Участок маршрута

Кольцевой выход к пику Топографов явился основным участком маршрута. Продолжительность движения по нему 8 дней. Расстояние по карте — 102 км. Пройдено на местности — 128,5 км, в том числе 110 км с преодолением естественных препятствий.

1. От базового лагеря по пройденной уже тропе вернулись к месту ответвления тропы на Даргыл и Дунда-Гол.
Переправа через реку Сенца выше места впадения в неё реки Хойто-Гол

Через спокойную протоку (ширина 2,5 м) перешли по перекинутым через нее жердям.

После переправы пошла хорошая торная тропа.

Вскоре подошли к переправе через Хойто-Гол. Через реку переброшен мостик из двух тонких бревнешек, заливаемых водой. Ширина реки в этом месте около 5 метров, глубина-0,6м. Переправлялись по бревнышкам, предварительно натянув для устойчивости перила из основной веревки.

За Хойто-Голом тропа вывела нас к переправе через Сенцу. Здесь ширина реки около 9 метров, глубина — около 0,8м.. Через реку переправлялись по полузатопленной лиственнице, натянув перила.

Вскоре нас ожидала еще одна переправа через Даргыл. Тропа здесь выводит к хорошему броду, однако метрах в 50 ниже брода через реку можно перебраться по сваленному дереву.
Река Даргыл в её средней части. Вид с правого берега реки.

Далее тропа идет вдоль левого берега Даргыла. Вскоре после последней переправы прошли мимо кибитки пастухов. Начался затяжной подъем. Тропа отошла от реки, срезая пологий прижим. За прижимом — снова берег реки.

Остановились на обед у извилины реки на песчаной косичке.

Далее тропа некоторое время идет левым берегом Даргыла, а затем переходит на правый берег (брод — 0,3 метра). Проходим первую наледь, прикрывшую целиком все русло реки.

Встречаем два полуразрушенных загона для скота. Навесы, которые когда-то укрывали от дождя.

Через 2,5-3 км, после переправы тропа начала теряться на заболоченных участках. Пришлось перейти снова на левый берег (брод — 0,3м). Там тропа лучше, но и она вскоре начинает ветвиться и пропадать. Под ногами становится сыро.

Прошли вторую наледь. Далее пошло кочковатое болото. Лес редеет — приближаемся к его границе (1800-2000м). Идем фактически без тропы.

Прошли место слияния р. Нуртой с Даргылом.

Переправившись через Нуртой, остановились на ночлег на сухом пятачке, возвышающимся над рекой. Кругом тундровая растительность. Кое-где стоят одинокие лиственницы. Высота над уровнем моря — 2010 метров. Есть дрова, можно выбрать место для палаток, спуск к воде — не плохой.

От базового лагеря пройдено 22 км.

От места ночлега переправа по камням на правый берег Даргыла. Там тропа болотистая, но вполне проходимая. У переправы последнее место, где можно запастись дровами и кольями для палаток, у пика Топографов их нет. Впереди на юге виден перевал.

Начался подъем на перевал. Все время идем вверх. На левом берегу видны два цирка, из которых берут свое начало истоки Даргыла. Так, двигаясь почти все время на юг по прямой линии, вышли на перевал в долину р. Шутхулай. Перевал невысокий.
Панорама с перевала Даргыл-Шутхулай. Вид на верховья долины р. Шутхулай. Впереди — водораздельный хребет Шутхулай-Хэлгин.

Высота перевала — 2320 м. На перевале — тур. Оставили записку. В целом подъем на перевал был несложным.

Спустившись немного с перевала в сторону озер, из которых вытекает р. Шутхулай, взяли круто вправо (на запад) и пошли серпантином подниматься на гребень, разделяющий бассейны Даргыла и Шутхулая.

Оптимальным явлется движение прямо по гребню от перевала.

Примечание В. Петухина

Поднялись на второй перевал с Даргыла на Шутхулай (по левому истоку Даргыла). Высота перевала — 2490 м.

Осмотрели возможность подъема со стороны Даргыла на этот перевал. Очень крутой скальник, подъем возможен при хорошем владении техникой скалолазания. Из этого же кара поднимается ледник (к востоку от исследуемого перевала), по которому так же можно подняться при наличии соответствующего альпинистского снаряжения.

Далее двинулись на запад по гребню кара левого истока Даргыла к перевалу с Даргыла в долину р. Хэлгин.
Спуск с перевала Даргыл-Хэлгин в долину реки Хэлгин. Впереди ледники пика Топографов: восточный — слева и большой северо-восточный — справа. Над восточным ледником виден "ложный пик". Сам пик Топографов закрыт облаками.

Прошли перевальное озерко (2600 м) и вышли к крутому каменистому спуску. Отсюда открывается захватывающий вид на горный массив пика Топографов и окружающие его ледники. Хорошо виден острый пик С-В гребня, закрывающий сам пик Топографов.

Спуск по каменистому кулуару в долину Хэлгина довольно утомительный. После выхода на пологую часть распадка остановились на обед (высота 2320 м). Можно было спускаться по травянистому склону рядом с кулуаром, но этот путь труднее.

Пройденный перевальный путьоб по сложности может быть приравнен к категории 1А.

Затем по распадку спустились к Хэлгину и перешли его вброд (глубина — 0,4 м). Через Хэлгин можно перейти по камням, но для этого нужно подняться несколько выше по течению. На правой берегу Хэлгина, у подножья пика Топографов возле самого конца С-В гребня, отходящего от пика, разбили лагерь. Место лагеря -напротив распадка, по которому мы спускались.

Высота лагеря — 2160 м (от базового лагеря на Хойто-Голе пройдено 32 км). Лагерь разбили на относительно сухой площадке, покрытой мохом. Рядом протекает ручей, берущий свое начало с С-В ледника и впадающий в Хэлгин. Из растительности кругом только карликовая березка, из которой практически костер не разжечь. Хэлгин в этом районе покрыт наледями. От места стоянки хорошо просматривается противоположный берег Хэлгина с водораздельным хребтом на границе с Шутхулаем.

2. Подъем на пик начали на другой день. От лагеря взяли на северо-запад к морене Б. Северо-Восточного ледника. По морене поднялись до границы льда. Здесь стоит несколько туров, поставленных в 1962г. группами туристов-иркутян для изучения движения ледника. По их просьбе провели замеры — за прошедшие пять лет ледник отступил на 15 — 25 метров.
Большой Северо-Восточный ледник пика Топографов. Впереди за седлом истоки реки Тисса. Пик Топографов слева от седла.

Почти весь ледник покрыт снегом. Исключение составляет орографически левая северо-западная часть языка ледника, свободная в своей конечной части от снега.

Вначале шли вдоль правой (юго-восточной) кромки ледника по камням. Снег здесь довольно глубокий, а мочить преждевременно ноги не хотелось. По сведениям, полученным от группы шедшей уже после нас, здесь наблюдался камнепад.
Вершина пика Топографов

Там где ледник немного расширяется и заходит влево (по ходу) перешли на ледник и двинулись прямо к пику. Пик отсюда хорошо просматривается как ясно выраженная трапецевидная вершина, с которой берет свое начало ледник.

Идти не плохо. Снег проваливается не более, чем на глубину ботинок. Толщина снежного покрова большая — ледоруб уходит полностью. Идем след в след. Дорогу прощупываем ледорубом. Ледник закрытый. При движении прощупыванием обнаружили несколько поперечных нешироких трещин, через которые легко перешагнуть. Слепит солнце. Пришлось нацепить темные очки.
Подъём с седла на пик Топографов

Слева по ходу виден венчающий С-В гребень остроконечный пик, который иногда принимают за пик Топографов. Справа на гребне также просматривается пик. Отсюда они оба кажутся выше, чем пик Топографов.

Наклон ледника — 10 — 12°. Постепенно он начинает повышаться и достигает 20°.

Впереди хорошо просматривается большая предгорная трещина.

Левее пика Топографов — хорошо выраженное седло, от которого спускается вниз каменная гряда из плоских плит.

Выйдя на траверс этой гряды поворачиваем резко налево и после траверза склона выбираемся на гряду. По плитам гряды поднимаемся на седло,

С седла путь на пик Топографов, с седла можно подняться и на "ложный пик", что на правом (орографически) гребне цирка, На юго-восток седло обрывается отвесной скальной стеной. Похоже, что подняться на седло этим путем можно только со скальными крючьями.

Прямой путь с седла на пик Топографов по скальному гребешку седла. Но скальная кромка здесь около метра шириной, плиты гладкие и идут круто вверх, слева — отвесная скальная стена, справа — ледник. Монет быть при малом снеге, когда ширина свободной от снега скальной кромки больше, этим путем и можно подняться, но в момент нашего подъема он нам показался слишком опасным.

Решили подниматься прямо по леднику, уклоняясь немного право от кромки для большей безопасности. Связали имеющиеся у нас веревки. Их общая длина составила 100м, Передние на кошках и с ледорубами набили ступени и навесили 100 метровые перила. Там где снег неглубокий и лед подходил близко к поверхности приходилось рубить ступени ледорубом. Верхний конец веревки был застрахован на ледорубах. Здесь была вырублена в снегу полка, которая служила промежуточной площадкой для заброски группы. После того как группа, пользуясь веревкой как перилами, поднялась на эту полку, операция подъема была повторена. Второго 100м. отрезка хватило для того, чтобы добраться до каменной гряды, спускающейся с вершины пика,

В общем длина склона от седла до первых камней порядка 200 м. Средний уклон ледника здесь 30 — 35°.

Дальнейшее движение вдоль гряды (обходили ее справа по льду) потребовало еще 40 м. конец веревки. Лед вдоль гряды очень твердый, кошки скользят. Пришлось рубить ступени ледорубом.

Конечный участок маршрута — скальник. Камни здесь довольно большие и движение по ним требует осторожности и известного навыка. Метров 25 — 30 движения по скалам и мы на вершине.

На вершине два тура. В первом (левом по ходу) — сменные записки восходителей, в правом — журнал регистрации восхождений.

Сняли прошлогоднюю записку туристов из Ижевска и оставили свою (в левом туре). В правом туре отметились в журнале.

С пика открывается панорама на окрестности пика. Хорошо видны озера в истоках рек Барун-Сала и Тиссы. На юг спуск с пика начинается довольно пологим крупно-каменистым склоном. К сожалению позднее время и ухудшающаяся погода не позволили провести разведку этого пути.

Начали спуск. Спускались тем же путем до базового лагеря. По результатам восхождения можно оценить категорию сложности восхождения на пик Топографов по Северо-Восточному леднику как 1Б или 2А (по существующей альпинистской классификации вершин).

3. На другой день двинулись к истокам р. Кок-Хем.
Верховья правого истока Хэлгина

От базового лагеря пошли на С-В вверх по правому истоку Хэлгина. Вышли на перевал к истокам р. Аржан-Хем. Высота перевала 2360 м. На перевале тур. Сняли записку и пошли на запад по склону с подъемом ко второму перевалу из долины Хэлгина в долину Аржан-Хема. Высота этого перевала 2500 м. Сложили на перевале тур. С этого перевала хорошо виден ледник, питающий истоки Аржан-Хема.
Вид на пик Топографов с верховьев Хэлгина. В центре — малый северо-восточный ледник. Левее видна часть большого северо-восточного ледника. Слева "ложный пик".

Далее наш путь с перевала пошел налево на каменистое плато, служащее водоразделом между истоками Аржан-Хема и истоками Кок-Хема. Высота этой третьей перевальной точки 2560 м. С каменистого плана открывается вид на истоки Кок-Хема. Спуск с перевала довольно пологий. По пути несколько снежников. На высоте 2400 м первое озеро с глыбами плавающего в нем льда. Озеро расположено под Северным ледником района пика Топографов и питается ручьями, текущими с ледника.

В целом перевал из Хэлгина в Кок-Хем может быть приравнен к категории 1А. У озера — обедали.
Озеро с плавающими ледниками в истоках Кок-Хема. Справа перевал на Хэлгин и Аржан-Хем.

От озера продолжали спускаться вниз по Кок-Хему, держась ближе к левому склону. Пересекли (по камням) левый исток Кок-Хэма и пошли левым берегом реки, держась на некотором удалении от реки (траверсировали склон у излучины реки). Спускались вниз вдоль реки.

Прошли озеро Устю-Кок-Холь. Озеро довольно красивое. У озера начинают показываться отдельные деревья. Через приток, впадающий в Кок-Хем сразу за озером, перешли по камням.

Тропы на всем протяжении пути от базового лагеря у пика практически нет. Особенно труден путь от озера до границы леса. Сплошные заросли березки. Река здесь течет в узком ущелье и берегом пройти нельзя. Все же при движении лучше держаться ближе к реке или, при необходимости идти дальше границы леса, подняться по склону выше зарослей березки.

Лагерь разбили на большом острове за излучиной реки там где она выходит из ущелья и разбивается на несколько проток.

Иного дров, густые заросли травы.

От базового лагеря у пика прошли 20 км. Высота места разбивки лагеря 1850 м.

4. На другой день из лагеря сделали радиальный выход к району пика Топографов, Вернулись вверх по реке к левому притоку, что впадает в Кок-Хем у озера. Поднялись до озера Хилын-Нур, из которого вытекает это приток. Высота озера — 2170 м.

От озера перевал к истокам Тиссы. Высота перевального седла лежит примерно на уровне озера. Спуск в долину Тиссы непосредственно от Ю—В оконечности озера. Сам спуск — не сложный, по травянистому склону.

От озера поднялись в С-В направлении на каменный отрог гребня. Отсюда, с высоты 2350м, хорошо видны подходы к пику Топографов с востока и юго-востока. По-видимому по этому пути взобраться на пик очень трудно. Везде видны крутые осыпающие скальные хребты, осыпи, острые гребни, К сожалению южный цирк, представляющий наибольший интерес, с места осмотра не был виден из-за закрывающего его гребня.

Возвращались в лагерь старым путем.

Искупались в оз. Хилын-Нур. Температура около 14°, вода — прозрачная. Озеро довольно глубокое.

По результатам разведки можно сделать вывод, что кроме уже известного многим туристам пути подъема на пик Топографов по большому С-В леднику, может существовать только один путь с юга.

По сведениям, полученным нами после окончания похода, этим путем уже поднимались туристы. По их словам он является намного проще нашего пути по Большому С-В леднику. Подход к месту подъе-ма по реке Барун-Сала (приток Хэлгина).

5. Далее двинулись к Чойганскому пику. Из лагеря, перейдя вброд Кок-Хем (через протоки, глубина — 0,5, дно каменистое) пошли прямо на С-З к перевалу через гребень. Как такового перевала нет. Имеется лишь небольшое понижение в гребне, видное с места ночлега. Высота гребня в этом месте — 2180м, Подъем довольно крутой по травянистому склону. Порой приходиться идти по скальным выходам.

С гребня спуск к истокам р. Соруг. Спускались в С-С-З направлении, постепенно теряя высоту. Спуск — не сложный.

Вышли к одному из озер, тянущихся цепочкой по долине. В одном месте встретили большого медведя (удрал!).

Пошли вверх по истоку Соруга в направлении хорошо видимой вершины 2484. Прошли еще два больших озера. Шли все время левым берегом истока. Стали показываться снежники. Растительность исчезла. Зашли в "каменный мешок" перед перевалом. Кругом камни светлых тонов. Здесь расположились на обед. С места обеда хорошо виден Чойганский пик с триангуляционным знаком на вершине.

Далее двинулись к перевалу в правый приток Кок-Хема. Сам перевал неясно выражен. Идти следует придерживаясь левого склона долины. Небольшой распадок в направлении Чойганского пика, являющийся прямым продолжением пути, по которому мы шли, выводит на снежник. Крутизна подъема по снежнику не превышает 10°. Через 100 — 150 м движения по снежнику — перевал. Высота перевала — 2450м. С перевала на Ю-В открывается вид на истоки Кок-Хема, видны ледники пика Топографов и сам пик.

На перевале видели четкие следы медведя.

От места обеда в "каменном мешке" просматривался еще один путь, идущий на З-С-З. Предположительно этот путь ведет к перевалу в левый исток Изиг-Суга.
Перевал с Изиг-Суга в Кок-Хем

Здесь и далее под "левым истоком Изиг-Суга" следует понимать реку Тывар-Хем — приток Аржан-Хема.

Примечание В. Петухина

Спуск с перевала по крутому снежнику. У поворота спуска направо (на юг) повернули на другой перевал, ведущий от правого притока Кок-Хема к истокам р. Изиг-Суг. Небольшой подъем и мы на этом перевале. Высота его — 2400 м.

Рядом с перевалом гребень, ведущий на Чойганский пик. Вершина пика отсюда не просматривается.

6. Обычно на пик поднимаются с юго-востока. Путь с этого направления не сложен — прямо на пик ведет довольно пологая гряда из камня. Поднимались на пик по гребню с седла перевала. Подъем вначале шел серпантином по крупно-каменистому склону, затем мы вышли на постепенно сужающийся гребень. Идти по гребню следует очень осторожно, т.к. гребень круто обрывается и на север и на юг. Под конец приходиться ползти, преодолевая встретившийся на пути жандарм. На пологой части вершины — снежник. На пике деревянная вышка и два расстеленных под углом полотнища (очевидно для аэрофотосъемки). Высота пика — 2840м (по карте — 2881), На самом пике нашли тур, у снежника — второй, Записок нет. Написали свои записки и оставили их в обоих турах.

Панорама с пика ничуть не хуже панорамы, открывающейся с пика Топографов. Тем более, что погода на этот раз оказалась более благосклонной к нам, и мы имели возможность проследить чуть ли не весь путь нашего движения.

Спускались тем же путем.

По сложности подъем на пик с запада — юго-запада по гребню можно преравнять по альпинистской классификации к категории 1А-1Б.

С перевала пошел очень крутой спуск по камням и снежникам к правому истоку Изиг-Суга. За какой-то час мы потеряли 500 м высоты.

В целом траверз 2-х перевалов может быть приравнен к категории сложности 1Б.

Вышли к реке. Перебрались на ее левый берег и продолжали спускаться. Тропы нет. К месту ночлега на стрелке двух истоков Изиг-Суга подошли по сплошному бурелому.

Остановились среди наваленных деревьев (старое пожарище), недоходя 300 м до места слияния истоков реки. Высота места ночлега — 1640 м. От лагеря на Кок-Хеме прошли 22,5 км.

7. Утром дошли до стрелки слияния двух истоков Изиг-Суга и переправились через левый исток к Изиг-Сугским минеральным источникам.

Прямо у берега бъет несколько подземных ключей, вода которых образовала пузырящееся от выделенных газов озерко. берега его и стоки ржавого цвета. Вода из озерка ручьем стекает в левый исток Изиг-Суга. На вкус вода очень приятная, напоминает нарзан, но значительно более насыщено солями и газом. Температура ее около 5°С. Пожалуй это самый вкусный источник из всех встреченных нами на Саянах. Возле источника священное дерево, скамейка и следы стоянок*

От источника вернулись на правый берег левого истока (брод — 0,3 м, каменистое дно) и перешли вброд на правый берег правого истока (брод — 0,5 м., течение-быстрое).

Правым берегом Изиг-Суга мы и двинулись дальше. Тропы вдоль реки нет. Пришлось буквально продираться сквозь заросли кустарников и деревьев или прыгать порой с камня на камень вдоль воды. По карте тропа идет левым берегом Изиг-Суга, однако нам не хотелось делать двух лишних переправ.

Так мы добрались до места впадения в Изиг-Суг его правого притока Аржан-Хема. Вдоль Аржан-Хема хорошая тропа, идущая его левым берегом до Чойганских минеральных источников.

Высота, на которую мы спустились выйдя к Аржан-Хему — 1400 м.

Отсюда мы пошли тропой вверх вдоль Аржан-Хема. Не доходя немного до источников, тропа перешла по поваленному дереву на правый берег Аржан-Хема и вскоре вывела нас к большой торной тропе, спускающейся к источникам с Чойган-Дабанского перевала. По этой тропе мы пошли вправо и через несколько сот метров вышли к переправе через приток Аржан-Хема реке Чойган. Чойган перешли по бревнам и оказались на большой террасе из отложений солей источников. Немного подальше — еще одна терраса из отложений более светлого тона.
Чойганские минеральные источники

По своему составу Чойганские источники гидрокарбонатные, углекислые.

На источниках 4 деревянных сруба — ванные с температурой воды от +22°С до +39°С.

Между ванными на тропе священное дерево с питьевым источником.

На Чойганские источники приезжают, в основном, из Тувы, хотя бывают здесь и буряты.

Мы застали здесь тувинцев из Тоджи, живущих в одном чуме, и двух русских также из Тувы. В окрестностях много грибов.

8. От источников пошли обратно по частично уже знакомой нам тропе на Чойган-Дабанский перевал. Тропа постепенно забирает вправо и вскоре начинается крутой подъем на перевал. Подъем длится минут 40. Тропа выводит нас за границу леса и ведет пологой перевальной долиной к истокам р. Дунда-Гол. Саму перевальную точку уловить трудно. Одна Она лежит где-то возле большого озера (на озере утки). Высота ее — 1900м. Местами тропа сильно заболочена. Спуск в долину Дунда-Гола вначале довольно пологий. Потом становится круче.

Мы решили попробовать пройти к источникам Хойто-Гол не обычным путем по Дунда-Голу и уже знакомому нам участку тропы по Хойто-Голу, а перевалить с верховьев Дунда-Гола непосредственно в верховьях Хойта-Гола. По этому пути, насколько нам известно, туристы еще не ходили. Этот путь немного короче и имеет в конце хорошую тропу.

Поэтому, немного не доходя до самой стрелки двух левых истоков Дунда-Гола, мы свернули с тропы влево и пошли вверх по долине (крайнего левого истока) Дунда-Гола приближаясь к левому склону долины. Не доходя до большого озера, из которого берет начало этот исток, мы свернули резко на северо-восток и придерживаясь распадка небольшого ручья, поднялись по крутому склону в цирк, откуда этот ручей берет начало. Здесь у нас был привал на обед.

Отсюда мы пошли на север, обходя гребень цирка слева. Перевал гребня сделали примерно на траверзе озера. Собственно говоря, перевала как такового, здесь нет. Просто идет понижение водораздельного гребня Хойто-ГолДунда-Гол. Высота перевальной точки — 2280 метров.

С перевальной точки гребня взяли на восток и по заболоченному, лишенному древесной и кустарниковой растительности плоскогорью, вышли к глубокой и узкой в верховьях долине истока Хойто-Гола. Спуск в долину Хойто-Гола в северо-восточном направлении очень крут и требует хорошей подготовленности и большой осторожности. Перепад высот составляет около 300м. Склоны ущелья представляют собой или крутые скальные выходы или поросшие травой нагромождения камней с большим углом падения.

Мы решили спускаться правее в восточном направлении по леднику, расположенному на западном склоне цирка и спускающемуся к большому озеру. Длина ледника — метров 300. В своей верхней части (150м) он имеет наклон 10 — 20°, а затем крутизна его возрастает до 35 — 40°. К озеру крутизна ледника снова снижается до 5 — 10°.
Спуск с перевала Дунда-Гол — Хойто-Гол

По пологой части ледника спускались цепочкой серпантином со страховкой ледорубами и альпенштоками. Когда крутизна ледника увеличилась до 30°, приняли решение о спуске вниз на большой скальный уступ, находившийся в 40м прямо под нами посредине ледника. Закрепили на ледорубах веревку, набили ступени и спустились на уступ. Двое последних спускались в связке попеременно страхуясь ледорубами. Отсюда вниз к пологой части ледника спустились по травянисто-скальному склону и по леднику вышли к озеру.

Переход через этот перевал (по пути пройденному группой) может быть отнесен по сложности к категории 1Б или даже 2А.

После спуска, когда издалека мы оценили свой путь, был найден еще один вариант спуска с перевала (с большим перепадом высот и большей протяженностью, но без ледника). Он лежит южнее нашего пути и проходит по долине крайнего правого истока Хойто-Гола. Для того, чтобы попасть на него, следует после преодоления перевальной точки держаться юго-востока ближе к водораздельному гребню Дунда-Гол — Хойто-Гол с тем, чтобы пройти по гребню между двумя цирками (правым, в котором мы обедали, и левым, в который мы спускались). Издалека этот путь представляется более простым.

В настоящее время хорошо известен гораздо более оптимальный вариант перевала с Дунда-Гол на Хойто-Гол. Это перевал Хойто-Дабан, 1а

Примечание В. Петухина

От озера, которое мы обошли справа, двинулись вниз по долине Хойто-Гола по ее правой стороне. Нашли тропу, которая появилась на траве второго озера. Тропа вначале часто терялась пока не вышла к берегу реки. Здесь она стала более торной, В одном месте тропа переходит на левый берег истока реки, вдоль которого мы двинулись. Брод — 0,3м глубины, дно-каменистое, ширина реки 4 метра.

После брода долина реки сильно расширяется за счет подходящей следа широкой долины левого истока Хойто-Гола, Вскоре второй брод через этот исток, который у места переправы представляет собой спокойную речку, глубиной 0,3 метра и шириной около 8 метров. дальше пошла пологая часть долины. Порой трона теряется на заболоченных участках, но постепенно она становится все более торной, пока не превращается почти в дорогу. Так левый берегом Хойто-Гола она и вывела нас к ручью Аршан и источникам Хойто-Гол. В противоположную сторону до этой тропе мы ушли восемь дней назад.

В целом пройденный участок является наиболее сложным. Почти на всем протяжении троп нет (по тропе шли, в основном, только в первый день пути вдоль Хойто-Гола и Даргыла, в середине пути при движении вдоль р. Аржан-Хем и немного в конце пути вдоль р. Хойто-Гол). Местность очень пересеченная, большое число переправ, много подъемов и спусков с большим для Саян перепадом высох. Большая часть пути проходила выше границы леса, что приводило к необходимости или нести с собой дрова или делать за день большие переходы от леса до леса.

Далее (Источники Хойто-Гол - аэропорт Ока)