Маршрут: пос. Толбазихар. Осиновкапер. Восточный Обручева – верховья руч. Крестовый (правый приток Зун-Селенгинки) – перевал на р. Ключевая – верховья левого истока р. Ключевая – заход на траверс в районе водораздела р. Верхняя Хандагайта и р. Средняя Хандагайта – траверс до р. Нижняя Хандагайта – спуск в цирк р. Нижняя Хандагайта — заход на траверс в райне водораздела р. Н. Хандагайта и руч. Куртирей – траверс до перевала на левый исток р. Выдриная — подъем-спуск г. Сохор – выход по р. Выдриная до ж/д остановки «Речка Выдриная».

От пос. Толбазиха – перевал Восточный Обручева30 км

До цирка верховий р. Выдриной25 км

Подъём — спуск на г. Сохор7 км

Выход по р. Выдриной до ж/д остановки «Речка Выдриная»50 км

Итого:примерно112 км

Предполагаемый график движения:

1 деньОт пос. Толбазиха до избы на руч. Водопадный21 км

2 деньчерез пер. Восточный Обручева до выхода на траверс17 км

3 деньтраверс до озера в цирке р.Н.Хандагайта8 км

4 деньв истоках р. Выдриная9 км

5 деньподъем – спуск г. Сохор7 км

6 деньднёвка

7 – 9 деньвыход до ж/д50 км

10 – 11 дни- запасные

Все картографические материалы взял в альбоме карт «Прибайкалье» М 1:200000

Маршрут прошел за 12 дней. С собой брал газ 4 баллона по 220г и горелку. На ней готовил в избах и на улице. За всё время ни разу (печку в избах, конечно же, топил) не разжёг костёр, что считаю своим личным достижением – это не было изначальной целью, просто так получилось, но тем не менее. Полтора баллона привёз домой.

Подняться на гору Сохор… Мне ни раньше, ни теперь не хотелось побывать на Хан-Уле или Маргасанской сопке, а вот, Сохор, что-то в этом слове звучало.

У маршрута есть своя, довольно длинная (по времени) история. Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что достижение цели, когда всё удаётся с первого раза, сразу – хорошо. Это можно было бы назвать правильным планированием. У меня, чаще всего, так не получается. То, что движение к цели, становится многоэтапным, разделённым по времени, для меня скорее правило, а не исключение, но я не чувствую сожаления. Помню, как в походе по Баргузинскому хребту мой товарищ, поднявшись первым на перевал, достал из тура записку.

- Что там написано?- спросил я его.

- Да вот, какой-то чудак, пишет, что семь человек поднялись на перевал со стороны Кабаньей. Пишет, что они здоровы и счастливы, желает хорошей погоды, тем, кто придёт сюда после них, — ответил он.

- Когда это было?

- Ровно 13 лет и один день тому назад.

- Кто он?!

- Ты не поверишь, это ты…

У меня есть повод вернуться…

Впервые пройти в район горы Сохор решил очень и очень давно. Тогда нас было 7 человек: пять парней и две девушки. Поход проходил в начале сентября. Сентябрь был выбран потому, что первыми заморозками трава в верховьях рек уже, как правило, была «прижата» к земле, а значит, не мешала идти, так как камни в высокой траве не просто затрудняют движение, но порой делают его практически невозможным. На выбор линии движения – траверс водораздела, повлияло отсутствие карт района горы и то, что она находится на территории Байкальского заповедника. Оформить официальный проход по р. Переёмной было невозможно, а движение траверсом позволяло не «светиться», контролировать своё положении относительно долин рек и видеть — что впереди.

Часть маршрута удалось проложить по кроке Исакова. К сожалению, до сих пор не знаком с ним и не знаю имени этого человека, но благодарен ему: в то время для меня это была единственная информация о верховьях речки Осиновка и всех трёх Хандагайт, но район самой горы на ней был очерчен ориентировочно. Я попробовал через знакомого, который находился в командировке в Москве, получить сведения из библиотеки Московского Клуба туристов. Знакомый передал несколько крок, но, как теперь я знаю, и на них район горы был изображён неверно. Объективно — в тот раз мы просто не могли попасть на гору и не попали, правда, по другой причине.

Второй раз мысль – пройти до Сохор, посетила меня много лет спустя. К этому времени появились довольно точные карты и вопрос о том, как проще пройти к горе, не стоял – всё можно было без труда подсчитать, но мне захотелось повторить ту, давнюю, попытку. И снова траверс… только теперь маршрут начинался от посёлка Толбазиха. В первый раз мы шли по Снежной, далее через Соболиные озера по Селенгинке до ручья Топографов, чтобы от него подняться на пик Нефтяников, а затем, перевалив в верховья Осиновки, идти на Сохор. Итак, существенно сократив подходы, я, теперь уже в одиночку, планировал без затруднений дойти «до горы» и… Шёл – шёл и … не дошёл!

Вот так примерно мы жили – я и Сохор: я в попытке дойти до неё, и она – ничего не зная обо мне и моих планах относительно её.

Этот рассказ о третьей попытке. Впрочем, не обойдётся, наверное, и без некоторых отвлечений на первые две, потому что все вместе они и составляют маршрут — Гора Сохор: туда и обратно.

Далее пойдут записи из дневника, который веду всегда в походе (прописными буквами набраны фрагменты, которые вставлены сейчас при наборе текста).

Три дня, с пятницы до воскресенья, шёл дождь, поэтому запланированный в воскресенье выход, перенёс на вторник, потеряв при этом солнечный понедельник. По прогнозу Яndexа со среды до воскресенья снова ожидался дождь, потом два дня облачности и снова дождь на день. Выхожу с тяжёлым чувством: идти придётся по мокрому лесу и высокой траве, собирая на себя и «облачность» и «дождь», сушиться под дождём и снова в мокроту. Погоду не закажешь. Старое правило: будешь ждать погоду – просидишь всю жизнь дома, я знаю и испытал на себе, поэтому в путь.

29 июля – день первый (вторник)

Приехал в Слюдянку накануне. Хотел переночевать на вокзале в коридоре рядом с комнатами отдыха, но на этот раз дежурный не разрешил: ни за деньги, ни бесплатно, проявил, так сказать, власть — нельзя и всё! Что ж, расположился в углу зала ожидания. Свет, громкие вокзальные объявления — бывает и хуже. Спал плохо. Электричка из Слюдянки в 6.21 утра. Чуть не опоздал на неё, так как записал по ошибке, что она отходит в 6.51 – почему? до сих пор не пойму.

В 8.00 в Толбазихе. Солнечно и нет облаков.

8.45 у моста внизу. Есть другой вариант выхода на речку Осиновка: от шоссе много раньше сворачиваешь на лесную дорогу, по ней до высоковольтки, потом рядом с небольшим озером уходить с неё в лес и далее по лесу. Он существенно сокращает путь, но я не знаю его достаточно уверенно, поэтому по шоссе до моста, перед ним вниз по дороге, которую прокатали отдыхающие, приезжающие сюда на своих машинах.

8.45 – 8.55 – отдых. Досаждают комары. Переобулся.

9.17 – у высоковольтки.

9.47 – 10.00 – после прохода по лесу отдых при выходе на р. Осиновка.

10.21 – камень-скала с уловом внизу и хорошим биваком наверху. Именно к этому месту выходит тропа (про которую я говорил раньше), сокращающая путь.

10.50 – 11.10 – отдых.

11.24 – небольшой ручей в ивняке. Сразу за ним размытый берег – тропа смыта, но на щебёнке уже протоптали новую.

11.50 – 12.07 – совершенно неожиданно встретил знакомого, возвращающегося на Толбазиху. Он поднимался на пик Нефтяников. Потом пережидал дождь в зимовье. Возвращается домой. Оказывается 28 июля – его день рождения! Поздравил, а что подарить? Очень жалею, что не вышел в понедельник: провели бы вечер вместе, поговорили бы о том, о сём, «умяли» бы пузырёк – повод позволяет. Жаль, не так часто видимся, а тут такой случай! Жаль… Позднее, когда попрощались и разошлись, пришла мысль, что можно было подарить шоколад. Я – тормоз!

12.17 – 12.33 – отдых.

12.48 – небольшой ручей. Потерял тропу, иду вдоль берега по слабой тропе. Подошёл к небольшому прижиму снизу. Прошёл над водой по скальным полочкам примерно 3 метра. Тропа обходит прижим поверху. Иду дальше. Верхом, по тропе, обошёл ещё один небольшой прижим. Сразу за ним обедаю.

13.16 – 14.34 – обед.

14.39 – на руч. Громотуха. Воды не очень много. Перешёл по скользкой клади.

Правильнее не «Громотуха», а «Гремучий».

Примечание В. Петухина

15.06 – маленький ручей. Далее с 15.10 мокрая тропа над рекой.

15.22 – 15.40 – отдых. Душно и влажно. Постоянно обливаю лицо водой.

15.44 – маленький ручей. Сразу после него обнаружил, что исчезли электронные часы, которые ношу в кармане рубашки. Искал 15 минут, опасался, что они выскользнули, когда я обливал лицо, стоя в ручье, тогда – прощай часы. Обнаружил их в 20 метрах от места, где оставил рюкзак, начав поиски. Хорошо, что нашёл. Ещё бы, без часов что без компаса — как определять, сколько прошёл, когда надо ориентироваться, или остановиться, что это за ручей- тот, который должен быть, или временный водоток, переполненный дождевой водой. Нет! Часы — это как нож, никак нельзя терять. Потери в походе случаются постоянно, этакий налог бурхана, но потерять часы никак не хотелось.

16.10 – вышел на поляну.

16.20 – вышел на руч. Снежный, перешёл по камням.

16.25 – 16.40 – отдых. Тропа пошла постепенно вверх, Мокрая, проваливаюсь в грязь, текут мелкие ручейки.

17.15 – 17.35 – отдых.

17.44 – средний ручей.

18.10 – 18.30 – отдых. Устал.

18.44 – средний ручей. Тропа переходит его в устье, затем проход вдоль кромки берега по камням в траве и вверх по желобу с камнями в расколотой скале, затем спуск к ручью и снова подъём на террасу.

19.05 – 19.25 – отдых на верхней тропе. Постепенный подъём, далее луговина. Прошёл 4 маленьких ручья. С тропы увидел коридор смятой тропы и пошел в лес. Описывать подходы к избе не буду, слышал, что хозяева избы не приветствуют посетителей, поэтому подходы к избе стараются не набивать: приходят и уходят от неё разными путями. Сам впервые побывал в ней после того, как случайно совпал с массовым выходом ангарчан на пик Нефтяников.

Очень сильно устал, так, что в избу сразу не зашёл, а немного без рюкзака посидел на чурбаке.

30 июля – день второй (среда)

Вчера долго не мог заснуть — устал за день.

Встал в 7.10. вышел посмотреть погоду. Росы нет. В районе пика Нефтяников просветы, но с Байкала по распадку реки тянет сплошную облачность. Вчера решил выйти после обеда. Облака ползут серые, рваные. Через 15 минут всё затянуло. Дождь, если и пойдёт, то только к 14-15 часам, поэтому, если он всё-таки начнётся или не растянет облачность, то сегодня будет днёвка. Очень не хотелось выходить накануне дождя, тем более зная, что дальше тропы не будет, а трава выросла по пояс – будешь мокрым через 10 минут. Никак не могу поймать «походное» настроение, когда любая погода воспринимается без досады и неуюта. Мысли опережают «ноги»: я уже пробегаю мысленно вперёд и знаю, что получу в случае непогоды. Внутренне ёжусь. Надо побыстрее сбросить с себя «городской настрой».

Выход в 10.02. Вернулся на тропу, прошёл немного, всё – дальше тропы нет.

10.33 – вышел на ручей Водопадный, который течёт из-под пика Нефтяников. Русло ручья в обоюдном каньоне. Река тоже сжата с обеих сторон. Перешёл ручей в 10.38 по камням.

10.44 – 10.50 – отдых на проплешине в лесу.

10.55 – небольшой ручей, за ним довольно долго редкий лес с небольшой травой, идти легко. Река шумит слева, иду лесной террасой, на полянах высокая трава. По-прежнему облачно.

11.33 – 11.50 – отдых. При обходе небольшой скалы у воды вышел на звериную тропу примерно в 12.05. Шел по ней, в траве слабо угадывается, но в перспективе видно хорошо.

13.38 – прошёл небольшой ручей. Он примечателен водопадным сливом в примерно 300- 350 метрах от реки.

12.41 – 12.57 – отдых. Ветерок, облака становятся всё кучнее и ниже. Надо искать место для стоянки.

13.15 вышел на берег реки и перешёл её – вымочил обе ноги. Сразу по выходу на правый берег встал на обед. Чуть выше места остановки по левому берегу в стланиковых зарослях устье среднего ручья. Надо ли считать, что это последний левый приток перед стрелкой истоков или второй (короткий) ручей? Не знаю, что выбрать: шёл примерно 2 часа со скоростью не более 2.5 – 3 км, следовательно, может быть и последний ручей. Очень хотелось, чтобы было так.

13.20 – 14.45 – обед. После обеда неудобный участок: местами пихтовый стланик, камни, трава. Иду медленно.

15.40 – 16.00 – отдых. Дошёл до небольшой гривы леса. Идти по нему удобно. Прошёл его и вышел к крутому галечному ручью. Решил здесь остановиться: до перевала не дотяну, а удобные места для остановки на ночевку находятся где-то там.

16.25 – остановился. Поставил палатку и сходил на разведку вверх по этому ручью или правильнее сказать – по правому борту ручья. Итог: не дошёл до стрелки истоков 1-1.2 км, хорошо виден перевал на азимуте 160 гр. От соединения истоков до перевала ещё примерно 1.3 км. Таким образом, до перевала 2.5 км + 7 км под выход на траверс водораздела, что равно 9.5-10 км. Ближе к 17 часам пошли окна, и белые кучёвки стали просматриваться сквозь пелену. Сейчас (19 часов) облачность собралась в кучевую, но над перевалом по-прежнему пелена.

31 июля – день третий (четверг)

Встал в 7.10. Ясно, но к 7.40 потянулись кучёвки. Тепло, безветренно.

8.30 – выход.

8.47 – напротив небольшого каскадного слива на реке. Иду террасой примерно в 60-80 метрах от реки, через полосы стланика, по полянам. Высокая трава, камни – иду медленно. Конец июля начало августа не самое удобное время для походов по бестропью, но, если руководишь не ты, а тобой руководят, то время отпуска выбирать не приходится.

9.16 – 9.31 – отдых. Иду по луговинам, изредка пересекая желоба водотоков. Передо мной кто-то прошёл и слегка примял траву — иду по его следу: удобно, видно камни, правда, здесь их не так много.

9.51 – напротив устья самого верхнего левого притока реки.

10.12 -10.10.30 – отдых напротив стрелки истоков.

Перешёл два русла, стараюсь идти лесными участками, хотя их не так много. В лесу меньше высокой травы.

11.08 – 11.25 – отдых.

11.53 – прошёл первый ригель, по террасе идти легко, травы почти нет. Подошёл к центральному курумному склону — здесь буду подниматься.

12.09 – встал на обед. Очень хорошие места для стоянок, жаль, что вчера не дошел до этого места.

13.48 — выход. Поднялся на второй ригель. Здесь тоже есть вода. Подошёл к самому подъему, буду подниматься вправо по траве через стланик.

14.12 – 14.28 – отдых

14.41 – на перевале. Левее примерно 500 м озеро на небольшой террасе, его называют «Озеро Крест», почему «Крест»? Обычная форма, никакого креста, загадка, да и только.

15.03 – ухожу вниз. Сначала довольно круто по травяным полочкам. Далее трава, камни, русло ручья, текущего из озера. Очень жарко, небо совсем очистилось, душно. Намечаю впереди цель: куртина стланика на камне, и иду к ней, чтобы в тени отдохнуть. Линия движения: к истоку ручья, траверсируя его правый борт, стараясь не терять попусту высоту, чтобы подниматься на следующий перевал не от самой воды. Здесь нет леса, поэтому долина просматривается полностью.

15.46 – отдых под камнем со стлаником на небольшом курумнике. Очень жарко. До этого места шел спуск с короткими участками траверса склона. Отсюда траверс с постепенным подъёмом к перевалу. Весь пройденный путь – камни в траве, поэтому наиболее быстро иду по курумнику.

16.10 – выход. Много мелких ручейков в траве.

16.46 – 17.05 – отдых. Подъём на перевал – травяной склон.

17.35 – 17.47 – отдых под самым перевалом.

17.55 — на перевале. Ниже 20 м по высоте в сторону спуска маленькое озеро.

18.25 – ушёл. Спуск, после озерка, с перевала – нагромождение крупных камней, довольно крутая россыпь. В дождь или по мокрым камням лучше здесь не спускаться — очень рискованно, будет скользко. Никакой травы, никаких полочек, сплошные осколки гранита. Прямо по линии водотока, который только угадывается, сплошные камни — ни травы, ни земли, ни деревьев. Ухожу вправо к полосам стланика и кустарника. Линия движения: высокий, выше границы леса, траверс правой по ходу стороны цирка по курумнику в сторону виднеющейся примерно в полутора километрах впереди верней кромки границы леса, чтобы выйти на южный склон горы с отметкой 2030 (на моей карте).

18.56 – 19.06 – отдых. Быстро траверсировал по курумникам.

19.38 – 19.53 — на траве снова «забуксовал»: камни, ручьи, высокая трава. Завернул «за угол», то есть перешёл на южный склон. Хотел подойти под самую верхнюю кромку леса, но стал уставать, поэтому иду по лесному склону. Довольно хреново — снова трава, камни, но теперь уже в лесу. Жду воду, чтобы остановиться. Правильнее было бы подняться выше, но чувствую, что сильно устал.

20.38 – вышел на ручеек, ниже примерно в 50 метрах увидел проплешину – пологую и песчаную, настоящий подарок среди камней и травы на склоне. Спустился к ней. На песке обосновались муравьи, но от проплешины в лес тянулась небольшая пологая ложбинка, чем-то похожая на кусок лесной дороги. На ней в 20.44 встал. Ночью ветер. Палатка, как я успел убедиться в 2006 году, совершенно не держит дождь с ветром, поэтому на ночь, на палатку набросил полиэтилен. Дождя не было, полиэтилен под ветром шуршал, а я пытался заснуть.

1 августа – день четвертый (пятница)

Встал в 7.00. Ясно, но к 8 часам потянулись высокие кучёвки. Тепло.

8.36 – выход.

9.06 – 9.18 – отдых. Травянистый склон, местами негустой лес. Перешёл небольшой ручей.

Где-то в этом месте произошла памятная встреча с медведем, которая коренным образом изменила моё отношение к нему. Было это во втором походе. Под вечер, сбросив рюкзак на месте, где решил поставить палатку, я прошёл через негустой короткий участок невысоких пихт и остановился за ними в высокой траве, чтобы рассмотреть гребень в районе выхода на предполагаемый траверс. Вечер был тихий и солнечный. Передо мной метрах в тридцати и чуть справа оканчивалась небольшая курумная грива, покрытая стлаником, а совсем справа, косо уходя за край перелеска, тянулся остаток снежника, узкий как лента. Рассматривая завтрашний подъём, в какой-то момент почувствовал, краем глаза, короткое движение на гриве. Надо сказать, что когда ходишь в одиночку, особенно, если находишься далеко от жилья, то на любое движение реагируешь мгновенно: кто здесь? Переведя взгляд на стланик впереди себя, я обнаружил, что за мной наблюдает небольшой медведь. Он сидел на краю гривы и смотрел в мою сторону. С медведями мне приходилось до этого встречаться и никакой опасности я не почувствовал – сидит, ну, и пусть себе сидит. Потом, решив, что надо всё-таки его прогнать: ведь я собираюсь ночевать здесь, у меня продукты, не хотелось бы ночью с ним «ссориться» — я громко хлопнул ладоши и крикнул. Мишка, вместо того чтобы уйти, вдруг пошёл в мою сторону, причём как пошёл! Я до сих пор помню своё изумление: вот он был там, несколько движений и он уже практически передо мной! От такого стремительного движения не убежишь! Вот, он был там, и вот, он уже здесь — метрах в десяти от меня. Помню ещё это неприятно чувство – как будто внутри тебя мощная упругая пружина, которая помимо твоей воли, раскучиваясь, разворачивает тебя, заставляет повернуться, а в голове мысль – нельзя бежать, нельзя поворачиваться спиной! борьба между инстинктивным и разумным вызвали во мне волну злости – чем бы в тебя, зверюга, бросить! Камней в траве нет, вдруг вижу под ногами кривую короткую палку, вырываю её из-под ног и бросаю в медведя. Несмотря на то, что он был почти рядом, не попадаю, но медведь огромными скачками бросается наутёк, причём не обратно к гриве, на которой сидел, а по снежнику за пихты в сторону, где оставлен рюкзак. Я, опасаясь за рюкзак (а что бы с ним могло случиться?), пересекаю лесок, вижу свои вещи не тронутыми, пытаюсь увидеть медведя, а его и след простыл. Покружив вокруг места стоянки, чтобы убедиться, что зверь ушёл, я вернулся к тому месту, где бросил в него сук и шагами измерил расстояние до медвежьих следов на снежнике – восемь шагов, что-то около 5 метров, вот такое рандеву…Скажу откровенно, он не просто озадачил меня – с тех пор мне перестали нравиться встречи с медведем в лесу. Моё поведение теперь напоминает эпизод из очень старого фильма про войну (он называется, если не ошибаюсь, «Небо над Ленинградом»). Начало войны, в эскадрилью, ведущую тяжёлые бои и теряющую лётчиков, прибывает новый лётчик. Он представляется командиру эскадрильи, который отчитывает одного из своих подчинённых. При этом тот, с кем он спорит, с небольшим интервалом дёргает головой, как бы оглядываясь. Когда разнос заканчивается, и подчинённый уходит, вновь прибывший спрашивает у командира – почему у него лётчики такие нервные, головой дёргают. Он не нервный,- отвечает командир,- он летает один, без ведомого, и поэтому, каждые пять минут должен оглядываться, чтобы увидеть – не зашли ли ему «в хвост». Так и я теперь: как только увижу в лесу свежий медвежий след, через каждые три-четыре минуты громко кричу, чтобы предупредить косолапого, что в лесу он не один, и дать ему возможность уйти, вроде как «оглядываюсь»…

9.45 – 10.00 – отдых у основного ручья. Перешёл ручей и поднимаюсь на правую террасу. Шёл до самых последних невысоких пихт, около них остановился в 11.45. До верхушки гребня примерно 200 метров или по высоте 80 метров от силы. Решил сделать полуднёвку, так как до цирка Нижней Хандагайты мне точно не дойти, а ночевать наверху можно было бы, если точно знать – есть ли там вода.

12.00 – остановился, на сегодня всё. Весь день жарко и мошка донимает. Уже вечером вспомнил про прогноз: третий день, по нему, должен лить дождь, дождя нет — это хорошо, а вот прогноз — кто его делал?

2 августа – день пятый (суббота)

Ветрено, тепло, облачность с окнами. Встал в 7.00. Собрался, настроение нормальное.

8.42 – выход. Поднимался по травянистому склону, траверсируя вправо-вверх. Не доходя примерно 15 метров до самого гребня, ушёл ещё правее в узкий осыпной коридор и выиграл примерно 30 метров движения по гребню.

8.37 – у тура, записки нет, внизу озеро. 8.50 – выход. Гребень иногда довольно узкий, приходится немного спускаться и обходить такие участки, пока обходы только слева по ходу.

9.15 – 9.30 – отдых. Обходы всё время с левой стороны. Подошёл под чисто скальный подъём.

9.51 – 10.05 – отдых. Обходил камни по полочкам справа, теперь уже справа.

10.27 – 10.40 – отдых.

11.00 – на макушке, от которой отходит отрог, разделяющий долины Верхней и Средней Хандагайт. В туре пусто. Пошёл дальше. Спуск с небольшого следующего пупыря – курумная россыпь, кое-где обходил её справа. Остановился отдохнуть за 250 м до седловины.

11.23 – 11.40 – отдых. Вышел на широкую седловину. Увидел лужицу воды и остановился (ближе к правому по ходу краю седловины). После дождей, а также в июне – начале июля здесь всегда есть вода, а сейчас осталась маленькая лужица.

11.53 – 13.33 – обед. Далее необходимо траверсировать справа примерно в 80-90 метрах от следующей вершины. На неё и следующую за ней не подниматься, траверс выводит, по курумным склонам и полям, на небольшую плоскотину. От неё короткий подъём и спуск по сложному гребню примерно 100-150 метров. Я пошёл с левой стороны, требуется предельная внимательность: наклон полочек у скал вызывает у камней подвижность, много ненадёжных камней.

14.18 – 14.35 – отдых на второй зелёной полочке.

14.52 – на пупыре, от которого на юг отходит отрог, отделяющий долины Средней и Нижней Хандагайты. Сразу пошёл дальше. Сначала справа траверсирую по курумнику и склону, далее, в районе стланика, перешёл налево.

15.18 – 15.35 – отдыхаю на небольшой зелёной маленькой седловине.

15.57 – вышел правым траверсом на гребень ниже следующей вершины примерно в 30 метрах, но оказалось, что отсюда в цирк не спуститься. Надо искать место для спуска, так как заметно портиться погода. Пришлось подняться почти до вершины и по крутому курумнику уходить вниз-влево (если стоять лицом к цирку Нижней Хандагайты). По мере спуска влево, надо смотреть на заворот вправо, там, где начинается травяной жёлоб (кулуар), по нему круто вниз, далее самостоятельно выбирать линию спуска к озеру. Меня заставила уйти с гребня надвигающаяся непогода. Если пройти дальше по водоразделу, то можно спуститься более просто по следующему ребру, которое выпукло-широкое щебёнистое и более простое для спуска. Это левая, относительно спуска, сторона маленького трога, в котором находится озеро, к которому я спускался. Более того, спускаться надо по левой стороне этого ребра сразу в самый крайний цирк верховий Нижней Хандагайты на марь, где почти нет камней, и по мари уходить к левой по ходу стороне цирка, что сокращает немного путь. Так я сделал во втором одиночном походе, а сейчас не получилось – непогода…

16.40 – 16.55 – отдых у озера. Пошёл поперёк трога к озёрному ригелю. Ещё при спуске небо затянуло низкая пелена, но к моменту, когда я спустился с ригеля и шагал по мари, пелену унесло, и выглянуло солнце. Это меня ободрило и напрасно: я решил подойти поближе к террасе, чтобы выбрать удобное для ночёвки место, втянулся в «болото». Тут снова всё резко затянуло, и прогремел гром… слегка… а я, оказавшись в самом центре, на мари, поспешил в сторону стланика, надеясь там остановиться. Но на равнине и даже несколько выше стланик растёт либо рядом с марью, либо на камнях. Начался дождь, когда я с трудом нашёл кусок более-менее подходящего места для установки палатки, под самым ригелем верхнего озера, примыкающего к гребню, на который мне надо было вылезти для продолжения траверса. Крупный дождь, ветер. Едва поставил палатку, как цирк наполнился такой пеленой, что стало сумрачно. Натянул полиэтилен, забросал вещи в палатку, сбегал за водой, залез внутрь, начал устраиваться. Палатка у меня MiniLite: 90 см при входе, 60 – в ногах. Когда стоишь в ней на коленях, то спина касается верхнего полотнища. Устраиваясь, в какой-то момент почувствовал, что «дождь» больно «дерётся», причём очень больно. Выглянул наружу – град! Да такой крупный. Мне, в некотором смысле повезло, что в поисках места под палатку, не удалось найти достаточную площадку на открытом месте, поэтому практически половина полотнища палатки уходило под стланик, который нависал над ней, и удары градин смягчались этим природным навесом.

Но, несмотря на капризы природы, переоделся, приготовил ужин прямо в палатке, поел, и к 20.30 дождь закончился, надеюсь, что окончательно. Итог дня: план почти выполнил – до озера осталось подняться на ригель. А вот вещи и палатку придётся сушить, так что на завтра планирую сушку, если снова не пойдёт дождь.

Здесь самое время рассказать, почему в первый раз мы повернули назад. Цирк Нижней Хандагайты каждый раз, когда я прихожу сюда, встречает непогодой, но тот, первый раз…

6 сентября в 12.25 мы, семеро человек, вышли на самую восточную озёрную террасу. До выхода на гребень для продолжения траверса оставалось 200-250 метров пути. Два человека ушли на гребень на разведку, а остальные начали готовить обед. В том походе уже были непогодные дни, когда сыпал дождь, в общем, всё, как обычно: промокли, обсушились и дальше. Вернулись посланные на разведку и рассказали, что вся долина речки Выдриной затянута плотным туманом, хребет не просматривается, видны подходы только к водораздельному пику, что этот голец довольно сложный, по крайней мере, с той позиции, с которой они его рассматривали. Туман же плотный, как сметана. Мы начали обедать, когда через водораздел с Выдриной на Нижнюю Хандагайту начал перетекать этот туман: сначала через самые низкие участки гребня, потом по всей его длине. Плотный, тяжёлый, он скатывался по склонам, а, перекатываясь через гребень, наверху образовал вспухающий вал, как-будто его что-то подпирало с противоположной стороны. Зрелище очень красивое, но…Видимость упала до 8-10 метров, ветер холодный и резкий. Наскоро закончив обед, мы решили ставить палатки, укрыв их от ветра за камнем. Начался дождь, а через 40 минут снежная крошка и шквальный ветер. Всю ночь снег и не утихающий ветер, температура ниже нуля. Утром следующего дня готовить завтрак вышли втроём. У нас не было газовых баллонов и примуса, до хорошего крупного стланика надо было довольно далеко идти, да и он был под приличным слоем свежевыпавшего снега, кроме того ветер ничуть не утих, поэтому втроём. Что-то около двух или более часов мы готовили этот суп: небольшой костёр то разгорался, то его засыпало снегом, но всё-таки приготовили, причём настоящий, отменно сваренный! Заглянули во вторую палатку, вместе позавтракали и на боковую в свою — залезли и тут же уснули. Проснулись где-то часа в четыре дня. Выглянули. Снег закончился, но ветер не утих. А с семи часов вечера снова снежный заряд почти до полуночи. Когда следующим утром выглянуло солнце, мы увидели, что гольцы завалены снегом, на скальных участках ледяная корка – всё конец, движение вперёд закончено, только назад, по Выдриной. Так завершилась первая попытка.

3 августа – день шестой (воскресенье)

Ночью дождь. Утром дождь перестал, и даже сквозь пелену слабой точкой стало видно солнце. Развесил мокрые вещи. На ветру те, что из капрона, сразу высохли. С 12.30 снова дождь: сначала слабый, потом сильный с громом, по полной программе. Из палатки видно, как низкие облака переваливают в цирк, проваливаются в промозглый туман, и ветер рвёт их в клочья, бросая от одного края цирка к другому. Закручивает винтом вверх, а потом со всего маху вниз! О землю и снова, о мокрые скалы… В памяти возникают слова песни «Бесы! Бесы всё злей и злей!..Бесы!..» – бесы непогоды выбрали это место, а я невольный зритель их неистовства. Лежу в палатке, слышу, как глубоко подо мной в камнях всё сильнее шумит вода. Слабенький ручеек в 30 метрах от палатки, из которого я набирал воду, мне больше не нужен, вода рядом в трёх метрах в камнях. Пахнет осенью.

Пообедал и сразу приготовил ужин, всё внутри палатки. Хорошая штука – газовая горелка, от неё ещё и тепло. Лежу, настроение не ахти: вроде сухо внутри палатки и сыт, но будет ли завтра погода? Под погодой понимаю не солнце, а отсутствие дождя. Выходить на траверс в дождь слишком большой риск: мокрые, скользкие камни, ознобистый ветер – от него наверху не укроешься, придётся идти до самого-самого, а это не менее 7 часов. Остался один дневной переход до места, от которого можно подняться на Сохор. Первый раз нас именно здесь завернула непогода. Во второй раз тоже здесь была приличная гроза.

Тогда грозовая туча «приволоклась» с Темника, зависла над цирком, «прочистила горло» слабыми раскатами, как опытный оперный солист, а потом так громыхнула, причём с молниями, которые били по скалам, что казалось и я и вся эта Хандагайта со всеми своими озёрами и прочим своим барахлом провалимся к чёртовой матери. Но самое замечательное это дождь – как ведро опрокинули и в течение примерно 20 минут не утихая. Были видны края дождя, его границы: поток воды, падающей с неба, чётко укладывающийся в контуры тучи. И солнце, светившее за краями тучи, а когда дождь прекратился, и в теле тучи появились окна, то через них острые плотные потоки солнечного света косыми столбами вниз к земле…Да-а-а-а, умеет Нижняя Хандагайта произвести впечатление!

Еды хватит ещё на 7 дней. Следовательно, жду погоду.

4 августа – день седьмой (понедельник)

8.42 – выход. Ясно, холодно, небольшой ветер. Поднялся на озёрный ригель в левый по ходу край озера. От него чуть влево-вверх.

9.26 – 9.40 – отдых. Обходить бараньи лбы буду слева.

10.12 – на гребне. Сильный ветер поперёк направления гребня, с запада на восток. Скалу или череду скал обходить справа, спустившись на 25-30 метров, а потом поднявшись на травяную полочку перед бастионом вершины. Жандарм предполагаю обходить справа, не спускаясь. Далее будет видно.

10.38 – 10.53 – отдых. Обошёл жандарм, за ним соединение довольно простое, если не считать «живые» камни. Далее перешёл на левую сторону и несложно по полочкам, покрытым мхом, поднялся на первую предвершину. Прошёл немного справа и снова на левую сторону. Несколько последовательных ступенчатых подъёмов и

11.28 на макушке. На восток подо мной озеро на руч. Куртирей.

Спуск по курумнику всё время справа, много «живых» камней. Шёл очень медленно. Отдыхаю под скалами (высотой примерно 3 метра) — столбами на краю первого пологого участка гребня.

12.16 – 12.30 – отдых. Когда поднимался на вершину был очень сильный ветер, такой, что при ясном небе совершенно не чувствовалось солнечного тепла. Только сейчас, присев за скалами, я отгородился от него. На протяжении всех дней присутствует чувство, что я делаю работу. С самого первого дня никак не могу избавиться от него. Внутреннее напряжение или собранность – не знаю, что правильнее. Анализ рельефа, выбор линии движения, взгляд на часы – как укладываюсь в график, оценка состояния погоды, самостраховка, выбор места для остановки, по ходу определение места своего расположения, оценка своего состояния, темпа движения – и всё это в голове цепочкой мыслей, команд, сомнений, вопросов к себе, принятых решений. Работа.

У меня есть ощущение, что когда иду по хорошей тропе, то моя (назову «это» — «душой») «душа» потихоньку начинает подниматься из груди вверх, выглядывает наружу, присаживается на моей макушке. А, если погода хорошая, кругом просторно и взгляду ничего не мешает, то она поднимается ещё выше и парит где-то в полуметре надо мной и чуть впереди. Мне легко: ноги идут, мысли текут неспешно, взгляд свободен в выборе цели и «душа» ещё выше и совсем далеко от меня… Но вот нахмурилось небо, пропала тропа, и я чувствую – вот она рядом, снова присела на голову. Появились неудобья, бурелом, стланик, и она сползла ещё ниже, ближе к груди. Впереди прижим, на который я карабкаюсь, скальный участок, и опустилась ещё ниже, где-то в животе уже. Вхожу в реку, надо перейти вброд. Вода поднимается выше и выше, течение напирает, смотрю на дно, собран, внимателен, а «маленькое я» прижалось к моему хребту и, как ребёнок «в домике», ждёт, когда минует опасность. Вышел на берег, пройдена скальная полочка, рискованный участок остался позади, выглянуло солнце, появилась тропа, и «я», выбравшись из «домика» снова присело на макушке и… уже парит надо мной. Где же это ощущение лёгкости и свободы?- Работа. Не хочу работы, я хочу отдохнуть от неё!

Далее по пологим щебёночно-моховым склонам, иногда, траверсируя справа. Обхожу небольшие вершинки, чтобы не забираться на них.

13.19 – 13.34 – отдых за примерно 300-350 метров до перевала с верховий левого истока Куртирея на Выдриную. Небо затягивается дымкой.

14.03 – на перевале. Он весь покрыт невысоким стлаником. Склон, по которому я спускался на него, крутоват, шёл серпантином. На всём переходе воды нет, и на перевале нет, но была – видно, что текла довольно интенсивно, следы песчаных замоин при спуске с перевала. Кажется, что подсёк слабую тропу, вероятно звериная. Тропка между курумными глыбами по задернённым проплешинам.

Только здесь, наконец, почувствовал — я в походе! Я далеко от города! Здорово! Какие огромные камни – красиво! Поляна – ровная, солнце – тепло, вода – журчит, я устал – приятно устал, скоро отдохну на обеде — завалюсь на спину и посмотрю вверх, в небо! Запах кедровой хвои и пихты на ладонях!

Потом поляна. Её пересёк вправо, чтобы найти воду – уже давно пора обедать.

14.25 – 15.40 — нашёл воду, встал на обед на выглядывающей из земли каменной плите. Другая её сторона, в сторону ручья, трёхметровая гранитная «щека».

Ушёл с обеда. Далее буду пересекать цирк ближе к правой стороне, чтобы обойти заросли высокого кустарника и стланика. С юга на север от южного замыкания долины идёт череда галечных не очень крутых протяжённых промоин, невысокие галечные борта которых заросли высоким и плотным ивняком. Дно промоин или чисто галечное, зарастающее травой, или земляное с высокой травой и камнями в ней. Воды в промоинах не было. Предполагаю остановиться в лесу, на его восточной кромке так, чтобы видеть кулуар перевала.

Идти не просто: до камней у правого борта не поднялся и вниз далеко не спустился, а посередине эта самая чёртова прорва промоин, заросших ивняком или ольхой. Где трава, там и камни. Лучше, конечно, выбирать линию движения повыше, то есть ближе к правому борту.

17.25 – вышел на ручей, по-видимому, один из составляющих правый исток, и на опушке пихтового леска остановился. Азимут на перевал, а перевал почти в замыкании цирка, итак азимут от места остановки 132 градуса. До подножья подъёма на перевал 350-400 метров. От опушки небольшой подъем, потом по траве, местами по черничнику к узкому языку камней на окончании вывала из щели кулуара.

Ветер угомонился, солнце, тепло, в сторону Байкала слабая дымка, а восток весь чистый. На сегодня всё.

5 августа – день восьмой (вторник)

Облачность пеленой, но есть окна. Тихо, не жарко.

8.20 – выход. С собой взял продукты для обеда, горелку, «перекус» и вещи на случай дождя. Подошёл под перевальный подъём. Поднимаюсь по осыпи, чем выше, тем больше ненадёжных камней. Стараюсь идти по щебёнке. Довольно круто, но нет скальных участков. Чем выше, тем уже проход: сжатый с обеих сторон узкий кулуар, наполненный обломками от скал, слева скальная щека. Подъём на перевал по центру кулуара. Самый верх перевала просматривается как светло-коричневый из-за оползня, который обнажил щебёнистую основу.

9.29 – на перевале и сразу дальше. Траверсирую влево, слегка спускаясь. Именно слегка, не надо спускаться прямо к озеру в этом цирке потому, что потом надо будет подниматься к перевальчику на озеро, от которого выход на верхнее плато Сохор. Итак, слегка спускаясь. Самостраховка на участках с травой, склон крутой. Держать направление на узкую терраску. Окончание её не просматривается, но по ней, не опускаясь, можно пройти между выходами скал: над одним из них, прижимаясь к другому. Далее, по-прежнему влево и вниз, более энергичный спуск к небольшой каменной россыпи. Пробежка по камням и подъём по травяным полочкам к озёрной террасе. От окончания подъёма до берега озера примерно 30 метров.

10.37 – на межозёрном перевальчике. До 10.50 – отдых на нём. Красивое место, ровный коридор, поросший травой. Здесь я оставил рюкзак, взял с собой накидку, компас, карту и перекус. Пошёл влево, сначала вдоль береговой кромки, потом пришлось по очень большим камням полазить. За ними снова спустился к берегу. Затем поворот вправо и вверх по невысокому кустарнику, растущему на каменном прижиме, на северо-западное окончание озера. Здесь в кустарнике переходишь ручей. Во втором походе мне повезло увидеть как вода из этого ручья очень красиво – широким зеркалом, падала в озеро с прижима. Сейчас дебет ручья меньше, поэтому впечатление не то.

Не стал уходить к северо-западному замыканию цирка, а, оглядев северный склон, выбрал более-менее подходящий вариант и пошёл к нему. Начал подниматься. После первой трети подъёма нашёл подобие тропы и по ней вверх. Две трети верней части подъёма это щебёнка, старался выбирать участки хоть немного прикрытые травой, так легче было подниматься.

11.52 – на гребне. Он простой без сложностей, при движении в сторону Сохор, постепенно расширяется и превращается в высокогорное плато. Ориентироваться в ясную погоду не требуется, а вот в условиях плохой видимости советую на месте выхода на гребень сложить тур, чтобы при возвращении не проскочить место начала спуска. Двигаться при плохой видимости надо, придерживаясь правого по ходу, края плато.

После того, как оставляешь слева ответвление-отрог, плато сужается и появляется подобие тропки. Небольшой подъём и открывается продолжение плато. Много белых, как мел плиточек, торчащих из земли. И, наконец, высокий, в метр высотой, тур из сцементированных камней с заржавленной и погнутой этажеркой – это Сохор!

12.31 – у триангулятора. В туре две записки: одна от 1988 года, другая от 1992. Одна писалась зимой, в самые лютые морозы, другая – ближе к осени. Парень из Улан-Удэ. Стихи про Сохор написал короткие: не про гору, а про дух горы, про бурхана горы Сохор. Интересные стихи, жалею, что не записал. Значит не только мне это место интересно. Деревянная оснастка тура разбита, лежит на земле. За туром по направлению в сторону Темника уже чётко угадывается спуск. Со стороны верховий Выдриной, через хребет переползают облака. Вроде и не поднимался высоко, но по тому, как они наезжают на плато, по тому, как низко, цепляясь за землю, они плывут дальше, по тому, как я, то и дело окунаюсь в их прохладное нутро, понимаю, что я на горе, да, я на Сохор.

12.40 – ушёл.

13.52 — у рюкзака. Буду обедать. Через хребет тянутся облака. Они закрывают солнце, и местность мрачнеет, но стоит показаться ему вновь и …!

14.40 — вышел с обеда. Траверсирую склон в обратном направлении с набором высоты.

15.27 – 15.40 – отдых на перевале. Спуск по самому правому краю: сначала, глиссирую по щебёнке, а потом, выбирая участки со щебёнкой у стенки кулуара.

16.25 – у палатки.

Пришло время рассказать, почему во второй раз я не дошёл до Сохор. Итак, ещё при подъёме на перевал со стороны Выдриной я заметил свежие медвежьи следы. Медведь был крупный. Когда поднялся на перевал, то просмотрел весь цирк, но никого не увидел. На пути к озеру следов не было, и я успокоился: зверь ушел вниз Улан-Бай решил я. Дошёл до озера, полюбовался на красиво стекающий ручей, ушел в замыкание цирка, из него начал подниматься на гребень и здесь вновь наткнулся на ещё более свежие следы. Практически я, не желая того, вновь вышел на медвежью тропу. Логика моего движения полностью совпала с линией движения зверя, но, поднявшись на гребень, снова никого не увидел. Прошёл гребень, вышел на плато и, особенно не выбирая дорогу, двинулся в сторону Сохор. В районе, где от центральной равнины в северо-восточном направлении уходит такой же платообразный отрог, я обнаружил, что за мной уже наблюдают. Это был медведь, и не просто медведь, а медведица, с двумя шустрыми медвежатами. Они втроём паслись на этом отроге примерно в 300-350 метрах от меня. Вернее так, медвежата паслись, а медведица наблюдала за мной! Она сидела и смотрела в мою сторону. Именно она первая увидела меня! Я остановился и присел: что делать? Если продолжать движение, то хочу я или не хочу, но в силу топологии местности, продолжая двигаться в направлении Сохор, некоторое время я буду вынужден сокращать расстояние между нами и в том месте, от которого оно начнёт снова увеличиваться, до медведицы будет не более 200 метров, а может быть и меньше. Я прилёг, опёрся на локоть. Что делать? А, если она, как тот идиот, с которым я встретился за три дня до этого, захочет посмотреть на меня поближе, куда мне сигать с этого плато: только вправо, а там такие крутые склоны, можно костей не собрать. Камнями от неё не отобьёшься, и уходить она не хочет — сидит и смотрит. Опять же медвежата рядом. А, если они в мою сторону побегут, мне их по голове погладить, чтобы их мама не рассердилась? Потом, возвращаясь, мне снова надо будет пройти рядом с ними. Что делать? До Сохор рукой подать – километр или около того… Я прошёл столько, пропёрся по таким кручам, вот, до цели рукой подать! И что? Решил подождать. 40 минут, потом ещё 15, потом ещё 10 – смотрит в мою сторону, хоть и прилёг я, и почти нет меня. Всё, больше времени нет! и нет сил рисковать – вот как тот мишка меня, что уж говорить и лукавить, напугал… Не уходит и не уйдёт она потому, как хозяйка здесь, а я гость: пришёл я, и уходить должен — я!

Встал, сложил тур, написал записку: мол был здесь, очень красиво тут, не жалею, что пришёл, стоило прийти сюда, чтобы увидеть, но не судьба быть этому сегодня, поэтому ухожу, но надеюсь вернуться. Поставил дату, подписываться не стал – заповедник всё-таки. Отрезал пуговицу от кармана штормовки, завернул вместе с запиской, вложил в тур, посмотрел на медведицу: сидит, смотрит на меня. Посмотрел в сторону Сохор – там она, и пошел обратно.

Когда нынче возвращался от Сохор, искал на плато свой тур и не нашёл. Очень хотел найти, забрать записку и пуговицу, чтобы дома к штормовке пришить: лежит в походных вещах, не беру её с собой, изветшала. Тур тот хотел разобрать – дело сделано, но видно не крепок он оказался, и ветер его на этом открытом всем ветрам плато разметал. А может та медведица решила прибраться после меня, как хорошая хозяйка после ухода гостей – кто знает?

6 августа – день девятый (среда)

С восьми часов вечера вчерашнего дня накрапывает дождь. Всю ночь, да и сейчас сыпет. Туман. Проснулся рано. Долго раздумывал: идти или остаться и ждать погоды. После прикидки всех «за» и «против» решил идти. Не хочу лежать в палатке, тем более, что впереди изба, так называемая, №4 – кордон заповедника. До неё дойти за день не сложно, а значит, можно и помокнуть в пути. Кроме того, не очень холодно, в крайнем случае, погреюсь у костра. Только теперь, когда подумал об этом, вдруг понял, что ещё ни разу его не разводил. Очень удивился, хотя и во втором походе, старался костры на территории заповедника не жечь, но сейчас это получилось спонтанно, не намеренно.

9.50 – выход. Сначала резкий спуск вниз, затем довольно лёгкий проход по лесу, и последние 30 минут иду по кустарнику. Скорость не выше 1.5 – 2 км за час.

10.38 – перешёл правый исток. Долгое время не хотел спускаться в сторону реки и напрасно, так как левый борт долины реки – крутой склон. Вода ручейков на таком склоне промывает свои русла до граничной основы, и приходится постоянно перелазить через эти русла, закрытые кустарником, двигаясь по склону. В какой-то момент, когда туман стал менее плотным, увидел, что русло реки очень далеко внизу, что ближе к реке участки леса пологие и русла ручейков не так сильно врезаются в землю. Тут же начал спускаться ниже.

11.28 – 11.40 – отдых. Иду по лесу, так как спустился вниз. Здесь гораздо легче идти, правда, трава по-прежнему высокая, попадаются камни, а самое главное, что надо следить за тем, чтобы не запнуться за стволы поваленных небольших деревьев, которые так плотно оплетены старой прошлогодней травой, что совершенно не видны, да и к тому же очень скользкие.

12.35 – перешёл небольшой ручей.

12.45 – 12.58 – отдых. Буду искать место для обеда

13.25 – встал на обед. Погода не улучшилась: сыпет мелкий дождь. Пока шёл, собирал воду с кустов и травы, на дождь не обращал внимание. Сейчас обедаю и думаю, что правильно решил идти до избы – лежать в палатке было совсем скучно. Сижу под высоким кедром, который создаёт непромокаемое укрытые, ем, смотрю кругом, насколько позволяет туман, тонкая завеса дождя и лес. Пришедшее на перевале настроение не покидает меня: вот и промок, и дождь, и тропы нет, идти приходится, постоянно контролируя, куда ногу поставить, но хорошо на душе – всё радует. Сейчас хоть земля разверзнись и это ничуть не огорчит. Веду бессловесный разговор сам с собой – общаюсь, волшебные походные мгновения, минуты, часы, дни, именно о них скучаешь в городе, к ним идёшь с рюкзаком за спиной, они помогают в житейских неурядицах не потерять себя.

14.10 – выход. Почти сразу перешёл ручей и за ним ещё один. Появилась, как мне показалось, тропа для здешних мест довольно хорошая, но она пошла к реке и, по-видимому, перешла на другую сторону, что я делать не стал, так как не знал, смогу ли вернуться на левый берег снова. Когда был последний раз на кордоне, к которому иду сейчас, почитал тетрадь, в которой работники заповедника отмечаются по приходу на кордон. Там в частности было написано, что выше есть ещё один кордон, №5, только я не понял: выше по Выдриной или выше по ручью, в устье которого стоит кордон №4, поэтому я и проигнорировал напрашивающийся переход через реку, к тому же неуверен, что это была тропа, вытоптанная человеком.

Далее тяжёлый S-образный участок сужения русла реки, постепенно оно становится более уклонистым, а береговая терраса исчезает полностью — с обеих сторон небольшой каньон, в общем, красиво: идёшь над рекой, где-то в середине он просматривается в обе стороны.

15.03 – 15.18 — отдыхаю в 50 метров по высоте над водой. Дождь то слабо, то сильнее моросит, не переставая, и туман, ничего не видно.

16.02 — перешёл хороший ручей. Решил отдохнуть, до 16.17 – отдых. Иду практически рядом с кромкой воды по галечным пляжам, камням и невысоким террасам.

18.16 – 18.33 – отдых.

19.25 – вышел к избе. Шёл вдоль по берегу, увидел тропу, уходящую от берега вглубь, сделал по ней несколько шагом и увидел избу. Это перед общим поворотом русла реки на северо-запад. Изба новая, недавно отстроенная. Старая, в которой был в прошлый раз, находится немного дальше, на правом берегу ручья. Она завалилась, сложившись как карточный домик.

В избе чисто, видно, что кто-то побывал здесь недавно. Переоделся, затопил печку, сходил за водой. Пока на горелке готовился ужин, решил ополоснуться. Разделся по пояс, взял полотенце и всё-всё, пошёл к реке. На обнаженное тело падают холодные капли дождевой мороси, не южный ветерок вдоль реки. Начал мыться и почувствовал, что ко мне подбирается озноб, что он уже совсем близко и готов пожать мне руку. Быстро вернулся в избу, потом снова на реку с ведром. Принёс воды, поставил на печку – мыться буду горячей водой. Озноб, обиженно пожав плечами, удалился – не друг он мне и не товарищ, а злостный враг, я знаю, как с ним бороться.

Перед тем, как ужинать, вымылся на улице горячей водой. Полностью, и голову вымыл. Зажег керосиновую лампу, побрился и только после всего – поужинал. В этот раз взял с собой лёгкую пуховку, не столько рассчитывая согреваться в ней, хотя и это её качество замечательно, сколько для того, чтобы лучше и комфортнее засыпать. Может показаться, что ненужная тяжесть, но нет! Ещё в походе по Оке обнаружил, что не столько неровности, сколько собственные кости, которые начинают выпирать из тебя, как сучки на дереве, ко второй недели похода, создают совершенно невозможные условия при засыпании, а ведь полноценный сон — это залог хорошего настроения и ухода от перегрузок. Сейчас прилёг на спальник, под которым лежит пуховка. Чуть-чуть приоткрыта дверь, чтобы слышать легкий шум дождя. Печка хорошая, без проблем пожирает ветки и щепу, которой много вокруг избы. Бодро трещат мокрые ветки, дрова у хозяев взял только на растопку (не для меня их заготавливали). Уютно. Лепота! Всё правильно сделал…

Читаю журнал посещений. Были практиканты и сотрудники заповедника. Ушли 4 августа, сразу после дождя, который был 2-3 августа. Позднее, когда вышел на кордон на Ключевой, понял, почему они спешили.

7 августа – день десятый (четверг)

Снова убедился, что вчера было принято правильное решение: дождь шёл всю ночь и сейчас продолжается, причём не сыпет, а именно идёт – крупный и постоянно. Планирую выйти после обеда. Думаю, что смогу пройти 8 километров за 3 часа.

12.10 – выход. Идёт дождь. Перешёл ручей. Никакого мостика нет, перешёл по камням. А ведь ещё в первое посещение прочитал в тетради, как женщина (старший сотрудник заповедника, кажется) с прибалтийской фамилией, отчитывала своих мужичков за то, что не могут мостик сделать через этот ручей.

Тропа кое-где просматривается, а кое-где — нет. В памяти осталось, что от кордона тропа хорошая, но я ошибся: если бы не прошедшие здесь 1 и 4 августа работники заповедника, то я вряд ли смог уверенно её «держать». Но и они, по-видимому, не всегда чётко её подхватывали — в нескольких местах накручены петли, видно сбились и пытались найти.

Перед прижимом я ушёл вниз к воде, так как туда кто-то сходил, а его надо было проходить верхом. Одним словом, есть тропа – хорошо, нет тропы – значит, как всегда.

14.05 – 14.25 – отдых.

В 15.55 подошёл к избе, кордону №3. Надо сказать, что вторая половина тропы много лучше: пропилены валежины, тропа чистая, зарубки, но, наверное, это заслуга прежних поколений сотрудников заповедника, так как моста через Ключевую нет! А ведь был замечательный подвесной мост. Я шёл, не ожидая такого подвоха, и это первая новость, а вторая новость – воды до… как говорил один литературный герой – вам по пояс будет, хватит, чтобы полностью, с головой, искупаться, а дождь всё ещё идёт.

От моста остался один трос. На вид – выдержит вес человека. Жаль, что карабин только один. Его взял, чтобы использовать на траверсе гребня. Два раза воспользовался им, чтобы спустить рюкзак, так как с рюкзаком за спиной было рискованно проходить те участки – он мог «отбросить» назад. Не для Ключевой он мне был нужен. Буду пробовать переползти по тросу, а потом перетянуть рюкзак. Такой вариант. Остался ночевать на кордоне. В одной из записей журнала прочитал, что моста уже года два или три как нет, что парочка забугорных учёных, которых пригласили в заповедник, на этом кордоне три дня ждала, когда вода в Ключевой спадёт. А один из них сетовал (в журнале), что у него виза вот-вот закончится и спрашивал: где тут у вас дождь выключается? Ясно, почему спешили уйти с четвёртого кордона хозяева, как только начался дождь: знали, что Ключевая впереди, а моста нет.

Перебирал варианты переправы. Ещё раз сходил, просмотрел, можно ли вброд. Нет, этот вариант не для меня. В устье широко, но не перейти, так как уловы за двумя камнями глубокие, а, если понесёт, то на реку, сразу за впадением ручья, в омут под небольшой скалой. Выше по ручью – течение сильное, при переходе верхом с камня на камень вполне может подбить ноги, и рухнешь в воду или по камню башкой проедешь. Подниматься вверх по Ключевой не хочу: так можно под самый перевал уйти, а тропы нет, стланик вдоль берега, да и прижимов, по-видимому, хватает. Карабин один! Вот незадача, будь их два – не было бы проблем. Проверил трос – хороший, без заусениц, не ржавый. Если не выкидывать на нём цирковые антраша, то выдержит без проблем. Что подвесить на карабин – рюкзак или себя? Если рюкзак, то самому, без страховки придётся на высоте трёх метров перетаскивать себя над обводнёнными камнями примерно 15 метров. Вспомнил, обсуждение на форуме «что брать с собой в поход». Неплохо было бы это обсуждение на берегу Ключевой устроить. Каждая вещь нужна, когда она нужна, а, когда она нужна, ты узнаешь, когда её нет! Опыт состоит в том, чтобы делать правильные выводы. Вот взял ты вещь и не воспользовался ею, потом снова взял, и снова не пригодилась: так нужна она или нет? Чтобы сделать правильный вывод, надо забыть про досаду, которая невольно влияет на этот вывод.

«Кароче, Склифасофский!» Будем делать так: рюкзак – на карабин, затем петля из шестёрки на трос, к петле верёвка от рюкзака. Сам залажу в петлю (под поясницу) так, чтобы разгрузить руки, чтобы они тянули меня вперёд, а не удерживали тяжесть тела, ноги на трос и полный вперёд. Перебираюсь сам, а потом перетягиваю рюкзак. Вот «в таком вот аксепте», как говаривал ещё один литературный герой. Это решение окончательно сложилось уже глубоким вечером. С тем и уснул.

8 августа – день одиннадцатый (пятница)

Вчера в примерно семь часов вечера закончился дождь, а к восьми часам начали появляться «окна», но с утра снова туман, хотя дождя нет. Будет ясно или нет – это ничего уже не решает.

8.26 – выход. Иду к остаткам моста.

Ещё видимо не сегодня это случится.

Слово «это» я подчеркнул в походном дневнике, когда к 8.50 переправился на другой берег и «собирал себя в кучу». Так что же произошло? А вот что…

Подошёл к переправе, подвесил рюкзак, навесил петлю, сделав довольно большой запуск под контрольные узлы с обеих сторон, привязал к петле верёвку, другой конец к карабину, надел перчатки, примерил «на глаз» ещё раз расстояние до левого берега и влез в петлю. Подобрал положение так, чтобы тело не нагружало руки и вперёд. Всё внимание было на руках, голова закинута назад, чтобы контролировать, как работают руки и состояние троса, возможные заусеницы, а надо было смотреть на петлю! Всё нормально — руки перебирают, я перемещаюсь, в голове мысль: как просто. И, вдруг, а-а-ах! И я вишу на руках, смотрю вниз по течению. Взгляд на петлю – перетёрлась! но не слетела с троса (это просто везение!!) через «контрольник» проскользнула только одна половина протёртой петли, вторая, из-за большого запуска, осталась. Перехватываю одной рукой порванную петлю с верёвкой к рюкзаку. Взгляд в сторону рюкзака – возвращаться? Если вернусь, то снова перебираться сил не хватит. Взгляд на левую сторону реки – ещё две трети осталось. Взгляд вниз – лучше здесь в реку не падать: обводненный камень прямо подо мной, если отпуститься здесь, то на него не встать – вода подобьёт и упадешь на спину. Физически я подготовлен. Решение – дальше, к левому берегу. Подтягиваюсь на руках, закидываю ноги на трос и лезу дальше. Чувствую, что трос довольно больно впивается в тело под коленкой – хана непромокаемым брюкам, которые купил перед самым походом, протрёт их тросина. Лезу… Всё таки больно. Сбрасываю ноги с троса, снова подтягиваюсь и перекладываю так, чтобы сменить ноги. Тяну себя дальше, чувствую, что движение пошло вверх, значит, середину уже прошёл. Сколько это длиться, руки затекают. Да, это не американское кино, где герой может бесконечно долго болтаться на верёвке, это не кино… Всё, руки затекли, снимаю ноги с троса, смотрю вниз: ещё не на берегу, но близко. Надо отцепляться сейчас, пока пальцы сами не разжались, иначе можно упасть на задницу. Слегка подтягиваюсь на тросе (спасибо занятиям на тренажёрах) и отцепляюсь от него! Р-а-а-аз, и я в воде… по щиколотку, у самого берега! Выхожу из воды. Начинаю потихоньку тянуть рюкзак. Из-под карабина летят искры, как от трамвайной дуги, вот это да! Тяну тихо-тихо, а искры всё равно высекаются. В голове мелькает совершенно дикая мысль – сейчас карабин перетрёт трос. Тяну, и вот он, мой рюкзачок надо мной. Залажу на распорку от моста, через которую натянут трос, отцепляю карабин, осматриваю его – только краска немного подгорела. По-видимому, какое-то особое сочетание металлов троса и карабина вызвало это феерическое шоу. «Распрягаю» всю оснастку, упаковываюсь.

8.50 – переправился. 24 минуты на всё про всё. Вытираю пот со лба: только ли от физического напряжения. Громко, почти кричу, обращаясь к себе – Ну, Владимир Александрович, ………! – далее очень непечатно. «Ещё видимо не сегодня это случится».

9.04 – выхожу дальше. Снова дождь. Тропа нормальная. Немного по лесу, потом вроде болотина или ручей «размножился», потом высокая трава и, наконец, дли-и-и-нный прижим с обходом «вверх-вниз».

9.51 – 10.02 – отдых.

10.10 – средний ручей с остатками от навесного моста. Сразу за ним небольшой прижим, который надо обходить лесом, несмотря на трос, который на нём есть: это, по-видимому, для идущих вверх по течению. Высокая и очень высокая трава. По лесу тропа хорошая. Тропа есть и хорошо натоптанная, но трава, и новая и прошлогодняя, переплелась как войлок. Если очень низко наклониться, то видно чисто выбитую тропу, а как идти по ней, если и колени и бёдра оплетены травой. Ногой, как рукой, ощупываешь, ничего не видя, тропу и продираешься через этот войлок. Очень медленно. Только в хвойном лесу, где мох и брусничник, можно «пробежаться», но таких участков немного.

11.12 – прижим с уловом и поворотом русла, обходится далеко по лесу.

11.16 -11.28 – отдых на песчаной поляне у воды. Пока тропа идёт в обход прижимов или верхом, её видно, внизу – она закрыта травой в рост, и я не преувеличиваю. Довольно долго иду уже практически без тропы – часто теряю её.

13.25 – 14.50 – обед на галечной косе. Думаю, что прошёл 7-8 км от силы – плохо.

15.30 – появилось сухое русло, как обычно галечно-валунная полоса. По ней уходить от реки и примерно через 200 метров искать тропу, которая отходит слева по ходу от неё. По сути тропа и идёт по правому краю этого русла (по ходу), иногда немного удаляясь. Выглянуло солнце, есть просветы. Очень важно найти указанную тропу, так как движение вдоль реки становится очень затруднённым из-за стариц, проток и меандров реки. Тропы вдоль реки нет. В своём первом походе мы прошли этой дорогой. До сих пор я вспоминаю, что это было. Можно было бы и об этом рассказать: как со свечками ночью шли, но и так уже много написано, надо завершать рассказ. Но ещё раз повторю – очень важно найти тропу от сухого русла.

16.22 – 16.32 –отдых. Постепенно сухое русло наполнилось водой из ручьёв. На тропе много, то есть очень и очень, свежего бурелома.

17.23 – 17.38 – отдых. Далее превосходная тропа, шёл очень быстро. Примерно, через 30 минут, огибая слева завал из деревьев, с другой стороны вышел на тропу, которая пошла на северо-запад и даже местами на запад по молодому редкому березняку со средней травой. Тропа сузилась и, несмотря на твёрдость, заросла травой. Прошёл болото, потом ручей, потом ещё один глубокий ручей по полузатопленному бревну. Везде следы пребывания людей, но как-будто ухожу слишком влево. Решил, что тропа идёт на озеро Окунёвое (неверный вывод).

18.55 – вышел на высоковольтную линию. От места выхода в 100 метрах вправо берег Выдриной. Шёл очень быстро, как всегда одолевают сомнения: вроде болота не было, и по выходу на высоковольтку поворачивал вправо, а тут река!

19.00 – встал под высоковольткой ближе к реке. Поужинал. Очень устал, болит левая нога, под коленкой хороший синяк в память о переправе через Ключевую. Еды ещё на 2 дня. Слышен шум поездов, проходящих по железнодорожному мосту. Со времени последнего отдыха солнце, тепло, может быть, погода наладится. Комаров – тьма.

На следующий день, когда пришла электричка, понял, что мои электронные часы где-то сегодня перескочили на 1 час вперёд. Может быть, на участке от 11.28 до 13.25, так как протопать почти 2 часа без остановки я вряд ли бы смог. В общем где- то один час оказался накинутым к хронометражу, прошу меня извинить за эту неточность. Если бы не она, то ещё 8 августа я вышел бы к Байкалу. А в семь часов вечера, не очень уверенный в том, как нужно двигаться дальше, я решил остановиться и отдохнуть.

9 августа – день двенадцатый (суббота)

11.50 – выход. Вдоль реки тропы нет. Всё не так: в прошлый раз я по высоковольтке уходил вправо, а сейчас от места выхода на неё пошел влево через глубокую лужу в гору. Затем через примерно 200 метров вдоль линии по дороге, потом по дороге же вправо от высоковольтки.

12.17 — у начала дачного посёлка. Здесь даже телефон уличный есть.

12.30 — на берегу Байкала.

Погода чудесная, вымылся. Остановка в 80 метрах. Обедаю, загораю, ещё раз залез в воду.

Когда во втором походе вышел сюда, то место это вызывало ощущение уютной заброшенности. Полустанок, практически без платформы. Редко проходящие поезда, короткие и бесшумные, как Летучие Голландцы. Берег такой, какой можно увидеть где-нибудь в районе восточного побережья Ольхона: редкие топляки вбитые в песок и гальку и почти занесённые ими. Выбеленные до цвета макарон редкие брёвна в воде, слегка качающиеся на слабых волнах. Неяркое солнце и ненадоедливый ветерок. Людей нет. Запустение отрадное для души. Расстелил коврик, положил голову на полузасыпанное бревно, ноги протянул, и они легли на другое, как будто меня ожидавшее. Смотрел в небо и на воду. Далеко вправо от меня к устью реки пришли женщина и маленькая девочка. Вымыли головы, постояли, глядя на Байкал, и также беззвучно ушли, как тени людей. Уголок мира, отделенный, отгороженный, от суеты. Даже пробегавшие поезда усиливали это ощущение: им не суждено здесь остановиться, они не могут здесь остановиться. Сюда может прийти только человек, который шёл сюда, чтобы побыть наедине. С собой. С водой. С песком. С камнями. С полузатопленными брёвнами. Сказочное, долгое ощущение, я растворился в нём. По какому-то внутреннему сигналу встал, собрался, надел рюкзак и пошёл на полустанок. Электричка, словно ждала меня за углом, выкатилась, зашипели двери, я один поднялся в пустой вагон, присел у окна – смотрел, как бежит рядом с поездом кромка берега, потом её закрыли деревья.

Электричка в 17.25. Собираются люди, народ ходил за черникой. Едут, чтобы продать её. Люди от мала до велика, зарабатывают на жизнь. Увидели знакомых, громко приветствуют друг друга, узнают, как у кого дела, кто сколько собрал. И снова, мгновенное ощущение, что я наблюдаю за жизнью: никого не знаю, я никому незнаком.

Электричка – «окончен поход ни единого ….», домой.

Всё.

Владимир Прадедов

WladimirИнтересный рассказ. Жаль, что нет фото
16.12.2008, 13:29:00 |
Евгений РензинОтличный рассказ! Мне очень понравилось и то, о чём вы пишете, и, ещё больше, то, каким языком пишете. Напрасно вы переживали, что рассказ получился длинный. Я бы с удовольствием читал дальше. Особенно понравились отступления от отчётной части. Про медведей, про снег... Жаль, что про гуляние по ночному лесу со свечами не рассказали:) Не представляю как это вообще возможно, если идти нужно дальше, чем до "шхельды".
17.12.2008, 13:46:50 |
Sergey VТоже понравилось, и более того, местность весьма заинтересовала. Если бы только не медведи :-)
Жаль что нет фотографий, Сохор — это типа Босана, небольшое повышение в гребне?
А еще вопрос, на карте в этом районе (юго-восточнее истоков Осиновки)пик 2220 — у него есть имя? Есть какая-то информация о нем?
17.12.2008, 14:04:46 |
Владимир ПрадедовНа пике 2220 не был , а вот г.Рассоха(2151) на север от истоков Выдриной видел и даже в этот раз планировал подняться, но помешала непогода. Собственно, сам план похода выглядел иначе, в тексте отражена часть, которую удалось пройти. г. Рассоха выглядит очень мощно. г.Сохор — это просто высокогорное плато и на Босан не похожа. На макушке Босан стоят останцы, по форме напоминающие скальники на Ольхинском плато, а Сохор — большое приподнятое плато.
17.12.2008, 20:57:08 |
Владимир ПрадедовОтзыв Евгения убедил меня, что рассказ будет неполным, если не рассказать и об этом эпизоде.
Пусть так и будет!
Итак, в самом первом походе...
Тогда, очень давно, брать в поход фонарики с батарейками было накладно и тяжело, поэтому у нас был лишь один такой. Три остальных были «жучками» — ручка, которая ходила вверх-вниз от нажатий руки, крутила постоянный магнит, и вырабатывался ток. «Жучки» очень лёгкие и не требуют батареек. Мы ими пользовались и были весьма довольны. Но именно они и стали… впрочем, по порядку.
Вечером, в тот же день, когда ушли с Нижней Хандагайты, остановившись на ночёвку, мы поставили палатки входами навстречу друг другу. Поужинали, а потом сидели у костра, говорили… В какой-то момент, не помню кто из парней, сказал, что сможет раскрутить «жучок» одной рукой так, что у него перегорит лампочка. Я засомневался, и возник спор. Чтобы решить — быть или не быть, решили — пусть крутит! Не сразу, а после серьёзных усилий, лампочка перегорела! Я думаю, что здесь, в какой-то мере, исход спора решили девушки, которые заинтересованно следили за усилиями «вандала». Лампочка перегорела, но… появились новые желающие сказать своё «ху». Второй, третий фонарик пошли в ход, народ потянулся за запасными лампочками из ремнабора. В итоге, когда удалось прекратить «беспредел» в живых осталось три лампочки, то есть всего три! потому что лампочку из фонаря с батарейками тоже сожгли!
Никто особенно не переживал: а что – поход почти завершён, до выхода ничего сложного не предполагалось, ну, сожгли лампочки, зато показали, что такое крепкие мужские руки и прекрасно, «спортивно» провели вечер, с тем и отошли ко сну. На следующий день нам надо было обязательно выйти к железной дороге: во-первых, это был уже первый запасной день, во-вторых, и это самое главное, одна из участниц успела купить билеты на самолёт и, если мы не успевали выйти, билет пропадал.
Утром встали рано. К 12 часам дня вышли на кордон №3 у Ключевой. Перешли Ключевую по клади, которую сделали сами – моста тогда тоже не было. В полчетвёртого дня прошли устье ручья Холодный, который стекает из-под г.Поляна – до шоссе оставалось не более 14 километров. От кордона до этого места тропа была отменная, в общем, никаких причин переживать. В 15.40 вышли на рукава, и тропа незаметно исчезла. Мы не знали про сухое русло, на руках была крока, которая эти рукава вырисовывала очень умеренно, и… пошли вдоль реки.
Когда полшестого вечера остановились на ужин, стало понятно, что назревает проблема: рукава возникают снова и снова, старицы, протоки, глубокие протяжённые рытвины, которые надо обходить, так как в некоторых глубина по бёдра и выше. Лицо нашей «лётчицы» становилось всё тревожней и тревожней. На ужин остановились рано потому, что молчаливо было решено, что сегодня мы выйдем на шоссе, а значит, вот сейчас поужинали и до шоссе — сколько бы времени это не заняло. Постепенно стемнело. Идти по открытым местам ещё можно было, но в лесу стало очень темно. Тропы нет. Надо светить… Батарейки держались-держались и «сели». Остались три «жучка» или правильнее сказать – три ЛАМПОЧКИ! Вот-вот-вот. «Потренировались», поспорили! Но уныния не чувствовалось. «Жучки» бодро жужжали в руках. Хоть и неудобно двигаться в таком освещении, но что-то видно было, а наступила уже настоящая темнота.
Не знаю почему, какими судьбами, может быть сказалась вчерашняя тренировка, но, вдруг, погас, один «жучок» — перегорела лампочка! Как ни старались, через непродолжительное время сгорела ещё одна. Позже выяснилось, что в ремнабор были положены лампочки с номиналом несколько ниже тех, с которыми «жучки» продавались. «Ремонтник» оправдывался тем, что такие лампочки дают больше света при меньших усилиях, но это мы услышали уже в городе, на «клюкве». А в лесу ситуация была такая: один «жучок» и семь человек, которые ни гуськом, ни в шеренгу выстроиться за ним не могли. «Пришла пора предаваться унынию…» Но, и ещё раз но! Несчастный вид нашей «отпускницы» высек гениальную мысль – а свечи. У нас было две или три парафиновых свечи на случай ночёвки в зимовье. Что ж делать, фонарей нет, пусть свечи послужат. Никто даже не думал, что это выход, просто есть свечи, они горят, при горении светят, вот пусть и посветят, хоть несколько минут – может место под палатки по ходу движения найдём.
Свечи горели ровным пламенем, и что удивительно – не гасли, несмотря на ветерок. Одна свеча была у впереди идущего, другая у предпоследнего. По ходу оттачивалась «Технология использования свечи в походе при движении группы людей по ночному лесу, в отсутствии тропы, осенью, при слабом попутном ветре». Оказывается, чтобы освещение было всесторонним, надо свечу держать выше головы, и чем выше, тем больше освещаемое пространство. То, что я наблюдал, постепенно превращалось из отчаянной попытки хоть что-то предпринять, в решение проблемы. Чем дольше горели свечи, тем ярче и больше становился освещаемый ими круг. Было попросту видно всё на 10-15 метров вокруг нас! А теперь представьте, как выглядела наша «процессия» со стороны: лес, бестропье, группа людей, тени, прихотливо мечущиеся по земле и окружающему лесу, и свечи, ярко, вызывающе ярко горящие над головами людей – кто они? эти люди, куда они идут ночью со свечами – секта ли это, проводящая какой-то мистический обряд? или группа смиренных паломников, идущих в поисках своей Эйкумены…
Двигаясь, таким образом, мы вышли на галечный пляж, посередине которого находился завал из топляков, которые река, на излучине, вынесла на берег весенним половодьем. Завал был в рост человека и перекрывал нам движение, поэтому решили перейти через него. Для этого пришлось собраться покучнее. Я шёл вторым. Вдруг, впереди идущий провалился между стволами, наступив на кучу коры. Моё лицо оказалось на уровне его вытянутой вверх руки, и я увидел руку… Оплывающий парафин превратил кисть руки в подобие давно не чистившегося канделябра: слой за слоем парафин застывал на пальцах и запястье, не обжигая держащую свечу руку. Гриша (так зовут моего товарища) не обращал внимание на это, он следил за тем куда идти, рядом ли товарищи, хорошо ли видно. Но рука – настоящее произведение свечного искусства – живой канделябр. Парафин, кроме того ещё и зафиксировал ладонь. Потом мы, шутя, просили не убирать это экзотическое «украшение».
По выходе за завал было принято решение – надо останавливаться, несмотря на то, что слышен был шум поездов. Всё-таки идти в темноте было слишком рискованно, и то, что Григорий провалился между брёвнами, хоть и без потерь для себя, убедил, что надо останавливаться. Это понимала и, теперь уже опоздавшая на самолёт. Встали мы в 00.10 минут.
На следующий день, через 45 минут, вышли на шоссе, потратив два из трёх запасных дней. Дома узнали, что билет, родители нашей участницы, сдали. Она купила без труда новый, и остаток отпуска провела у своей подруги в Прибалтике.
Оглядываясь назад, можно сказать, что надо было остановиться много раньше, надо было, и, наверное, это было бы правильно. Никто ничего не планировал специально. Но я не жалею. Слова передают лишь часть того, что я видел той ночью – я не жалею…
17.12.2008, 23:43:00 |
Евгений РензинСпасибо, Владимир. Отлично!
18.12.2008, 01:12:44 |
Надежда ***Рассказ интересный, спасибо!
19.12.2008, 02:48:57 |
Дмитрий Песковхорошо обыграно надвигание события, предчувствие драматической развязки.
Перетершаяся веревка — для альпинистов это как -бы само собой, перетирается на раз даже веревка об веревку 10мм(!) , а тут трос, да еще и под весом, надо было на зимовье проволоку поискать, или скобу и согнуть их нее петлю.
Искрил алюминий и магний, который входит в сплав карабинного металла?
Вообще, приятное чтение, спасибо.
24.12.2008, 08:57:12 |
Дмитрий МызниковРешился таки прочитать, (давно погладывал на этот расказ, но большое количество букофф, останавливало) и правильно сделал! Впечатлило! Но больше всего впечатлило решение о третьей попытке взойти на Сохор! Ведь по-сути, не смотря на отказ от восхождения из-за встречи с медведицей, поход на Сохор был практически осуществлен. Осталось каких-то 1-1.5 км по плато. Вернуться и пройти ити 1.5 км... повторив полторы недели ранее виденого пути, я бы не решился.
03.01.2009, 06:58:04 |
Дульский Андрей Мы проходили мимо Сохора в середине июня (заходили по Выдриной, спускались по Переемной), но на сам пик не пошли. Было мало времени, а пик абсолютно неинтересен как вершина, просто высокогорное плато. Но медведь действительно был. Он пасся с полкилометра ниже перевала как раз в середине долины и полностью перегораживал дорогу на верх. Но мы в тот момент слегка промахнулись и на перевал выходили сверху из соседней долины, поэтому мишку мы увидели сверху, а ему было лень поднимать морду. Мы не торопясь поснимали кино, а потом на цыпочках пошли на перевал
01.06.2009, 10:13:47 |
И. Фефелов

обнаружил, что исчезли электронные часы, которые ношу в кармане рубашки

Я давно уже в походе никакие важные вещи не кладу в боковые курточные, а особенно в нагрудные карманы, если они не имеют хорошего застегивающегося клапана. Да и с клапаном, если в кармане мелкие предметы, много мельче, чем расстояние между краем кармана и пуговицей, — тоже надо держать ухо востро.
Чуть наклонился — и привет, предмет.