Глава 5. КРАЙ НЕПУГАНОЙ БРУСНИКИ И НЕТОПТАНЫХ МАСЛЯТ

Эволюция – четвертая стадия: земноводные!

17 августа, четверг

Ночь была какой-то подозрительно теплой и поначалу беззвездной. Но не зря мы вчера доставали гитару, и после …надцатой звездной песни засветился Млечный путь. Так что спать легли при полном параде звезд. Однако утро настало задумчивое, тихое и бессолнечное, около 18-20 градусов. Похоже, зачем-то назревал перелом погоды.

Зато наше групповое утро началось оживленно. Бывают в походах такие странные ночи, когда практически всем одновременно снятся яркие, запоминающиеся сны – видимо, как следствие особо острого чувства локтя под ребро. Тогда с утра начинается “а вот мне такое приснилось…” Именно такая ночь и была сегодня у нас. И за завтраком народ бурно делился ночными похождениями. Больше всех во сне досталось Сережке. Он даже вставал посмотреть, кто там… Цитирую:

Сережа: — Один раз мне даже показалось, что к нам по воде кто-то подкрадывается… хлюпает…

Коля: — Рыба!!!

После завтрака обнаружили, что у Цапеля опять разошелся вчерашний шов, так что и сегодня у нас получилась вынужденная полудневка. И народ дружно разобрался по интересам: Иринка с фотиком и кулечком скрылась на склоне – фоткать брусничинок в белых мхах и тут же безжалостно заготавливать своих фотомоделей для компота. Сережка с Валей вооружились пинцетами и скальпелями и принялись препарировать Цапеля, Коля на пару с удочкой отправились топить в омуте бедную гусеницу. Осталось только мне организовать Женю на прогулку по каньончику и К2, совмещенную с фотосессией – вчера мы так быстро все это проскочили, что ничего толком не увидели. К тому же это было уже вечером, а фотографы народ капризный: то свет не тот, то солнце не оттуда, то… в общем, все равно собирались с утра здесь как следует пофотографировать.

Уговорить Женю удалось только после того, как я привела свой излюбленный аргумент этого похода: “Когда мы еще сюда вернемся…” – ему, видите ли, без солнца снимать не интересно. Однако тут согласился, и мы пошли.

По нашему берегу вдоль каньона верхом идет хорошая тропа. Сначала с высоты полюбовались прозрачной зеленой глубиной, а потом по ржавым, острым пластам скал спустились к самой воде. Да-а-а, сейчас бы сюда солнышко…

Так не спеша догуляли до К2. А здесь на выходе из второй ступени увидели Колю замершего над темно-зеленым омутом с удочкой наизготовку. В этот самый момент Коля дернулся, и на леске заплясал первый хариус!.. Вау!!!

Но бедный Коля! В первый момент на его лице было написано такое искреннее изумление, и в глазах так явственно читался вопрос: “ой, кто это”… что пришлось прийти к нему на помощь, чтобы не упустил добычу.

…Вторая последовала через минуту после первой – начался клев, и к нам пришел азарт. Зато закончилась вчерашняя гусеница… Вот незадача… Но не бросать же в самом начале из-за такого пустяка, как отсутствие червей, да и что нам на шесть здоровых желудков две рыбешки. Пришлось срочно открывать у себя талант снабженца. Хорошо, что рядом оказалась неглубокая чистая заводь ручейка, водопадиком впадающего в Зун-Мурин после К2 – там я и добывала Коле ручейников.

В общем, дальнейший процесс выглядел следующим образом: я шелушила ручейника и подавала его, голенького, Коле. Тот насаживал наживку на крючок и закидывал ее в омут. А через пару-тройку минут доставал оттуда очередного хариуса, и максимально подтягивал его ко мне. Я ловила рыбку, брыкающуюся на леске, и крепко ее держала, пока Коля доставал крючок. Потом складировала добычу к остальным, и начинала шелушить следующего ручейника…

…А метрах в двадцати выше по течению блеснил Сережка – так ни одной рыбки и не выблеснил. Вот что значит отсутствие официального назначения…

Ирина: Кругом брусничник – патологический и тотальный. И живописный до невозможности. А какие ягоды!!! Крупные, спелые – впервые не только набрала, но и налопалась досыта.

Потом тоже прогулялась на К2 и поснимала рыбаков. На фотик, в смысле.

А потом подошло время готовить обед – похоже, наша небольшая утренняя задержка плавно перетекла в дневку. Не стали отвлекать рыбаков на такую прозу, занялись готовкой с Женей. Пока Коле было не до того, воспользовалась случаем и рискнула добавить в суп грибочки, которых здесь видимо-невидимо, и которые мы до сих пор не брали, но подозревали, что это какая-то разновидность маслят. Забегу вперед и скажу, что все обошлось, поэтому в дальнейшем употребляли их в больших количествах. А еще я нашла рыжик. Или очень похожий на рыжик грибочек. Зарезала в суп и его. Но об этом чуть ниже...

Когда обед был готов, Женя напутствовал Валю, который отправился к рыбакам с грузом ручейников: – Если у них там рыбы нет, пусть идут на фиг обедать!

…За обедом Иринка что-то выловила у себя в тарелке, пожевала это, сморщилась и выплюнула. Потом прошептала мне: — Что-то мне этот рыжик не нравится. Какой-то он на вкус подозрительный…

Ответила, припомнив недавнюю Валину сентенцию про то, что ему не страшны пищевые отравления: — Ты помнишь, Валя сказал, что у него желудок чувствительный: чуть что – реагирует сразу. Подождем… — И “утешила”, — А вообще-то я недавно тоже находила грибочек, очень похожий на рыжик. Но выкинула, Женя сказал, что это не он…

Иринка (вылавливая из супа очередной кусочек «рыжика»): — Нет, он мне определенно не нравится…

Обе с тревожным ожиданием посмотрели на Валю, который вообще-то не в курсе, собственно, как и все остальные, но суп трескает с большим аппетитом. И тут Валя вдруг бросил тарелку с недоеденным супом, вскочил и стремительно удалился в сторону леса! Ап-ть… Немая сцена…

…Так и не выяснили, почему убежал Валя – мы ведь скромные девчонки, постеснялись… мало ли… Но на этот раз обошлось, и больше с грибами Иринка не экспериментировала… Вроде бы…

Ирина: …А рыбы получился целый противень – мы не утерпели и тут же после обеда ее зажарили. Вкуснотища!

После такого праздника все-таки решили пойти дальше, к тому же наконец-то закапало – на воде дождь переживается значительно легче, всё равно все мокрые. Вышли в 17.00.

До устья Малого Ургедея проскочили пару хороших шивер – красиво и с большим удовольствием. А еще по дороге отрабатывали новые команды:

- вопль “А-а-а!” с правого носа означал “влево, влево, влев-о-о-а-а-а…”

- вопль “А-а-а!” с левого носа, соответственно, “срочно вправо”

Причем оба эти “А-а-а!” издавались, когда в самый последний момент прямо перед носом из пены выныривал незаметный до поры булыган. Но понимались и отрабатывались обоими носами однозначно… Ай да мы!

На плесах развлекались тем, что пытались воплотить в жизнь Маринину идею — подкрасться к Кузе и “гавкнуть”. Но не получилось ни разу – у Сережки то ли нюх острый, то ли глаз на затылке – он всегда оборачивался за минуту до.

В 18.10 зачалились для просмотра на пороге Лук. К этому времени уже окончательно распогодилось, и выглянуло солнышко. Надо сказать, что дождь, попугавший нас перед выходом, так толком и не начался – только немного покапало…

Порог понравился – красивый. Здесь после очередного плеса Зун-Мурин падает на очередную ступеньку и по нашей малой воде двумя сильными узкими струями обтекает галечную отмель. Левая струя луком изгибается вдоль скальной стенки, образуя неплохой прижим. А правая – тетивой – с силой врубается за отмелью в левую, сбивая валы в кучу. Порог короткий и заканчивается спокойным глубоким плесом.

В районе порога левый берег обрывистый и высокий, правый пологий, окаймленный широким галечником, а чуть ниже по течению есть самый настоящий песчаный пляж – просто шикарный. Стоянка здесь отменная — напротив порога в лесу, и тоже в богатейшем брусничнике.

На стоянке обнаружили свежие следы пребывания человека – пару-тройку дней назад здесь были люди – валяются чистые еще фантики и какие-то мелкие бумажки. Но самое красноречивое доказательство – не успевшая подсохнуть половинка большой луковицы.

Ирина: На четверке в порог не пошли – Жене показалось, что мы не впишемся в узкие проходы. Однако удалось уговорить командира встать здесь на ночевку и покататься по Луку на двойке. “Только до ужина, а я уже пошел готовить”…

…Катались два часа – до упора, ужином Женя только попугал, а на самом деле все это время он бегал с камерой по берегу. Прошлись и по правой протоке, и по левой. А под конец даже прошлись на Цапеле полным родным составом. Yes!

Кашу варили уже в быстро густеющих сумерках. Не обошлось без приколов: Марина, услышав от Жени: – Подержи, чтобы скала не упала..., – долго соображала, о чем это он. Остальные, глядя на нее, тоже пригрузились. Потом до Марины дошло, чего же все-таки хотел Женя: – Подержи, чтобы <перекладина> с кола не упала...

Дольше всего доходило до Жени...

А стоянка здесь хорошая, но слишком уж просторная, для большой команды. Нам было куда уютнее на маленькой полочке после К2…

Прошли за день – 9,25 км

Средняя скорость – 6,7 км/ч

ЧХВ – 1 час 22 минут

Высота – 1134 ±21 м

Стоянка напротив Лука – “570”

18 августа, суббота

Утро опять солнечное – даешь summer on! По ощущениям, несколько выше 20 градусов. От вчерашней задумчивой погодной меланхолии не осталось и следа, и небо чистое.

Завтрак опять запоздал, так как дежурные (мы с Женей) позорно проспали и вместо положенного 8.00 подскочили уже около 9.30. Одновременно с нами проспали и рыбаки – Коля с Сережей, с вечера мечтавшие об утренней зорьке. Но Коля нашел в себе силы подняться вместе с нами, и вскоре его спина замелькала среди деревьев в направлении Лука. А к завтраку он вернулся с добычей – до десятка некрупных хариусов. Ну что ж, каков омут, такова и рыба в нем. А здешний по всем параметрам уступает великолепным омутам в районе К2.

Ирина: В 11.00 Женя обнаружил, что на Цапеле опять разошлась прореха!.. Но теперь по нашей общей вине – дружно недосмотрели, и каты, оставленные вчера на галечнике в тенечке большой лиственницы, оказались сегодня под палящими лучами долгожданного солнышка, и с отвычки перегрелись. Кузе-то ничего, а вот у Цапеля воспалились старые раны.

Для начала все получили разнос от начальства – а не фиг… Так что, похоже, дневка на Шурике нам уже не грозит. А потом по привычному уже сценарию разошлись по интересам: у Коли с Сережей – день большой штопки: один колупает иголкой штаны, другой – шкурку Цапеля; Марина в свободной позе попой кверху ползает с кулечком по брусничнику; Валя где-то сливается с природой; Женя в приступе мрачной ипохондрии изучает лоцию – неужели, надеется где-то срезать? А между тем, рыба, выпотрошенная Мариной в порыве гражданского рвения, загорает на солнышке. Рыбу жалко…

Кстати, я тоже совершаю гражданский подвиг. И причем, совершенно добровольно! Прошу отметить это в протоколе…

Рыбу Иринка все-таки пожарила. Но сначала она нажарила целый противень маслят, которых здесь, как и брусники, тоже видимо-невидимо. А так как каждый из нас считал своим долгом пополнить общую кучку – кучка получилась, чуть ли ни по колено. В общем, натрескались, как выражается одна наша общая знакомая – как Тузики на помойке… Сейчас бы еще до кучи отвалиться в тенечек, но долг в Женином лице сурово хмурит брови и зовет догонять давно сбежавший график. Э-э-эх, когда еще сюда вернемся…

Однако выходим с опережением по отношению ко вчерашнему – в 16.30. Кстати, опять же плюс – сегодня успели сорваться до дождя, который где-то заплутал и так до вечера не начался. Но периодически сзади набегали тучки-облачки, и где-то далеко погромыхивало. Хотя над нами постоянно плыло голубое небо и светило солнышко.

Надо сказать, что, невзирая на сегодняшнюю незапланированную полудневку, дневной план мы все-таки выполнили – до Шурика дошли. Так что завтра нас ждет вполне заслуженный полноценный отдых.

По пути останавливались на осмотр и съемку (а куда без этого?) на препятствиях № 76 (порог Маленький), № 83 (порог Ворота) и № 85 (не обремененный названием). Кроме того, на всякий случай зачалились перед препятствием № 89, но, не узрев ничего более-менее криминального или хоть сколько-то впечатляющего, снимать не стали.

Из этого списка интересным, жаль, коротким, оказался только порог Ворота – здесь неплохой слалом. Да и сами скальные ворота, в честь которых назван порог, очень живописные. К тому же на заходе в Ворота Женя родил новую команду: “Вперед по-маленькому”, чем несказанно и неимоверно поднял наш боевой дух – на истерической волне проскочили порог без единой помарки.

Все остальные препятствия шли без осмотра, походной колонной. Из их череды хочу выделить № 94 – устьевую шиверу р. Хангарул. Это необычайно живописное место, где Хангарул намыл посередине бело-галечный островок, и Зун-Мурин обтекает его двумя протоками: правая мелководная и более спокойная, а в левую уходит основной поток — красивая зеленая и мощная вода, образующая сильный прижим к левобережной скале. А если представить, что все это дальше втекает в каньон и наложить сверху тяжелую серую тучу, которая нас все-таки догнала – красота как раз и приобретет то самое демоническое очарование, которым мы и прониклись в тот момент… По-хорошему, здесь бы остановиться и поснимать прохождение, но а-а-а, поздно... Приходилось поспешать, так как уже вечерело, и нас усиленно нагоняла гроза…

От устья Хангарула до Шурика было уже совсем не далеко – по описанию около километра. Но мы, по-моему, прошли никак не менее трех. И, следуя указаниям нашего путеводителя, зачалились после правого поворота на правом же берегу напротив высокой, гладкой левобережной скалы на небольшой галечный пляж – “последнее место чалки перед порогом Шурик”. 20.00.

Шурик встретил нас несколько преувеличенными театральными эффектами, какие сопровождают неожиданное появление на сцене классических опереточных злодеев: громом и молнией, от которых содрогнулось мрачное ущелье. Ну, вот, нас заметили… Но так как Кузя в этот раз сходу не влетел в порог, то на этом дело и закончилось – дальнейшего представления не последовало.

Только разгрузились – закапало. Но дождик был реденький, даже непромоканцы не потребовались. Но накрапывало периодически весь вечер, а когда народ скучковался с гитарой под тентиком – полило конкретно. Поэтому певуны уже без боязни пели про дождь – а, все равно…

P. S. Конечно же, еще засветло сходили посмотреть на Шурика – еще бы, самый мощный порог на реке. Но ничего особо криминального не усмотрели, как ни старались. Да, хорошая бочка после первого слива, на выходе в левой части – большой острый зуб. Но правее него имеется узкий более-менее чистый язык. Общее мнение выразил Коля: “После прошлогоднего майского Бегемота как-то не впечатляет”.

Прошли за день – 14,3 км (часть пути не записана)

Средняя скорость – 7,0 км/ч

ЧХВ – 2 часа 03 минуты

Высота – 1014 ±27 м

Подведу небольшой итог пройденным по Зун-Мурину километрам. Зун-Мурин – это типичная лестница. Препятствия здесь следуют регулярно и разделены небольшими спокойными плесами. Причем падение реки после плеса часто видно невооруженным глазом. В нашем случае периодически наблюдали следующую картину: на прямом участке идущий впереди Кузя в конце плеса вдруг резко пропадет из нашей видимости – буквально проваливается вниз. При малой воде препятствия не были особо мощными, но требовали четкого маневра и, соответственно, хорошей сработанности экипажа.

На мой взгляд, все препятствия на этом участке можно разбить на две категории:

- расположенные на широких участках реки. Это в основном шиверы. По нашей малой воде главное при прохождении этих препятствий – определить, куда уходит основной поток. А в остальном, только успевай заправлять нос между камней.

- расположенные в сужениях русла. К ним относятся все пороги, практически все прижимы и некоторые шиверы. Здесь узкая, сконцентрированная струя или прижимается к скале, или же сливается в неширокие ворота, за которыми обязательно неподалеку торчат в пене пара-тройка валунов. В этом случае нет проблем с определением фарватера, но необходим точный заход и последующий ювелирный маневр.

Далее (Глава 6. ШУРИК И ДРУГИЕ )