Участок маршрута

Расстояние по карте — 54,5 км. Пройдено на местности — 62,5 км., в том числе с преодолением естественных препятствий около 7 км. Весь участок пройден за 3 суток. Высота начальной точки — а/п Ока — 1370 м над уровнем моря (здесь и в дальнейшем указываются высоты, замеренные барометрическим высотомером, показания которого, в известной степени, зависят от состояния атмосферы). Высота конечной точки этого участка маршрута — источников Хойто-Гол — 1650 м над уровнем моря.

Аэропорт Ока (пос. Шарза) расположен, как уже говорилось выше, в урочище Сенцын-Тала. Само урочище представляет собой широкое ровное приподнятое над уровнем реки дно долины длиной в несколько километров и максимальной шириной около километра. Грунт твердый и сухой. Вся плоская часть долины поросла ковром трав. Много эдельвейсов.

Пос. Шарза — несколько разбросанных домиков вдоль реки Ока на ее левом берегу километром ниже места впадения в нее реки Сенца. В поселке продуктовый магазин, почтовое отделение (письма, телеграммы), аэропорт, база геологов.

В настоящее время аэропорта нет, а Шарзой называют деревню на реке Жомболок, а не в урочище Сенцын-Тала. Да и на картах, сделанных во времена данного похода Шарза на Жомболоке. Но, по-видимому, это не ошибка данного отчёта, т.к. название "Шарза" упоминается в связи с аэропортом и вдругих отчётах. Посёлок, о котором здесь идёт речь, по-видимому, это Саяны или окраина посёлка Саяны.

Примечание В. Петухина

Река Ока здесь широкая и быстрая. Переправа (паром) в 10 км, выше по Оке. Через ее приток Сенцу — мост. Берега Оки покрыты лесом. Хорошие места для лагеря — непосредственно в черте поселка на берегу Оки.

Из поселка вышли в полдень. Сразу взяли направление на юго-запад через летное поле к виднеющейся у склона дороге (по дороге направо — сел. Монгол-Жон, налево — сел. Шаснур).

Монгол-Жон — это нежилая местность.

Примечание В. Петухина

По дороге пошли налево, обогнули голый склон и вышли в широкую долину р. Сенца. Установили сразу режим движения "40 — 50 на 10 — 20" ( 40 — 50 минут движения — 10 — 20 минут отдыха) и пошли вверх по Сенце. Прошли 5 км. Долина сузилась, дорога отвернула вправо и пошла верхом, а мы двинулись вдоль левого берега по хорошей тропе.

На 5-м км. привал на обед на берегу реки, где она разбивается на две протоки. Много дров. Рядом, на берегу в зарослях леса, первый снежник.

Далее группа пошла по пологому дну долины, то пробираясь сквозь заросли деревьев и кустов, то выходя на чистое место.

Прошли мимо палаток геологов. База, по их словам, расположена где-то дальше.

Тропа выходит на спустившуюся сверху дорогу.

От самого Сенцын-Тала попадаются летники. Все они пустые. Наиболее крупный из них — летник Сондиното (дом, баня, сарай), — на 11-м км. За Сондиното река начинает поворот влево (по ходу). Тропа выходит на мелкую каменную осыпь (дорога обходит прижим с осыпью справа). За осыпью (длина осыпи 400м) опять дорога, ведущая прямо в селение Шаснур — колхоз им.Ленина (16-й км. пути).

Это селение довольно крупное для здешних мест. Около двух десятков деревянных рубленных домов. Магазин (прекрасный хлеб). Можно купить молоко. Жители — в основном буряты.

На ночлег остановились в километре за Шаснуром на берегу Сенцы.

Река здесь спокойная, уклона почти не чувствуется. Вода — чистая и холодная (11,5°С). В реке водится мелкий хариус.

Искупались.

Далее тропа делает резкую петлю в обход болотистого озерка и снова поворачивает влево. Справа остается большое озеро, а тропа идет лугом посредине долины. Прошли летник на левом берегу, потом на правой стороне реки в урочище Урьелок показался зимник. Еще одно озеро оставили справа. Вскоре подошли к озеру Номто-Нур,

Встретили геологов. Тропа вывела нас на заболоченный луг.

Это — урочище Шара-Тала.

Тропа стала грязной и мокрой. Впереди, в конце урочища, — изба. За избой тропа подходит к самому склону, отходя далеко от реки. Здесь — отворот от тропы к базе геологов. 100 метров болотистой тропки и мы выходим на поляну к базе геологов (склад, кухня, жилые срубы и палатки).

База расположена на 27-м км движения. На базе можно подкупить на складе — продукты и разные мелочи (мыло, спички и т.д.). Лошадей нанять не удалось — все были заняты.

Обедаем.

За базой прошли большой загон со скотом и большим рубленным домом и вышли на заболоченное урочище Обхонтой. Тропа обходит заболоченную пойму реки Дэдэ-Хутэл справа у самого склона и, постепенно поднимаясь, выходит высоко на склон. Склон крутой и идти по нему следует осторожно. Затем тропа спускается вниз, проходит вдоль берега реки (напротив распадка на противоположном берегу — прекрасный выход к реке и следы большой стоянки бурят) и выводит к летнику.

Летник обитаем — живет пастух.

Вскоре проходим ферму-летник Булунай (большой загон со скотом, несколько срубов с плоской крышей). За Булунаем (на 36-м километре движения) еще один летник — два сруба у излучины реки.

Здесь мы делаем остановку на ночлег. Срубы не плохие, но в сильный дождь протекают. Нам пришлось для защиты от дождя ставить внутри одного сруба палатки, а внутри другого разводить костер для сушки.

За летником тропа стала совсем грязной. То и дело приходится перепрыгивать лужи грязи и воды. Оставили слева озеро Толто-Нур (есть утки). Вскоре подошли к броду через р. Кадыр-Ос.
Река Кадыр-Ос у переправы

Вначале бродили Малый Кадыр-Ос (0,5 м глубина, каменистое дно, 5-7 метров ширина), затем — Большой Кадыр-Ос (0,7 м глубина, крупные скользкие камни, 10-15 метров ширина). Большой Кадыр-Ос переходили стенкой по 5 человек с подстраховкой альпенштоками.

Между переправами — священное дерево с жертвоприношениями (от монет до патронов для карабина и бутылок с "Московской") бурятскому богу Бурхаю.

Затем снова грязная тропа до минерального источника Халун. Чтобы подойти к источнику нужно подняться метров 200 вдоль ручейка, протекающего поперек тропы посредине большой, чистой, открытой к реке поляны. Здесь следы стоянок. Немного выше — полуразрушенная банька на 2 отделения. Вода пресная на вкус, слегка пахнет сероводородом. По описанию — это гидрокарбонатный щелочно-земельный источник. Температура ∼ +28°С. Рядом с банькой — священное дерево.

У источника пообедали.

До источника от а/п ОКА — 47 км.

За источником — переправа через ручей, потом еще несколько переправ, среди которых наиболее крупная через р. Буштыг. Последняя разбивается здесь на несколько неглубоких проток, которые мы перешли вброд. Долина Сенцы у Буштыга заметно расширяется, тропа идет то чистым сухим лесом, то болотом. Вскоре уклон реки опять повышается. Прошли озеро. Впереди просматриваются долины трех истоков Сенцы — рек: Даргыл, Дунда-Гол и Хойто-Гол. На противоположном берегу распадок реки Ара-Шутхулай. Тропа поднимается вверх на склон, а затем спускается опять в долину р. Сенца.

Вскоре подходим к месту разветвления тропы: правая идет вдоль левого Хойто-Гола к минеральным источникам и далее, левая — на Даргыл и Дунда-Гол. Обе тропы хорошо проторены.

Характерным ориентиром места разветвления тропы является небольшая спокойная протока на открытом месте слева по ходу в 10-15 м. от развилки, через которую переходит левая тропа.

Мы пошли правой тропой и вскоре вышли к р. Хойто-Гол. На ночлег остановились не доходя 4 км. до источников на небольшой заросшей террасе под склоном на берегу Хойто-Гола.

Терраса находится как раз на излучине реки, там где она резко поворачивает на северо-запад (по ходу). Много дров, вода рядом, есть неплохие места для палаток. Спуск на террасу прямо вниз с основной тропы по хорошо заметному ответвлению (15 м).

От излучины Хойто-Гола тропа идет вверх по реке. Прошли горелый лиственничный лес. У места впадения в Хойто-Гол притока Аршан (на 62-м км) тропа разветвляется. Левая, основная, идет вверх по Хойто-Голу, правая идет правым берегом Аршана к минеральным источникам Хойто-Гол.

От устья Аршана до источников — метров 800. Через Аршан можно перейти или вброд, или поднявшись чуть выше, по бревну. В районе источников через Аршан переброшен бревенчатый мост.

Хойто-Гольские источники пользуются популярностью. В это время года сюда. приезжает лечиться много местных жителей. Мы застали около 25 человек бурят из местных селений (Шаснур, Улан-Ока и др). Всего здесь около десятка ключей, бьющих из-под камней. По своему составу это гидрокарбонатно- натриево—кальциевые источники с преобладанием натрия. Максимальная температура воды ∼ + 35°С. На источниках построены 4 бани, имеется хороший деревянный сруб, в котором можно остановиться. У ключей — "Шаман-дерево", увешанное жертвоприношениями, небольшое деревянное сооружение, похожее на домик в миниатюре, где спрятана икона с резным изображением сидящего бога. Перед иконой горит лампада.

На источниках у нас была полудневка. Остановились в одной из двух комнат деревянного сруба. Здесь мы устроили базовый лагерь. В комнате оставили часть запасов продуктов и кое-какие мелочи из вещей. Отсюда мы пошли по кольцевому маршруту к пику Топографов.

В целом пройденный участок не отличается большой сложностью. На всем протяжении его имеется тропа. Перепад высот — небольшой. Естественными препятствиями на этом отрезке маршрута являются, в первую очередь, заболоченные участки тропы, которые составляют около 30% пути, переправы через притоки Сенцы и отдельные участки движения по каменистым склонам (осыпям). На всем протяжении тропа идет вдоль реки, кругом лиственичная тайга с примесью березы, кедра и других пород деревьев. Везде много дров и хороших площадок для разбивки лагеря. Для нас этот участок маршрута представил известную трудность из-за полных рюкзаков, вес которых достигал 40 кг.

Далее (Выход к пику Топографов)