Радиальный выход на п.Триангуляторов

20 июля – день четвертый (пятница)

Выход 8.30. Утром густой туман, который опустился вниз. Небо ясное.

8.40 – на месте вчерашней переправы.

8.48 – прошел вброд по камням, не зачерпнул.

8.52 – на месте бивака. Тропы нет. По луговине с кустарником иду к Уде, пытаясь подсечь тропу. Тропы нет и в перелеске.

9.11 – стрелка притока из-под пика Поднебесный. Начали появляться очень слабые звериные тропки, иду по ним, то теряя, то вновь выходя на тропинку, иногда тропа становится заметной, но на луговине традиционно теряется.

9.26 – вышел на небольшой валунный вынос, под которым течет вода, похоже, что это Верхняя Хатага. Тропа продолжается в левом краю перелеска, который впереди.

9.32 – 9.49 – отдых.

9.50 – ручеек.

9.51 – ручеек побольше – возможно все вместе это Верхняя Хатага. Рыжую моховину обходить сверху по слабой тропе, а следующую за ней болотину – прямо по ней: косо влево, по тропе. Далее тропа видна везде и на моховине, и в лесу. Надо внимательно отслеживать ветвления, я выбирал более заметную тропу, а при равноценности – верхнюю, то есть правую.

10.43 – 11.01 – отдых напротив распадка Холь–Хем.

11.45 – на ручье в лесу вышел на избушку на 1-2 человек.

11.52 – 12.10 – отдых.

12.12, 12.27 – небольшие ручьи.

12.36, 12.48, 12.49 – ручьи побольше.

12.49 – 14.06 – обед на последнем ручье.

14.36 – на хорошей развилке выбрал левый отворот

14.54 – 15.10 – отдых. Я отдыхал в 15 м от старого бивака под кедрами и прямо напротив стрелки истоков. Начал спускаться к реке. Перешел и тот и другой исток по камням. По берегам и на стрелке высокий кустарник. Решил подниматься на левое по ходу плечо, чтобы не идти вдоль русла и таким образом подсократить путь. Случайно вышел на тропинку – звериную, которая шла в том же направлении. Стараясь ее не потерять в зарослях кустарника, поднялся на плечо. По ходу проходил несколько совсем маленьких ручейков.

15.53 – 16.10 – отдых на макушке. Прямо подо мной стрелка двойного левого и одинарного правого истока, по которому мне надо подниматься.

16.22 – тропа перешла с правого на левый берег и пошла в соседний цирк. Ушел с нее. Забираю к правому по ходу курумному склону. Идти тяжело: кустарник на мхе (или на мху), но то хорошо, что до сих пор была тропа, ведь могло быть и так, что от стрелки все это время без тропы, тогда бы я упахался капитально. Выбираю участки с прогалинами. Подсек слабенькую тропинку, идущую в моем направлении, по ней вышел на ручей, текущий из-под снежника, прямо под желобом на правой по ходу стене гольца. Остановлюсь здесь.

16.37 – встал. Прекрасно виден пик. До цирка примерно 1.5-2 км. Рядом, чуть ниже, в ровных пологих берегах очень спокойно и тихо течет ручей. Будь вода теплее, то можно было бы искупаться.

Предварительно: буду подниматься по кулуару со снегом в небольшое седло после правого жандарма.

Целый день кучевые облака, после обеда довольно жарко.

21 июля – день пятый (суббота)

7.47 – выход. Ясная и безоблачная погода – повезло. Иду по звериным тропкам. Перед ригелем перешел на правую сторону, затем на левую, потом снова на правую. К озеру поднялся правой стороной.

8.35 – озеро. Обошел его вдоль кромки воды. Вылез к началу снежного языка.

8.58 — 9.07 – отдых. Оставил рюкзак. Место сужения снежника «простреливается» камнями из правого по ходу кулуара. Видны следы от камней на снегу. Лучше начинать движение в первой половине дня, когда солнце еще не освещает этот кулуар. Начал подъем. Выбиваю ступени и страхуюсь лыжной палкой. За примерно 30 метров до седловины ушел на скалы в левую по ходу сторону, показалось, что выход на седловину по снегу слишком крут и снег стал плотнее. И напрасно, надо было так и продолжать подниматься, а вот на скалах, при их видимой якобы простоте, пришлось еще пути поискать и элементарно по-гимнастически полазить, то есть работал и ногами и руками.

10.12 – на гребне. Старался идти по самому-самому гребню и только в исключительных случаях уходил вправо или влево. Перед вершиной ушел на левую сторону.

11.09 – на вершине. Была группа из 12 человек из Ангарска 8 июля. Поднимались с двух сторон имеется в виду гребень. Раньше  здесь было много разнообразных вымпелов и всего-всего, а сейчас пусто и одиноко, только пятак геодезического пункта и доска из нержавейки от туристов-комсомольцев из Нижнеудинска. Ангарчане свою записку так упаковали, как матрешку, когда я разворачивал 5-ю или 6-ю, не помню, упаковку, то уже решил, что это розыгрыш и там ничего не будет. С трудом повторил все операции по упаковке в обратном порядке потому, что забыл, как это выглядело. Когда уходил, то внимательно просмотрел тот путь, который еще в 89 году показался мне заманчиво простым: со стороны Уды снизу прямо под предвершину. Мы не смогли так спуститься в 2000 году, так как из-за тумана и непогоды вообще не поднялись на вершину, а крутанулись на отроге гребня и спустились вместо Уды снова на приток Левого Казыра, но не тот, с которого поднимались, а другой, было дело!

Если подниматься снизу, то по левую сторону будет скальная «щека». Действительно так, по-видимому, можно и подняться и спуститься: сверху идет участок со средне глыбовой осыпью, много ниже участок пологих скал, снежник уже на очень выположенном склоне и собственно в цирке обычная россыпь камней. К сожаления, я так спуститься не смог, так как при движении по гребню оставил где-то примерно на середине лыжную палку, она начала мне мешать! А идти брать ее, снова подниматься и спускаться примерно за 300 – 400 м от рюкзака, и потом снова подниматься к рюкзаку – стар я уже. Так что оставляю эту идею молодым.

11.20 – на спуск. На обратном пути чаще траверсировал склоны по щебенке, так как при движении вниз путь просматривается лучше.

12.10 – на перевальчике в седловине. Начал спускаться по снегу и обнаружил, что он достаточно рыхлый. То есть надо было выходить прямо на седловину при подъеме, о чем я уже писал. Легко и быстро, как весенний ветер мчался я вниз к рюкзаку (во как загнул, этого нет в дневнике, это сейчас придумал, пусть останется).

12.15 – у рюкзака, очень хорошо глиссировать по снегу. Далее везде, где встречались участки снега на спуске, использовал их даже после озера на спуске с ригеля.

12.36 – внизу у водопада.

12.36 – 12.41 –отдых.

13.15 – у палатки. Пообедал, немного передохнул, собрал вещи и в путь: еще вчера, когда вышел на маленькую избушку на ручье, решил попытаться уложиться с подъемом и спуском так, чтобы успеть дойти до нее – все таки ночевать в избе уютнее, чем в маленькой палатке «Mini lite» с высотой впереди 90, а сзади – 60 см.

15.00 – выход. Дело – сделано! Вперед! Двигаясь обратно, довольно легко шел по тропе, по которой вышел к ручейку, на котором поставил палатку вчера, она не терялась, несмотря на то, что не была вытоптана основательно. Тропа вышла на берег правого истока реки Уды после того, как он весь собрался, после каньона, то есть возвращался я не той тропой, которой пришел. Более точно объяснить трудно.

15.40 – 15.55 – отдых на правом берегу правого истока реки Уды.

16.17 – вышел по левому берегу Уды к старому биваку напротив стрелки слияния истоков Уды. Если от этого места двигаться вверх по течению Уды, то через 50-70 м будет разветвление троп: левое пойдет через брод левого истока Уды, затем по высокому кустарнику с кочками (смотреть и не потерять тропу), затем лезет вверх и вот здесь будет еще одно ветвление – левое идет в сторону пика Триангуляторов, только прежде переходит протоку, а потом основное русло правого истока реки Уда, где я и отдыхал в 15.40.

Пришел я в цирк пика вчера более короткой дорогой, но звериную тропку вначале пути, после перехода на правый берег Уды, можно и не найти, и на заключительном участке движения под курумным склоном к месту стоянки тропу тоже можно не найти, а без нее сильно устанешь. Вариант, пройденный сейчас, длиннее, но, если не потерять тропу, идет все время по тропе.

16.45 – 17.05 – отдых. Гольцы стоят как в мареве, наверно будет перемена погоды.

17.49 – 18.05 – отдых.

18.34 – у избушки. Здесь, первый раз в походе полностью (кроме головы) вымылся (нагрел воды – все как полагается) и побрился – не нравится мне небритым ходить. Изрезал себя всего, все равно как на сдачу крови сходил.

22 июля – день шестой (воскресенье)

9.22 – выход. Облачность пеленой и нет росы.

10.23 – 10.40 – отдых. Иду, опережая прежний график примерно на 10 минут.

11.32 – 11.55 – отдых. Все еще иду по тропе, несмотря на то, что перед остановкой на отдых она совсем слабая.

12.05 – вышел на Хатагу, но много ниже места переправы. Старый бивак, который проходил 19 июля, так и не увидел, поэтому ничего, кроме – ищите тропу в лесу после луговины, от Уды на расстоянии примерно 50 – 70 метров, если захотите подниматься по Уде вверх от устья Хатаги, посоветовать не могу.

12.24 – у избы. В 2 часа дня с верховий Хатаги и Мурхоя потянулась непогода, но к 5 часам все растянуло, поплыли кучевки, настроение в природе изменилось, стало по-настоящему жарко, а не душно. Ночью шел дождь.

Далее (По реке Уде от устья Хатаги до Алыгджера)