Участок маршрута

От базового лагеря до а/п Ока наш путь шел через район вулканов, озеро Хара-Нур и далее по реке Жом-Болок. Протяженность его по карте — 92 км. Пройдено на местности 106 км., в том, числе 63 км. с преодолением естественных препятствий. Отрезок маршрута был пройден за 5 суток. Против ожидания этот последний участок маршрута оказался более трудным, чем мы предполагали,

От базового лагеря у источников Хойто-Гол по хорошей тропе мы двинулись вверх по р. Аршан. Крутой подъем до самой границы леса, затем движение по пологой части долины р. Аршан (до переправы через Аршан) и снова крутой подъем по левому склону долины на перевал. Переправа по камням. Подъем на перевал- по тропе примерно в северном направлении. Сам перевал не ясно выражен — высокогорное заболоченное плато с высотой перевальной точки — 2340м.

С перевала спуск к истокам реки Баруун-Кадыр-Ос. В обход снежника спуск с перевала идет вначале в восточном направлении по пути, промаркированному каменными турами. Обойдя снежник слабо заметная тропа поворачивает на север и обходит озеро справа.

За озером — переправа по камням через исток Баруун-Кадыр-Оса и дальше движение вдоль левого берега истока. Тропа проходит заросли карликовой березки и выходит к броду через левый исток Баруун-Кадыр-Оса, берущий свое начало из озера Хабщуу-Нур.

Брод — 0,3 м. Течение — не сильное. Дно-мелкокаменистое.

За бродом — хорошая тропа. Впереди ясно просматривается конус вулкана Перетолчина. Перед вулканом тропа подходит ближе к правой стороне долины, обходя нагромождение лавовых полей.

Обычное место стоянки туристов — у правого склона долины под самым подножьем вулкана Переточина. Здесь хорошая площадка для палаток. К площадке ведет ответвление от основной тропы. Дрова — на склоне вулкана. Вода — в ручье под склоном вулкана. Подъем на вулкан и дальнейшее движение вниз по долине р. Хикушка — через седло, соединяющее вулкан с правым склоном долины.
Озерко на дне кратера вулкана Перетолчина

Поднявшись на вершину вулкана можно легко спуститься в воронку. На дне воронки — небольшое озерко и тур с записками.

В 3 км. от вулкана Перетолчина виден конус вулкана Кропоткина. Идти к нему прямо по лавовому полю. Лучше придерживаться левого (по ходу) склона долины, чтобы меньше рвать обувь об острые кромки лавовых нагромождений. Тропа вниз по долине Хикушки идет у правого склона на границе лавы.

Через 4 — 5 км. от места ночлега направо широкий распадок с видом на г. Буда-Ханда (на горе — геодезическая вышка). По нему у правого склона идет тропа к долине Жом-Болока. Тропа очень плохая. Часто теряется, идет по выходам лавы, пересекает заболоченные участки, местами завалена упавшими деревьями.

Эта тропа выводит в долину Жом-Болока. Сама река Жом-Болок в этом месте протекает под лавовым полем.

Отсюда к озеру Хара-Нур можно пройти двумя путями: или пересечь распадок, по которому мы шли, и выйти на тропу, идущую правым берегом Жом-Болока и по этой тропе подняться к озеру или пересечь долину Жом-Болока и выйти на тропу, идущую вдоль левого склона долины.

Мы пошли по последнему пути. Следует отметить, что движение по лаве на этом участке является сильно утомительным из-за большой пересеченности долины лавовыми гребнями и скрытых ловушек — ям между глыбами лавы, заросших мохом.

Тропа у левого склона долины не плохая. По ней мы дошли до юго-восточной оконечности озера и здесь остановились на привал. Высота лагеря 1670 м. над уровнем моря. Вода в озере теплее чем в реках (купались). В окрестностях очень много сухого леса для дров. Вдоль северо-восточного берега озера идет тропа, огибающая озеро. По этой тропе сделали выход к р. Саглан-Сээрэ. Берег озера здесь пологий. Много следов стоянок туристов и охотников. Тропа идет то крутым склоном, то выходит на пологую часть берега. От озера шли вниз по Жом-Болоку по тропе у левого склона долины. До места выхода из распадка р. Хакта тропа хороша проторена, хотя и очень грязная. У Хакты она незаметно вырождается в небольщую тропу, которая затем теряется вообще. Необходимо перейти на левый берег Хакты. Переход — вброд. Мы переходили несколькими км. ниже распадка Хакты, там где Хакта разбивается на несколько спокойных проток и исчезает под лавовым полем.

Далее тропа много раз ветвится. Держаться следует возможно ближе к левому склону долины, т.к. все правые тропы выводят на лавовые нагромождения.
Озеро Вурун-Сугы-Нур. Вид на юго-западную часть озера.

Приличная тропа появляется только у озера Вурун-Сугы-Нур. На берегу озера обедали. Много дров. Хорошие места для стоянок.

От озера пошли уже места обжитые. Тропа хорошая, хотя и грязная (размешана скотом).

Показательный пример, насколько порой искажаются названия. Озеро Бурсагай-Нур превратилось в отчёте в "Вурун-Сугы-Нур".

Примечание В. Петухина

После притока, впадающего в озеро (перешли по поваленным деревьям), прошли первый летник с загоном для скота. Летник — необитаем.
Долина реки Жом-Болок

Вскоре стали часто попадаться следы кострищ и загоны для скота. Река отошла вначале к правому склону долины, а потом стала уклоняться влево, делая поворот. Тропа идет левым берегом вдали от воды.

Ночевали на повороте реки на большой поляне со следами многих стоянок. До реки — далеко, но метрах в 150 — озерко с чистой проточной водой и крутыми каменистыми берегами. Высота поляны над уровнем моря — 1500 м.

За поляной пошла тропа паркового типа. Через 50 минут перешли левый приток Жом-Болока (брод — 0,25 м). Вскоре (через 15 минут) вышли к первой обитаемой ферме. Большой загон для скота и изба. Живут буряты. Еще через 15 минут вышли к новому летнику — деревянный дом вполне современного вида. Невдалеке — первый мост через Жом-Болок (по нему перегоняют скот на зимники на той стороне реки). Летники стали показываться часто — примерно каждый час. Всего за день мы встретили около 6 — 7 летников и даже целых селений из нескольких домов. В большинстве своем они необитаемы в этот период.

Кое-где встречаются выходы лавы. Тропа обходит их и при этом часто теряется. В одном месте река делится на несколько проток. Здесь последние нагромождения лавы и несколько небольших озер (есть утки). После этого тропа пошла плоской долиной, иногда пересекая заболоченные участки.

Попадаются косари. На тропе следы колес мотоциклов. Вскоре дошли до второго моста через Жом-Болок. У моста — дом. От моста настоящая дорога до селения Монгол-Жон (7 км). С дороги сбиться невозможно.

Прошли ферму и большой пруд справа. Впереди хорошо выраженная гора из светлого камня. Дорога здесь разветвляется, обходя скалу слева и справа. В Монгол-Жон — по правой дороге.

За горой дорога поворачивает налево и вскоре выходит к селению, В селении большая молочная ферма. Есть магазин, машины.

"Селением Монгол-Жон" в данном отчёте назван посёлок Саяны

Примечание В. Петухина

За селением видна уже река Ока (Н = 1260 м). Дорога идет вверх по Оке ее левым берегом. На берегу хорошие места для стоянок. Через несколько километров — дорога выводит на летное поле аэродрома "Ока".

На этом пешеходная часть маршрута закончена.

Далее (Аэропорт Ока - Новосибирск)