Переход 4.08

Панорама со стоянки на озере
Вид на перевалы Ясный и Пушкина

С места ночевки просматривается наш маршрут на несколько дней пути. Можно разглядеть местность в районе перевала Пушкина, можно узнать, откуда берется столько воды в водопаде слева от перевала Ясного. Но туда нужно еще попасть. Сегодня мы просто окучиваем притоки Билюты, сначала вниз, затем вверх. При спуске на правом берегу попадается даже какая-то тропа, которая, впрочем, так же быстро теряется. Движемся просто по густому, местами буреломному лесу на склоне, довольно высоко над водой. Спуск кажется не очень-то приятным. Однако все познается в сравнении, если бы мы знали, что нас ждет на Бобкова или параллельном ему другом крупном притоке Шумака из-под перевала Пушкина, то были бы счастливы возможности быстрого и необременительного спуска по этому редко посещаемому притоку Билюты. Перед выходом в долину Сергей на некоторое время задерживается в куруме. Оказывается, там лежат окаменелые деревья. С сомнением ощупываю принесенный им обломок. По виду просто дерево. Но по весу и на ощупь это явный камень.

Сергей: "По сравнению с притоками Шумака, эта речка создана для приятных прогулок. По мокрым кустам конечно, но куда ж без них. Мне, в общем, понравилось. Особенно последняя часть спуска, когда рельеф стал резко понижаться и открылась широкая долина основного русла Билюты. Мы чуть ли не кубарем рванули вниз, хватаясь за верблюжьи хвосты. В этом месте, видимо, когда-то сошел оползень, и открылось эти самые окаменевшие стволы. Большинство, конечно, развалились на куски и выглядели как обычные камни. Но были и необычные – на вид трухлявая деревяшка или кусок коры, а возьмешь в руки – камень, вполне себе твердый. Некоторые груды выглядели в точности как стволы, рассыпавшиеся от старости – в центре древесина белая и как будто более рыхлая, ближе к краю – рыжая, с характерной кольцевой структурой, и далее темная кора. На ощупь – натуральный камень. В общем, любопытное место, я такого раньше не видел."

На Билюте
Панорама правой Билюты

Правая Билюта встречает нас отличной погодой и спокойным течением. Переправляемся возле стрелки с Левой Билютой и на поляне устраиваем перекус. Место козырное, часто используемое, и потому замусоренное. Далее все просто: переправа через Левую Билюту, и по левому берегу до второго после нее притока из под перевалов Бобкова. Этот приток впадает в Билюту с большим сбросом высоты, но никакого каньона не образует. В данной местности все притоки, включая самый крупный — реку Звериную протекают сравнительно спокойно между большим количеством обкатанных рекой гладких камней различного размера. Перемещаться по таким ручьям одно удовольствие, можно идти по камням прямо по руслу, при необходимости лавируя с берега на берег. Чуть ниже и Билюта и все мало-мальски заметные ее притоки образуют одну из самых мощных каньонных систем в Саянах, но мы туда предусмотрительно и храбро не пойдем. Поднимаемся вверх по обширному пространству, заваленному круглыми окатышами и более приличными валунами. Потока среди них почти не видно, но по ширине чистого от леса пространства можно догадаться, что здесь творится во время паводков. Чуть выше русло сужается, но нигде нет необходимости уходить на склон в лес, везде можно пройти по камням. Жарко, время от времени останавливаюсь в тени редких утесов. Приток что-то никак не хочет заканчиваться, а пора бы. Наконец упираемся в приличный водопад, обходим его справа по тягуну с остатками леса и выползаем в верхнее течение притока.

Панорама с места стоянки под перевалами Бобкова

Предположительно, виден один из перевалов Бобкова, а именно восточный. Ровное место удается найти не сразу и на значительном удалении от границы леса. Ну ничего, сбегаем за дровами дополнительно. Снова с места ночевки замечательный вид, на этот раз в обратном направлении, в сторону реки Звериной и пройденного нами вчера перевала. Горы расположены в два яруса. Прямо в створе нашего притока, через Билюту просматривается перевал Василек (Два брата). Обе обрамляющих его вершины-брата довольно невысоки, но это начинаешь понимать, когда из-за них выглядывает грандиозная стена Зун- и Барун-Хандагайских вершин, начинающаяся с пика Иркутск и уходящая на запад вереницей суровых пиков. В этой гряде, сразу за Байкалом и Шишкиным Пупом можно видеть и узкую щель перевала Белоруссия. Перевала Украина что-то не видать.

Дровнинг
Два яруса
Василек (Два брата)

Сергей: "Этот второй сегодняшний приток был просто идеальным, наверное, самым приятным из всех, по которым мне довелось ходить. Идешь себе по камням, как по ступеням. К концу дня я, конечно, притомился, да и солнышко припекало. Олегу хоть бы хны — еще и за дровами потом сбегал. Запомнился ужин — полная миска густого деликатесного супа из сушеной картошки, говядины, овощей и пары суповых пакетиков. Олег умеет варить такие супы в горах, это что-то! И порции получились "с горкой", не чета сублиматным. "

Далее (5 августа. Буреломинг)