Переход 11.08

Все-таки до буддийских монахов нам далековато. Сто лет высидеть здесь нам не удалось. Наутро приходится подумать о вариантах выхода в цивилизацию. Их довольно много, точнее два.

Панорама цирка под п. Политехников

Первый самый что ни на есть простецкий — через перевал Политехников попасть на Булык и по нему вниз до Шимков. Смущает, правда, неразведанная переправа через Иркут, но там, где ходят стада политехников, есть шанс пройти и двум аргонавтам.

Второй вариант более мудреный — через перевал Политехников попасть на Булык и тут же попробовать перевалить на стрелку Хэров. На схеме нет и намека на возможность перевала, более того, данная гряда весьма высока, и малоперспективна, но… Утром, я считал, что главное — подняться на гребень. Чуть позже я убедился, что спуститься с него не менее важно.

В общем, куда ни кинь — всюду перевал Политехников. Шучу. Вариантов всегда больше, например Рекорд, тоже, кстати, так и не пройденный нами, но мы уже прошли мимо?! Можно еще раз Зун-Бортойский, но тогда дежавю удлинилось бы на один день. Просто хочется, наконец, побывать на Булыке, посмотреть озера, само ущелье и попробовать пробить еще один перевал на маршруте Поперечном, который, видимо, еще долго будет меня преследовать.

Сергей: "Кстати, все-таки был предложен еще и третий вариант — уйти на Булык и если не получится перевалить оттуда на Хэр, то вернуться через Политехников обратно и через Зун-Бортойский-таки оказаться на Хэре. Всяко лучше, чем по Булыку выходить в долину. Вариант был отвергнут Олегом, однако, боюсь, так бы и пришлось поступить в случае неудачи.

Парабола
Две галки на Архуте
Срезанная вершина Стола

В Саянах есть несколько объектов, образование которых трудно объяснить объективными причинами (каково сказано!). К ним, например, относятся известный пик Стол и совсем не известные две идентичные параллельные галки в двух грядах за Архутом. Эти галки — явный след падающей летающей тарелки, совершившей аварийную посадку. Для каких целей инопланетянам потребовалось снести лазером макушку у горы, которая вследствие этого стала называться Стол, у них и спрашивайте. За одно не забудьте поинтересоваться, на кой ляд они в непроходимом гребне выпилили практически идеальную параболу, которую кто-то зачем-то позже переименовал в перевал Политехников.

Панорама с п.Политехников

Смотри не зевай

В общем, пока я тут нес всякую околесицу, мы оба-два зашли на этот самый перевал. Среди всякой дребедени, складированной на перемычке, особо порадовала трамвайная табличка "Волжская", ну и записка от семейной группы Шумилиных, снявших записку семейной группы Стрижак. Мы тоже семейная группа (а именно, братья), поэтому перевал явно меняет ориентацию. Внизу, как и ожидалось, два красивых озера. Не откладывая вопрос поиска перевала на Хэр в долгий ящик, прямо с перемычки пытаюсь разведать правый гребень. Безуспешно, тут только отвесные стены, смотри не зевай. Посмотрим, что будет за следующей вершиной. Спускаемся к верхнему озеру, обходим его справа и останавливаемся возле нижнего.

Пик 3231
Верхнее озеро на Булыке
Нижнее озеро на Булыке

Вот он!
Подъем на Цхинвал

Косая темно-зеленая полоса разделяет два скальных бастиона. По этой зеленке стекает два основных потока, в верхней части разветвляющиеся на большое количество мелких. Средний наклон — градусов 45. Набор высоты метров 400. Либо здесь, либо нигде.

Подходим под взлет и останавливаемся у большого валуна. На разведку иду один. Первая сложность — подняться выше водопада. Оба потока в нижней трети, как обычно уходят в каньончики и обрываются в долину Булыка водопадами. При этом окружающие их гребешки в этом месте превращаются в скальные стенки. Насколько они проходимы, нужно смотреть поближе. Наиболее проходимым кажется самый правый гребешок. Ухожу на него и далее в сторону большого светлого пятна в верхней трети. На основной гребень выхожу правее пятна. Никаких шансов спуститься в ущелье Хэра. Гребень просто нависает над скальными стенами. Двигаться по гребню тоже непросто. Пробую пройти еще правее и найти спуск.
Светлое пятно
Метров на 150 вниз все же удается спуститься, но дальше обрыв. Возвращаюсь наверх и предпринимаю попытку пройти обратно по гребню. Пройти удается только над пятном, дальше серьезное скальное лазание, на которое лучше не замахиваться без страховки, а обойти сбоку никак не получается. Честно говоря, в этот момент я на некоторое время перешел в категорию крестоносцев и решил "видно не судьба". Начал спуск в долину Булыка и, пройдя уже примерно треть пути вниз, все же решил проверить, что там, во втором, южном кулуарчике. Перелез через разделяющий гребешок и увидел, что подъем возможен. Через нехочу опять вылез на основной гребень. Видимая отсюда треть спуска проходима!

Вниз сбежал по удачному южному кулуарчику. Заодно разведал неочевидный способ пройти над водопадом и попасть на зеленку центрального гребешка. Сергей ждет возле валуна, все это время он гулял по ущелью, фотографировал наш перевал. Принимаем решение, попытаться идти первопроход, несмотря на неочевидность спуска в нижней части противоположного склона.

Панорама верховий Булыка

Сергей: "Честно говоря, я порядком поволновался, так как Олег отсутствовал около трех часов. Сначала наблюдал за его подъемом, устроившись в тени валуна. Но вскоре он поднялся настолько, что его фигура потерялась на фоне скал. Делать было нечего, прогулялся до озер, сделал панорамку, заодно набрал воды и вернулся на свой пост. За это время погода как будто бы собралась портиться, подул какой-то непонятный ветер, набежали тучки. Наконец-то, совершенно неожиданно, Олег появился слева от меня на осыпи, совсем не там, где я его высматривал. Мы устроили перекус и почти сразу пошли наверх. Даром что он только что бегал вверх-вниз, он и второй раз шел так, что я его не мог догнать. Мне бы такую выносливость :)"

Здесь мы поднимались на Цхинвал
Панорама с Цхинвала

Подъем по довольно крутой зеленке под стенку центрального гребешка. Непосредственно под стенкой уходим налево и по удачной полочке траверсируем над водопадом в расположенное выше более спокойное русло южного кулуарчика. Основной подъем происходит по сухому нынче руслу, представляющему собой выход скальных плит различной крутизны, в среднем 35 — 45 градусов. Встречаются четыре-пять участков до 7 метров и до 75 градусов. При сухой погоде все проходится по руслу, если в русле вода, то можно попробовать пройти по зеленке на бортах кулуарчика. В верхней части несколько разветвлений, держимся правого по ходу борта, хотя, можно попробовать и другие варианты. На основной гребень выходим точно по центру косой зеленой полосы. Сложность подъема можно оценить как 1б в хорошую погоду и 2а в плохую. Высота перевала по GPS 2970 метров. На востоке господствует безымянный обруб 3231, в Тункинской долине просматривается Кырен, на западе в ближней округе нет высот, сравнимых с нашим перевалом, поэтому видно далеко. Хорошо видно стрелку Хэров и перевал Илтыкшинский.

Верхнее озеро с Цхинвала
Еще раз обруб 3231
Илтыкшинский с Цхинвала

Тур

Долго тупим с названием. В голову не приходит ничего путного, только Булхэр, Хербал и Хербульк. Никаких других характерных черт, отличающих данный перевал от группы ему подобных, выделить не можем. Я считаю, что Саянские перевалы можно и нужно называть именами городов. Так, например, появилась София, хотя это имя имеет отношение не только к столице Болгарии. В итоге перевал назвали Цхинвал. Никакой политики, только память об августе-2008 и звучное имя.

Долина Хэра значительно ниже долины Булыка. Перепад высот на запад составляет порядка 700 метров. Спуск тоже не сахар, кстати, очень напоминает спуск с Софии в сторону Хурай-Хайра.
Спуск с Цхинвала
Верхняя треть — каменистый склон-сыпуха. Именно он просматривается сверху. Вскоре появляется фрагментарная зеленка, а склон, увеличивая крутизну, скатывается в русло появившегося потока. Движемся по руслу, и выше первого водопада, уходим по зеленке на правый приток, огибая скальные сбросы. По правому борту этого притока уходим ниже первого водопада на основное русло. Не доходя до второго водопада, снова уходим вправо на довольно крутую, но проходимую зеленку. Несколько зигзагов по травянистым полочкам и уходим еще правее, в открывшийся небольшой кулуарчик, а из него на более-менее ровную поверхность долины Хэра. При спуске время от времени с завистью поглядываем на ровный зеленый склон, расположенный через два потока слева от нас. Вот если бы попасть туда. Скорее всего, это возможно, если с перевального седла по гребню сразу уйти на юг, но насколько оправдан такой крюк-трюк, непонятно. В любом случае, сложность перевала Цхинвал очень близка к 2а.

Панорама с места ночевки
Маленькая, но высокая дуга

Ночуем прямо на зеленой подушке, которой заканчивается разделяющий истоки Хэра гребень. Любуемся новым перевалом, и с этой стороны хорошо различимом на общем гребне. Его седло — это небольшая, но самая высокая дуга, расположенная между двумя дугами побольше. Заинтересует ли Цхинвал кого-нибудь, кроме нас — время покажет.

Далее (12 августа. Дежавю)

евгений такайшвилиОчень даже интересует меня "сделаный" вами, уважаемые братья, Цхинвал. Надеюсь этим летом (м.б. "бабьим") пройти. Напарника пока нет...
06.11.2015, 13:55:49 |
Сергей ЗубковОтлично, что интересует, хоть кто-то его пройдёт, кроме нас :) Если нужна дополнительная информация, спрашивайте.
09.11.2015, 02:41:48
Олег ЗубковНу не только мы его ходили. Еще группа Алексея Мисюркеева в обратном направлении прошла. Может и еще кто проходил там, только не дал знать.