Переход 12.08

При планировании нашего мероприятия, я предполагал, что 12 августа мы, скорее всего, будем либо еще на Правом Шумаке, либо уже в Тункинской долине (если будем выходить по Булыку, в возможность перевалить на Хэр я как-то не верил). Место, где мы ночевали, оказалось чем-то средним между этими вариантами. За один день выйти до дороги довольно трудно, за два дня, наоборот, как-то легко. По этим местам, я уже ходил немерянное число раз, тем более в прошлом году, мы ночевали в двадцати минутах ходу вверх по правому истоку. По просьбе Сергея, решили все же поднапрячься и выйти на известную поляну, где когда-то был балаган, уже сегодня. После вчерашних, фактически трех перевалов, мне хочется поматрасничать, но отважный пример пожилых людей не дает расслабиться.

Нужно сказать, что в этом походе статья "Пожилые люди в Саянах", опубликованная К. Сухановым на angara.net, пользовалась особой популярностью и цитировалась, чуть ли не ежедневно. Мы уже пару раз пересекли их маршрут, пытались разглядеть хитовый нынче перевал Ахтунг с Медвежьего. Что говорить, когда мы оказались примерно в том месте, откуда они стартовали к выходу, возникло желание посоревноваться с ними. Заранее скажу, что цели выйти за день в Ниловку мы не ставили, так как собственной машины у нас нигде нет и торопиться можно только на автобус.

Тем приятнее было обнаружить на перевале Илтыкшинском их прошлогоднюю записку. По всей видимости, к тому моменту у них уже были проблемы с бумагой, так как их записка написана на более ранней, принадлежащей группе из Бурятии. Интересно, что одну записку улан-удэнцев я уже снимал, но на перевале Красавина. В прошлом году, мы выходили точно так же (поэтому вся оставшаяся часть мероприятия для меня полное дежавю). Тогда на перевале Красавина нами была снята записка Балданова от 25.10.2006 о прохождении группы из 6 человек в сторону Илтыкшина. На перевале Илтыкшинском, никаких записок тогда нами обнаружено не было. Каково же было мое удивление, когда нынче на Илтыкшинском обнаружилась старая потертая бумажка, на одной стороне которой коряво написано карандашом: "Группа туристов из Улан-Удэ сняла записку гр. туристов из Москвы и Санкт-Петербурга. Идем в поход 3-й категории сложности. Движемся на перевал Зун-Бортой. 26 октября 2006. t -8. Сильный ветер. Всем счастливого пути. Руководитель Балданов". На другой стороне запись ручкой: "29.08.07г. 10.40. Были пожилые люди на Херу. Ушли через перевал Красавина домой, пить пиво. Совет: на пер. Ахтунг не ходите, он адский". Где пожилые люди откопали записку Балданова, не знаю, но она им явно пригодилась.
Опять Илья Муромец

На перевале Красавина я ожидал насладиться еще перлами от пожилых людей, но, к сожалению, тур там был разбомблен, записок не было. Подозреваю, что к тому времени, у тов. Суханова бумага кончилась окончательно, а записку Балданова с этого перевала я забрал за полмесяца до появления здесь пожилых людей, поэтому писать ему было не на чем. Куда делась моя прошлогодняя записка с данного перевала, остается загадкой.

Далее спускаемся с перевала на народную тропу и по ней выходим в долину. Единственный интересный момент произошел уже у хубутских озер, где я познакомился с бурятом Василием из Шимков — руководителем процветающей семейной фирмы по заброске на Шумак. Он на лошади возвращался после очередной заброски и на озерах решил передохнуть. Мы душевно поговорили о Саянах, из разговора я узнал много интересного о бурятских названиях тех рек, которые и так считал бурятскими. По его словам, все называется совсем не так, как на картах. Еще поразило, что на вид ему можно дать не больше шестидесяти, а он сказал, что ему 74. Обосновал ежегодными возлияниями на источниках.

Кстати о возлияниях. Он любезно угостил меня (Сергей не пьет) любимым бурятским напитком, что в этой ситуации оказалось как нельзя вовремя. Я уже часа два шел на автомате (пять перевалов за два дня), а приняв 50 грамм, почувствовал, будто в меня залили бензин. В общем, дальше пошли быстро. Василий обещал еще чуть-чуть посидеть на озерах, и после нагнать нас на тропе (он же на коне). Догнать нас до поляны ему так и не удалось. Прошу не считать это сообщение рекламой алкоголя, но иногда трудно найти ему замену по эффективности борьбы с усталостью или обморожениями.

Сергей: "Не люблю я все эти возлияния. До озер я легко держался за Олегом, не отставая, однако после встречи с этим Василием и его угощения, Олег побежал по тропе до балагана так неожиданно резво, что я сразу же отстал, а догнать его все никак не мог. В остальном мне этот выход оставил только хорошие воспоминания — прошли мы за день порядочно, этакий марш-бросок, и вечером приятно было вспомнить о проделанном пути."

Если бы не твердое решение заночевать на поляне, где когда-то был балаган, я пошел бы в Ниловку. На поляне и вокруг нее какой-то иногородний шабаш. Василий говорил, что здесь его ждет следующая заходящая группа из Питера. Интересуюсь у находящегося здесь народа, не из Питера ли он, оказывается нет, из Миасса. Спрашиваю про место у реки, говорят, что туда ушла группа из Кургана. Иду в лес, искать полянку, натыкаюсь на курганцев. Обрадованный иду по тропе к Хубутам, думая, что место у реки свободно, а там стоят обещанные питерцы. Если бы здесь были иркутяне или буряты, это понятно, но что здесь делают питерцы? Приходится жить в лесу посередине между уральцами и питерцами, практически в Европе.
Цхинвал из долины

На следующий день уезжаем домой из Ниловки на автобусе. Во время остановки в Шимках, разглядываем пройденный нами перевал Цхинвал. В это время я думаю, что в маршруте Поперечном пока не хватает еще одного перевала. А еще хочется проверить мнение пожилых людей по поводу перевала Ахтунг. А еще все-таки побывать на Моткиных Щеках. А еще: В общем, до встречи, Тункинские Гольцы, любимая Саянская Азия.

Олег Зубков

Олег БерловСпасибо, тёзка!
И снимки классные и текст.
09.03.2009, 15:29:50 |
Константин СухановМолодцы, очередной интересный маршрут.
Вот только, в случае применения на маршруте клизм, скорость прохождения возрастает.
10.03.2009, 09:52:49 |
Николай КопыловЗамечательный рассказ и фотографии!
10.03.2009, 23:29:52 |
Андрей И. Почему некоторые туристы при прохождении маршрутов в непосредственной близости от турбазы Шумак не совмещают "приятное с полезным"? Т.е. почему не заходят на базу, чтобы пополнить продуктовые запасы (что актуально при многодневных походах и когда невозможно сделать продуктовый схрон, так как выход не совпадает с заходом) и чтобы принять грязевые ванны и испить минеральной водицы? :)
12.03.2009, 00:40:57 |
Сергей Зубковпотому что "некоторые туристы" не сильно жалуют эти самые турбазы и местный отдыхающий народец, и поэтому специально стараются обходить их стороной :) А с продуктами у них напрягов нет.
12.03.2009, 02:19:31
Вячеслав ПетухинПродукты, конечно, никогда лишними не будут. Я вот точно не знаю, что именно можно купить на Шумаке, всё-таки не всё подряд.

Ну и, чтобы зайти на турбазу и что-то купить в этом походе часа четыре минимум надо было потратить. Причём за три дня до окончания похода. В общем, надо рассчитывать, насколько это имеет смысл.
12.03.2009, 10:11:59 |
Олег ЗубковПопробую выразить свое отношение к этому вопросу. Первые пять раз мы планировали свои маршруты с обязательным заходом на источники. За эти годы я заметил, что "Шумак" меняется. И не в лучшую сторону. Появляются какие-то хамоватые люди, становится все меньше дров (топор я не беру принципиально), и самое главное, район становится просто многолюдным и загаженным. В какой-то момент данная местность стала просто диким необихоженным поселком в самом плохом понимании этого факта: хозяев нет, а если и есть, то только для того, чтобы не пускать "на свою территорию", кучи мусора, много людей. В целебные свойства минералки, употребляемой два-три дня я никогда не верил, грязи — тем более. Если и есть чудесные факты ,быстрого излечения, то это нужно приписывать скорее всего физическим нагрузкам и свежему воздуху, неожиданно сваливающимися на человека в походе. Все "самобытные" произведения искусства, имеющие место быть там я уже давно знаю наизусть. Ну и что там, спрашивается делать? Пополнять продуктовые запасы — дело хорошее, но надежнее все заранее спланировать и взять ровно столько, сколько нужно (включая так называемый н.з.). Рассчитывать на на что-то этакое на источниках (причем не факт что оно там будет), на мой взгляд не совсем правильно. Если идешь на 10-12 дней, то продукты и так можно нести (кстати хорошая тренировка). В общем, здесь мы делимся на две непонимающих друг друга группы — тех, кто возьмет топор и будет надеяться, что купит на источниках недостающие продукты, и тех, кто вместо топора возьмет запас еды на три дня. Каждый выбирает сам.

В каком состоянии источники сейчас не представляю, но возможно как-нибудь туда загляну. Полюбопытствовать.
12.03.2009, 15:48:30 |
Константин СухановСергей, не всё так плохо на источниках. Хотя, в общем, разделяю такую точку зрения. Заход на источники только повышает "чайность" маршрута, тем самым снижая его спортивную составляющую. Потому что, во-первых, это время. И во-вторых, привязка к определённому месту, мимо которого пройти нельзя.
В спортивных походах топор, действительно, играет роль балласта: на костёр для ужина дров можно наломать и так, а пионерские костры только для пикников необходимы. Ведь цель СПОРТИВНОГО похода не в еде, не в днёвке на источниках и даже не в любовании природой. Цель — быстрое и безаварийное прохождение интересного маршрута, а для этого ОЧЕНЬ необходимо оптимизировать вес рюкзаков.
13.03.2009, 08:37:31 |
Алексей МисюркеевКак всегда интересный маршрут. Читал с очень большим интересом.
14.03.2009, 12:42:51 |
александр шеметовМолодцы,очень интересный маршрут и рассказ.
16.03.2009, 17:34:55 |
ЕсенияОчередной раз высказываю своё восхищение братьям Зубковым.
Читать замечательное повествование и дотошно разглядывать шикарные
фотографии — сплошное удовольствие.
МОЛОДЦЫ.

Спасибо!
23.04.2012, 23:11:52 |
Константин Суханов

Я сам сначала не мог понять, с чем связана такая старческая немощность, раньше заход никогда не казался мне таким тяжким.

А потому что —

...отважный пример пожилых людей не дает расслабиться.

Это чтоб понять, каково пожилым людям передвигаться по Саянам)))