней.

В общем, в слив плюхнулся только Иринкин нос вместе с ней самой, и их обоих там живописно полоскало красивой пенно-зеленой струей. А остальным нам пришлось выходить на камни и выкорчевывать распятого между ними Цапеля.

На дальнейшее договорились с нашими быстрокрылыми, что если попадется еще какая-нибудь подобная бяка, они будут махать руками не ПОСЛЕ, а ДО нее. Мы-то уже привыкли, что надо чалиться к ним… вот и влетели.

Валя: Из препятствий на БУ еще следует упомянуть один прижим на правом повороте (примерно в километре выше только что описанного порожка). Здесь мы со значительным усилием отгреблись. Следом идущая четверка задела левым бортом, но – обошлось без повреждений (хотя не обошлось без лекции, которую Женя тут же прочитал впередисидящим).

Вообще, береговые скалы (а иногда и камни в русле) на БУ постоянно поражали свежими острыми сколами. Ну, нам с нашими низководными скоростями это только нервы немного трепало. А вот кто пойдет по высокой воде – внимательней!

Итак, к концу этого дня характер БУ стал более-менее предсказуемым и регулярным, этакая лестница: препятствие – плес, препятствие – плес… Где препятствия – это перекаты, разбои (и как их следствие – мелкие перекаты и отдельные низко висящие расчески. Хорошо, хоть завалов больше не было), изредка мини-пороги – локальные сливы до 0,5-0,8 метров в сужениях русла реки.

После одного такого порожка мы и остановились на ночевку. Здесь обнаружилась неожиданно классная стоянка – относительно длинная и плоская поляна со следами костровища и остатками каркаса под шалаш.

Прошли за день – 9,66 км

Средняя скорость – 3,5 км/ч

ЧХВ – 2 часа 46 минут

Высота – 1479 ±27 м

Завал – “Zaval”

Порог – “Por_Vorota”

Отметка 50 м ниже шиверы – “042”

15 августа, среда

А утром проспали и мы с Женей – заступили на дежурство уже после 7.30.

Солнце пока еще за горами, прохладно, я бы даже сказала морозно – на Серегином спасике белеет иней. Но небо, чистое и ясное, обещает жаркий летний день.

10.10. Народ средно-бодро копошится, скорее всего, минут через 40 выйдем на продолжение нашего большого ургедеца…

…Однако вышли в 11.20 – провозились с бедным Цапелем. Еще вчера с ним были проблемы, в частности, постоянно выбивали ногами пробки, запрыгивая-спрыгивая туда-сюда, — уж очень “удобно” они расположены как на гондолах, так и на сидухах. “Заценили” так же систему крепления продолин отдельными мелкими вязочками – половину их незаметно потеряли по той же причине. От сидух тоже остались не восторге – трубками набили на коленках синяки, к тому же к концу дня все они повыскакивали из-под поперечин. А в довершение ко всему оказалось, что чехлы набрали вовнутрь воды. Так и не поняли, почему. В общем, пришлось практически все перебрать и закрепить.

До обеда уже больше плыли, чем бежали. Хотя и побегать тоже пришлось. Так при одном из волоков чуть не задавили катом меня – впредь наука: не мельтеши перед идущим транспортом. А в остальном ничего экстраординарно хорошего/плохого не случилось – перекат, плес, перекат, плес…

Обедали с 14.00 до 16.00 на симпатичном галечнике (они здесь все такие!) по левому берегу. По показаниям ЖПС-ки до обеда прошли примерно 11 километров. Солнце, жара, от которой легкий ветерок – спасение. Температура воздуха по ощущениям около 25 градусов.

После обеда шли обычным уже порядком: впереди пока еще безымянный Кулик, замыкающим наш Цапель. Правда, увидеть Кулика удавалось уже достаточно редко – воды прибавилось, и ребята летели куликами. И лишь на мелких перекатах они появлялись в нашем поле зрения. Коля даже составил новую народную примету: увидеть Кулика – к волоку.

А последний час до впадения в Зун-Мурин уже даже спрыгивать с ката не приходилось, разве что иногда самокатили.

И вот очередной перекат, некстати мелковатый – и Кулик на повороте. Спрыгиваем, ковыляем по камушкам… Оба-на! А на этом повороте в БУ что-то впадает, да не маленькое… Yes! Зун-Мурин! 17.50.

Метров через сто после впадения зачалились на левом берегу. Здесь в лесу за галечником хорошая, оборудованная костровищем, стоянка, а в месте впадения – небольшая глубокая заводь – отличное место для вожделенной бани. И перво-наперво как причалились, Женя скомандовал: “Серегу с Валей на дрова, а мы пойдем камни ворочать…”

…Пока мы с Иринкой ждали своей очереди в банное чистилище, наблюдали очень странное небесное явление – даже наш сплошной научный работник Сережа не смог его разгадать. Так вот, сидели мы вдвоем на бережку в кромешной темноте и от нечего делать пялились в небо. А там уже светились звезды. Вот одна из них и привлекла особое внимание – она запуталась в лесной щетине на вершине высокого холма нашего берега и как-то странно мерцала или подмигивала. Казалось, кто-то спускался сверху с огромным фонариком-прожектором. И вдруг ее одномоментно не стало… словно выключили этот фонарик. Блин, а может, и в самом деле, расстояние до верху обманчиво велико? Может там, правда, кто-то прячется? Но через минуту звезда опять появилась, а когда я минут через двадцать опять посмотрела туда, она сияла уже высоко над склоном…

А баня, кстати, удалась.

Прошли за день – 18,77 км

Средняя скорость – 5 км/ч

ЧХВ – 3 часа 42 минуты

Высота – 1253 ±24 м

Стоянка – “045”

Далее (Глава 4. КУЗИНЫ ИМЕНИНЫ)