Байкальский Хребет 2008.

Забегая вперёд, сразу скажу: весь круг не прошли.....

В нашей группе стало доброй традицией(с прошлого года), менять маршрут "по ходу пьесы".

А вот как всё это было........

24.07.08. День 1.

Усолье — Северобайкальск

Поход до похода.

До Северобайкальска решили ехать на машине, втроём. Я, Вова(Челябинск) и Ольга(Иркутск). Влад(Братск) приезжал на следующее утро на поезде. А Дима, Оксана и Яна 24.08. вечером должны были нас ждать уже на месте, в Яхт-клубе Северобайкальска.

Так что мы могли и не спеша ехать, но не спеша не получилось, не потому что торопились, а просто так вышло.

Выехали из Иркутска в 10.30. По дороге особых приключений не было кроме:

1) Где-то по середине отрезка Жигалово-Улькан(400 км), на "дорогу", прямо перед машиной выбежал лосёнок, малюсенький такой,ножки тоненькие, совсем беззащитный, хотелось его поймать и спасти, ведь погибнет один в тайге, видимо мамашу или охотники прибили или ещё что приключилось. Метров 50 пробежал от нас и свернув с дороги в лес со всего маху шлёпнулся, и видимо хорошенько ударился, Ольга аж ахнула, но нет, тут же поднялся и скрылся в лесу. Я не фотограф, даже фотика своего не имею, да если бы и имел, я ведь был за рулём, а эти два блин "Фотографа", ну всмысле те которые со мной ехали, даже сфоткать его не попытались успеть. (Фотики в таких диких местах надо держать наготове.)

2) Всю эту погоню нас за лосёнком наблюдали два мужика, стоявшие возле моста, к которому мы подъехали сразу после погони. Сказали что видели его тут уже, шарился мол там вон и там. Мужики подсказали дорогу, ведь мы после Жигалово, держали курс на Магистральный в который как окозалось нам совсем и не нужно было. В пос. Окунайский, нам направо, а Магистральный налево. Так вот, если бы не лосёнок с мужиками, то упороли бы возможно не туда, и получили бы лишних 80 км.

Ну потом перевал и к 20.00 прибыли в Северобайкальск. Как только мой телефон поймал БВК, пришла смс-ка от Димона, что они на месте и ждут нас. Всё приехали. Завтра утром встречаем Влада и в путь.

25.07.08. День 2.

Северобайкальск — 4 км на доходя озера Рыбное.

Ужасная тропа или начало конца.

Мост

Встретили Влада, загрузились в Делику и мою машину и поехали в Байкальское. По дороге много красивых мест видели, но решили на них позырить на обратном пути. В Байкальском оставили мою машину, и на Делике попёрли дальше, по дороге, по мосту через Рель. Так что, Юра, мост там есть, вернее их два, по которому вы проходили в прошлом году это старый мост, по нему давно уже никто не ездит. А вот новый вполне приличный.

Короче говоря, Делика нас не смогла довезти до второго брода через Горемыку. Довезла всего 7 км от Байкальского.

Вот тут-то и начался наш настоящий поход, рюкзачки напялили и понеслась....

Сначала действительно ничего особенно трудного, кроме огромного горба сзади, котроый мы каждые 40-50 минут скидывали и отдыхали, не было. Но вот потом, после брода через Горемыку, пошёл полный пипец. Читали отчёты, и никто не сказал, что там не тропа, в смысле обыкновенной тропы, как типа: Котелки-Гитара, или там Аршан-Китой и т.д. а какая-то просто полная ...опа.... Где-то примерно 5-6 км полной ...опы.... Так что туристы, пройти там конечно можно, и ходят люди, ходят каждый год, просто знайте, что после второго брода через Горемыку 5-6 км полной ...опы.... в виде слабой тропы по горельнику, в котором даже такому лосю, как я, можно и ноги переломать (стланик отдыхает). В смысле много сил и времени уходит на этот участок трассы Байкальское-Рыбное. Так что до Рыбного мы в этот день не дошли. С нами был ребёнок. (16 лет, но выглядит моложе.) Он не просто устал, он сказал всё блин п.....ц я дальше не пойду. Ведь это был первый в её жизни поход, и сразу в такую попу попасть. Я даже цитировать начал фразу из анекдота: "Куда вы меня тащите п.........." Короче приглядели местечко под стоянку и начали готовить первый праздничный ужин в лесу.

Хотя вымотались за этот день все, но как только сварили и развели, настроение у всех, ну или почти у всех (ребёнок всё повторял: куда вы меня притащили п...........) улучшилось.

Вот тут-то и начал своё заканчивание спирт. Опять таки забегая вперёд скажу, что сработало великое правило: Сколько водки не бери, всё равно два раза бегать. Или вот например: Пошли дурака за бутылкой, он одну и принесёт.

26.07.08. День 3.

4 км на доходя озера Рыбное — оз. Рыбное.

В поисках озера или начало конца подошло к середине...

Собирались утром долго. Первая звёздочка (это по палаткам) я и Оля первые. А вот вторая (Вова+Влад) и третья (Семейство) соревновались, кто соберётся вторыми. Победила третья, опередив вторую всего на пару секунд.

Так вот, эти 4 км. мы шли часов 5. Потому что нам надо было сразу пойти на GPS точку стоящюю на озере, а мы пошли по реке. А ещё мы шли так долго до него, потому что у меня был с утра какой-то бзик, я почему-то решил, что Горемыка вытекает из Рыбного, а так как я вёл народ за собой, все остальные просто шли и скорее всего даже сильно и не задумывались куда.

Короче иду я иду, оторвусь от всех, сяду поджидать и GPS-ку гляну, до озера 1 км, иду дальше 700м, потом 300 потом опять 700, стоп думаю. Чё-то не то, достал карту и вот оно прозрение, Саша а кто тебе сказал, что Горемыка из Рыбного течёт, да, перебрал вчера наверное. Оставляем народ, и с Димоном идём искать озеро до которого судя по GPS 500м. Короче побегав там минут 40-50, мы его всё-таки нашли, спряталось блин в лесу.

На озере встретили людей, это были муж с женой с подмосковья, и собака с ними. Вернулись за нашими и проводили их до озера.

Возле озера много разных троп, людских и зверинных, так что поплутать там, в районе Рыбного это нормально, по кол-ву троп видно, что не мы одни олухи там поплутали лишний часик.

Разбили лагерь, я порыбачить успел немного, на завтра — днёвка.

Дальше план был таков: Первая и вторая звёздочки, это Я, Вова(Ч), Влад(Б) и Ольга(И) должны били идти по старому плану до перевала Горемыка, и далее до оз. Вернхнеирельского. А третья звёздочка Дима, Оксана и Яна должны были пойти до оз. Круглое и потом либо по Поперечной, либо по Горемыке в Байкальское, они по срокам не могли идти с нами.

Но на завтра планы поменялись................ но об этом позже.
Рыбное

В этот вечер покупались в озере, поболтались без особых занятий. Такой большой и дружной командой тосты сыпались один за другим. Так что спирт убывал прямо на глазах.

27.07.08. День 4.

Днёвка оз. Рыбное.

Рыбалка или отдай удочку, ты уже пять раз забросила.

Весь день рыбачили, рыбы наловили много, хватило и на сагутай и на фольгу. У меня своя удочка, и рыбак я заядлый (свою удочку мало кому доверю), а вот Дима видимо не расчитывал что Оксане так понравится таскать хариусов.Поначалу он рыбачил один, в смысле мы с ним вдвоём каждый своей удочкой. Но потом я угарал над ними весь вечер.

Дима: — "Ну ты чё, дай удочку сюда, ты уже бросила шестой раз, а мы по пять раз договаривались"

Оксана: — "Ты как считаешь-то это пятый только заброс."

Короче говоря, рыбы я, конечно, поймал больше, чем они все втроём, ведь Вова(Ч) тоже немного порыбачил на блесну, а вот самого крупного поймал Димон.

Так вот под согутай вечером опять спирт полился рекой. И я понял, что до конца похода нам точно его не хватит и пожалел, что в машине мы оставили ТРИ литра.
третья звёздочка

В этот день как раз и родился новый план. Чтоб не расставаться с третьей звёздочкой, мы решили пойти с ними до Круглого, а потом до Поперечной, и по Попречнеой сходить на неизвестный перевал радиально.

Вообщем день прошёл прекрасно, все отдохнули, накупались и т.д......

28.07.08. День 5.

оз. Рыбное — оз. Круглое.

Весь отряд в сборе или опять ищем озеро.

Озеро Яна

По дороге на Круглое, примерно в километре от Горемыки видели озерцо, тропа идёт прямо возле него, но на карте его нету.

Повесили бумажку с его названием, а назвали мы его в честь ребёнка — ЯНА.

Размер у озера таков, что на карте оно просто обязано быть, тем более тропа есть, довольно таки хорошая тропа. В горах, где нет никаких троп, гораздо меньшие размером озёра есть на картах, а этого нету.

GPS-точку на озере забили, так что теперь Слава, его можно поместить на карту. Яна даже маленькую рыбку в этом озерце увидила. Оно почти круглое и размером примерно 200X300 м.

На подходе к Круглому, примерно за километр, оставляем народ и с Ольгой уходим на разведку, поискать оз. Круглое. Где там можно встать. Примерно так же как и с Рыбным. Только нашли гораздо быстрее.

Вообще мы планировали на завтра сделать на нём днёвку, но хариуса в Круглом не оказалось, так что мы наелись голубики (которой вокруг море), Оля набрала пол-котелка, сварили компот, и решили днёвку тут не делать, а пойти с утра до Поперечной и днёвку с баней сделать там, тем более что камней для строительства печки на озере нету.
Озеро круглое

Вечером как обычно тосты и всё такое и т.д. и т.п.......

29.07.08. День 6.

оз. Круглое — р. Поперечная.

Лёгкий переход или оба-на, а рыбы то тут нету.

Да, да, да товарищи, рыбы в Поперечной тютю. Река такая, больших ям, которые любит хариус, почти нет.

Может где-нить там пониже, ближе к Рели в которую собственно Поперечная и впадает рыба и есть, но забегая вперёд (чё-то часто я вперёд бегаю), скажу, что порыбачил я от души только на устье Поперечки.

А дальше всё как по схеме. Когда вышли на Поперечку, оставили народ и с Димоном пошли искать место для стоянки, заодно кидая мух, бесполезно рыбы нет. Зато море грибов, как подберёзовиков, так и рыжиков.

Место нашли и сгоняли привели наших.

Вечером объелись грибов и всего остального.....

Назавтра баня, отдых, гулянка, разгул, раз...., короче полный отрыв.

P.S. Вот читаете счас и понять не можете, вроде как и не поход совсем у них, а так переход по 4-5 км от одного ресторана к другому. Нет, нет, не волнуйтесь, трудности, красоты и горы ещё все впереди........

30.07.08. День 7.

р. Поперечная. Днёвка.

Баня+День рождения или где же взять торт.

Строим баню

Погода была весь день совсем не для бани. Дождь моросил с небольшими перерывами. Но нет, решили мы, бане быть. Построили печку и топили её весь день.
Паримся

Потом сделали каркас, накрыли коврами и тентом, и попарились на славу.
Торт

У Вовы(Ч) сегодня день рождения, и девочки, понятно освобождённые от участия в подготовке бани, не знавшие куда себя девать, решили испечь для Вовы торт. А где взять муку, а не надо муку, на тесто сгодилась быстрозаварная кашка. Тортики получились офигенные.
Танцы

Вова был счастлив как никогда. Гулянка получилась грандиозная, не хуже чем в городе, с факелом и танцами под улюлюканье и звон тарелок, на которых я барабанил. Сломал блин главное только одну тарелку, догадайтесь чью, правильно — свою.

А вот назавтра нам действительно в разные стороны с третьей звёздочкой. Им в сторону дома, а нам в сторону перевала.

31.07.08. День 8.

Табор на Поперечной — 4 км не доходя перевала.

Хватит пить пойдёмте в горы.

Утром попрощались с третьей звёздочкой, собрали вещи, еды на три дня, остальное в пакетах подвесили на деревья на высоту 2,5-3,0 м. Костровой тент тоже не стали снимать. Оставили табор отдохнуть от нас.

Пошли по правому берегу Поперечной местами еле видной тропой, местами сухими руслами реки, а местами переходили рукава речки и шли островами, так удобней, чтоб не ломиться по безтропью.

В районе впадения ручья, текущего с перевала Медвежий, перелезли по завалу и перебрели на левый берег Поперечной и почти до места где встали шли левым берегом. Потом пройдя развилку где Поперечная уходит в одну долину, а её приток на которм и есть нужный нам перевалт в другую перекусили.

Через 1ч 30 минут пути пепебрели левый приток ручья текущего с нашего перевала, и пройдя метров 300-400, вышли на большую и красивую полянку, горы совсем близко, до перевала GPS-ка кажет 4 с небольшим км.

Решаем встать здесь и завтра налегке сгонять на перевал.

Вышли с табора мы в 13.00, пришли в 18.00. Тропа попадалась крайне редко, и то чаще зверинная.
Лагерь под перевалом

Вечер был отличный, солнечный.

1.08.08. День 9.

Лагерь — Перевал.

Да, не зря в поход ходили или как красиво на верху........

Утречком как обычно подъём, завтрак и в путь.
Перевал

По кустам и стланику решили не лезть. Прямо над нами гора на которой выше нас метров триста виднеется крупный курумник, так вот до него забрались и пошли по камням в сторону перевала. Сам перевал видно не было, его закрывала гора. Только когда подошли совсем близко стало его видно. И было не понятно на таком расстоянии, а вообще там можно без снаряги забраться или нет.
Перевал близко

Подошли ещё ближе. Стало видно, что надо будет пройти по небольшому снежнику, а потом сыпуха. И стало понятно, что заберёмся без снаряги. И полезли. Перевал довольно-таки лёгкий. Сложность его только в том, что сыпуха. Но и мелкий курум попадается.
Перевал наверху

На верху перевала был тур, в нём нашли жестяную банку из-под тоника (0,33L).

Минимум 3 года она там пролежала, а скорее всего даже больше.

Записка внутри вся развалилась от влаги и прочесть её не было никакой возможности. Скорее всего это были иностранцы, или одни или с каким-то русским проводником. Банка была Голландского производства, такие в России не продаются. О том что это были иностранцы говорил ещё и тот факт, что записку положили просто в банку, даже ничем её не заткнув, попадай водичка, пожалуйста. И то, что на банке мы не нашли срока годности, он видимо был нанесён на штучке, которая открывает банку. На российских банках обычно на дне или в каком другом месте банки, а тут нету нигде, и ни одной русской буквы. Короче не столь важно кто там до нас побывал, да ещё и записку так плохо от влаги спрятал. Мы написали записку, положили в пластиковую банку с плотно закручивающейся крышкой, и положили туда чистые листы и карандаш.

Потом полезли на пики которые идут от перевала. Ольга залезла на южный, а мы на северный. Высота перевала была 1718 м. Пик — 1967 м.

Вид на Ср. Ирель с перевала 01
Вид на Ср. Ирель с перевала 02
Вид на поперечку с перевала 01

Долго мы там лазили. Красотищща. В одну сторону как будто гугловская картинка долины Средней Ирели в другую р. Поперечной. Даже видели гору Черского, она одна из всех скрывала в облаках свой пик.

Спускаться с перевала оказалось сложнее, чем забираться, сыпуха.

С рюкзаками наверно даже немного опасно, если с тяжёлыми, это со стороны Поперечки, а со стороны Ср. Ирели он вообще простой, по крупным курумам забираешься и всё.

Перевал в сторону Ср. Ирели

Сравнить его могу только лишь с Аршанским например.

Он раза в полтора короче, а угол такой же как у Аршанского с китойской стороны. По сложности немного сложнее из-за сыпухи. Но сыпуха не везде, есть маленькие участки камней, которые правда при спуске тоже не плохо укатывались в низ из-под ног. Так что это спецы пусть решают н/к это или 1А.

Назвать можно Крылья. С двухкилометрового расстояния очень похоже на крылья. А впрочем не важно.

Перевал

Ну вот слезли мы с него и пошли до лагеря.

2.08.08. День 10.

Лагерь — Табор.

Одно дело сделали, теперь бы рыбки половить.

До табора получилось так, что шли каким-то другим немного путём. И почти не заметили как за 4 часа доскокали до места.

Ничего знаменательного в этот день не случилось. Пришли, всё на месте и продукты на деревьях и тент как висел так и висит. Правда по дороге видели мишкины следы, свеженькие. Грибочки новенькие народились пока нас не было. Далеко ходить не надо, прямо вокруг табора куча.

По первоначальному плану мы должны были прийти в Байкальское 10.08.08. Так что решили назавтра идти понемногу, дня за четыре чтоб пройти 26 км. от табора до Байкальского.

3.08.08. День 11.

Табор — р. Поперечная, 4 км до устья.

Горы посмотрели, печень нагрузили пора и ноги нагрузить.

Столько пройти за этот день мы совсем не планировали, так вышло.

Знали лишь что по пути до устья два прижима-каньона. Первый делился на две части. Первая проходится вдоль скалы по камням, а вот вторая всё стоп, либо обратно и забираться на верх и проходить прижим по верху, либо бродить два раза реку.

Решили бродить. Первую струю перешли хорошо. А вот вторую. Переходили державшись за руки, я первый потом Оля, потом Вова и Влад. Я перешёл уже почти, упёрся ногами в топляк, надёжно державший меня и тут Олю уносит течением, я каким-то образом успел её поймать и выташил на берег.

Только вытащил унесло Вову, его оторвало от Влада. Вытащил за палку и его. Вот так у нас ребятки покупались. На самом деле опасного ничего не было, просто Вова и Оля намного легче и ниже меня, поэтому их и унесло. Но всё было под контролем, я даже поугарал над ними немного.

Перешли реку ниже опять на нужный берег и потопали дальше.
Вид со второго каньона

Дошли до второго прижима-каньона, из-за поворота реки не видно было что там да как, поэтому решили сразу лезть наверх. А лезть-то не слабо, метров 300 высоты набрать надо.

Но там наверху много троп, звериных и людских. По ним мы и протопали часа два наверное с небольшим, что когда спустились к реке на ночёвку увидели что второй прижим остался далеко позади.

В этот день мы прошли 18-20 км. местами по хорошой тропе, местами по безтропью. Но ближе к Рели тропа становилась всё лучше и лучше.

Устали в этот день как в первый, где ....опа.

4.08.08. День 12.

р. Поперечная, 4 км до устья — Устье р. Поперечная.

Ну вот и порыбачили наконец-то.

Позавтракали, собрались и в путь.

Буквально за час, полтора дошли до Рели по тропе.
Рыбка

Я тут же достал спининг и давай кидать — ничего. Надо идти к устью Поперечки, мы вышли ниже метрах в 300-ах.

На устье кидаю и оба-на сразу на кило харька, ну думаю порыбачим. Часа три там наверное рыбачили.Килограма 4-5 наловил. Но такого крупного больше не было, одно ещё грамм на 750 поймал, остальные стандарт от 200 до 500.
Аквариум

Потом прошли ещё километра 2 вниз по Рели и встали на ночь.
Рыба в фольге

Сварили уху, в фольге запекли. Спирт допили последний.

Всё, завтра решили уже идти сразу до Байкальского. GPS-ка кажет, что до него всего 6 км.

5.08.08. День 13.

2 км ниже устья Поперечной — Байкальское.

Ну что тут рассказывать, да и нечего почти.

Дошли до деревни часа за три. Неторопясь. На подходе вообще дорога образовалась.

Всё пришли. Ура.

Alex Green

hastiОчень славно сходили — МОЛОДЦЫ! И не так уж страшно напрягались, и отдохнули, и от толстолапого только следы были — одним словом ВСЁ УДАЛОСЬ!!!!! :-) Спасибо за эмоциональный живой отчет :-)
14.08.2008, 23:15:50 |
Юрий ВласовПрочитали с Мариной с интересом ! По белому вам завидуем. Приятно было увидеть знакомые места :)

Алекс, я не знал про наличие второго моста через Рель, хотя можно было догадаться, ведь нас нагнали парни на мотоцикле.

А про трудности пути после второго брода через Горемыку я писал очень ярко (как мне показалось) Мало того на Гитаре мы вам это рассказывали :) Видимо никто не мог представить насколько там "нет тропы" :)))

Приятно было увидеть ваши лица. Марина отметила что Влад схуднул :)

Вобщем полный зач0т и за поход и за описание ! Молодцы !
15.08.2008, 01:05:37 |
Ольга ТарасоваОтличный отчет про отличный поход! Спасибо, Саша, перечитала на 2 раза, приятно вспомнить о прошедшем отпуске. Вроде бы читаешь, так легко все кажется, ан нет, поход есть поход, и этот был не из легких. Еще раз отмечу, что в этом походе действительно все и всё удалось (кроме полного маршрута..): и участники — замечательные люди (а что стоит наш веселый организатор-навигатор-кулинар-рыбак-спасительуплывающих!), и вечерние посиделки у костра с "Голубой коровой" (а фильмец таки не засняли), и грибные и рыбные деликатесы, и горы там оччень красивые, в общем все у нас было зашибись..
15.08.2008, 10:08:07 |
Евгений РензинПоздравляю всех с удачным походом!
Сами вернулись только сегодня. В походе, особенно перебредая Китой, вспоминали тебя, Саня. Там рыба плескалась, а у нас даже лески не было.
15.08.2008, 19:30:53 |
Вячеслав ПетухинКстати, Алекс, озеро Яна на карте есть. На пятисотметровке.
15.08.2008, 22:08:47 |
Ольга Тарасова
16.08.2008, 00:27:20 |
Alex GreenУ нас с собой такой карты не было
16.08.2008, 14:16:36 |
ВладимирДа,так оно всё и было. Я, правда, поначалу жалел, что мы не весь маршрут прошли, но когда меня пару дней назад накрыл отходняк и мой организм попытался заболеть сразу всем, чем не успел заболеть в походе, я понял, что мне, старому, этого более чем достаточно. Классный поход, классный рассказ, да и мы все классные!
Одно плохо, до следующего похода еще целый год.
16.08.2008, 20:28:06 |
Влад ВоробьевВсем спасибо за отличный поход. Отчет у тебя, Саня, получился неплохой. Только вот забыл про дожди которые нас постоянно сопровождали, особенно в десятый день (почему мы так быстро доскакали :)) И фотографий много хороших, которые не попали в рассказ. Ну надеюсь Ольга и Вова еще разместят свои.
Да, Юра, твой отчет мы перечитывали на оз. Рыбном, но от этого легче не стало. И как Марина заметила, схуднеш тут с вами. Славной каманде Калабаха желаю успеха на Кавказе. Я уверен, что ваша мечта сбудется!
А от тебя, Женя, жду интересного рассказа о вашем походе.
17.08.2008, 22:56:51 |
ВладимирНеобходимо пояснить, что во фразе "вытащил за палку и его" (гл. "3.08.08. День 11") имеется в виду трекинговая палка.
19.08.2008, 12:56:58 |
ArtemАлекс, отчёт хороший. Прочитал с интересом.
Поздравляю всех с успешным походом! А поход удался, тут даже и вопросов нет. Жаль только что не весь маршрут, как планировалось.
Насчёт ножовки извиняюсь конечно, но… что поделать. Когда вы уже выдвинулись, и у меня более-менее всё утряслось. Посоображал, время уже немного оставалось и дунул на пик Черского (и всё что там вокруг). Хотел на Кругосветку, но немного не срослось. Сегодня утром вернулся.

20.08.2008, 14:12:49 |
Zoolyда, перечитала с новыми знаниями. Теперь понимаю что такое ...опа в твоем изложении))
26.06.2009, 15:28:08 |
Alex Green...опа по моему в любом изложении и есть ...опа.
26.06.2009, 23:41:18 |
Николай ОднокурцевА всё-таки какие деревни надо проезжать по дороге Жигалово-Магистральный,чтоб не блудануть?Мне вообще в Киренск надо
27.07.2009, 13:03:15 |
И. Фефелов

Николай Однокурцев:  А всё-таки какие деревни надо проезжать по дороге Жигалово-Магистральный,чтоб не блудануть?Мне вообще в Киренск надо

Надеюсь, Николай благополучно добрался до Киренска три года назад :)
В том и проблема, что там после моста через р. Тутуру до этой развилки никаких деревень просто нет.