Переход 8.08

Пушкина со стороны Шумака

Лесная опупея худо-бедно завершена. Мы выскочили на оперативный простор и горим от нетерпения пройти пяток-другой перевалов. Окружающему нас гомеопатическому мирозданию плевать на наши планы, наши желания ему до фонаря. У него нынче по расписанию туман. Временами видимость не превышает двадцати метров, идти в такой обстановке неизвестный, пусть и простой перевал не представляется возможным. В итоге сидим почти до часу дня в палатке, читаем надписи на сублиматах, много думаем. Наконец туман слегка приподнимается, и, не то чтобы совсем, но становится виден вход в верхний цирк.
Туман над притоком
Панорама с перевала Пушкина
Выдвигаемся туда. Перевал исключительно простой, если бы вчера подошли под него, то сегодня могли бы пройти и в условиях плохой видимости. Коротенький подъем, и мы на перемычке. Здесь много тумана и камней (подозреваю, что только из-за них перевал не классифицировали как н/к). Сложен большой курган, из которого торчит шест, но записок нет. Спуск, правда, чуть покруче и подлиннее подъема, но все равно этот перевал попроще Солнечного, который я до сих пор считал самой простой 1а.

Вываливаемся из тумана по ту сторону перевала и оказываемся на берегу большого озера, которого почему-то нет на схеме. Мы на левом истоке левого притока Билюты, который уже пересекали в устье четыре дня назад. Здесь судьбе угодно испытать на прочность наш коллектив. По плану, мы должны попасть с левого истока на правый к перевалу Ясному, обогнув разделяющий их гребень.
Кажущаяся перемычка в мареве
Попутно я хочу осмотреть место слияния истоков, так как лет пять назад мне показалось, что там река должна протекать под естественной аркой, редкое, но вполне возможное явление. Сергея арка не интересует, он, вдохновленный успехами навигации при помощи космоса, настойчиво предлагает пересечь разделительный гребень между истоками напрямую. Если судить по гипсометрии, там пологая перемычка, а в неверном мареве тумана он, как ему кажется, ее разглядел. Я наотрез отказываюсь лезть в тумане неизвестно куда, считая это совсем нездоровым занятием. Сергею хватает здравого смысла, и, хотя он и считает мое поведение блажью, но не поддается на провокацию разделиться и пройти к Ясному каждый своим путем. Назавтра выяснилось, что это правильное решение. Сергей: "Не прав был, признаю. Это был тот случай, когда нельзя было доверять Гуглу, у него иногда встречаются такие артефакты на карте. Ну так я ж и не пошел туда один, так что не все так плохо :)" В общем, движемся с минимальной потерей высоты в сторону стрелки. Если не считать мои краеведческие затеи, то эта потеря высоты составила порядка двухсот метров по вертикали, срезать можно высоко-высоко над стрелкой. Я же, бросив рюкзак, спускаюсь все же к стрелке в надежде на арку (еще двести метров). К сожалению, арки нет. Вода протекает между двумя плоскими скалами, которые, если смотреть на них из створа ущелья, перекрываются и создают иллюзию непрерывной преграды. На самом деле между ними примерно десять метров.

Возвращаюсь наверх и, без особых приключений мы проходим правый исток до верха. Здесь тоже интересный момент. Для того чтобы попасть к перевалу Ясному, нужно сначала перевалить в верховья ручья Березового, притока Левой Билюты, но перевала нет, а есть абсолютно некатегорийная перемычка между притоками. Перемычка выводит на миниплато, с которого удобно стартовать на Ясный. Здесь есть одно место для палатки, но могут быть проблемы с водой. Например, в прошлый раз, когда мы здесь были, за водой пришлось ходить обратно за перемычку. Это проще, чем спускаться метров на 150 к низлежащим озерам. Нынче, из-за дождей, вокруг площадки, где мы остановились, протекает временный ручеек. Запасаю воды, утром ее не будет.

Из-за нависающего потолком тумана окружающих гор не видно. А жаль, место, где мы находимся, обладает весьма сильными эстетическими свойствами. Как я уже упоминал, миниплато, как сцена нависает над тремя подряд красивыми озерами, из которых вытекает Березовый. Справа от нас перевал Ясный, а чуть дальше в долинку с озерами падает очень хитро устроенный двадцатиметровый водопад. Отсюда создается впечатление, что этот мощный поток воды берется ниоткуда, буквально с гребня. Однако, если посмотреть издалека (например из-под перевала Белоруссия), то становится ясно, что слева от Ясного находится висячий воронкообразный склон, который и является водосбором для упоминавшегося водопада. Далее за водопадом еще два ущелья, одно из которых является подходом под перевал Ясный 2. Еще дальше по кругу высятся малоисследованные межбилютинские гольцы, довольно суровые на вид.

Три озера
Межбилютинские гольцы
Загадочный водопад

Панорама цирка Ясного вечером

Долго жалеть не пришлось, гомеопатическое мироздание, очнувшись, решило устроить спектакль. Под вечер туман, как по команде, стал, лихо завихряясь, утягиваться через окружающие гребни и закатное солнце через дырку от Ясного эффектно подсветило красным всю мизансцену. Легкая дымка-сфумато вносит в и так нереальную картинку дополнительную загадку. До темноты молча бродим по моренам, впитываем окружающую красоту. Унести с собой ее можно (торжественным голосом) только в собственной памяти, фотоаппаратура, несмотря на все навороты, позволяет сделать лишь блеклую ксерокопию действительности.

Сергей: "Это точно. Даже на панораме нет ощущения высоты над озерами и простора, как я ни старался. Вечер был удивительный, уж на что мы привычные к таким видам. В палатку идти не хотелось, хотя было прохладно. Хотелось завернуться в спальник и сидеть на камушке вот так над бездной, слушая ее безмолвие и наблюдая, как гаснут вершины напротив."