Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Летом 1983 года мне довелось путешествовать по Сибири. Маршрут начинался в Красноярске, оттуда мы уехали автобусом в начальную точку нашего сплава на плотах по реке Мана. Мана – одна из многочисленных рек, впадающих в Енисей, не очень широкая, не очень опасная для сплава летом. Единственной опасностью было то, что по реке сплавлялся лес, и мы постоянно соревновались в скорости с брёвнами. Часто попадался топляк – это брёвна, полузатонувшие и зацепившиеся за какое-нибудь препятствие и торчащие одним концом из воды. В одном месте уже в середине пути мы попали в затор, ребятам и инструктору пришлось разбирать часть завала, и мы проскользнули в узком проходе мимо нагромождения брёвен. Всё обошлось, и только позже мы поняли, какую опасность миновали.

Наша группа отдыхала и наслаждалась красотой диких, поросших лесом берегов, скалами, покрытыми разноцветными мхами.

Мы плыли на трех плотах. Один плот был большой, из бревен, с двумя, закреплёнными впереди и сзади рулями-вёслами. На нём в центре были сложены рюкзаки и вся наша хозяйственная утварь. На этом плоту постоянно плыл инструктор и основная часть группы. Инструктор управлял рулями и научил этому ребят. А на маленьких резиновых плотах мы плыли по очереди, по желанию. У каждого плота было своё название. Устраивали соревнования, игры. Особенно на большом плоту. Играли, например, в «крокодильчика». Все разбиваются на две группы, и одна группа вызывает одного человека из другой группы и говорит ему слово или строчку из песни. Он должен изобразить жестами эту фразу так, чтобы его группа угадала, о чём идёт речь. Бедное зверьё – оно разбегалось от реки от нашего хохота. Или пели песни, или слушали рассказы инструктора.

На днёвке на широком пологом берегу реки собралось одновременно несколько групп, плывущих по маршруту с некоторыми интервалами. Было решено устроить КВН между группами. Готовились спешно, многие задания выполняли экспромтом, но всё получилось прекрасно. Было очень весело. Наша группа победила.

Потом был день Нептуна с представлением, костюмами водяных и русалок и обязательным купанием. А вечером наши мужчины устроили настоящую туристскую баню: из камней сложили небольшое строение, затянули полиэтиленом, пол устелили хвоей и внутрь положили камни, нагретые на костре. Получилась настоящая финская баня, только с хвойными вениками. Разогреваешься в бане, а потом прыгаешь в ледяную речку. Ощущения фантастические! Вечером костры, песни…

По окончании сплава наша группа разделилась. Часть людей уезжала домой, а мы продолжали маршрут: сначала на поезде до Улан-Удэ, потом на автобусе до базы на северном берегу Байкала. В пути по этим удивительным местам гид рассказывал нам о декабристах, расселившихся в этих местах, о том, какую важную роль они сыграли в развитии образования и культуры края.

Несколько дней провели на базе. Байкал, так манивший нас и изредка по пути следования по шоссе мелькающий сквозь деревья, предстал перед нами в своей ослепительной красоте. Удивительное зрелище этого великолепия притягивало взгляд в любое время суток. Всегда Байкал разный, и под солнцем, и при свете луны, и в штиль, и в ветреный день. Необыкновенная прозрачность воды позволяла видеть подводный мир на большой глубине. Далёкие горизонты почти сливались с водой и тонули в тумане. А ночью в спокойную погоду лунная дорожка завораживала взор.

На пятый день наша группа вышла в поход. Маршрут проходил вдоль озера по песчаной косе, тянувшейся между Баргузинским и Чивыркуйским заливами с севера на юг. Конечным пунктом был полуостров Святой нос. В один из первых дней мы познакомились с рыбаками рыболовецкой артели, которые угощали нас омулем и копченым осетром, а повар артели научил запекать омуля на прутиках, расставленных вокруг костра, и готовить малосольного омуля. Катались мы и на их катере, и смотрели, как они орудуют сетями. Осетра меньше метра длиной они выбрасывали в воду, не положено ловить такую мелочь.

В конечном пункте похода нас ожидало восхождение на плато на высоту 1000 метров. Подъём и спуск нужно было совершить в течение дня. Тропа, по которой мы поднимались, шла сквозь настоящую тайгу. По мере подъёма открывались всё новые и новые виды Байкала. Коса, по которой мы пришли, разделяла Баргузинский и Чивыркуйский заливы и казалась сверху узенькой полоской. Далёкие берега терялись в дымке. День был тёплый, солнечный. Несмотря на усталость, настроение у всех было прекрасное. Плато оказалось совершенно плоской площадкой, покрытой разноцветными мхами и цветами. Наверху нашёлся родник, у которого устроили привал и перекус. Исследовали плато, фотографировались, разглядывали мхи и цветы, и, конечно же, виды, открывшиеся на все стороны света.

Нужно было спуститься засветло, поэтому инструктор объявил спуск. Но здесь он допустил ошибку. По правилам вождения группы инструктор идет впереди, а последним ставит одного из сильных туристов-мужчин, если нет второго инструктора. Мы же начали спуск разрозненно, отдельными группками. Спустились быстро, но оказалось, что не все. Две девушки задержались наверху у родника, им хотелось ещё посидеть, полюбоваться природой. А тут стало быстро темнеть, да ещё подул резкий ветер, начался дождь. В лагере в это время была ещё одна группа. Инструкторы, взяв с собой несколько ребят, пошли по тропе навстречу девушкам, но спустя некоторое время вернулись, потому что разразилась гроза, надвинулась ночь, тропу в темноте совершенно не было видно. Гроза была страшная в ту ночь, молнии сверкали, деревья стонали и трещали, и гром грохотал, отражаясь от воды и от гор, с утроенной силой. Было страшно, но ещё страшнее было за девушек, которые в это время шли по тайге. Утешало одно, что, даже сбившись с тропы, они спустятся к озеру, потому что направление они знали, а география этого места такова, что все спуски ведут только к Байкалу. В палатках, несмотря на непогоду, нам не сиделось, и мы, закутавшись в накидки, ходили вдоль берега, кричали, но наши крики тонули в грохоте непогоды.

Они вышли из леса к озеру, как и предполагалось, недалеко от нашего лагеря, обе целы и невредимы, но от пережитого страха с обеими случилась истерика, с одной девушкой сразу же, когда она поняла, что всё позади, а другая начала рыдать уже в палатке, когда их отогрели и напоили горячим чаем.

Позже они рассказали, что начали спускаться по тропе, потом стало темнеть, пошёл дождь, они потеряли тропу и шли просто вниз. Было страшно, но они понимали, что идут в нужном направлении, и это вселяло надежду. Через какое-то время они заметили, что за ними следом идёт какой-то зверь, похожий на собаку. Причём ведёт себя странно: они убыстряют шаг, и он идёт быстрее, замедляют, и он идёт медленно, остановятся, и он останавливается. Так и сопровождал их до самого конца, когда отстал, они не заметили. Хорошо всё, что хорошо кончается. Но этот случай был уроком и девушкам, и нашим инструкторам.

На следующий день опять установилась солнечная погода. Озеро было совершенно спокойное. Мы загорали, смельчаки купались, несмотря на температуру воды 7 градусов. Разве можно побывать на Байкале и не искупаться?! Тому свидетельство наши слайды. Возвращались на базу тем же путём. И тут на нас набросились громадные комары, которые раньше почти не беспокоили. Это было последней неприятностью маршрута.

До станции Слюдянка на железной дороге, откуда мы уезжали домой, мы плыли на допотопном пароходике, совершающем рейсы по Байкалу с севера на юг и обратно c незапамятных времён. Это было новое знакомство с этим удивительным морем и в то же время прощание.

Надежда Зайцева


Юрий Власова я было подумал, что прямо от Маны пешком до Байкала ! :)
26.04.2008, 04:52:06 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную