Ольга Сударчикова

У Саши осталась последняя неделя отпуска. Мне, наконец, удалось договориться с бабушками, моя мама забрала Бернарда, а баба Вера – Емелю, а эту последнюю неделю мы решили провести в тайге. Вообще мы хотели сходить на Соболиные озёра, только вот туда не так просто добраться. Экспресс, идущий до Выдрино, ходит по выходным, ещё есть вечерняя электричка в пятницу. А чтобы доехать туда в понедельник, нужно было ехать вначале в Слюдянку, потом целый день торчать там до вечерней электрички на Мысовую, короче, мы теряли целый день. Конечно, существуют ещё автобусы, но мы не знали их расписания, да и в обмен на Емелю нам навязали Разина, а с двумя собаками не так-то просто ездить в автобусах (особенно, если учесть, что львиная их часть микроавтобусы). Поэтому было решено сходить вначале на Подкамарную, я уже давно мечтала поглядеть на водопады, да и Саша не был там лет десять, а потом прямо из Слюдянки, докупив там продукты, уехать в Выдрино и на Соболя. Запланировано было по три дня на каждый поход, плюс оставался день в запасе на непредвиденные ситуации. Вообще мы собирались вернуться в субботу, чтобы Саша успел подготовиться к работе.

Понедельник, 21 июля 2008 года

Электричка ползла просто неприлично медленно. В «Большом Луге» проторчали, наверно, с час, поэтому в Слюдянку мы приехали только в обед. Есть хотелось страшно, буфет на станции закрыт, что делать? Пошли в магазин, купили хлеба, сыра, паштета и устроили прямо за городом небольшой пикник, предварительно перейдя через железный мост на другую сторону шумной и холодной реки. Мы ели хлеб с сыром и паштетом, а комары, пауты и мошка ели нас. На рюкзаки тут же понаползло всякой живности – страшные, гигантские, лохматые гусеницы; грозные, усатые, чёрные жуки; какие-то зелёные козявки и слизни. Собаки попрошайничали и резвились страшно довольные свободе, солнцу и бутербродам. Когда стали выходить на тропу, собаки решили схитрить и переплыли речку игнорировав мост, что было ошибкой, ведь мост вел на дамбу. Поэтому мы с Сашей очутились на дамбе, а собаки внизу на берегу, и не было у них никакой возможности преодолеть трёхметровую бетонную стену (а может и выше, мы не замеряли). Нора и Разин разволновались – скулили, бегали, прыгали – такие верные собаки, как они боялись остаться одни. Прыгали они красиво: раз, раз, запрыгивают на почти отвесную бетонную стену, разворачиваются и спрыгивают назад на камни. Саша попробовал объяснить им, что просто и легко подняться по мостику, не тут-то было, на мост собаки идти отказались, ну, не на руках же их тащить. И вот мы идём по дамбе, а собаки внизу плывут, бегут, скачут по реке. Немного погодя дамба стала на полметра ниже и Нора тут же влёт запрыгнула к нам, Разин остался один и совсем начал паниковать, бегая внизу в прибрежных кустарниках, но вскоре и он смог запрыгнуть на дамбу.

В три часа мы встали на тропу. Примерно через час ходьбы я стерла себе ноги. Идти дальше в ботинках было просто невозможно. Причём стерла я себе пятки, чему была очень удивлена, ведь мои старые альпинистские ботинки, хоть и тяжёлые, но давно уж разношенные. Именно поэтому я и предпочла идти в них, проверенных ботинках и отказалась от покупки более лёгкой и удобной обуви. А тут такая незадача, сбила себе ноги в самом начале похода. Видно засиделась я дома, давно никуда не выбиралась, да и последнюю неделю я провела на даче, щеголяя там исключительно в тапочках, вот мои ноженьки и поотвыкли от ботинок. Я переоделась в китайские резиновые шлёпки и порадовалась, что взяла их с собой. А ведь дома ещё сомневалась – брать, не брать? И взяла, думая, что буду ходить в них на стоянках, помня, как устают ноги от тяжёлых горных ботинок. Ан нет, пригодилась дешёвая китайская обувь гораздо раньше. В шлёпанцах я протопала аж до метеостанции. Хотя скажи мне кто в Иркутске, что я пойду в тапочках на Черский, я бы не поверила и рассмеялась. Я и сейчас-то решила, ну, пройду немного пока дорога позволяет, а там уж и надену кандалы – дорога позволила. Забавно, но тут вовсю цвели тополя, у нас-то в городе тополиный пух давно отлетел, а тут самый сезон, благо, тополей не так много, а то у меня на пух аллергия.

Собаки всю дорогу гоняли бурундуков. А бурундуков в лесу слышимо-невидимо (мы их постоянно слышали, а вот увидали только раз, когда Нора загнала бурундука на дерево), то тут, то там раздаётся характерный свист, а то и со всех сторон сразу, только успевай бегать.

- Фьють-фьють.

- Нора, это тебя.

- Фьють-фьють, не догнала.

- Фьють-фьють, а я тут.

Ещё и дразнятся.
Чайку?

Погода была отличная, солнышко припекало, но идти вдоль реки – сплошное удовольствие и не беда, что постоянно надо было переходить мосты (так как недавно все старые мосты посносило, то добрые невидимые люди построили новые и надёжные мостики), зато всегда можно напиться, собаки же предпочитали купаться в речке. Примерно на середине подъёма остановились в кафе попить чайку, выпили аж по три стакана (с сахаром!), да доели остатки хлеба и сыра. Удачную кафешку построили по пути на метеостанцию, очень экономит время, ведь если бы мы стали сами варить чай, на это мероприятие у нас ушло бы не меньше часа, а то и поболее.

В девять вечера встали немного не доходя до метеостанции. По дороге нам попадались очень милые стоянки, но Сашу они все не устраивали. Место же, где мы остановились на ночлег, было чуть в стороне от тропы, и чтобы туда попасть нужно было опять перейти реку по очень шаткому мостику, состоявшему из двух брёвен, причем одно бревно неумолимо крутилось, а второе было тонюсенькое и всё в острых сучьях. Я ждала Сашу с этой стороны речки, пока он разведывал стоянку, и заметила довольно интересный и странный цветок – гигантский зонтик, такой красивый, он ещё не весь распустился, поэтому с боков отходили очень забавные шарики, жаль, что было уже темно и его не удалось сфотографировать (на следующий день мы его засняли, но это было уже не то). Вообще природа Хамар-Дабана очень необычна – всё такое большое. Саша прибежал довольный и сказал, что место просто отличное, дров много! Мне очень не хотелось пересекать реку, но куда денешься. Через мост перейти я так и не смогла. Только я ступила на нижнее тоненькое бревно, как острый сучок проткнул мой резиновый тапок насквозь, и я струсила. Тогда я просто сняла носки и перешла реку вброд в своих чудесных резиновых тапочках. А вот Саша искупался, пока меня страховал, он поскользнулся на камне и ушел в воду чуть ли не по пояс. Осталось подняться по крутой тропинке вверх, и мы на месте. Место оказалось не таким уж и отличным. До воды далеко, все дрова (которых полно) сырые, да и палатку поставили на кочках, спасло лишь то, что там был черничник, и спать было, ой, как мягко, на чернике-то. Как я поняла Сашу, главное достоинство этого места было в том, что оно было в стороне от тропы, и никто к нам не сунется по этому шаткому мосту. Бояться надо было только медведя.
Все деревья вокруг были изуродованы

Все деревья вокруг были изуродованы, какие-то негодяи изрубили топором стволы стёсывая кору для разводки костра, некоторые кедры уже начали сохнуть. Не проще ли брать с собой в лес сухое горючее? Вот мы именно им и воспользовались, чтобы разжечь костер из этих сырых дров – получилось. Ох уж мне эти туристы-волюнтаристы, а ведь с виду все такие добрые, хорошие, только почему-то оставляют после себя кучу банок, стекла, портят деревья, рубят лапник и т.д.

Ночью, где-то вдали громыхал гром, но гроза прошла мимо. Это была наша самая тёплая ночь на Хамар-Дабане.

Вторник, 22 июля 2008 года

Утро
Выглянуло солнышко
Сказочный конь
В шлёпанцах я протопала аж до метеостанции
Вот и Подкомарная
Танцплощадка
Так, так, посмотрим на танцующих поближе
Кто бы мне сказал, кто это?
"Гигантская сааган-даля"

С утра была отличненькая погодка, позавтракали, собрали палатку, Александр наладил переправу и вперёд. На Казачьей поляне нам повстречался Сказочный конь, такой красивый, белый с длинной гривой. Определённо нам сопутствует удача – это хороший знак. После метеостанции мне пришлось-таки одеть свои горные ботинки. Тропа на Подкамарную была очень крутая, тут в тапочках не полазишь. Я бы без Саши, пожалуй, и не рискнула бы по такой спускаться. Саша был умочка и всегда подавал мне руку, да и наши треккинговые палочки были не лишние, а ещё я цеплялась за все близлежащие деревья и кустарники. Тропа вскоре перешла в горный ручей, и теперь мы шли по воде (точнее скакали по камушкам), тут ещё сверху закапало. Так и спустились. Вот и Подкомарная – красивая, гордая, шумная река. Слева виднеется знаменитый камень, который Саша помнил по своим старым походам. Сквозь тучи светило солнце и было необычайно красиво. Мы остановились передохнуть и полюбоваться, перекусили сухофруктами и орехами – это самая подходящая еда для перекусов, восстанавливает силы, а главное, вкусно! Передохнули, вперёд по прижимам, да по дождику, вверх-вниз, вверх-вниз, хорошая тренировка для моих коленок. Ещё бы не было за спиной рюкзака. Тут-то мне и пришла идея не идти до Чёртовых ворот с рюкзаками. А то сомнительное удовольствие шляться по водопадам да озёрам с баулами. Лучше поставить палатку где-нибудь посередине, а потом сгонять налегке по всем достопримечательностям. Саша мой план одобрил. Но пока мы прём вверх с рюкзаками, дождик капает с переменным успехом, и любуемся рекой и водопадами. А воздух! Батюшки, какой вкусный воздух! Пахнет ёлкой, прелой почвой, пахнет то ли баней, то ли мылом, но чем-то до жути приятным, я ещё вчера заметила, только сегодня к этому запаху примешался аромат стланика. Таким воздухом хочется дышать и дышать. Всю дорогу в голове неотвязно крутилась песня «На дальней станции сойду, трава по пояс…», а дальше не помню.
Водопадик по пути на Старокамаринскую дорогу
На водопаде
Водопад
Он же, вид сверху

Постепенно тропинка становится всё менее и менее заметная, местами теряется, разветвляется, а, в конце концов, приводит нас к обрыву. Тут я подивилась, насколько собаки лучше нас приспособлены к жизни в лесу, они легко бегают туда-сюда, вверх-вниз и искренне недоумевают, чего это мы тут копаемся. Никакая преграда им не преграда: реку переплывут, поваленное бревно перескочут, всё же четыре ноги лучше, чем две. Нагрузить бы их, хоть бы свои поводки да корм несли. Носятся такие сильные и довольные, а нам тащить рюкзаки. Пришлось вернуться немного назад, и Саша пошёл вверх искать потерянную дорогу, а я села на рюкзак передохнуть. Скоро Александр вернулся, тропу он нашёл и даже повстречал на ней людей и разузнал куда нам собственно идти. Давно я так не потела! Чтобы попасть на тропу пришлось рвануть круто вверх по курумникам с элементами свободного лазания, Саша буквально затягивал меня на огромные валуны, тащил вверх и вверх. Ну вот, наконец, она – тропа. А вот и смотровая площадка на водопад. Я не прочь отдохнуть. Первым делом скидываю ботинки, надеваю тапочки и иду полоскать ноги в водопаде. Холодная вода прекрасно снимает усталость, через 10 минут я снова в форме и готова идти. Но мы не торопимся, поедаем смесь из сухофруктов, запивая водой из реки, любуемся водопадом, фотографируем. На каменном обрыве растут голубенькие цветы, а смотреть вниз страшно, даже к краю подходить. Пора идти, каждому следующему водопаду я безумно рада, ведь это повод скинуть рюкзак и отдохнуть, мы проходим стрелку и теперь идём вдоль речки без названия. Саша не помнит, как она называется, по его представлениям ее зовут Каменка. Название ей подходит, в каменном русле стремительно бежит горная речушка с многочисленными водопадиками. А вот ещё один крупный водопад, внизу небольшое озерцо с такой чистой водой, что мне захотелось страшно в ней искупаться, но не рискнула.
А вон там виднеется метеостанция
Водопадик вечером

Наконец тропинка выполаживается, мы идём вдоль речки и натыкаемся на чудесное местечко для стоянки, такое ровное, хорошо оборудованное место для костра с лавочками из брёвен, вид кругом красивый, таёжный, река рядом, дров полно, на часах шесть. Вот это я понимаю, вот это хорошее место для стоянки, просто отличное! Всё, будем ночевать тут. Я несказанно рада, скидываю ненавистные ботинки, надеваю любимые шлёпки и в воду снимать усталость. А водичка холодная, приятная. Потом я поделилась с Сашей тапочками, чтобы и его ноженьки отдохнули, а сама завалилась на каремат поглядеть на небушко. А небушко красивое, синее-синее, и ни облачка. Саша зря время не терял, сгонял на ту сторону реки за дровой, тут-то поблизости всё уже вычищено, а на той стороне просто завал дров, хоть пионерский костёр разжигай. Так Саша и полезное дело сделал, и ноги вымыл. Поужинали, можно было бы ещё погулять, да так неохота в ботинки залазить, мы же приехали отдыхать, поэтому будем отдыхать, я включила плеер и пустилась в пляс на нашей ровненькой полянке. В клубе будут танцы!!! Собаки тоже подустали, легли отдыхать.
Вечер на Каменке
Нора крутилась, воевала с мошкой и комарьём, а вот Разина кровососущая нечисть почему-то не трогала и он спал глубоким сном смешно, по щенячьи вытянув назад задние лапы, лёжа на животе. Саша всё поглядывал на небо и приговаривал, что по всем приметам погода будет хорошая. Но, тем не менее, что-то его настораживало, и он стал укреплять нашу старенькую палатку: привязал сверху полиэтилен, натянул растяжки, укрепил юбочку камнями. Погода и впрямь была хорошая, на небе ни облачка, солнце освещало красноватым светом деревья, камни, реку, опять появилось ощущение, что всё это нереально, что мы в гостях у Сказки.

Я заприметила довольно странные ёлки, какие-то уроды поотпиливали молоденьким ёлочкам верхушки, видимо делали себе лежанку под палатки, чтобы спалось мягче. Так вот, ёлка расти без верхушки не может, а жить хочется, и поэтому эти елочки пустили сразу несколько верхушек из боковых веток. Довольно любопытное зрелище, одна ёлка и четыре-пять верхушек. Всё хотела их сфотать, да так и забыла.

Только легли спать, и зашумел дождь, откуда взялся? Неясно. Ясно одно, у Саши сработал внутренний барометр. Хорошо, что он укрепил палатку, потому как это был не просто дождичек, а настоящий ливень и шёл он всю ночь.

Среда, 23 июля 2008 года

Всё утро тоже поливало. Ближе к обеду дождь прекратился, по тропинке текла вода, нашу полянку затопило, костёр залило, а оставленный котелок был почти полон воды, прилично выпало осадков за ночь. Как вы думаете, в чём я щеголяла с утра? Правильно, в моих резиновых шлёпках на босу ногу, чего башмаки зазря мочить.
"Ёжики" в тумане
После дождя
Саша кое-как развел костер, опять пригодилось сухое горючее – сырые дрова, даже красный кедрач, не желали гореть.

Позавтракали. Что делать? В палатке сидеть смысла нет. Скучно и мокро. И мы пошли на перевал Чёртовы ворота. Только шли мы недолго. Буквально через 200 метров выяснилось, что тропа заканчивается и нам надо на ту сторону реки.
Переправа через Каменку
Водопадик
Где-то там зимовьё
А вода в речке за ночь поднялась. Там, где вчера была переправа, и можно было перепрыгнуть по камушкам, сегодня вовсю шумела, текла, бурлила река. Ко всему прочему опять начал накрапывать мелкий дождик. Мы вернулись в лагерь, только вот не хотелось вот так вот просто сдаваться, да и завтра ведь нам выходить – реку всё равно придётся переходить. Ба! У нас же есть резиновые шлёпки. С тапками и полотенцем мы направились к переправе. Вначале перешёл Саша, потом пришлось подняться чуть повыше реки, где она не такая широкая, а очень даже узкая и глубокая, и он перекинул тапочки мне. Опять спустились к переправе. Всё же резиновые тапки – вещь в походе незаменимая. И вот я уже на другом берегу вытираю ноги полотенцем и быстренько натягиваю носки, пока в мои ботинки не накапало сверху дождиком. Вскоре по тропе мы вышли на Старокомаринскую дорогу, заодно и разведали завтрашний выход. Дорога на метеостанцию ведёт налево, а нам направо, к Чёрту в гости. Меня очень порадовала наша одежка, прикупленная не так давно в «секонде»: непромокаемые брюки и куртки от Хели Хансен – ведь лило не только сверху, вся трава, которая, как в песне поётся «по пояс»,
Деревянные истуканы
была ужас какая мокрая, да и тропа периодически оборачивалась то болотом, то ручьём, то лужей. К этому костюмчику ещё бы резиновые сапоги не помешали. Мои горные тяжёлые башмаки через час пути совсем промокли, мало того, что ноги мокрые, так ещё и ботинки стали совсем неподъёмные. А вообще красота гулять налегке, жаль, с погодой малость не повезло. По пути нам встретился ещё водопад, красивый. Мы потихоньку набирали высоту. А вот и табличка у дороги, опять, как в Сказке: «Прямо пойдёшь – Чёртовы ворота; направо, налево – идолы». Ну идолы, так идолы. Я пошла и премило побеседовала с деревянными истуканами, договорилась насчёт хорошей погоды. Один идол олицетворял собой солнце, второй дождь, поэтому договориться было несложно. Через час погода наладилась, и дождь перестал. А за этот час мы как раз и доползли до перевала.

Туман на Чёртовом озере
Сказочное место
Тропа на Чёртовы ворота
Озеро в тумане

А на перевале Чёртовы Ворота ни черта не видать. Зато туман. Сказочное место. Саша принялся фотографировать всю эту красоту, озеро в тумане. Потом мы передохнули, попили водички и перекусили сникерсом – проголодались страшно, Саша пожалел, что не взяли с собой чего посущественней. Туман на перевале тем временем рассеялся, и на нас наползла гора. А вместе с туманом рассеялась и Сказка. Только с перевала по-прежнему ничего не было видно, лишь шумел где-то далеко внизу грозный Утулик.

Распогоживает
Тут мне очень понравилась травка
Туман на перевале тем временем рассеялся
На Чёртовых воротах ни черта не видать
Чёртово озеро
Водопад

Вернулись в лагерь без приключений. Отужинали. Саша предложил сбегать на горку и разведать завтрашний путь, поискать тропу, где поближе, а то нам явно придётся сделать лишний крюк. Я была, в общем, непротив, сил было много, но очень уж мне не хотелось опять залазить в мокрые и тяжёлые ботинки. Поэтому Александр побежал с фотоаппаратом на закате дня в гору. А я осталась у костра сушить ботинки. К вечеру совсем разъяснило, погода наладилась, хотя на горизонте то и дело появлялись серые тяжёлые тучи. Час спустя прибежал довольный Саша, тропу он нашёл, добежал до самого верха, наснимал ещё кучу водопадов. Эх, хорошо в лесу! А ночью приморозило.

Четверг, 24 июля 2008 года
Нора греется на солнышке
Водопад утром, на выходе

Встали в семь утра. По моим подсчётам чтобы успеть на Выдринскую электричку, нам нужно выйти, самое позднее, в девять. Позавтракали. День обещал быть хорошим, ласково грело солнышко. Но мы всё же припозднились – сушили палатку. Ну, очень не хотелось тащить лишние килограммы воды в рюкзаке. Шлось легко, хоть и в гору, хоть я и пыхтела как паровоз. Только сильно доставала мошка. И чего это ей не спится? Она крутилась возле лица и периодически то одна, то другая мошка залетала с потоком воздуха мне в рот или нос. Наелась я насекомых в то утро. Да и в глаза тоже неприятно, когда эти мошки-бегемошки попадают. А вот и дорога на Черский, но туда мы не пойдём, были уже и не раз, чего туда ходить? Теперь всё время вниз и вниз, только успевай переставлять ноги. Через два часа мы были уже на Метеостанции.

Позже остановились попить чайку в кафе, пока закипал чай, пополоскали ноги в речке. Отдохнули, и опять вниз и вниз. Уже подходя к Слюдянке, мы поняли, что на электричку мы не успеваем, разве что случится чудо и нас подкинет кто до города, ведь в городе нам надо докупить продуктов, смысл ехать в Выдрино без еды? Зато мне на руку села красивая бабочка. И я расценила это как знак, что всё идёт правильно. Настроение у меня было просто замечательное, несмотря на усталость, был подъём духа, было такое ощущение, что я наконец попала домой, что я сильная и красивая, я чувствовала своё тело, каждый мускул и поэтому совсем не хотелось возвращаться в город. Зато очень хотелось продолжения путешествия. Эх! Сейчас бы в баньку, да поспать на чистой постели и можно горы свернуть! А вот у Саши настроение было не очень, он настроился на возвращение в Иркутск, но всё же я его переубедила. Ведь через три дня ему на работу, так надо провести эти три дня с пользой, а не сидеть в городе, в городе ещё насидишься, да и дети с бабушками, когда нам опять удастся вырваться? И очень уж это заманчиво из одного похода тут же окунуться в другой. Не скоро ещё соберешься ехать в такую даль?

Начал накрапывать дождик, Саша опять вроде передумал ехать на Соболя – погода плохая. Ну, нет так нет. Я смирилась, неохота огорчаться, когда настроение хорошее. На подходах к Слюдянке я взяла деткам три мраморных камушка: черный, белый и розовый (раз уж домой едем). Но мы-таки зашли в магазин и купили продуктов, решили не спешить с решением, ведь сейчас в нас говорит усталость, да и кушать охота. Вот поедим, передохнём, а там видно будет в Иркутск ли возвращаться или дальше ехать. Только вот корма для собак купить не удалось, его осталось совсем мало, так как корм брали только на Нору, а тут ещё и Разина подсунули в обмен на Емелю. Я заглядывала во все магазины, которые попадались по пути, но видать, собак в Слюдянке чем-то иным кормят, а не сухим кормом. Все продавцы лишь разводили руками.
Шаман

Только зашли на вокзал, как грянул гром, небо разрывали молнии, и на город обрушился ливень – гроза! Нора в страхе забилась под лавку, она ужас как боится грозы, а Разин завалился спать. До утра собаки нас не беспокоили. Хорошо быть собакой, где хочешь, там и лёг спать. Я бы тоже с радостью завалилась, да воспитание не позволяет вот так вот запросто улечься спать на вокзале. Саша поговорил с бабой Верой по телефону, узнал как дети и вдруг резко решил ехать на Соболя – понял, что в город ему тоже неохота. Мы поужинали бутербродами с сыром и колбасой, запив всё это темным пивом. Тут меня окончательно разморило, я начала тупить. Было лишь одно желание – поспать. Но ночевать придётся на вокзале, с собаками нас на КСС не пустят, в гостиницу тоже, да и денег уже в обрез, только на дорогу и осталось, да так купить чего по мелочи, хотя на КСС хватило бы. Объявили электричку на Иркутск, но нам совсем не хотелось ехать сейчас домой, тем более, если бы можно было сразу очутиться дома, а так? В Иркутск электричка прибывает поздно – в половине двенадцатого ночи, трамваи ходят плохо, на маршрутке с собаками не уедешь, короче, дома будем в час ночи, а то может и пешком придётся
Двойная радуга – хороший знак!
топать. Поэтому решили, что посмотрим как погода, если дождь так и будет лить, то поедем в 4 утра в Иркутск, приедем в город рано утром «когда рабочие встают», а если погода наладится, то на Соболя. Тут гроза кончилась и над Слюдянкой повисла самая настоящая двойная радуга – хороший знак! Мы ещё немного помаялись, попили чаю с лимоном, поискали ночлег на вокзале, все комнаты отдыха были забиты и, опять-таки, с собаками туда не пускают. Вообще вокзал в Слюдянке мне понравился, красиво его отреставрировали, только спать негде.

Стемнело, и я плюнула на приличия, постелила каремат и завалилась спать, ну очень хотелось принять горизонтальное положение. Саша свой коврик доставать не стал, ему было лень всё вытаскивать из рюкзака (мой-то был снаружи пристёгнут). Но мне не спалось, всюду куча запахов и звуков. И ладно бы приятных запахов, пахло множеством человеческих ног, грязных носков, пота, перегара, дешёвыми духами – неприятно пахло, кто-то всё время болезненно покашливал, сморкался, похрапывал. В такой обстановке фиг уснёшь. Но я уснула.

Проснулась я через час отдохнувшая, меня нечто разбудило. Это нечто оказалось грязным мужиком в сапогах, он сел прямо надо мной и спал, разложив свои ноги у меня над головой. Я спала между двумя рядами сидений. Вот он и сидел на одном ряду, а на второй ряд положил ноги. Сон, как рукой сняло. Каждому человеку нужно пространство. Я просто не терплю такую вот близость чужих мне людей, все эти запахи, сопение, ну как тут спать? Да и Саше пора пришла отдохнуть, и мы поменялись местами. Теперь я сидела, а он лежал на коврике (он лег ногами к мужику). Скоро меня начал одолевать сон. Только вот сиденья были неудобные, железные, с подлокотниками, специально, чтобы нельзя было лечь, я стала подмерзать, хотя часы над потолком уверяли меня, что температура на вокзале +24 градуса. Нора тоже дрожала под лавкой, я подложила ей под жопу поджопник, памятуя, что последняя Норина ночёвка на вокзале обернулась циститом, вроде Нора стала дрожать меньше. Сама же я одела куртку. Вроде засыпала, открою глаза, гляну на часы, прошла всего минута, две. Какая длинная ночь. Спавшие сидя на вокзале люди кашляли, храпели, ворочались в неудобных креслах, все до единого мужики во сне теребили своё хозяйство во сне. Особо потешно это было у одного дедка с гипсом на руке, хрясь, хрясь, почесал гипсовой лопатой, а потом этой же рукой в гипсе под носом потёр, понюхал – и всё это в бессознательном состоянии. На вокзал пришёл молодой парень в камуфляже и с горбовиком, с виду приличный мужик, долго изучал расписание, мялся, потом резко и решительно сел на сиденье и попытался заснуть. Ворочался, ворочался, решался, опять резко вскочил, расстелил рядом со мной спальник и завалился спать, разве что не захрапел. В нос мне ударил резкий запах мочи. Он что в штаны писает? Или давно белья не менял? Я вышла на перрон, пока меня не стошнило от всех этих ароматов. Мимо проезжал поезд Хабаровск-Москва. Шум вокзала, ночные огни, звуки громкоговорителя, всё напомнило мне мои давнишние путешествия по столицам нашей Родины. Да, стара я стала для бессонных ночей. Когда Саша проснулся через два часа, мы опять поменялись местами. И вновь я не могла сразу заснуть, хотя спать хотелось страшно, болела голова от недосыпа. Сквозь сон я слышала, как на вокзал припёрся бухой парень со стафом и я слышала, как он угрожающе втирал собаке: «Сидеть! Сидеть, я сказал! Смотри мне в глаза! Ты меня уважаешь?! Смотри мне в глаза, я сказал! Сидеть!».

Что за бред?

Пятница, 25 июля 2008 года

В шесть утра меня разбудил Саша: «Я уже купил билеты, вставай!». Неужели я проспала четыре часа, бедный Саша, я-то хотела поспать пару часиков и дать ему ещё отдохнуть. Попили растворимого горячего кофе, чтобы согреться, побежали купить хлеба собакам, ведь корма так им и не нашли, но хлеба нигде не было. Тогда Саша купил собакам по чебуреку (Разин ел чебурек впервые, он ему очень понравился) и в электричку. В электричке мы обстоятельно позавтракали йогуртом и бутербродами. О, какой это был божественный биойогурт! А потом любовались восходом солнца на Байкале через окно вагона. Красный, жаркий диск солнца довольно быстро всплывал над водой, небо чистое, а по воде красная дорожка и вода была очень красивого цвета. Жаль, сфотографировать это поистине волшебное действо не удалось: то электричка ехала, то деревья мешали, а когда, наконец, попался удачный ракурс, солнце уже поднялось и всё волшебство растаяло. Мы легли ещё немного поспать. И опять я неожиданно крепко заснула, и Саша меня будит: «Вставай, следующая станция Выдрино».

Как Выдрино? Уже?

Денёк обещал быть хорошим, восемь утра, свежо, но солнце уже припекает. Наконец мы купили булку хлеба для собак, и пошли в сторону Соболей. По обочинам дороги краснела земляника, я не удержалась, сорвала несколько ягодок – душистая! И оставила на камушке у дороги свой мрамор, чего камни в такую даль таскать, а на обратной дороге подберём. Но шибко ягоды не поёшь, нас тут же начали поедать комары, только успевай переставлять ноги. Наш москитол, которым мы обильно намазали все обнажённые части, помог лишь на три минуты, и целый рой комаров сопровождал нас всю дорогу. Дорога вскоре превратилась в тропу. Отвратительную тропу: мокро, всюду завалы, буреломы, скользкие, мокрые камни и корни, стланик больно хлещет по ногам, а для пущей радости начались прижимы. Природа здесь иная, чем в Слюдянке, совсем сырая – тропики. Кедры, ёлки, гигантские столетние тополя и осины, стланик, огромный папоротник и много грибов. Часика через два мы вышли на поляну, порядком загаженную туристами, помойка, а не стоянка, и присели передохнуть, пожевать сухофруктов и орехов. Нора хлебала майонез прямо из литрового пластикового ведёрка, я даже забеспокоилась, не повредит ли Норе такое количество майонеза? Всё же там уксус. Нормально, Норин лужёный желудок всё переварил. Подобные ведра с майонезом были почти на каждой стоянке – визитная карточка Соболей. Ну не лень же людям с собой тащить столько майонеза? (а потом не стыдно оставлять) Ещё там была бутылка соевого соуса и мешок соли. Сверху над нами каркала, смеялась ворона. Сильно хотелось пить, рядом журчал ручей, но Саша остерёг меня пить тут воду, слишком уж грязно. Отдохнув, мы двинулись дальше, вскоре дорогу нам преградила речушка. Саша решил, что нам туда не надо, и мы двинулись по другой тропе вверх.

Тропа становилась всё хуже и хуже, какие-то совсем уж бешеные прижимы, постоянно надо было перелезать через огромные, противно-скользкие брёвна. Один раз я поскользнулась на корне и чуть не распорола себе ногу об сучок, спасли шорты, отделалась синяками да ушибами. Взрослый человек совсем не умеет падать, я потешно завалилась на бок. То ли дело маленькие дети, дети падают по десять раз на дню и для них это дело обычное и не травматичное. Тропа всё больше и больше забирала влево. Саша с самого начала заподозрил неладное, а тут понял, что мы идём не на Соболя, а на перевал, и мы повернули назад. Ровно через час мы вышли к полянке на которой отдыхали. Так вот почему над нами смеялась ворона – накаркала!

Итак, мы потеряли час времени, что ж, это нестрашно, солнце ещё высоко, хорошо не больше, вовремя развернули. Мы перешли речку и попали на чудесный остров. «Чудо-остров, чудо-остров жить на нём легко и просто...» – крутилась у меня в голове детская песенка. Здесь тропа была ровная и чудесная, по такой иди да иди. Конечно, и здесь попадались поваленные деревья, да не беда, когда знаешь, что идёшь правильно. Настроение опять пошло вверх, кругом красота, эта тополиная роща с огромными столетними тополями. Ах, как жаль, что мы поленились и не зафотографировали сие чудо природы. Но мы торопились на Соболя и решили, что на обратном пути всё сфотографируем. Который раз убеждаюсь, если красиво, не поленись и достань фотоаппарат, в следующий раз будем умнее. А тем временем опять начались противные прижимы. Обедать решили на стрелке, но стрелки всё не было. Зато были болота, облазы, ручейки. Обидно, что мы не взяли с собой резиновые сапоги, в резинках идти было бы самое милое дело. А тем временем мои ботинки уже порядком промокли от росы. Справа величественно катилась, шумела, бурлила широкая река Снежная.

Час дня. Мы уже устали, а стрелки всё не видать, хочется пить, солнце нещадно светит. На первой попавшейся стоянке мы встали на обед. Я первым делом поставила подсохнуть на солнышко свои ботинки, развесила сушиться порядком промокшие носочки, надела тапочки, пошла принимать ножные ванны, заодно воды в котелок набрала, а Саша занялся костром. Через 45 минут мы уже пили чай с бутербродами, доедали остатки колбасы и сыра, пока не испортились. Жизнь хороша и жить хорошо. Оставшийся чай мы остудили и слили в бутылку (в дорогу), а котёл поставили заново на огонь. Теперь собственно обед – заварили картофельного пюре и снова попили чайку. Спустя два часа полностью отдохнувшие мы не спеша двинулись в путь.

И снова прижимы, тополиные рощи и прижимы. А стрелки всё нет. По пути мы меняли планы. Изначально мы хотели в первый день дойти до Соболей, на второй прогуляться до водопада, а на третий день выйти. Но, как оказалось, двадцать пять километров двадцати пяти километрам рознь. Это тебе не Черский, тут дорога посложнее будет, несмотря на то, что набор высоты гораздо меньше – прижимы. Поэтому теперь мы решили идти, пока идётся, желательно дойти до моста, а назавтра сбегать на Соболя налегке, если даже не успеем посмотреть на водопад, ничего страшного, на Подкамарной мы этого добра уже насмотрелись, ну а на третий день выходить. Зачем тащиться с рюкзаками на озёра да на один день?

Часиков в шесть на одной из стоянок мы встретили группу туристов, которые выходили. Они нам посоветовали заночевать тут, так как все последующие хорошие места заняты, а после моста будет очень сложное место, и там стоянок нет. Но потом один из ребят вспомнил, что перед мостом есть хорошая стоянка с тентом от дождя, столами и лавочками построенная МЧС. К ней мы и направили свои стопы, в воздухе чувствовалось приближение дождя. Идём мы идём, прошли стрелку, лезем круто вверх, а ни стоянки МЧС, ни моста и в помине нет. Зато есть страшный бурелом, завал из крупных стволов, Саша ещё пошутил, что это, мол, и есть стоянка МЧС. Самое забавное, что после завала мы подошли к обрыву, а внизу мост через речку – толстое поваленное бревно с натянутой проволокой. А вот и мост построенный МЧС! Какой красивый мост, опять пошутил Саша. Мне всё это не очень понравилось. Я опять заподозрила, а может мы не туда идём. Это не туристская тропа – это сад расходящихся тропок. Действительно тропа то и дело раздваивалась, и было совсем непонятно, по какой идти. Поэтому я послала Сашу на разведку, а сама села отдыхать на рюкзаки, да поклевала черники, росшей тут повсюду в большом количестве. Нора убежала с Сашей, а Разин разумно остался со мной. Через десять минут появилась Нора, легко вбежавшая по крутому обрыву (который стал для меня непреодолимой преградой), а ещё через две минуты Саша с другой стороны (он перешел реку по камням). Саша заявил, что моста не видать, места глухие, стоянок поблизости нет, поэтому возвращаемся назад до ближайшей поляны.
Засохшие тополя
Нора нашла почти целую банку тушёнки
Я согласилась, на небе собирались грозовые тучи, вот-вот пойдёт дождь, пора уже и вставать. В конце концов, будет меньше потом идти назад. Саша помог мне спуститься с обрыва. Вскоре мы вышли на большую поляну. Место мне не понравилось, далеко до воды, всюду разбросаны консервные банки, бутылки, рваная одежда, обувь, остатки еды, одно слово – помойка. Зато собакам место очень понравилось, они тут же начали рыться в помойке, Нора нашла почти целую банку тушёнки, которую она не преминула тут же утилизовать. Ещё меня смущали огромные засохшие тополя, у всех у них были изуродованы стволы, какие-то козлы стесали кору для розжига костра, и я подозреваю, что именно этот вандализм послужил скорой кончине тополей. В корнях ёлки развели костёр – ну не уроды ли? Как можно так свинячить в лесу? Меня охватил праведный гнев.

Так вот, надвигалась гроза, подул сильный ветер, и я очень беспокоилась, как бы какой из этих тополей не обрушился на нашу палатку. Саше тоже место не понравилось, он и так и эдак рассчитывал, но всяко разно получалось, что нет на этой поляне безопасного места. Поэтому мы поставили палатку в надежде, что сегодня тополя выдюжат. Искать другое место просто не было времени, и я даже пожалела, что мы не послушались тех ребят и не встали на той чудесной стоянке. Но ведь так хотелось дойти до стоянки МЧС с тентом, будь она не ладна. Только поставили палатку, сварили поесть, как полил дождь, поедать наш ужин пришлось уже в палатке и мы остались без чая. Дождь лил, как из ведра, выставили посуду на улицу мыться. А я переживала, что до воды далеко, а оказалось очень даже близко. Но это ничего, пусть льёт, а мы будем спать, устали за день, да и ночь, проведённая на вокзале, давала о себе знать.

Суббота, 26 июля 2008 года
Ночь лил всю ночь и всё утро

Ночь лил всю ночь и всё утро, он то стихал, то усиливался, но не переставал ни на минуту! Мы сварили прямо в палатке кофею на газовой горелке, пожевали печенья с конфетками — позавтракали. Я кинула руны, вышло: «разрушение всех ваших планов, полный разрыв, события полностью вне вашего контроля». Значит, на Соболя мы не попадём. Обидно. Конечно, можно прогуляться в такой ливень, а смысл? Дорога тяжёлая, скользко (тут шею свернуть пара пустяков), только все промокнем, да и что делать на Соболях в такой дождь? Видимости никакой. Ну не попали, так не попали, мы же отдыхать приехали, значит, и будем отдыхать. Сегодня у нас будет днёвка. И я завалилась спать дальше, а Саша устал ждать, когда же всё это кончится, и вылез из палатки, он нашёл на берегу полиэтилен и соорудил навес над костром, потом принялся разводить костёр. Дрова отказывались гореть – сырые, а топора у нас не было, чтобы разрубить поленья. Так Саша додумался полешки раздавливать камнями, прямо, как пещерный человек. Долго ли коротко ли, а костёр у него занялся,
Умный Разин нашёл себе тёплое местечко
Саша понатащил побольше дров, разложил вокруг костра сушиться сырые бревна и позвал меня к чаю со сгущенным молоком. Стало даже уютно, под тентом не капает, только вот дым едкий сильно крутит, и куда ни сядь, всё одно глаза ест, ну и наплакалась я в тот день. Умный Разин нашёл себе тёплое местечко – сам под тентом у костра греется, шубку сушит, а нос из под бревна на улицу высунул. Ему хорошо – и тепло, и сухо, и дым не мешает. А Нора тем временем дрожала в палатке.

Сварили обед, поели, дождь всё идёт и идёт, что делать? Я пошла опять спать. У меня было ощущение, что этот дождь будет идти бесконечно, во всяком случае, очень долго, как в романе «Сто лет одиночества». Но прежде, чем залезть в палатку я вымыла руки и лицо (пообедали, пора бы и умыться). Это было не сложно. Одной рукой берёшь веточку елки, вторую подставляешь снизу, стряхиваешь воду, таким же макаром моется вторая рука, а потом проводишь для пущей чистоты и аромата руками по ветке вдоль иголок. И руки пахнут ёлкой, вкусно!
Хорошие угольки
Там Соболя

И тут мне пришла в голову одна идея, я её хорошенько продумала лёжа в палатке. Я давно уже заметила, что человек – самое вонючее существо, тому подтверждение наша ночёвка на вокзале. Конечно, другие животные тоже пахнут не ахти. Так вот, растения они не вонючие. Недаром люди стараются пахнуть лучше и изобрели духи и благовония. А запахи-то, запахи-то они берут растений – деревьев и цветов. Почему деревья, цветы пахнут вкусно? Есть такая мысль, потому что они никого не убивают, никому не причиняют зла. Волк ест корову, корова ест траву, а растения питаются водой, минералами и солнечной энергией, да ещё и кислород делают. Нет от растений вреда, только польза, они для кого пища, для кого убежище, они сберегают почву, лёгкие нашей планеты. Конечно, есть растения-убийцы, слыхала я про такие цветки, которые питаются насекомыми, но насколько я помню, воняют они тухлым мясом, которым привлекают к себе мух. То есть растения-убийцы и пахнут невкусно. А мы оттого и воняем, что постоянно убиваем, питаемся трупами, будь то курица или огурец. А потом я поняла, почему мы не попадем на Соболя. В такое место надо идти с чистыми помыслами, а я вчера активно нарушала Закон несуждения, осуждая туристов, которые гадят и портят природу. Ведь гнев – это всё равно грех, даже если это праведный гнев. А место нашей стоянки оказалось в общем неплохое, даже хорошее. Это с какой стороны посмотреть. Точнее само место хорошее, а то, что его загадили, это уже другой вопрос. Была у нашего места исключительная особенность. У нас была связь, мы преспокойно болтали с бабушкой по мобильному телефону. Ни выше, ни ниже связи не было. К нам даже с других стоянок приходили звонить. А вообще за день прошло всего три человека. Какой-то спортсменчик пробежал вверх на Соболя, ему погода не преграда. И супружеская пара спустилась вниз. Меня от моих размышлений как раз и оторвал крикливый недовольный голос женщины: «Соболя говно! Нечего там делать, не ходите туда! Там не на что смотреть, и всё время льёт дождь! До моста ещё два часа. До Соболей отсюда шесть часов ходу!». Но когда я выбралась из палатки, наши гости уже исчезли из виду. Настроение у меня было самое благодушное, после таких-то размышлений. Жизнь хороша, костёр горит, воздух чистый, вкусный и свежий. Ещё бы сверху не лило. А на Соболя ещё сходим.

Воскресенье, 27 июля 2008 года

Утром Саша не смог развести костёр. Хоть мы и кинули на ночь большое бревно, угли потухли. Сухое горючее кончилось, сырые дрова отказывались гореть. Собачий корм тоже закончился. Палатка начала потихоньку промокать, спальник отсыревать. Газ заканчивался. Завтра понедельник и пора на работу. А самое главное (и это действительно важно!), уже хотелось домой, я была сыта по горло недосягаемыми Соболями, водопадами, тайгой и дождём. Пора уходить. Я выдала собакам хлеб «Здоровье» (Ангарского хлебозавода «Каравай»), который мы купили в Выдрино, но и он оказался внутри сырой (непропеченный) и уже начал кисло пахнуть. Нора кое-как съела свои полбулки, а Разин к своей половине даже и не притронулся. Мы сварили на газу кофе, разогрели остатки тушенки, заварили картофельного пюре. И торопливо засобирались, дождь не кончался, а нам ещё нужно выбраться из этой глуши, успеть на электричку. Хорошо, что есть тент, можно в более менее сухом месте собрать вещи. Саша бросил на дно своего рюкзака мокрую палатку, с неё нещадно текла вода, остальные вещи тщательно упаковали в поэлитиленовые мешки. Рюкзак у Саши, благодаря мокрой палатке, был тяжелее, чем в начале пути. Назад шли быстро, стоянки так и мелькали, а дождь всё шел и шел и не думал заканчиваться. Мимо нас пронёсся вчерашний спортсмен, значит, можно таки за два дня сбегать на Соболя (если иметь непреклонное намерение, хорошую физическую форму и отличное снаряжение). Через час мои ботинки промокли, спустя два в каждом ботинке уже основательно хлюпало, и башмаки стали опять тяжеленные. Вода в ручьях и речушках поднялась, на тропе образовалось множество луж, но для меня это уже не имело значения, я шлёпала не разбирая дороги, стараясь не поскользнуться на мокрых корнях и не запнуться о камни. Вода была всюду – внизу, вверху, с боков, внутри. Странно, пить не хотелось, видимо вода впитывалась через поры. Мои непромокаемая куртка и штаны промокли, как там в стишке? Весь до ниточки промок – это про нас. И откуда только на небесах столько воды? Под таким ливнем что угодно промокнет. Из кустов на нас глядела разбухшая земляника, но она стала невкусная, водянистая. Собаки всё время путались под ногами и так и норовили отстать, Саша подгонял их, чтобы бежали вперёд, сбивали воду с травы.

Забавно, но ровно в час мы были на месте нашего обеда, сейчас мы символически отдохнули там уже не два часа, какой обед в такой ливень, а десять минут.

А через три часа мы были уже на вокзале. Народ ждал электричку. Кстати, мои мраморные камушки кто-то спёр, ну что за люди?! Саша сходил в магазин, купил хлеба «Дарницкий» («Здоровью» мы теперь не доверяем), и мы перекусили бутербродами со шпротами. Голодные собаки отчаянно попрошайничали, а их активно кормили колбасой и хлебом сердобольные подвыпившие туристы, ну и мы подкинули немного. Только сейчас заметила, что Нора и Разин порядком подточили свои когти за этот поход. У Разина раньше когтищи были вообще длиннющие, как у Фредди Крюгера, хоть в фильмах ужасов снимай да детей пугай. Сейчас же он сточил свои когти вполовину, его ещё гонять и гонять надо до приличного состояния. А у Норы стал очень аккуратный маникюр, хоть на выставку!

Я переоделась в сухую одежду и надела свои чудесные резиновые тапочки. А всю мокрую одежду и ботинки покидала в рюкзак. Рюкзак заметно потяжелел. А дождь тем временем всё шёл и шёл.
Дождь на вокзале почти кончился

Слюдянка нас встретила холодным ветром, дождя не было (а нам всё равно, а нам всё равно…). На ветру махом высохли наши промокшие насквозь куртки.

Мы, порядком продрогшие, выпили по большому стакану горячего чаю, пахнущего, почему-то грибами. Чай с грибами? Хотя я просила с лимоном.

Саша купил билеты на электричку, а на оставшиеся гроши две бутылки пива и пакетик чипсов, чтобы не было скучно в дороге. В кошельке осталось 30 рублей на проезд в трамвае. С соседями в электричке нам повезло, собакам достались кости от омуля горячего копчения, а нам приятная компания. Света и Андрей возвращались с Черского, где они отмечали день рождения Светы. Мы делились впечатлениями о недосягаемых Соболях, а они о том, как круто изменилась дорога с Черского из-за дождя. По тропе течёт сплошной поток воды, даже и не верится, что дорога с Черского может быть сложной и опасной. Благодаря хорошей компании и пиву три часа дороги пролетели незаметно. А на станции Мельниково мы обменяли Разина на блины.

Тут бы и закончить повествование, ан нет. Нас ещё ждало совершенно сюрреалистическое возвращение домой.

В Иркутск мы приехали довольно рано – в 11:20. На остановке ждём трамвай, 10, 15, 30 минут – нет трамвая. Многие пассажиры разъехались на такси. Мы даже с Сашей заподозрили, что у таксистов договоренность с трамваями. К нам то и дело подходили таксисты, предлагая свои услуги, да куда же мы с собакой да без денег. Постепенно остановка опустела, уже двенадцать, а трамвая всё нет ни в одну, ни в другую сторону. Саша предложил идти пешком, а я ещё подождать, ведь должен же быть последний трамвай. Должен!

И вот он появился, со стороны города, из трамвая выскочила девушка, крикнула, что это последний трамвай, мол, все садитесь, больше не будет. Нас на остановке осталось человек десять, не больше, мы спешно запрыгнули в трамвай и понеслись на экскурсию по городу в сторону Политеха. Настроение у всех было шутливое и весёлое. Молодежь шутила с девушкой, мол, сколько проезд стоит. Она им отвечала:

- Сто рублей!

- Да мы же студенты!

- Тогда пятьдесят.

- А докуда едем?

- Кому надо выходить, говорите заранее, а вам куда ехать?

- Нам на Трилиссера

- Всем до Трилиссера?

Ну и далее в том же духе. Трамвай, оглушительно громыхая, весело и быстро несся без остановок по ночному городу, через десять минут мы уже сделали кольцо и проезжали опять мимо вокзала. Ну, уж скорей бы домой. Вся ситуация была несколько комичная и нереальная. Мы с Сашей полагали, что трамвай поедет по второму маршруту, но на рынке мы повернули по первому, да только зря. Не проехали и остановки, как встали. Впереди уже начались ночные ремонтные работы. Ведь трамвайные пути ремонтируют по ночам. Приехали! Неужели придётся идти домой пешком? Только не это!

И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»

(чайник я, утюг – Саша, блюдца – остальные пассажиры трамвая)

Парни, шутившие с девушкой, вышли, им тут до дому совсем недалеко. Наша девушка переговорила с ремонтной бригадой, потом пошла пешком назад, подавая рукой знак водителю. И наш трамвай поехал к рынку задом. Ура!!! Мы пятились задом до тех пор, пока не доехали до кольца четвёрки, на него мы и свернули. Видимо, наш трамвай решил испробовать все возможные маршруты. Прокатившись по колечку, мы вывернули, наконец, на маршрут двойки, скорее тройки, потому что девушка объявила, что трамвай едет до Волжской, а потом в Трампарк. А как же пятёрка, неужели пятый маршрут обидели? Никому не надо в Солнечный? Обидели. И опять без остановок мы доехали до родной Депутатской, оказалось, что все оставшиеся пассажиры выходят именно на ней. В час ночи мы, наконец, (ну, наконец!) были дома – пельмешки, ванна, чай и баинькать. Да, чуть не забыла, ещё одежду в стиралку, палатку сушиться, теперь точно баинькать. А на следующий день была хорошая погода – светило солнце, жара и на небе ни облачка.

Александр
Нора
Разин
Ольга

Виталий Штырц (Саныч)В начале июля побывал на Соболях. Приехал в Слюдянку вечерней электричкой, во дворе школы поставил палатку и переночевал. В 8 утра был в Выдрино – и полный вперёд на Соболя. Утром следующего дня, уже на озере, спрашиваю знакомого парня (встретились с ним на озере):
— Витя, как ты насчёт того, чтобы привести сюда жену?
— Да ты что, Саныч, у самого ноги ещё не отошли, хотя я здесь уже третий день.

В Ангарске с транспортом не лучше. После десяти вечера с вокзала можно уехать только на такси.
22.08.2008, 20:30:07 |
И. ФефеловВ Иркутске с ГАРАНТИЕЙ уехать на трамвае с вокзала в сторону Студгородка можно до 23:05-23:10, в сторону центра — соответственно до 23:25. Так что авторам еще повезло.
22.08.2008, 22:23:59 |
Sergey V

Что-то уж слишком страшно про народную тропу, по которой в общем-то спокойно бегом бежать можно, до Граматухи по крайней мере. Вы наверно с основной тропы сходили на развилках.
23.08.2008, 08:33:13 |
MustaphaКаждому своё
25.08.2008, 10:00:36 |
Александр ОколеловЧестно говоря я тоже не помню как можно с этой тропы свернуть. Хотя тропа не настолько уж и "Народная" тяжеловато идти, тем более если первый раз. Скорее автор просто был не в настроении. Я шел по этой тропе первый раз и никаких боковых троп не встречал, некоторые трудности начинают возникать, для не подготовленных туристов как я, это в районе прижимов, до стрелки Снежная и Селенгинка их два. Соглашусь с автором что мусора много :(
31.08.2008, 20:04:46 |
Вячеслав ПетухинМожно свернуть, можно. Был случай, и опытные люди сворачивали. Как-то лет восемь назад после ЛЭПки я догонял народ. И до обеда догнать не мог. ;-) Оказывается, они как раз не туда свернули на одной из развилок. Тропа сначала была хорошая, а потом постепенно пропала. Пришлось назад возвращаться. А я тем временем мимо проскочил.
01.09.2008, 17:27:48 |
Sergey V

Вячеслав Петухин:  Можно свернуть, можно. Был случай, и опытные люди сворачивали. Как-то лет восемь назад после ЛЭПки я догонял народ. И до обеда догнать не мог. ;-) Оказывается, они как раз не туда свернули на одной из развилок. Тропа сначала была хорошая, а потом постепенно пропала. Пришлось назад возвращаться. А я тем временем мимо проскочил.

В этой связи вспоминаю такой случай. Впервые ходил на Соболя году в 2002 и обратно шел параллельно с местными ребятами (выдринскими). Они в одном месте ушли от берега вправо, что то там бурча типа "по реке ходить, себя не любить" ... В результате через минут 40 мы снова встретились, а шел я почти бегом... После чего я легко от них оторвался.

А пару недель назад мы чуть не заблудились возле ГМС, но это уже другая тема :-)
01.09.2008, 17:34:13 |
Дмитрий МызниковДа и 25-ти километров там нет. 17-15 да, но не 25!
21.09.2008, 06:28:40 |
Паша БерзПривет всем. были на Соболях с племянником в июле 2010, вечером приехали в Выдрино прошли Лэп, стали на тропу отошли км 4 встали на начевку. Утром хорошо пошли, погода классная, шли сильно нагруженные, на Стрелке уже почувствовали всю прелесть груза:-).
у меня на Ермаке (рюкзак) оборвалиссь по очереди лямки, вышел из ситуации закрепил офицерский ремень и снял ремень с карабина. :-),
дорога перед мостом и за ним до озера 6 км просто ужасная, был там в глубокой юности часть дороги очень изменилась, мост тоже. Жили там неделю рыбачили, хариус очень хорош. берите с собой удочку и червей, еще можно взять решетку для рыбы. В итоге убили две пары кросовок, трекинговая обувь обязательна (камни пробивают подошву, в смысле очень потом болят ноги (иппликатор Кузнецова детский лепет)
кто решил пойти идите, все будет форева.
15.05.2011, 21:26:52 |
Марина ШангинаМы ходили в июле 2017 со стороны Теплых Озер,запутаться сложно,разве что на развилке: вправо-на пик Тальцинский,влево-на Стрелку,примерно 13 км.Дошли до водопада на Грамотухе,на Соболя не пошли,встретили бывалых туристов,они рассказали,что в результате землятресения водопад Сказка изменился и уже не такой впечатляющий,как раньше.Тропа не понравилась,скучная и неинтересная.Весь поход составил 12 часов.
13.06.2017, 21:38:22 |

Марина Шангина: Мы ходили в июле 2017

Назад, в будущее? :-)

Марина Шангина: встретили бывалых туристов,они рассказали,что в результате землятресения водопад Сказка изменился

Бывалые часто шутят... А что за землетрясение, и когда было?
14.06.2017, 18:01:49 |
Баир Цыремпиловя не разбираюсь в картах, и не умею их читать. помогите где и как проложить путь(маршрут)?