Рекомендации стратегического порядка, всего района в целом, приведевы в имещейоя туристской литературе и, в частности, в уже упомянутой книжке В. Рогальского "Туристские маршруты в Саянах". По этой причине не станем повторяться и предложим детализации изученного района в ограниченных границах.

Лента маршрута обччыо обеспечивает продумывание возможных путей и иа прилегающих территориях. Вследствие этого рекомендации включают в себя и те маршруты, которые непосредственно пройдены не были.

Направление 1.

Заезд от пос. Хамсара на моторной лодке по рекам Хамсара и Чойган-Хем до впадения в Чойган-Хем р. Изиг-Суг. Начало пешего пути от устья р. Изиг-Суг. Это направление является основным. Все остальные в той или иной мере являются вариантами его.

Устье р. Изиг-Суг — подъем по правому берету р. Чойган-Хем до устья речки Уотю-Коктюг-Хем. По тропе, начало которой разыскать у водопада, по левому берегу Устю-Коктюг-Хема подъем в перевалу у оз. Сараног. Далее по левому притоку р. Урда-Шан, спуск к Мраморному водопаду на этой реке и далее выход к оз. Хара-Нур.

В этой точке направление 1 делится на 4 маршрута:

Маршрут № 1

От р. Урда-Шан по тропе через перевал у оз. Антэ-Нур, выход в лавовому плато и конусам вулканов Перетолчина и Кропоткина. Далее выход в исток р. Буруун-Кадыр-Ос и перевал в долину ручья Аршан с выходом к источнику Хойто-Гол.

От источника Хойто-Гол маршрут вновь возможно разделить на два подварианта: — левый и правый (по ходу движения).

Вариант 1-А выход к реке Сенце и подъем по её истоку к перевалу Чойган-Дабан и источнику Чойган. Далее маршрут прокладывается по Соругской тропе до пос. Хамсара.

Этот маршрут может предусматривать восхождение на пик Топографов по р. Даргыл или от источника Чойган по р. Изиг-Суг.

Вариант 1-Б — выход к реке Сенце и спуск по ней до с. Орлик.

Маршрут № 2

От озера Хара-Нур совершается радиальный или кольцевой выход на лавовое плато и к конусам вулканов. Далее через водораздельную линию хребта выход в бассейн р. Додот и спуск по тропе вдоль реки до устья речки Дэгульма.

От этой точки маршрут можно разделить на три подварианта: левый, правый и прямой.

Маршрут № 2-А

Подъем по реке Дэгульма к перевалу с выходом в бассейн р. Уды. По речкам Белая Дургомжа и Кара-Бурень выход в пос. Алыгджер.

Переправа на левый берег Додота в устье речки Нягта. Подъем к перевалу через хребет Тайга-Ужазы и переход к истокам ручья Даштыг-Хем, что впадает в р. Алды-Коктюг-Хем. Здесь маршрут замыкается в кольцо и обеспечивает выход к исходной точке маршрута. Этот вариант позволяет использовать лодку, оставленную в этом случае в устье р. Изиг-Суг.

Маршрут № 2-Б

Дальнейший путь по тропе вдоль р. Додот до поворота троп с Дотога на оз. Ута-Холь и р. Шерештиг-Хем. Здесь наиболее простой путь по тропе до пос. Хамсара.

Маршрут № 3

От озера Хара-Нур по тропе вдоль сев.западного берега выход в долину р. Жом-Болок, с радиальным заходом к вулканам. Далее вниз по тропе вдоль реки по лавовой долине к оз. Бурсагай-Нур с выходом к пос. Шаснур и вылету из с. Орлик.

Маршрут № 4

От озера Хара-Нур выход через водораздельную линию основного хребта по варианту 2 к устью правого притока р. Додотречки Додо-Ишхэ. Вдоль реки по правому берегу имеется тропа, которая выводит к истокам реки Хойто-Ока. Сплав по реке начинается после слияния р. Хойто-Ока о рекой Ока. Сплав до пос.Тагна или ст.Зима.

Все варианты маршрута №1, заканчиващиеся в пос. Орлик, возможно выполнять и в обратном порядке, т.е. с началом из пос. Орлик по 2 группе путешествий. В этом случае необходима либо твердая договоренность с лодкой о прибытии к устью Изиг-Суга в назначенное время, либо появляется сплав на саликах по двум озерам, протяжённостью не менее 20 км.

Маршрут № 5

Транспортные подходы к началу пешеходной части путешествия совпадают с маршрутом №1.

От устья р. Изиг-Суг маршрут начинаемся тем же путем до устья р. Устю-Коктюг-Хем. Далее линия маршрута не сворачивает в сторону, а продолжается вверх по р. Чойган-Хем по правому берегу до устья ручья Дикий, что впадает слева.

Здесь устраивается базовый лагерь с запасом продуктов на обратный путь. Из базового лагеря организуется радиально-кольцевые маршруты по наиболее интересным местам района.

Радиально-кольцевой маршрут А.

Выход к устью р. Ходештыг-Хем и подъем по долине до второго левого притока (около 5 км). Далее подъем по ручью на водораздельную линию с выходом к истокам реки Урда-Шан. Выход по реке Урда-Шан к озеру Хара-Нур и далее по тропе через перевал у оз. Антэ-Нур, к вулканам Перетолчина и Кропоткина. По лавовому плато выход к истокам р. Буруун-Кадыр-Ос, перевал к источнику Хойто-Гол. Подъем по долине Хойто-Гол к перевалу в р. Чойган-Хем с юга. Спуск по Чойган-Хему до базового лагеря.

После отдыха и пополнения продуктов (лагерь свертывается) проводится второй радиально-кольцевой маршрут "Б".

Радиально-кольцевой маршрут Б.

Переправа через Чойган-Хем вброд. Подъем по междуручейному пространству или ручью Пиковый в его верховья с перевалом в истоки ручья Улуг-Узю. Устройство второго базового лагеря на правом истоке Улуг-Узю и восхождение на пик Ханчар, вершину 2808 и пик Треугольный. Спуск по речке Узю до устья, переправа на левый берег р. Изиг-Суг и спуск до ее устья, где должна ожидать лодка.

Возможен и пеший выход к посёлку Хамсара или Орлик. Пути пешеходного выхода с маршрута почти равноценны:

От Соругской тропы место выхода с речки Узю отделено одним днём перехода. Далее можно выходить как на Хамсару по Соругской тропе, так и на Орлик по р. Сенце. В обе стороны путь займет не менее трех дней.

Основной наиболее полный вариант маршрута № 5 можно заменить более упрощенным и коротким. Рассмотрим два варианта маршрута №5.

Маршрут № 5-А

Начало от устья р. Изиг-Суг, но подъём не по долине р. Чойган-Хем, а по долине р. Изиг-Суг вверх по левому берегу до устья р. Узю. Далее подъём по Улуг-Узю до верховьев и устройство базового лагеря для восхождений на те же вершины.

После восхождения перевал на р. Чойган-Хем и выход по р. Ходештыг-Хем к перевалу и по р. Урда-Шан к озеру Хара-Нур. Далее по варианту с выходом в Орлик через источник Хойто-Гол или через Дунда-Гол и источник Чойган на Соругскую тропу и в Хамсару.

Маршрут № 5-Б

Этот вариант еще более сокращенный. Здесь не предусматривается выход к оз. Хара-Нур и вулканам. После восхождений и перевала в Чойган-Хем подъем по долине Чойган-Хема до его истоков и перевал в долину Хойто-Гол. Далее, короткий вариант — в пос. Орлик, более длинный, но и более насыщенный — в Хамсару по Соругской тропе.

Направление 2.

Маршрут № 6

Начало маршрута из поселка Орлик с заездом самолетом через Кырен или Улан-Удэ.

Этот маршрут почти совпадает с наиболее популярным и до©тупным туристским маршрутом Орлик-Хамсара, но имеет свои особенности.

Для выполнения маршрута потребуется караван, который возможно организовать в поселке Орлик.

Караван нанимается до источника Чойган, а еще лучше до наша сплава по р. Изиг-Суг, т.е. практически до поворота тропы с Изиг-Суга на Соруг.

Для возможности выполнения радиальных выходов на источник Хойто-Гол, на вулкан и к пику Топографов следует отправить с караваном не более двух человек, а в лучшем случае нанять такого проводника, который мог бы около недели прожить на источник Чойган с тем, чтобы подождать группу. Возможно просто договориться таким образом, чтобы в определенном месте был оставлен груз.

По р. Изиг-Суг сплав, но нашему мнению, возможен от устья ручья Тывар-Хем, по которому поднимается тропа на Соруг. Надежнее сплав совершать на резиновых лодках, т.к. реку осматривали с пешего пути и сведений о сквозном маршруте по реке не имеем. Но байдарки, конечно, оперативнее особенно на озерах.

От устья ручья Узю следует сделать радиальный выход к пику Ханчар.

Такой маршрут следует планировать сквозным т.е. со сплавом, по крайней мере, до Бий-Хема, а в лучшем случае до г. Кызыла.

Описание сплава по реке Хамсаре (ниже водопада) приведено нами в отчете о путешествии 1965 года. Поэтому здесь мы только отметим наиболее опасные участки.

Изиг-Суг сплавом не проходили и можем только сообщить, что река в принципе очень тихая и на участке от устья Тывар-Хем до устья вполне проходима. Более или менее сложные участки встречаются после устья ручья Узю. На воем протяжении возможны в узких протоках лесные завалы.

Чойган-Хем — До устья реки Изиг-Суг поднимались на тяжёлой моторной лодке с мотором "Вихрь", т.е. река вполне проходима. Имеетоя несколько крутых поворотов и один лесной завал, под который уходит основная вода.

Озера Устю- и Адды-Дерлиг-Холь — в спокойную погоду опасно©ти не представляют. Но следует следить за состоянием ветра, т.к. погода на озере часто меняется очень внезапно и ветер налетает шквалом. Имея это в виду не следует уходить далеко от берега. Волна на озере порой очень крутая и захлестывает даже большую лодку.

Река Хамсара — При планировании маршута со сплавом нужно обязательно ознакомитьоя с онисаниями и отчетами водных путешествеников по реке.

Главными препятствиями являются:

Хамсаринский водопад. Расположен примерно в 18 км от истока реки из озера.

Шивера перед водопадом. Шивера после водопада. Слив "Катушка", лесной завал "Соленый". Скальное сужение "Щеки".

Ниже посёлка Хамсара, примерно в 30 км от нею начинается группа порогов. Из них для байдарок наиболее непрятен (байдарка ныряет в стоячую волну) "Круглый" и "Куцый". Пороги "Рябой" и "Большой" для байдарок менее опасны, хотя следует быть очень внимательными и здесь.

Направление 3.

Маршрут № 7

Начало маршрута предлагается из поселка Алыгджер с залетом туда самолетом из г. Нижнеудинска.

Наиболее содержательным маршрут будет при организации в посёлке каравана из оленей или лошадей. Для каравана в данном случае лучше лошади, т.к. на всем протяжении караванного пути имеется хорошая тропа и вполне достаточно корма. В то же время лошади несут значительно больше — не менее 70 кг., а при группе в 6-8 чел. вполне достаточно три рабочих лошади.

Караван нужен до оз. Хара-Нур т.е. не менее, чем на пять суток в один конец.

Из поселка Алыгджер путь начинается вверх по реке Уда, а затем по р. Кара-Бурань. Далее по р. Дургомже и после ее разветвления на два истока, по реке Белая Дургомжа.

Тропа до слияния с Черной Дургомжой, в основном, хорошая, но выше становится значительно хуже.

При выходе на перевал Б. Дургомжа — Дэгульма, тропа теряется и нужно выйти на левый берег р. Дэгульма, где подходит тропа с реки Утхум (с востока).

Не доходя до устья Дэгульмы тропа сливается а основной, проложенной по реке Дотот. По этой тропе вверх до озера Хара-Нур с перевалом водораздельной линии основного хребта Пограничный. Он здесь очень невысок.

Дальнейший путь совпадает с маршрутом №1 по варианту 1 и подварианту 1-6; т.е. лавовое плато, — источник Хойто-Голрека Дунда-Голперевал Чойган-Дабанисточник Чойган — радиальный выход к пику Топографовреки Изиг-Суг — тропа на Соругпос. Хамсара.

Этот маршрут является наиболее длинным обзорным путешествием через все основные примечательности данного района. Такой маршрут требует тщательной и продуманной подготовки, и хотя не являеется технически трудным в пути, может сорваться из-за непродуманности или необеспеченности в подготовке.

Предложенные двенадцать маршрутов не являются исчерпывающими для данного района, но охватывают по нашему мнению все наиболее интересные в туристском отношении направления с тем, чтобы оставить ясное и четкое представление о посещенной части Восточного Саяна.

Данный раздел отчёта вызывает некоторые вопросы. Во-первых, конечно же современное состояние транспорта диктует другие подъезды к маршрутам. Так, появлилась дорога до Орлика, а вот авиа-сообщение стало значительно дороже. Это отразилось на популярности маршрутов.

Кроме того, автор подошёл к рекомендациям недостаточно ответственно. С одной стороны, конечно же это не исчерпывающий список возможных маршрутов. С другой стороны, в этих маршрутах нет каких-то особенно интересных объектов, кроме хорошо известных источников, вулканов и пика Топографов, к которым существуют гораздо более простые маршруты. Данный список имел бы смысл, если бы все эти маршруты были известны автору (в идеале пройдены им). Но и это не так. Например, предлагается совершить восхождение на пик Ханчар, хотя совершенно ничего не известно о его сложности (по-видимому, это восхождение имеет очень большую техническую сложность). Также не все перевалы, рекомендуемые здесь, разведаны автором.