Участок маршрута по реке Уде от устья Хатаги до Алыгджера

23 июля – день седьмой (понедельник)

Утром туман, оседающий на землю, небо будет ясное. Задача на сегодня – дойти до избы, вот только на Средней или на Нижней Хонде она находится, не помню, так как проходили ее в 2000 году, не останавливаясь на ночь, но изба должна быть, и хочется до нее дойти.

8.00 – выход. Росы столько, что как будто идешь под дождем.

8.46 – 9.00 – отдых. Везде довольно слабая тропа — отчетлива видна на болотине, да кое-где в лесу. Вторая половина перехода это подъем, сейчас сижу метрах в 80-и над рекой.

9.48 – 10.05 – отдых. Тропа начинает косо влево вверх, по-видимому, обходя болотину. Затем поворачивает и косогором, на котором, и это правило, она теряется, выходит к руслу Верхней Хонды.

10.30Верхняя Хонда. Воды больше, чем я ожидал. Перехожу по камням. Далее тропинок много, надо выбирать нужную по направлению и уходить с нее, когда встречается более заметная. Ушел с болотины влево в лес, теперь сижу на террасе примерно 10 метров над водой – отдыхаю.

11.01 – 11.18 – отдых. И все-таки тропинка увела меня на протоку. Как я ни старался уйти в лес и там поискать тропу вдоль берега, слабые тропинки вновь и вновь выводили меня к воде. Пришлось идти по песчано-галечным «пляжам» или прямо по руслу проток. Сижу и отдыхаю на одном из таких островков.

12.05 – 12.22 – отдых. Перешел все протоки (2 штуки), вернувшись на коренной берег. Здесь тоже не лучше, троп почти нет. Потом какая-то забрезжила, а перед первым из сухих русел она стала явной.

12.37 – подряд три сухих валунных русла, это ручей, имеющий Y-образную форму, второй после Верхней Хонды вниз по течению Уды. Далее тропа отличная.

12.55 – 14.25 – обед. Встал на обед на протоке у тропы, пройдя полностью кустарниковую луговину. После обеда обошел прижим по протоке.

15.03 – сухое валунное русло, такое впечатление, что это сделал сель.

15.27 – еще одно сухое русло. Потерял тропу, иду без тропы.

15.33 -15.50 – отдых в лесу. Туча комаров. Тропу нашел в кустарнике, она шла выше 30 метров, а от реки 200 – 250 метров. Далее тропа хорошая и постоянно идут моховины.

16.25 – 16.46 – отдых. Длин-н-н-ная моховина.

17.26 – 17.45 – отдых.

18.00 – начал перешагивать через сухие русла Средней Хонды, лишь в последних двух течет немного воды. Тропа или ее подобие идет по кромке берега Уды, заставляя бродить все протоки. А не все можно бродить в моих сапогах. Ухожу в сторону склона, поистине это «сказочное» место — только бабы Яги здесь не хватает, а может она и есть здесь, да, я ее не застал, Очень тяжелый участок!

18.26 – 18.40 – отдых на склоне. Оказывается замечательная тропа выше места отдыха на 2 метра, то есть при подходе к Средней Хонде надо категорически! придерживаться кромки склона, и тогда, может быть, не потеряешь тропу.

19.11 – 19.27 – отдых

19.42 – вышел к заимке: изба, просторная высокая, баня, загон для лошадей, туалет и т.д. все добротное. До Нижней Хонды примерно 100 метров по тропе, там же и та старая избушка, на которую я ориентировался, но с печкой и всем необходимым, то есть, если на заимке есть хозяева, то можно остановиться в ней. Буду ночевать на заимке. Искупался в Уде – das ist phantastisch, лепота!

Итого прошел сегодня не меньше 25 км, устал. Весь день хорошая погода.

24 июля – день восьмой (вторник)

Небо затянуто – ни ветерка, ни голосов птиц. Что-то будет?

10.00 — выход. Идется хорошо, тропа превосходная, вытоптанная конями на 3-5 см, так бы и катился по ней, если бы был шаром от боулинга.

10.46 – 11.00 – отдых.

11.20  — прошел ручей, отмеченный на карте.

11.46 – 12.00 – отдых.

12.00 – на заимке, ручей Няндерма. Она расстроилась – строят новую избу, высоченная, старая перекрыта доской, доска притянута проволокой. На свой риск подлез под доской, если приедет хозяин, то может и выгнать? (позднее выяснилось, что такую баррикаду сделали для того, чтобы лошади не залезали в недостроенные сени. Кто бы знал?)

12.18 – начался редкий дождь. Шел недолго. Обед готовлю под навесом на улице. Утром в 9 часов было +10 градусов, сейчас +15 (здесь и там есть градусники). В 3 часа дня вдруг растянуло, выглянуло солнце, стало жарко. Да, мне просто пока везет с погодой!

25 июля – день девятый (среда)

Небо, как и вчера, затянуто. Температура +10. Обильная роса.

8.50 – выход. Сегодня надо дойти до базы на ручье Эден, это нетрудно. Место знакомое, там баня, дневка, отдых, ведь в пути уже девятый день. Вот сейчас кто-то читает и думает- идет он идет, и так 26 дней, как в том анекдоте про Василия Ивановича про «Цок, цок, цок,…..», что тут интересного. Для читающего, наверно, ничего, потому что и далее никаких особенно эмоциональных описаний местности или там, природы, достопримечательностей, не будет. Хронометраж, приметы местности, особые приметы, чтобы можно было их заметить и вовремя сориентироваться действительно будут. Состояние погоды, наличие или отсутствие воды и дров тоже будет (пока такой необходимости не было — и воды и дров хватает, не беспокойтесь). Но для меня эти места хранят особое очарование, даже сейчас, когда набирается этот текст, я зрительно представляю их и все, что связано с ними. Например, на заимку к Няндерме первый раз в 89 году я вышел не таким путем.

Шел по правому берегу Уды через базу на Чело-Монго (там стояла изба без печки, но с добротной крышей), не зная, что это Уда, а это Чело-Монго. Уже немного начиная сомневаться, что иду правильной дорогой (карты у меня в тот момент не было и продуктов было на 3 – 4 дня с натяжкой). Собирался заночевать на правом берегу Уды, ниже по течения от впадения ручья Няндерма (я и не заметил устья), уже остановился, когда заметил на левом берегу лошадей! Лошади – значит есть рядом люди! значит у них можно уточнить, что это все таки за река? Вырубил дрын, разделся и налегке вброд через Уду, внимательно глядя на дно под ногами. По-видимому, есть у меня ангел-хранитель, перешел всего лишь по бедра, а вода в тот год и время была чуть-чуть выше среднего, повезло! Вернулся на правый берег, заснул, а утром вновь на левый берег с рюкзаком. И по следам лошадей вверх по течению по тропе вышел на эту избу, но людей не было. Ну, и пусть, все равно есть изба, значит есть люди – тревога ушла, и я пошел вниз по реке по тропе. Вот такие вот истории, все памятно, все вокруг. А, если вы придете, то здесь рыбалка хорошая, природа действительно красивая, да и зверья много, короче есть на что посмотреть!

9.31 – с тропы, идущей вдоль Уды, увидел, как ходит рыба, туева хуча рыбы! Решил порыбачить. Рыбак из меня на 2 с минусом, первый раз взял с собой леску и 3 мормышки, раньше никогда не брал, но здесь столько рыбы, должна хоть одна пойматься!

11.31 – закончил рыбалку – поймал 1 (одну) рыбу средних размеров. Здорово! До этого вообще ничего, никогда на мои удочки не попадалось! Да, и здесь в основном рыба пробовала вертлюг на забрасываемом поплавке, почему не понятно. А наплав брать не хотела.

12.10 – вышел к избе на заводи, где в 89 году встретился все-таки с людьми – гляциологи Иркутского Академгородка с научной базы на Эдене поплыли на моторной лодке вверх по Уде на охоту. Помнит ли кто-нибудь из них парня, который задал им странный вопрос: «Что это за река?», но их ответ я запомнил: «УДА

12.10 – 12.25 – отдых. Избушка обветшала, а продуктовый сарай совсем сгнил, и ларей продуктовых там нет. Пойдем на Эден!

12.48 – на косогоре вспугнул медведя, небольшой такой, наверно, полуторагодовалый мишка, светловатый, но без медведицы. Он отдыхал, по-видимому, в тени каменюки, которая стоит слева от тропы, а я его не видел, так как шел немного в гору по тропе. Он первый почувствовал меня и побежал вниз в сторону реки, чуть навстречу мне. Я только крикнул ему громко вслед. В лесу сразу за этим местом солонец. Раз повстречался медведь, а это в первый раз при прогулках по Тофаларии, придется впредь покрикивать изредка, чтобы не повстречаться с ним нос к носу и дать возможность ему вовремя уйти с тропы!

13.09 – 13.25 – отдых.

13.38 – вышел на заимку. Зашел в избу и … а говорят, что не войти в ту же воду дважды, да все здесь так же, как и раньше, и та же Светлана Дирина на календаре 1989 года и белокурая валькирия на противоположной стене. Здравствуйте, девочки, здравствуйте!

Небо разъяснило в 11 часов, стало тепло, сейчас переменная облачность. В 4-м часу подъехали, старые знакомые, дед Вареник – хозяин заимки на Кадаеке и его зять, тоже знакомы по 2000 году. Пригласил их выпить чаю, тепло поговорили о том, о сем. Они едут вверх по Уде. Оставили мне пол-литровую банку со свежим фаршем, огромное спасибо! Уехали. Грею баню, варю фарш, чтобы не испортился, погода солнечная, жарко, впереди свежий пар – Гвадалквивир!!

26 июля – день десятый (четверг)

ДНЕВКА

Сегодня день рождения младшего сына – с Днем Рождения тебя, Дмитрий, и удачи тебе в жизни!Ночью был небольшой дождь, с утра туман, к 10 часам разъяснило. Загорал, купался. С 2-х часов дня небо затянуло. С 15.10 до 15.40 ливень с небольшими перерывами, но есть просветы. Замечательный день!

27 июля – день одиннадцатый (пятница)

Глубокий туман, такой, что не видно скалы слева.

9.10 – выход. Тропа идет по подболоченному лугу, потом краем такого же леса выходит к реке, снизу обходит маленькую скалу и далее сплошные косогоры на травянистых песчаных склонах в лесу. Туман поднимается вверх.

Пишу подболоченные, но по настоящему их подболоченность в этот раз мне испытать не пришлось вплоть до Алыгджера. Я специально не убираю замечания по поводу погоды, так как от того были дожди или не было, очень многое зависит. Это будет понятно во второй части похода – по Кара-Буреню, а на этом участке вода и реке, и в ручьях, и на подболоченных лугах лишь убывала. Большие забереги на Уде, многие ручьи, даже отмеченные на карте, как не пересыхающие, обсохли, по лугам можно было идти в кроссовках, поэтому пишу подболоченные на тот случай, если условия для кого-то окажутся не столь благоприятными, как для меня.

9.55 – 10.10 – отдых. Прошла тропа по лесу, потом полезла вверх, сделала траверс по склону реки и снова вверх, теперь по песчаной тропе круто.

10.36 – на макушке перехода-подъема, срезания петли реки. Далее довольно энергичный спуск по тропе.

10.51 – тропа ушла на правый берег. Иду прямо вдоль кромки воды по траве.

10.57 – 11.15 – отдых. Солнце, тепло и еще не жарко.

11.37 – первый прижим. Прошел верхом. По всей длине.

11.44 – закончился прижим.

12.03 – второй прижимный склон. Заход на траверсирующую тропу из леса не нашел (но говорят, что он есть), поэтому иду низом. Вода на убыли. Первый участок – плита, по кромке воды.

12.07 – 12.23 – отдых. Шел прямо по воде. Около первых небольших скал, череда которых идет от воды вверх, решил таки найти тропу. Полез вверх, рискованное занятие – лазание по такому склону с тяжелым рюкзаком. Тропу нашел метрах в 40-45 по вертикали. Очень слабая. Странно, что по ней ходят кони, не поверю, пока не увижу. Местами казалось, что лучше было идти вдоль воды. Но вот конечный прижим или скалу тропа обходит замечательно и выбита здесь четко. Итак, в малую воду лучше идти низом, а в среднюю и большую – по тропе.

12.51 – сошел к реке.

13.07 -13.22 – отдых.

13.42 – прошел ручей. Протока Уды перед впадением ручья Кадаек почти пересохла, если воды много, то можно пройти левым берегом, низом есть тропинка. Тропа к заимке после перехода протоки начинается от места впадения ручья Кадаек (тоже почти пересох).

14.09 – у избы. Солнечно, хорошо. Вымылся в Уде, обедаю, отдыхаю, кайф!

О первой встрече с дедом Вареником, а это его заимка на Кадаеке, в 89 году (до сих пор не знаю, прозвище это или фамилия, но местные мужики так его кличут), тогда он не был дедом, рассказывать не хочу, а вот о второй расскажу.

Итак, в 2000 году втроем — я, мой приятель и его сын 13 лет, гуляли по Тофаларии. На Хатаге, в том месте, где тропа, идущая с верховий Мурхоя, пересекает Хатагу (в этот раз я описал приметы выхода на нее), мы остановились на обед. И в этот момент к нам на лошадях подъехало двое мужичков. Они двигались с верховий Мурхоя в Алыгджер. Мы пригласили их на чай, и за чаем узнали откуда они, а они расспросили откуда и куда идем мы. Я рассказал, что мы собираемся подняться на п.Поднебесный, перевалить на Левый Казыр, а потом через пик Триангуляторов вернуться на Уду и идти до Алыгджера. Расспросил о том, как там на Эдене, есть ли баня. Поговорили о том, о сем и расстались.

Потом был довольно трудный и в смысле нагрузок кусок похода, возвращались на Уду через речку Перевальная, потратили больше дней, устали. Дойдя до Эдена, естественно! устроили баню, с паром, с окунанием в холодный ручей, по полной программе, и пошли на Кадаек. День выдался дождливый и прохладный. Надо сказать в том году дожди лили чаще, чем в этом, Уда была на прибыли, описанный перед этим прижим шли низом, так как о верхней тропе я ничего не знал. Снова устали, немного даже промокли. Протока перед ручьем Кадаек была заполнена водой доверху, без всяких скидок. Я немного оторвался вперед перед ней, крикнув народу, чтобы поднять настроение, что уже очень близко изба. Оторвался, чтобы быстрей дойти до избы, разжечь печь, согреть ее. Подхожу к избе, чувствую, что в ней есть люди, захожу (с накидки течет вода), здороваюсь и прошу разрешить переночевать, а дед (пусть будет дед, хотя и тогда он дедом еще не выглядел) мне и говорит, что мы мол вас давно ждем, а где же паренек и мой спутник. Подойдут сейчас, отвечаю, ничего не понимая, и, естественно, спрашиваю мол какими судьбами знаете, что нас трое, а он и отвечает, что уже со вчерашнего дня они ждут нас и баню истопили, потому как те самые мужики, с которыми мы встретились …дцать дней тому, о нас им рассказали!! Подходят мои спутники, я их знакомлю с хозяевами и говорю, снимайте все, берите сухие вещи и айда в баню, которая уже нас заждалась! Лица у них…до сих пор мы это вспоминаем.

Вот такие люди там живут! С такими людьми мне повезло знакомство водить, за что благодарен судьбе и себе благодарен, что дома не сижу.

28 июля – день двенадцатый (суббота)

Температура +10. Пасмурно, тихо, слабая роса.

8.15 –выход.

8.39 – тропа резко пошла вниз к реке, я проигнорировал и пошел верхней террасой примерно 20 метров над рекой, тоже по тропе, но менее заметной.

8.45 – 8.52 – лепил лейкопластырь. Кто лейкопластырь с собой не берет, тот с уделанными, кривыми ногами помрет, а перед этим еще долго мучиться будет.

9.00 – перешел ручей, после чего некоторое время шел по лесу, а потом тропа вышла к реке и идет по песчаному пляжу.

9.08 – 9.23 – отдых. Впереди поворот русла вправо. На повороте прижим. Первую часть прошел на среднем уровне, вторую – снял сапоги и по воде, чуть выше колен. Все-таки надо использовать этот бонус – малую воду! В среднюю воду проходить верхом скалы, есть слабая тропа.

9.57 – прошел прижим (- 5 минут на переобувание). Далее по лесу нет тропы. Вышел к реке, иду краем берега над валунным пляжем.

10.20 – 10.35 – отдых. Впереди просматривается еще один прижим. Собственно не прижим, а плитообразные обнажения. Прошел их все низом от начала и до конца. Далее немного бурелом. Над водой без тропы подошел к перевальчику. Подъем тяжелый – осыпь. Склон еще больше снизу вода очистила от земли и леса, поэтому тяжеловато тут, попотеть придется и руками себе попомогать тоже.

11.20 – наверху.

11.20 -11.35 – отдых. От перевальчика вниз уходит серпентином отличная тропа.

11.41 – ключ Широкий.

11.47 – изба справа от тропы под склоном.

12.03 – ручей.

12.12 – 12.37 – отдых на отличной тропе. По-прежнему облачность пеленой с небольшими просветами, хорошо, что нежарко.

13.15 — вышел к хорошей избе на берегу по хорошей тропе, брал правые отвороты, поэтому на «могилку» не вышел. А «могилка», так это место называют местные охотники, связана с трагическим событием, произошедшим 8 мая 1945 года. На охоте, в том месте, дед выстрелил «на звук» (надеюсь, что это понятно, что значит) и убил своего внука, которому 10 или 11 лет было, он тоже охотился. На том месте выложен на земле небольшими тонкими поленьями прямоугольник и воткнута палка с табличкой, на которой в стихах, дед это трагическое событие и описал. Представляете горе этого старого человека и грызущее душу страдание – в стихах описал и ведь не поэтом был, наверное…Проходил через это место в 2000 году, а детали событий в Алыгджере узнал.

13.15 – 15.00 – обед. Температура +26. Тропа прошла рядом со скалой, кстати в этом месте очень интересные скалы для фотосъемки, потом замечательно по лесу, а потом полезла вверх, тягун, причем на подъеме и на коротком проходе по горизонтали много мокрых с грязью мест. Вот я иду вниз по реке, но при этом постоянно лезу в гору, почему?

15.43 – 15.58 – отдых уже на спуске.

16.10 – встретился с двумя алыгджерцами, Поговорили о том, о сем.

16.54 – пошел дальше.

17.20 – на траверсе стрелки реки Хангорок. Красивое место. Скальные обнажения. Камни в речной струе, вот здесь как раз водники и разбивают свои катамараны. Люди, с которыми только что говорил, сказали, что внизу у реки на обоих берегах есть пометки о том, что якобы и погиб кто-то из них здесь. Я рожден под знаком Земли, к трем остальным стихиям отношусь с уважением и опасением и вот здесь, вот именно здесь, в воду точно не полез бы никогда, разве что спихнули бы если.

17.42 – 18.00 – отдых.

18.20 – вышел к ручью Байгир.

18.23 – у избы. К ней отворот от тропы влево, затем примерно 250 метров вдоль ручья, переход через него и на его левом берегу в 70-80 метрах от берега изба на max 4 человек. Предпоследний переход был тяжелым, я просто устал. Солнечно, но не жарко. Хорошо, но устал. Варю ужин. Всё.

Хозяина этой избушки тоже знаю, жаль, что не застал его. В Алыгджере узнал, что он передал свой участок кому-то другому. Жаль, интересный человек. Он немного не вписывается в определение «местный», заваривает чай из «травы», как насмешливо говорили коренные алыгджерцы, а он полезные травы собирает (показывал мне), например, карагана (верблюжья колючка), которой здесь в отдельных местах весь лес забит, у меня от нее все руки в иголках были. Простой девиз «Смейся над непонятным!», к сожалению, и здесь кое-кто носит на знамени.

29 июля – день тринадцатый (воскресенье)

Ночью шел дождь. Сейчас небольшой туман, по-видимому, будет ясно. Утром тепло.

8.02 – выход. Тропа – замечательная, забирается вверх, идет верхней террасой, а перед ручьем спускается вниз.

8.41 – ручей.

8.53 – 9.08 – отдых.

9.12 – русло сухого ручья.

9.28 – отличная изба. Только перед этим надо брать правый отворот тропы, иначе по левому отвороту обойдешь протоку и избу не увидишь, она ближе к реке.

9.34 – русло сухого ручья.

9.49 – похоже начало подъема на перевал.

9.56 – 10.11 – отдых.

10.55 – 11.10 – отдых. Не было еще ни одного перехода ручья, вдоль которого поднимаюсь на перевал.

11.55 – 12.15 – отдых на перевале. Пошел вниз. Тут столько вариантов троп пробито. Специально для коней, наверно, чтобы не скользили или не запинались о корни. Прямо по мху, он весь при этом перелопачен копытами.

12.47 – 14.05 – обед внизу, возле второго перехода через ручей.

14.53 – 15.10 – отдых на тропе в лесу. Очень жарко!

15.38 – место «старого» обеда, где настил через ручей, а сам ручей течет в камнях. Хорошо, что не стал тянуть с обедом, маленькие ручьи совсем пересохли. До этого места воды нет, да и здесь на солнцепеке лазить между камнями за водой, которая слышно, что где-то там течет. Все правильно сделал! Но это опять же с поправкой на теперешние условия.

15.44 – хороший полноводный ручей, через него проходит дорога, но перейдя его, надо искать тропу слева по ходу, иначе по дороге уйдешь на протоки Уды и там налазишься по кустарнику.

15.55 -16.10 – отдых у маленькой протоки на траве. (-10 минут — разговаривал с женщинами на сенокосе, договаривался о переправе. Вроде договорился и пошел дальше.)

16.47 – 17.10 – отдых. (-20 минут – купался)

18.04 – прошел ручей, до этого прошел под скалой.

18.05 – встал на отдых рядом с ручьем. Буду ждать, когда подойдут с покоса.

19.35 – никто не подошел. Решил идти к косе напротив окончания поселка и с нее сигналить на тот берег.

19.43 – на следующем ручье, как раз с покоса люди, но другие, собирались переправляться в Алыгджер. Попросился меня перевезти, согласились и со второй последней партией сел в лодку.

20.00 – переправился. Ушел ниже по течению примерно 250 метров. Поставил палатку, варю суп. На сегодня все.

Оказывается, на этих полянах был организован праздник типа суглана, поэтому было чисто и где-то даже уютно, но главное чисто! Правда, берег подмывается Удой и постепенно обваливается в реку, сход к воде неудобный.